Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Проект по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы»

Проект по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы»

Проблема:  Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

Актуальность:  Изобразительная  деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Она способствует:

-  развитию способности нестандартно мыслить;

-  готовности к активности творческого характера;

- умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

- формированию эстетического отношения к миру.

А также развитию:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

         Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.                                         

Цель: Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством  использования     нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи.

Для воспитателя:

- анализ содержания и методик работы по использованию традиционной  и нетрадиционной техник изображения с целью развития детского творчества;

- определение основных направлений н педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте;

 - выявление новых эффективных форм и методов  развития творческих способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта и нетрадиционных техник рисования;

- определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;

- содействие освоению детьми и родителями традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Для детей:

- знакомство  и освоение детьми нетрадиционных техник рисования, сочетая различный материал и технику изображения;

- привлечение детей к творческому экспериментированию с изобразительными материалами;

-   воспитание уверенности, самостоятельности, инициативности в художественно-изобразительной   деятельности; стремления к творческой самореализации;

- формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Для родителей:

- вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;

- повышение их педагогической компетентности в области художественно-эстетического развития  детей.

Тип проекта:

Долгосрочный 2014-2015, познавательно-развивающий.

Участники проекта:

Дети младшей группы, воспитатели, родители.

Предмет:

Условия процесса развития творческих способностей в  изобразительной деятельности детей младшего возраста.

Объект исследования: творческие способности детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза:  при создании следующих условий развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста  наиболее эффективно

1)           Организация целенаправленной деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье.

2)           Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

3)           Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел;

4)           Комплексное и системное использование методов и приемов нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Обеспечение проекта: Методическое: педагогическая, методическая литература, образцы работ художников, картины.

Диагностическое: диагностический и дидактический материал.

Материально – техническое: магнитофон для прослушивания музыки, краски (гуашь, акварель), карандаши, мелки, пластилин, мелкозернистые крупы, цветная бумага, природный и бросовый материал и т. д.

Интегрируемые виды деятельности:

- игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);

- познавательно-исследовательская деятельность (игры-экспериментирования, эксперименты и наблюдение  за свойствами красок и материалов);

- продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);

- коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, показы, объяснения, сочинение рассказов, рассматривание) ;

- трудовая деятельность (поддержание чистоты и порядка своего рабочего места и своих принадлежностей)

- двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры);

 - музыкально-художественная деятельность (слушание музыки);

- чтение художественной литературы, просмотр образцов работ(восприятие произведения с решением проблемных ситуаций).

Ожидаемые результаты:

- интерес, активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

 - активная творческая деятельность совместно с родителями

Этапы реализации:

1 этап: анализ литературы и оснащение материально-технической базы.

составление перспективного плана работы, диагностирование детей.

2 этап: выполнение плана и текущая оценка результата, внесение изменений, коррекция.

3 этап: Диагностика. Мониторинг. Анализ и оценка полученных результатов, презентация для детей ДОУ. презентация проекта родителям.

4этап: Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

План реализации проекта                    

  1. Подготовительный этап: Сентябрь, октябрь.
  2. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования
  3. Проведение  диагностики  развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
    • Подбор и систематизация  форм  организации детей, методов и приемов, способствующих развитию  творческих способностей  детей.
    • Активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
    • Подбор дидактических, пальчиковых и подвижных игр по теме проекта
    • Разработка перспективного годового плана работы кружка «Фантазеры» по развитию творческих способностей дошкольников;
  4. Наметить примерный план совместной деятельности родителей с детьми;
  5. Разработка и систематизация консультативного материала для родителей
    1. Основной этап: Ноябрь - февраль.
  6. Активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
    • Реализация намеченных мероприятий с детьми  (непосредственно образовательная деятельность,   совместная деятельность);
    • Организация и  пополнение развивающей среды:

 создание уголка эстетического восприятия.

  • Изготовление дидактических игр: «Соедини по линиям и раскрась», «Какое настроение?», «Составь композицию», «Составь фигуру», лото «Народные промыслы», лото «Узнай элемент узора», «Русские узоры», « Матрешки».
  • Осуществление взаимодействия с  родителями и педагогами по разработанному плану.
  • Организация выставок детских рисунков для родителей:

«Дерево дружбы»,«Корзинка в фруктами», «Спелые груши», «Снег идет», «Снежинки», «Ночное небо», «Конфетти»; «Моей любимой мамочке», «Морозные узоры», «Цветные сны»; «Лебеди», «Тюльпаны», «Мишка», «Ромашки», «Гусеница», «Радуга».

  • Проведение серии экспериментов и наблюдений за свойствами красок и материалов.
  • Обогащение опыта исследовательских действий.

      III. Заключительный этап: Март, апрель.

  • Диагностика, оформление и анализ  результатов, подведение итогов,  прогнозирование дальнейшей деятельности.
  • Оценка результатов работы
  • Анализ результатов педагогической работы.

   IV. Обобщение. Июнь-сентябрь.

  • Подведение итогов.
  • Оформление результатов работы по теме самообразования.
  • Представление материалов на педсовете.

 С помощью нетрадиционных техник рисования можно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.

 

  Диагностика  и критерии результативности

  На первом этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной  «Неоконченный рисунок».

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

     Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).
2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз.
Простые карандаши.
     Испытуемому предлагалось:
В первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Во второй серии: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так
чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до
изображения фантастического животного.
     Оценка результатов:
0-4 балла – очень низкий результат;
5-9 баллов – низкий;
10-14 баллов – средний;
14-18 – высокий;
19-24 – очень высокий.
Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.

 

 
На втором этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Свободный рисунок».

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
     Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.
На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка
производится в баллах по следующим критериям:
     10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто
оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
     8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
     5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом
является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и
оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
     3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
     0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
     Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
5-7 баллов – средний;
3-4 балла – низкий;
0-2 балла – очень низкий.

Результаты первого и второго этапов суммируются.

Игры и упражнения, используемые  для развития творческих способностей младших дошкольников

  • Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов ;
  • Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры),  игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»);
  • Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения;
  • Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций;
  • Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием;
  • Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;
  • Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта ;
  • Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.

Достижения детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой):

  • Эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета.
  • Могут создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм.
  • Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно требованиям  программы), способы создания изображения, передают сходство с реальными предметами, обогащают образ выразительными деталями.
  • Проявляют некоторую  самостоятельность в выборе   изобразительных средств и материалов;
  • Проявляют интерес  к творческому экспериментированию;
  • Совершенствовалась ручная  умелость, мелкая моторика;
  • Повысился уровень  развития художественно – творческих способностей.
 

 1 этап

«Неоконченный рисунок»

 

         2 этап

         «Свободный рисунок»

Оч. низкий

11

40,7%

0

0

Низкий

10

37%

17

63%

Средн.

6

22,2%

10

37%

Высок.

 0

0

0

0

ВЫВОД: Анализ мониторинга показывает стабильно хорошие результаты  развития творческих способностей дошкольников при их положительной динамике,    что позволяет сделать вывод об эффективности проводимой работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Проявляют  интерес к совместной творческой продуктивной   деятельности;
  • Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок;
  • Повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического  развития дошкольников;
  • Сформировалась потребность  участвовать в совместных проектах.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ:

  • Обогатили предметно развивающую среду в группах, пополнили уголки изодеятельности;
  • Систематизировали собственные  знания по применению нетрадиционных техник  в работе  с младшими дошкольниками; 
  • Используют разнообразные формы работы с родителями по  развитию творческих способностей детей.

 

Рекомендации для педагогов и родителей.

  • Для  развития  творческих способностей дошкольников необходимо:
  • Создать условия:  подготовить  необходимые материалы для творчества  и найти время   для игры с ними;
  • Вызвать желание  у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес   к окружающему миру,
  • Проявлять терпение   к  неожиданным идеям и решениям ;
  • Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе   творческого поиска;
  • Проявлять интерес  к совместной  продуктивной деятельности и экспериментированию  с художественными материалами;
  •   Проявлять симпатию к  попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.

 

ВЫВОД:

  • Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность  способствует  развитию творческих способностей младших дошкольников.
  • Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной   деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение ,   «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
  • Роль педагога, во – первых,  сформировать  способность Смотреть и Видеть, Чувствовать — Познавать — Творить,  вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего,  с помощью каких материалов и  оборудования); во – вторых, вовлечь  родителей  в активную совместную деятельность.
  • Только так у ребёнка возникнет желание  проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.