Проект по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы»
Проект по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы»
Проблема: Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.
Актуальность: Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Она способствует:
- развитию способности нестандартно мыслить;
- готовности к активности творческого характера;
- умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
- формированию эстетического отношения к миру.
А также развитию:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Цель: Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи.
Для воспитателя:
- анализ содержания и методик работы по использованию традиционной и нетрадиционной техник изображения с целью развития детского творчества;
- определение основных направлений н педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте;
- выявление новых эффективных форм и методов развития творческих способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта и нетрадиционных техник рисования;
- определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;
- содействие освоению детьми и родителями традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Для детей:
- знакомство и освоение детьми нетрадиционных техник рисования, сочетая различный материал и технику изображения;
- привлечение детей к творческому экспериментированию с изобразительными материалами;
- воспитание уверенности, самостоятельности, инициативности в художественно-изобразительной деятельности; стремления к творческой самореализации;
- формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Для родителей:
- вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;
- повышение их педагогической компетентности в области художественно-эстетического развития детей.
Тип проекта:
Долгосрочный 2014-2015, познавательно-развивающий.
Участники проекта:
Дети младшей группы, воспитатели, родители.
Предмет:
Условия процесса развития творческих способностей в изобразительной деятельности детей младшего возраста.
Объект исследования: творческие способности детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: при создании следующих условий развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста наиболее эффективно
1) Организация целенаправленной деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье.
2) Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
3) Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел;
4) Комплексное и системное использование методов и приемов нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Обеспечение проекта: Методическое: педагогическая, методическая литература, образцы работ художников, картины.
Диагностическое: диагностический и дидактический материал.
Материально – техническое: магнитофон для прослушивания музыки, краски (гуашь, акварель), карандаши, мелки, пластилин, мелкозернистые крупы, цветная бумага, природный и бросовый материал и т. д.
Интегрируемые виды деятельности:
- игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);
- познавательно-исследовательская деятельность (игры-экспериментирования, эксперименты и наблюдение за свойствами красок и материалов);
- продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);
- коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, показы, объяснения, сочинение рассказов, рассматривание) ;
- трудовая деятельность (поддержание чистоты и порядка своего рабочего места и своих принадлежностей)
- двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры);
- музыкально-художественная деятельность (слушание музыки);
- чтение художественной литературы, просмотр образцов работ(восприятие произведения с решением проблемных ситуаций).
Ожидаемые результаты:
- интерес, активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
- активная творческая деятельность совместно с родителями
Этапы реализации:
1 этап: анализ литературы и оснащение материально-технической базы.
составление перспективного плана работы, диагностирование детей.
2 этап: выполнение плана и текущая оценка результата, внесение изменений, коррекция.
3 этап: Диагностика. Мониторинг. Анализ и оценка полученных результатов, презентация для детей ДОУ. презентация проекта родителям.
4этап: Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.
План реализации проекта
- Подготовительный этап: Сентябрь, октябрь.
- Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования
- Проведение диагностики развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
- Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей.
- Активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- Подбор дидактических, пальчиковых и подвижных игр по теме проекта
- Разработка перспективного годового плана работы кружка «Фантазеры» по развитию творческих способностей дошкольников;
- Наметить примерный план совместной деятельности родителей с детьми;
- Разработка и систематизация консультативного материала для родителей
- Основной этап: Ноябрь - февраль.
- Активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
- Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);
- Организация и пополнение развивающей среды:
создание уголка эстетического восприятия.
- Изготовление дидактических игр: «Соедини по линиям и раскрась», «Какое настроение?», «Составь композицию», «Составь фигуру», лото «Народные промыслы», лото «Узнай элемент узора», «Русские узоры», « Матрешки».
- Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами по разработанному плану.
- Организация выставок детских рисунков для родителей:
«Дерево дружбы»,«Корзинка в фруктами», «Спелые груши», «Снег идет», «Снежинки», «Ночное небо», «Конфетти»; «Моей любимой мамочке», «Морозные узоры», «Цветные сны»; «Лебеди», «Тюльпаны», «Мишка», «Ромашки», «Гусеница», «Радуга».
- Проведение серии экспериментов и наблюдений за свойствами красок и материалов.
- Обогащение опыта исследовательских действий.
III. Заключительный этап: Март, апрель.
- Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.
- Оценка результатов работы
- Анализ результатов педагогической работы.
IV. Обобщение. Июнь-сентябрь.
- Подведение итогов.
- Оформление результатов работы по теме самообразования.
- Представление материалов на педсовете.
С помощью нетрадиционных техник рисования можно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.
Диагностика и критерии результативности
На первом этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок».
Цель: Определение уровня развития творческих способностей.
Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).
2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз.
Простые карандаши.
Испытуемому предлагалось:
В первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Во второй серии: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так
чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до
изображения фантастического животного.
Оценка результатов:
0-4 балла – очень низкий результат;
5-9 баллов – низкий;
10-14 баллов – средний;
14-18 – высокий;
19-24 – очень высокий.
Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.
На втором этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Свободный рисунок».
Цель: Определение уровня развития творческих способностей.
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.
На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка
производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто
оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом
является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и
оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
5-7 баллов – средний;
3-4 балла – низкий;
0-2 балла – очень низкий.
Результаты первого и второго этапов суммируются.
Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей младших дошкольников
- Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов ;
- Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»);
- Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения;
- Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций;
- Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием;
- Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;
- Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта ;
- Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.
Достижения детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой):
- Эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета.
- Могут создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм.
- Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно требованиям программы), способы создания изображения, передают сходство с реальными предметами, обогащают образ выразительными деталями.
- Проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов;
- Проявляют интерес к творческому экспериментированию;
- Совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика;
- Повысился уровень развития художественно – творческих способностей.
1 этап «Неоконченный рисунок» |
2 этап «Свободный рисунок» |
|||
Оч. низкий |
11 |
40,7% |
0 |
0 |
Низкий |
10 |
37% |
17 |
63% |
Средн. |
6 |
22,2% |
10 |
37% |
Высок. |
0 |
0 |
0 |
0 |
ВЫВОД: Анализ мониторинга показывает стабильно хорошие результаты развития творческих способностей дошкольников при их положительной динамике, что позволяет сделать вывод об эффективности проводимой работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- Проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности;
- Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок;
- Повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;
- Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ:
- Обогатили предметно развивающую среду в группах, пополнили уголки изодеятельности;
- Систематизировали собственные знания по применению нетрадиционных техник в работе с младшими дошкольниками;
- Используют разнообразные формы работы с родителями по развитию творческих способностей детей.
Рекомендации для педагогов и родителей.
- Для развития творческих способностей дошкольников необходимо:
- Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними;
- Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру,
- Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям ;
- Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска;
- Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами;
- Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.
ВЫВОД:
- Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников.
- Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение , «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
- Роль педагога, во – первых, сформировать способность Смотреть и Видеть, Чувствовать — Познавать — Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во – вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность.
- Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.