ПРОЕКТ «Мой любимый город»
МБДОУ «Детский сад №25» г. Чебоксары
ПРОЕКТ «Мой любимый город»
Воспитатель
Иванова Валентина Ильинична
Содержание:
1. Введение
2. Этапы проекта
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Заключительный этап
6. Литература
Введение.
Актуальность. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания ,включающая в себя воспитание любви к близким людям ,к детскому саду ,родному городу и родной стране.
Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Дети должны понят, что они являются частью народа огромной и богатой стран , что они –граждане России ,маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут .Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц ,по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны ,а дети –жители России ,ее граждане. Гражданин – житель страны ,который признает ее законы (правила поведения),потому что он любит свою страну.
Проблема. Недостаточный уровень знаний о родном городе, стране ,особенностях русских традиций.
Цель :Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему, познакомить с историей города, воспитывать чувство гордости за своих земляков, за свою Родину, за свой город.
Задачи:1. Приступить к ознакомлению детей с историей города; показать, что город, в котором живут дети, красив, современен.
2.Закрепить знания о родном районе.
3.Познакомить с памятными местами город.
4.Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
5.Заинтересовать родителей значимостью патриотического развития в жизни детей .Привлекать их к оформлению дидактических игр ,проведению экскурсий.
Конечный результат.
1.Помощь семье в организации полезного отдыха вместе с детьми.
2.Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители –дети -детский сад.
3.Обогащение опыта детей через систематическую, последовательную работу.
4.Повышение знаний педагогов о роли дидактических игр в патриотическом развитии в жизни дошкольника.
Промежуточный результат
1.Составление плана работы.
2.Изготовление дидактических игр.
3.Экскурсии к памятным местам.
4.Чтение художественной литературы.
5.Рассматривание иллюстраций ,картин ,разнообразных репродукций и вырезок из газет.
6.Подготовка тематических выставок ,посвященным памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда.
Поэтапно- перспективный план работы по реализации проекта в трех направлениях:
- работа с детьми;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
Все это позволило определить три этапа работы:
- подготовительный,
- основной,
- заключительный.
1 этап- подготовительный.
Цель: Анализ уровня развития детей .Определение форм работы с детьми
- диагностика,
- беседы,
- посещение памятников,
- познакомить родителей и педагогов с темой и задачами проекта,
- консультирование педагогов,
- проведение родительского собрания,
- приобретение литературы.
2 этап- основной.
Цель: приступить к ознакомлению детей с родным городом ,его достопримечательностями ,что город, в котором живут дети, красив, современен .Закрепить знания о родном городе .
Основная работа по воспитанию должна проходить вне занятий .Это целевые прогулки по близлежащим улицам ;беседы об увиденном ,наблюдаемом ,совместный просмотр телепередач; рассматривание иллюстраций о городе, где бывали дети с родителями; совместный труд по уходу за районом города; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей.
Знакомим с городом-красавцем (очень зеленый город ,набережная ,и т.д.).
Один раз в месяц проводятся занятия по знакомству с городом.
Сентябрь: История возникновения родного города.
Октябрь: Наш город –город –красавец ,город -труженик.
Ноябрь: Улицы родного города.
Декабрь: Путешествие по родному городу.
Январь: Памятники родного города.
Февраль: «Они защищали Родину».Познакомить с памятниками. Рассказ о тех, кто защищал родной город. Возрастные(коренные) периоды истории города.
Март: Беседа о родном городе, о его достопримечательностях .Различать функциональную принадлежность зданий(жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).
Апрель: Герои-защитники Отечества.
Май: Закрепить навыки поведения на улице города, уметь составлять связный рассказ о фотографии(интервью берет ребенок у других).
Раздел |
Задачи |
Путешествие в историю
|
Вызвать интерес к жизни наших земляков .Дать элементарное представление о том, как начиналось Русское государство. |
«Вижу чудное раздолье…» |
Дать представления о размерах нашей области и ее природных богатствах .Вызвать интерес к жизни родного края. |
Быт и традиции |
Знакомить с жилищем русского человека: с избой из бревен, печью .Дать представления о продуктах питания. Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания здравствуйте, милости просим, мир вашему дому). Дать представление о народных праздниках(Масленица, Новый год, Рождество ,Пасха, Вербное и др.) |
«Этих дней не смолкнет слава» |
Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города. Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных Сил как долге перед Отечеством. |
«Как чуден наш родной язык…» |
Знакомство с видами устного народного творчества .Дать представления о писателях, поэтах-земляках. |
Руки -не для скуки |
Продолжать знакомить с историей возникновения русской народной игрушки. Дать представления о кукле-самоделке. Практиковать в изготовлении предметов декоративно-прикладного творчества. |
3 этап – заключительный
Цель :Выявить эффективность проведенной работы с детьми по патриотическому воспитанию через закрепление знаний детей про город ,его достопримечательностей ;выявить их месторасположение в городе:
Примерный перечень форм организации работы с детьми и их родителями:
Для детей |
Для родителей |
-непосредственно-образовательная деятельность; -экскурсии; -целевые прогулки; -запись детских рассказов; -изготовление плакатов; -организация встреч с ветеранами; -создание мини-музеев; -просмотр видеоматериалов; -изготовление макетов памятников и памятных мест |
-семейные вечера; -музыкально-литературные композиции; -тематические выставки; -рукописные журналы; Выставки рисунков ,плакатов; консультации и рекомендации; -анкетирование |
Ожидаемые результаты:
1.Повышение уровня знаний о своем городе:
-названия улиц;
-достопримечательностей;
-расположение памятников;
-великих деятелей;
-парки, скверы;
-музеи, памятные места
2.Повышение уровня психических процессов :внимание , память ,мышление;
3.Дети будут лучше ориентироваться на улицах города
4.Соблюдение культуры поведения в общественных местах: музеях, парках, на улицах города;
5.Бережное отношение к памятникам архитектуры
Викторина для детей:
1. Как называется наша Республика?
2. В каком городе мы живем?
3. В каком районе находится наш детский сад?
4. Назовите адрес нашего детского сада
5. Какие музеи есть в нашем городе?
6. Какие театры нашего города вы знаете?
7. Каким знаменитым людям в нашем городе поставлены памятники?
Анкета для родителей:
1.Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданское воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного возраста? Почему?
___________________________________________________
2.Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?
3.Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города, края?
4.Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?
5.Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном городе?
___________________________________________________
6.Какую литературу, на ваш взгляд ,можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные вам источники.
7.Посещаете ли вы с детьми музеи, театры ,выставки ?
8.Часто ли вы совершаете прогулки по городу?
9.Поддерживаете ли вы работу, проводимую в вашей группе по патриотическому воспитанию?
10.В чем вам нужна помощь по данной проблеме?
___________________________________________________
Приложение:
Дидактические игры:
1.Район, в котором мы живем
(настольная игра)
Цель :обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.
Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображенными на нем достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.
2.История родного города
Цель: закрепить у детей представление об истории родного города.
Материалы: игровые поля(9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.
3.Заколдованный город (игра)
Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий других сооружений современного города ;фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Цель: «расколдовать» город.
4.Герб города
Цель: закрепить представления детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города ;контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.