Проект «Мы такие разные девочки и мальчики»
МБДОУ «ДС № 183 г. Челябинска»
Проект «Мы такие разные девочки и мальчики»
Байгужина Зилия Радиковна
воспитатель
Проект «Мы такие разные, девочки и мальчики»
Проект «Мы такие разные, девочки и мальчики»
Срок: долгосрочный
Тип: практико-ориентированный
Цель: организовать образовательно-воспитательную деятельность всех участников процесса по гендерным признакам.
Задачи:
Активизировать представления детей о различиях полов посредством ролевых игр;
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом интересов мальчиков и девочек;
Прививать нравственные качества, посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности
Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность:
Выдержка из ФГОС ДО и Основной образовательной программы ДОУ. Дошкольнику необходимо овладеть умениями и навыками в образовательной области «Социально –коммуникативное развитие» - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств: осознает свою гендерную принадлежность; проявляет сочувствие, стремление пожалеть другого человека, если он огорчен, расстроен; называет название города, в котором живёт.
Ожидаемый результат:
У детей
определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности; осознание собственного Я, развитие ребенка в социуме как личности.
У родителей
Проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров;
Активизация участия в совместной деятельности с детьми.
У педагога
Повышение уровня образования по направлению гендерного воспитания и обучения воспитанников
Разработка консультативно-практического материала для родителей, коллег;
Подготовка наглядно-практического материала развивающей предметно-пространственной среды
Этапы реализации:
I Подготовительный
1. Составление плана по самообразованию.
2. Изучение материала по проблеме гендерное воспитание дошкольников.
3. Анкетирование родителей «Роль семьи в воспитании девочек и мальчиков»
4. Разработка сюжетных поло-ролевых игр детей в соответствии с календарно-тематическим планом работы на учебный год.
II Основной
В структуру каждого занятия включаются следующие элементы:
Гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.) Игровое упражнение или проблемная ситуация, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский этикет»)
На занятиях по конструированию мальчики создают различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное, навыки, приобретенные на занятиях пригодятся им во взрослой мужской жизни (прибить гвоздь и т.д.). Девочкам дается задание создать модель школы, семьи из мозаики.
На литературно-драматических занятиях мальчики и девочки слушают сказки, рассказы, рассматривают иллюстрации, обыгрывают сказки, где главными героями являются типичные представители женского и мужского поведения (положительные эталоны). Дети сочиняют рассказы, сказки на заданную тематику. Это могут быть такие задания: «Я начну, а вы продолжите». Провести бал, где вид детей – все соответствует эпохе того времени, которое обыгрывают дети. Это и бальные наряды девочек и фраки с цилиндрами у мальчиков. Отрабатывается походка, стиль общения и т.д.
На фольклорно-музыкальных занятиях дети знакомятся с национальным русским мужским и женским костюмом, традициями, русскими народными играми и др. В колыбельных песнях, пестушках, потешках присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочке, мальчику.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию создаются условия для того, чтобы мальчики и девочки могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо. Дети учатся не просто рисовать, а обогащают свои знания, учатся видеть различия мальчиков и девочек, отражают в рисунках характерные признаки мужчин и женщин (портрет мамы, папы, портрет маленькой принцессы и былинного героя, наделенного чертами мужественности), отражают принадлежность к определенной профессии. Педагог привлекает мальчиков и девочек к оценке работ друг друга, организует выставки работ мальчиков и выставки работ девочек.
Помимо специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.). Правильная организация игр детей, умелое руководство воспитателя, поможет ребенку принять роль и выполнить в ней женские и мужские функции, а посредством этого понять и принять свой гендер.
Оснащение предметно-развивающей среды, ориентированные на половые особенности сюжетно-ролевых игр
Для мальчиков – машинки, роботы, железная дорога, конструкторы разного вида, костюмы для мальчиков.
Для девочек – различные куклы, атрибуты для них, кухонные принадлежности, атрибуты для «Салона красоты», «Швейной мастерской», «Больницы».
Для детей обоего пола – игрушки изображающие героев мультиков, сказок, кинофильмов, предметы и игрушки из разных материалов (дерево, пластик) Важно – бросовый материал, коробки, бумага и др., для самостоятельного изготовления атрибутов к играм.
Принципы и этапы педагогического сопровождения игровой деятельности мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста
1. Принцип учёта детских игровых интересов, детской игровой субкультуры. Воспитатель в условиях педагогического сопровождения сюжетно- ролевых игр детей учитывает игровые интересы, предпочтения мальчиков и девочек пятого года жизни, использует современное игровое содержание.
2. Принцип учёта деятельностной природы ребёнка. Игровое содержание, предлагаемое мальчикам и девочкам 4-5 лет, позволяет им быть творческими преобразователями в разнообразных сферах человеческой деятельности и отношениях с окружающим миром. Данный принцип учитывает свободную, творческую природу самой игры, доставляющую детям естественную радость и удовольствие, а также природную активность ребёнка.
3. Принцип учёта полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей. Педагогическое сопровождение сюжетно- ролевых игр детей среднего дошкольного возраста организуется на основе общих и различных для мальчиков и девочек особенностях игровой деятельности, что способствует естественному её развитию, обогащению игрового опыта и укреплению детских игровых объединений (однополых, разнополых).
4. Принцип эмоциональной комфортности детей, означающий учёт полифункциональной игровой среды для мальчиков и девочек.
5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия взрослого на оказание помощи ребёнку, испытывающему те или иные затруднения в игровом процессе. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста включает в себя три этапа. На каждом этапе выделена пошаговая стратегия педагогического сопровождения.