Проект «Мой любимый сказочный герой» Младший дошкольный возраст.
МАДОУ«Детский сад №235 общеразвивающего вида» Советского района г.Казани
Проект «Мой любимый сказочный герой» Младший дошкольный возраст.
Минзар Лариса Васильевна
воспитатель
Младший дошкольный возраст.
Проект «Мой любимый сказочный герой»
Цель: приобщение детей к художественной литературе, развитие речи.
Задачи педагогической деятельности: формировать связную речь; расширять знания об окружающем мире; познакомить со сказками и стихотворениями о зайцах; рассмотреть иллюстраций к сказкам. Учить детей участвовать в инсценировании сказок, имитировать действия людей и животных. Способствовать зарождению у детей интереса и любви к художественному слову.
Вид проекта: познавательный.
Срок реализации: среднесрочный.
Состав участников: групповой.
Целевые ориентиры образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка):
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности , и прежде всего в игре;
- Ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика в соответствии с возрастом; он подвижен, владеет основными движениями;
- В соответствии с возрастом ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственным связями; обладает элементарными представлениями из области живой природы ( называет знакомых животных, яркие признаки их внешнего вида, среду обитания, питание).
Образовательные области проекта |
Виды детской деятельности |
Осуществляемая детьми деятельность |
|
|
|
Речевое развитие –основная образовательная область |
Восприятие художественной литературы |
Слушают сказки, принимают участие в драматизации сказок «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц – хваста» (пересказ И. Соколова – Микитова). Прослушивают стихотворения о зайцах: А. Барто «Зайка», Г. Бойко «Длинноухий озорник», «В огороде заинька», «Зайка», «Зайчик» ( народный фольклор). Татарский фольклор колыбельная. |
Познавательное развитие |
Познавательно - исследовательская |
Знают и называют жителей леса и чем они питаются, рассматривают муляжи продуктов, игрушки (животных) |
Социально – коммуникативное развитие |
Игровая
Коммуникативная |
Принимают поставленную воспитателем задачу, действуют по правилам. Подвижная игра «Зайка серенький сидит» Отвечают на вопросы простыми и сложными предложениями, правильно использовать средства интонационной выразительности в процессе общения |
Художественно- эстетическое развитие |
Музыкально - художественная |
Слушают музыкальное произведение, выполняют простые движения под музыку |
Ход проекта.
- Чтение художественной литературы.
- Заучивание наизусть стихотворения А. Барто « Зайка»
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
-Ребятки, вам понравилось стихотворение?
-Что случилось с зайкой?
-Как поступила хозяйка?
-Ребятки, давайте выучим стихотворение?
2.Заучивание наизусть стихотворение татарского поэта.
Н.Дәүли.
Куян.
И куян, куян,
Бик матур гына,
Бик йомшак кына
Бик куркак кына.
3.Слушание стихотворений о зайцах. Воспитатель читает стихи и демонстрирует слайды.
Длинноухий озорник,
В огород ходить привык.
Он по грядкам прыгать стал,
Всю капусту потоптал.
Г.Бойко.
- Длинноухий озорник – это кто?
- Что он делал в огороде?
“В огороде заинька”
В огороде заинька,
В огороде маленький.
Он капусту грызет,
Он морковку берет.
Скок – скок – побежал в лекок.
- Что делает заинька в огороде?
“Зайчик”
Скачет между травками
Быстроногий зайчик.
Смял своими лапками
Белый одуванчик.
Полетели высоко
Белые пушинки
Скачет зайчик далеко
По лесной тропинки.
- Какой зайчик?
- Где скачет зайчик?
- Что он снял лапками?
- Куда полетели белые пушинки?
Чтение рассказа “Куян кызы” татарского писателя А.Алиш.
- Образовательная ситуация.
“Угадай, как называется сказка”
Воспитатель демонстрирует слайды (эпизоды из сказок) “Колобок”, “Заюшкина избушка”, “Заяц – хваста”.
- Какой герой есть во всех этих сказках? ( Заяц)
- Какое стихотворение знаете про зайца? ( А. Барто “Зайка”) Расскажите его.
- А сейчас споем песенку “На лесной лужайке”
Воспитатель предлогает днтям встать и выполнять движения по тексту.
На лесной лужайке
Разыгрались зайки:
Лапками хлопали,
Ножками топали,
Ушками махали,
Выше всех скакали
Глазками глядели,
Песенку пропели:
Ля – ля – ляйки!
Ах, какие мы веселые зайки!
- Развлечение “ В гости к зайчику”
Ребятки, сегодня мы пойдем в гости .А к кому пойдем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Маленький,
Беленький,
По лесочку,
Прыг, прыг!
По снежочку
Тык, тык.
- Кто это? (ответы детей)
- В гости без подарков не ходят. Что же мы возьмём зайчику в подарок?
- Отгадайте следующие загадки.
Сто одежек, и все без застежек. ( капуста)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. ( морковь)
Ответы детей.
- Правильно ребятки, зайчик любит морковку и капусту.
Воспитатель показывает муляжи овощей и фруктов. Дети находят нужные овощи, кладут в корзину.
- Теперь пойдемте в лес.
Воспитатель включает веселую музыку, дети отправляются в лес. На полянке по ёлочкой сидит зайчик( игрушка).
- Здравствуй, заинька! ( Дети здороваються, гладят заичика)
Предлогают зайчику поплясать с ними.
“Пляска Зайчиков” Музыка М. Гоголевой, слова Н. Зарецкой. “Праздник в детском саду” М.Ю.Гоголева.
Мы попрыгаем у елки.
Не страшны нам злые волки.
Прыгай, прыгай: скок, скок,скок –
Белый маленький зверек.
Лапки наши мы погреем,
Их погладим поскорее.
На дворе большой мороз,
Отморозить , можно нос.
Зайка, зайка, берегись
И лисе не попадись.
После пляски дети угощают зайчика.
- Заинька мы принесли тебе угощение, возьми, пожалуйста кушай на здоровье. ( изображают как зайчик угощается)
Зайчик. Спасибо, ребятки, что пришли ко мне в гости. Перед дорогой немного отдохните.
Дети садяться на коврик.
Зайчик. Ребятки, вы знаете кто живет в лесу?
Чем питаются звери в лесу: лиса, медведь, волк?
Ответы детей.
- Хорошо у тебя, заинька в лесу. Но нам пока возвращаться в детский сад! До свидания, заинька!
Воспитатель включает веселую музыку, дети выходят из группы.
- Драматизация русской народной сказки «Колобок»
Программное содержание.
Учить детей участвовать в инсценировании сказки. Обогащать словарь детей глаголами, Обозначающими некоторые трудовые действия взрослых; строить предложения из 3-4 слов; имитировать движения животных, действия людей. Закрепить содержание сказки; работа над дикцией; развитие диалогической речи. Воспитывать внимание, выдержку, память, развивать воображение; интерес, любовь к народному творчеству – основа патриотического воспитания.
- глубокий, рыхлый, берлога, наскребла, намело, замесила, необычный.
Предварительная работа. Чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций, беседы, обыгрывание героев сказки, заучивание стихотворения. «В огороде заинька», О.Высоцкой «На санках», пальчиковые игры.
- Костюмы, полумаски, печка, прихваты, миска, метелка, совок, книга «Колобок».
- Дети, какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: Почему вы думаете, что наступила весна?
Дети: Солнце греет, снег тает, птички поют.
- Правильно. Весна наступила. А вы хотите погулять по-весеннему лесу?
- Да.
- В лесу еще много снега. Снег глубокий, рыхлый. Трудно идти по такому снегу. Можно провалиться. Поэтому нужны лыжи. Вставайте на лыжи и поехали в лес.
- Снег скрипит под лыжами (дети имитируют скрип снега). А как он на солнце сверкает!
- Смотрите, какая высока гора. Хотите покататься?
- Да.
- : Ножки согнули в коленках, наклонились вперед, и покатились.
Стихотворение О.Высоцкой «На санках» (можно переделать на лыжах)
Покатились лыжи вниз,
Крепче, ребятки, держитесь.
Вы смотрите, не упадите-
Там канавка впереди!
Надо ехать осторожно,
А не то разбиться можно!
- Накатались? А разрумянились-то как! На этой полянке мало снега – снимите лыжи.
- Ребятки, посмотрите, кто это под ёлочкой сидит?
- Лисичка.
- Почему она такая грустная? Лисичка «рассказывает, что с ней никто не играет, потому что она не знает игр с пальчиками».
- Лисичка, ребятки тебе помогут. Они знают много игр с пальчиками ты слушай и запоминай.
На полянке дом стоит,
Путь к нему пока закрыт.
Мы ворота открываем,
И гостей всех приглашаем.
- : Спасибо, ребятки.
- До свидания, лисичка!
Идут дальше встречают зайчика.
Зайчик тоже грустный.
- Я не знаю стихотворения про себя.
Дети успокаивают его и рассказывают стихотворение «В огороде заинька».
В огороде заинька,
В огороде маленький
Он капусту грызет,
Он морковку берет.
Скок, скок – побежал в лесок .
Зайчик благодарит детей, дети прощаются с ним.
- Лес какой – то необычный зверушки все грустные. А это, что за бугорок? Подходят, прислушиваются.
- здесь медведь спит. Как его домик называется?
- Берлога.
- Сейчас нельзя медведя будить. Давайте, тихонько, на носочках уйдем из леса.
- Вот и поиграли мы по-весеннему лесу.
Стук в дверь. Входит кукла Маша. В руках у неё книжка «Колобок».
- Ребятки, вы знаете эту сказку?
- Да.
- Эта сказка мне очень нравится. Пожалуйста, покажите мне сказку «Колобок».
- Маша, ты немного нас подожди. Мы наденем костюмы и покажем сказку.
- Сказка начинается.
Жили-были дед и баба.
- Испеки мне, баба колобок.
- Муки-то нет.
- По амбару помети, по сусекам поскреби вот и наберешь горсти две муки.
- Бабка так и сделала. ( все действия показывают) намела, наскребла 2горсти муки, замесила, скатала колобок и поставила в печку.
- Ух! Устала. Чаю попью, отдохну немного.
- Бабка, долго не сиди. Как бы колобок не подгорел.
- Пойду, посмотрю.
- Прихваты не забудь колобок-то горячий.
- Вытащила бабка из печки колобок, положила на окно стыть (свои действия показывает). Надоело колобку лежать, он и покатился. Катится, катится, а навстречу ему зайка.
- : колобок, колобок, у тебя румяный бок. Ты в лесу один совсем, я тебя пожалуй съем.
- Не ешь меня, заинька. Лучше послушай мою песенку.
Я - колобок! Колобок румяный бок!
Я от дедушке ушёл. Я от бабушке ушёл. А от тебя, зайка, не хитро уйти.
- : Покатился колобок дальше. Только заяц его и видел.
Колобок встречает волка, медведя (песенка та же).
- Катится, катится, а навстречу ему лиса. Захотелось ей съесть колобка. Лиса очень хитрая, поэтому стала хвалить его.
- Какой ты хорошинький! Какой ты румянинький!
- Колобку понравилось, что его хвалят, он и запел свою песенку.
- : Старая я стала, плохо слышу, прыгни ко мне на носок и спой ещё разок.
- : Лиса, слушает ушками, а не носиком.
- Поняла лиса, что не смогла обмануть колобка и убежала.
Колобок:
До чего же я хорош!
Вряд ли, где еще найдешь.
Не хочу я, как конфетка.
К чаю быть для деда.
Надо делать что-то срочно,
Убегать мне надо точно.
- Колобок, не надо убегать. Лучше позови своих друзей и повеселитесь
- .Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Программное содержание : приобщать детей к драматизации. Активизировать словарь детей за счет слов, встречающихся в игре, в сказке.
Побуждать детей высказывать умениями речевого общения.
Воспитывать чувство коллективизма.
Входят дети в зал, здороваются.
Воспитатель: «Ребятки, какая сегодня погода?»
Дети: «Пасмурная, холодная, дождливая»
Воспитатель: «А вчера, какая погода была?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, почему каждый день такая ненастная погода».
Дети : «Потому что наступила осень»
Воспитатель: «Хотите погулять по осеннему лесу? Какой нарядный осенний лес! Разноцветные листья украсили деревья. Какого цвета листья?»
Ответы детей.
Воспитатель: «А на земле ковер из разноцветных листьев. Давайте, послушаем, как они шуршат под ногами. Ребятки, смотрите, кто это идет?»
Дети: «Заинька»
Воспитатель: «Заинька, почему ты такой печальный? »
Зайка: «Я хотел купить игрушку в магазине, а мне не дали. Магазин волшебный, надо рассказать стихотворение или спеть песенку, тогда игрушку дадут. А я не знаю ни песенок, ни стихов.»
Воспитатель: «Не горюй, заинька, девочки тебе помогут»
Игра «Волшебный магазин»
Женя: «магазин открывается»
Аделина: «Здравствуйте, я хочу купить мячик»
Женя: «У нас магазин волшебный, поэтому надо рассказать стихотворение или спеть песенку про мяч»
Аделинарассказывает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч»
Женя отдает игрушку.
Аделина: «Спасибо. Досвидания»
Женя: «Пожалуйста. Приходите еще»
Мадинарассказывает стихотворение про «Зайку»
Юлиана про «Кисыньку-Мурысоньку»
Лиза – «Наша Таня»
Эльза – про «Мышку»
На полке лежали книги. .Воспитатель обращает внимание на книгу, спрашивает название. Детям книга знакома.
Воспитатель: «Вы хотите поиграть в «Заюшкину избушку».
Воспитатель: Стоят две избушки: лубяная и ледяная. В лубяной живет зайчик, в ледяной – лиса. Вот лиса и дразнит зайку. «У меня избушка светлая, а у тебя темная». Пришла весна, у лисы избушка растаяла . Пошла лиса просится к зайке.
Лиса: «Заюшка, пусти меня хоть на дворик »
Зайка: «За чем дразнилась? Не пущу»
Просила, просила лиса зайку, зайка пустил. На второй день лиса просит: «Заюшка, пусти меня, хоть на крылечко».
Зайка: «Не пущу, зачем дразнилась?»
Просила, просила лиса зайку, зайка пустил. Натретей день лиса просит зайку: «Заюшка, пусти меня в избушку»
Зайка: «За чем дразнилась? Не пущу»
Просила, просила лиса зайку, он и пустил. Через несколько дней лиса и говорит: «Уходи прочь, не хочу с тобой жить». Лиса выгнала зайку из избушки.
Сидит зайка под кустиком и плачет.
Бежит мимо собака «О чем, зайка, плачешь?»
Зайка: «Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка-то и растаяла, попросилась ко мне да и выгнала».
Собака: «Не плачь, я выгоню лису»Прибежала собака к избушке и залаяла: тяф-тяф-тяф, ступай, лиса, вон.
А лиса с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам».
Испугалась собака и убежала.
Сидит зайка под кустиком и плачет.
Бежит мимо волк «О чем, зайка, плачешь?»
Зайка: «Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка-то и растаяла, попросилась ко мне да и выгнала».
Волк: «Не плачь, я выгоню лису» Прибежал волк к избушке и завыл: уы-уы-уы, ступай, лиса, вон.
А лиса с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам».
Испугался волк и убежал.
Сидит зайка под кустиком и плачет.
Бежит мимо медведь «О чем, зайка, плачешь?»
Зайка: «Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка-то и растаяла, попросилась ко мне да и выгнала».
Медведь : «Не плачь, я выгоню лису»Прибежал медведь к избушке и рычал:
р-р-р, ступай, лиса, вон.
А лиса с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам».
Испугался медведь и убежал.
Сидит зайка под кустиком и плачет.
Бежит мимо петушок «О чем, зайка, плачешь?»
Зайка: «Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка-то и растаяла, попросилась ко мне да и выгнала».
Петушок : «Не плачь, я выгоню лису»
Зайка: Нет, не выгонишь собака гнала не выгнала, медведь гнал не выгнал и ты не выгонишь.
Петух: «Нет выгоню, Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечь, ступай лиса вон».
Испугалась лиса «Одеваюсь».
Во второй раз петушок, как закричит: «Несу косу на плечи, хочу лису посечь».
Лиса : «Шубу надеваю».
В третий раз, как закричит петушок: «Несу косу на плечи, хочу лису посечь».
Выскочила лиса из избушки и убежала в лес. Обрадовался заинька, позвал своих друзей , и стали они веселиться.
«Общая пляска».
- . Слушание сказки «Заяц-хваста»
(Бабушкины сказки, пересказ И. Соколова-Микитова)
Жил – был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я не кого не боюсь.
Зайцы и рассказали тётке вороне про эту хвасту. Тётка ворона пошла хвастуразыскивать и нашла его под корягой. Заяц испугался:
- Тётка ворона, я больше не буду хвастать!
- А как ты хвастал?
-У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
- Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц увидел это: «Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел.
Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
- Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!
-Почему все смеялись над зайцем?
- Кто наказал зайца зато, что он хвастал?
- Почему потом ворона назвала зайца храбрецом?
7. Обыгрывание стихотворения А. Барто «Зайка»
- Ребятки, давайте вспомним стихотворение про «Зайку». Хотите поиграть в «Зайку».
Воспитатель распределяет роли, начинаем играть.
Девочка взяла зайку и пошла с ним гулять. Она села на скамейку, стала с ним играть. Вдруг пошёл дождь. Девочка оставила зайку на скамейке и быстро убежала домой. А в это время мимо шла другая девочка. Она увидела зайку, ей стало очень жалко его. Девочка взяла зайку, принесла его домой, обтёрла полотенцем, накормила, уложила в кроватку и стала петь ему колыбельную песенку.
Бәлли- бәү, куян
Күктә ай калка
Йокла, йом күзең,
Шаярып ятма.
8. Подвижные и хоровые игры.
“Зайка серый умывается”
“Заинька, зайка, маленький зайка”
“Зайка беленький сидит”
“Подвижные игры”
Е.А. Тимофеева
Е.А. Сагайдачная
Н.Л. Кондратьева
“Зайка, зайка, что с тобой”
“Заинька, войди в садик,серенький войди в садик”
9.Пальчиковы игры
Скачет зайка маленький (показываем «зайку»)
Около завалинки. (показываем «лавочку» складываем руки перед собой)
Быстро скачет зайка, (показываем «зайку»)
Ты его поймай-ка. (покрутить кистями рук)
Мчится без оглядки, (хлопаем в ладошки)
Лишь сверкают пятки. ( ударяем кулачками друг о друга)
Мчится что есть дух, (руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками)
Хвост короче уха. ( ударяем кулачками друг о друга)
Живо угадай-ка: (хлопаем в ладошки)
Кто же это?
Зайка! (показываем «Зайку»)
Зайчик прыг, зайчик скок,(показываем зайку, сгибаем и разгибаем пальчики)
Спрятался он под кусток. ( кулачок обнимаем ладошкой. Прячем)
Под кусточком- молчок,(грозим пальчиком, чтобы сидел тихо)
Только ушки – торчком. (показываем зайку)
Жил – был зайчик
Жил – был зайчик (хлопают в ладошки)
Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний- ушки).
Отморозил зайчик ( сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Носик на опушке ( трут нос).
Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),
Отморозил хвостик (гладят кобчик)
И поехал греться (крутят руль)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук),
Волка нет ( хлопают в ладоши),
И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке)
Пляска зайчиков.
Вышли зайчики гулять, (шагаем пальчиками по ножкам)
Свои лапки поразмять.
Прыг – скок, прыг- скок (прыгаем пальчиками по ножкам)
Свои лапки поразмять.
Ой- ой –ой, какой мороз! (обнимаем себя двумя руками)
Отморозить можно нос ( трем носик)
Прыг- скок, прыг – скок,
Отморозить можно нос! (прыгаем пальчиками по ножкам)
Стали зайки танцевать,
Свои лапки согревать, (пляшем пальчиками)
Прыг –скок, прыг – скок,
Свои лапки согревать! ( прыгаем пальчиками по ножкам)
В стихах:
Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой.Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.)
Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны.)
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
(Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон)).
10.Итог проекта.
Дети стали использовать речь для выражения своих мыслей, чувства и желаний; проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым, проявлять самостоятельность в игре, общении.