Проект «Родители- детям»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 компенсирующего вида» г. Ухта Республика Коми
«Родители- детям»
Исаева Камила Шакировна учитель-логопед
Тюрина Татьяна Вчеславовна воспитатель
Проект «Родители- детям».
(структура предложена М. Е. Верховкиной, СПбАППО)
- Информационная карта проекта:
Тема:«Родители -детям»
Авторы проекта: ТюринаТатьяна Вячеславовна- воспитательвысшей категории, стаж работы 11 лет,Исаева КамилаШакировна, учитель – логопед высшей категории, педагогический стаж-14 лет.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, дети диагностической группы № 5 МДОУ № 94, их родители.
Возраст детей: 2-4 года.
- , на решение которой направлен проект:в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно, а о занятиях с детьми вообще не идет речи. Поэтому мы включаем родителей в образовательный процесс, путем совместного творческого взаимодействия с детьми и педагогами.
Обоснование актуальности: в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих пред детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГДОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации работы с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития. Одним словом, родители- полноправные участники педагогического процесса.
Новизна проекта:данный проект, включает в себя новые формы и методы активного взаимодействия с семьями воспитанников диагностической группы, исходя из интересов и пожеланий родителей. Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации.
Цель проекта:подбор и апробация активных форм взаимодействия родителей, детей и педагогов для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ, как полноправных субъектов деятельности.
Ресурсное обеспечение:
-информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);
-наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, игрушки БИ-БА-БО, детские работы);
-материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, игрушки по лексическим темам, оборудование для лепки, рисования и аппликации, ноутбук, проектор, магнитофон).
Задачи проекта:
для детей:
- укреплять отношения между родителями и детьми;
- воспитывать уважение ко всем взрослым;
- вызывать положительные эмоции, знакомить с новыми видами деятельности (использование нетрадиционного материала в своей деятельности).
для педагогов:
- изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с ее членами с целью согласования воспитательных и образовательных воздействий на ребенка;
- разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи (семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации, просмотр видеозаписи занятий, презентаций по образовательным областям по ФГОСу);
- реализовать разработанный план в образовательной практике младшей группы;
- вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
5.обеспечить родителей специальной литературой, дидактическими играми и пособиями, видеопрезентациями для занятий с детьми в домашних условиях.
для родителей:
- преодолеть барьер недоверия к ДОУ;
- познакомить родителей с ФГОС, с образовательными задачами для детей младшей группы;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, достижение единства требований к ребенку;
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей;
- создание эмоционального контакта между родителями и детьми;
- способствовать укреплению семейных отношений.
Формы проведения итогового мероприятия:
Фотовыставка «Всегда вместе»
Развлечение «Игровой калейдоскоп».
Продукты проекта:
для детей:
*Поделки из пластилина, аппликации, рисунки.
для педагогов:
*систематизация материала по теме (конспекты семинара-практикума, групповых и индивидуальных консультаций, конспекты НОД, проводимой родителями, анкеты для родителей, план-конспект итогового мероприятия);
*видеофрагменты занятий-игр с детьми;
*запись интервью с родителями;
*фото с игровых занятий, проводимых родителями.
для родителей:
*конспекты НОД, проводимой ими;
*видеопрезентации занятий с детьми;
*фотоотчет о проведенном занятии.
Возможные риски: занятость родителей на работе, боязнь родителей не справиться с группой детей, нет достаточных знаний по занятиям с детьми, незнание возрастных и индивидуальных особенностей детей, нехватка материала для игр по лексическим темам.
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
*обогащен и активизирован словарь по лексическим темам, развита общая и мелкая моторика, пополнен глагольный словарь, развита связная речь;
*закреплены навыки использования нетрадиционных материалов в аппликации, в лепке, рисовании;
*укреплены отношения между родителями и детьми.
для педагогов:
*подготовлены видеозаписи фрагментов занятий-игр с детьми для родителей, картотека игр и игровых упражнений в домашних условиях;
*у детей сформированы связная и диалогическая речь, совершенствованы грамматические формы речи;
*разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми; совместной деятельности педагогов, родителей и детей;
*осуществлен подбор методических пособий, литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал для активного взаимодействия с родителями;
*обновлена картотека дидактических и малоподвижных игр по лексическим темам.
для родителей:
*повышена педагогическая компетентность, получены знания об индивидуальных и возрастных особенностях детей младшего дошкольного возраста;
- родители ознакомлены с ФГОС, с образовательными задачами для детей младшей группы;
- вовлечены все родители в воспитательно-образовательный процесс, достигнуто единство требований к ребенку в детском саду и дома.
- Краткое содержание проекта «Родители-детям».
Этапы проекта |
Действия детей |
Действия педагогов |
Действия членов семьи и социальных партнеров. |
Подготовительный |
Дети участвуют в беседе о своей семье. Рассматривают иллюстрации, видео презентации о том, как взрослые играют с детьми. Рассказывают, как дома с ними занимаются родители. Учатся отвечать на вопросы полным предложением. Высказывают желание о том, чтобы мама и папа участвовали в игровой деятельности в группе.
|
Педагоги формулируют проблему, вводят детей в игровую ситуацию по реализации проекта. По предложенной мотивации- озвучивают цель, задачи. Разрабатывают план достижения цели. Подбирают информацию по теме, методическую литературу. Планируют семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации. По окончании проекта ждут сформированные знания, умения у родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего возраста; повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, эмоционального контакта между родителями и детьми; способствуют укреплению семейных отношений. |
Принимают поставленную цель, помогают в составлении плана проекта; помогают в подборке книжной литературы, иллюстративного материала. Участвуют в анкетировании «Наш выходной день», «Участие в жизни ДОУ». |
Деятельностный |
Участвуют в совместной непосредственно образовательной деятельности, игровой деятельности. Помогают организовать выставку своих работ. Принимают активное участие в подготовке атрибутов к непосредственно образовательной деятельности.
|
Педагоги проводят семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации. Помогают родителям составить план-конспект непосредственно образовательной деятельности в разных формах (экскурсии, путешествия, игры), подготовить необходимые материалы и атрибуты для занятий-игр, берут интервью у родителей. |
Принимают участие в семинарах-практикумах, консультациях, интервью, написании плана-конспекта НОД, изготовлении различного материала и атрибутов для проведения НОД с детьми, в подготовке к фотовыставке «Всегда вместе», досугу «Игровой калейдоскоп». |
Завершающий |
Участвуют в досуге «Игровой калейдоскоп», фотовыставке «Всегда вместе» |
Организуют совместный досуг с родителями и детьми «Игровой калейдоскоп»; фотовыставку «Всегда вместе». Обобщение опыта с коллегами по проведению проекта. |
Участвуют в совместном с детьми досуге «Игровой калейдоскоп»; Осуществляют помощь детям и педагогам в организации фотовыставки «Всегда вместе». |
- Системная «паутинка» по проекту:
Познавательное развитие - Наблюдения за дикими птицами, домашними животными (собака, кошка), транспортом, деревьями; целеваяпрогулка к птичьей столовой; - Просмотр видеофильмов о домашних животных, транспорте; - исследовательская деятельность: сравнение птиц (например, воробья и ворону), деревьев (березы и елки); - Проведение опыта «Плавает-не плавает»; - Занятие познавательного цикла: тема «Легкий-тяжелый», «Мягкий-твердый». - Беседы: «О транспорте», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Наши любимые праздники», «Птицы нашего края»; - Рассматривание иллюстраций по темам. - Презентация на тему: «Мой любимый домашний питомец». - Упражнения: «Определи на слух», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Большие и маленькие», «Кто за забором?», «Летит, едет, плывет», «Кого не стало?», «Один-много». - Беседа о правилах безопасности при работе с нетрадиционным материалом, о правилах поведения на улице и дома; - Беседа «Мы и природа»; - Дидактическая игра «Мы и природа», «Что такое хорошо…». |
Речевое развитие
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Физическое развитие
|
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
|
- . Результаты по проекту «Родители-детям»:
- Все 14 семей приняли активное участие в проекте.
- В проект вовлечены все родители детей диагностической группы младшего возраста;
- Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей;
- Все родители воспитанников младшей группы получили практическую помощь в виде индивидуальных, групповых консультаций, дидактического и наглядного материала для занятий с детьми в домашней обстановке;
- Для родителей созданы условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;
- Расширено использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
- Расширена панорама событий детского сада, проведены новые формы взаимодействия ДОУ и семьи, сплочен коллектив детей, родителей и педагогов младшей группы на основе добрых чувств, взаимоуважения.
- Методические материалы по проекту:
- Анкетирование
- Семинар-практикум
- Консультации
- Конспекты НОД родителей
- Отзывы родителей
- План-конспект итогового мероприятия
- Презентация проекта