Проект "Лес-наше богатство"
Проект по ознакомлению с окружающим миром «Лес-наше богатство»
МБДОУ «Детский сад № 39 «Юбилейный» города Смоленска
Буренкова Лиана Вадимовна, воспитатель первой квалификационной категории
город Смоленск, ул. Губенко, д. 3
Проект «Лес-наше богатство»
Пояснительная записка:
Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и её растительность! Давайте, сохраним наши леса!
Цель:
Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.
Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.
Задачи:
Учить детей понимать, что лес – наше богатство.
Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала).
Срок реализации проекта: 1 год
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
План проведения проекта:
Занятие: «Лес - наше богатство!», «Рассматривание сосны»,
«Как узнать растение»,
«Деревья нашей местности»,
«Мы – защитники природы!»,
«Лес в жизни человека».
Беседа:
«Как стул появился в детском саду»,
«Больное дерево»,
«Растение – земли украшение (по пословицам)».
Экскурсия в лес:
«Знакомство с деревьями нашего леса».
Экскурсия на пилораму:
«Знакомство с оборудованием, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, их продукцией».
Чтение художественной литературы, просмотр видео сюжетов, мультфильмов
(Подборка специального материала на дисках).
Просмотр слайдов:
«Наш лес»,
«Что нам даёт природа?»,
«Изделия из древесины» и др.
Наблюдение
«Лес – точно терем расписной»,
«Наблюдение за деревьями в лесу».
Экологическая тропа «Сосна».
Акция «Берегите природу».
Развлечения
«Ай да берёзка!»,
«Во поле берёзка стояла…»
Опыты:
«Свойства и качества дерева»,
«Плавает - тонет».
Индивидуальные беседы:
«Благодарит и сердится природа»,
«Маленькие помощники»,
«Дятел – лекарь леса»,
«В лесу пожар».
Трудовая деятельность:
«Посадка дерева»,
Рисование
«Сосна»,
«Берёза»,
«Ель»,
«Лиственница»
(в разные времена года);
Аппликация
«Ветка рябины»,
«Ёлочка»,
«Смешанный лес»;
коллективная работа «Здравствуй, лес, дремучий лес полный сказок и чудес!»
Работа с родителями: изготовление поделок из природного материала «Лес – кладовая природы»;
домашние задания (рисование «Моё любимое дерево», «Изделия из дерева»)
Анкетирование («Экологическое образование в семье»);
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов, рисунков совместно с детьми).
Консультация для родителей и педагогов:
«Лечебное воздействие звуков леса»,
«О целительной силе кедра»
Изготовление папки - передвижки (обмен информацией)
Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников по проекту.
Презентация - праздник «На лесной полянке».
Ожидаемые результаты:
Сформировать в сознании детей понятия идеалов и ценностей, а также основ охраны природы (леса);
Повышение уровня знаний по охране окружающей среды;
Формирование мотивации на охрану и бережное отношение к ресурсам природы;
Развитие сплочённости коллектива.
План – схема реализации проектной деятельности
«Лес – наше богатство!»
Вид деятельности
Цель
1.Худ. лит-ра. Чтение сказок, стихов, рассказов.
Закреплять умение внимательно слушать и запоминать содержание произведений; учить отвечать на вопросы, пополнять словарь детей. Заучить пословицы и поговорки о лесе.
2.Занятие (познавательное)
Учить детей понимать, что лес – наше богатство. Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
3.Просмотр видеосюжета, сказок о лесе.
Продолжать формирование представлений о лесе родного края, его разнообразии. Знакомить детей с видами деревьев, свойствами, особенностями разных пород.
4.Экскурсии в лес
Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений). Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала. Уточнить названия дерево, куст. Познакомить с понятиями : гладкий, колючий, тяжёлый, лёгкий, длинный, короткий, толстый, тонкий. Показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие листопад.
5.Экологическая тропа «Сосна».
Познакомить детей с деревом сосной, как одним из главных строительных материалов. Развивать интерес к родной природе, её растительности, живому миру. Проследить взаимосвязь живой природы с неживой. Учить понимать значение леса (на примере сосны) , как части природы : его роль в жизни человека.
6.Наблюдения, опыты.
Установить связь между живой и неживой природой (время года – состояние растений), дифференцировать представления об выращивании растений (свет, тепло, вода, земля). Учить выделять свойства дерева, сравнивать и делать умозаключения.
7.Трудовая деятельность:
Посадка дерева;
Изготовление альбома о лесе.
Аппликация «Ёлочка »
Развивать любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, её растительности, закрепить и конкретизировать представления о лесе (деревьях). Совершенствовать трудовые навыки, формировать самостоятельность. Развивать образное мышление, память, творческие способности.
8.Работа с родителями:
домашнее задание – изготовление поделок из природного материала.
Тема: «Лес – кладовая природы!»
Консультация
Тема: «Лечебное воздействие звуков леса»
Развивать интерес к природе родного края, формировать эстетические чувства и качества.
Учить «видеть и слышать» прекрасное в природе. Учить составлять совместные рассказы с детьми на тему «дерево, которое мне нравиться», «Как я охраняю природу».
9. Презентация проекта
(приглашение родителей, конкурсы, выставка работ, викторина, чтение стихов, пение, хоровод).
Донести до сознания детей, что лес – наше богатство. Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма за свой край, свою страну, развивать нравственные качества личности.
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем?
Названия некоторых пород деревьев.
Названия строительного материала, мебель.
Загадки и песни о деревьях.
Что даёт человеку лес.
Что мы хотим узнать?
Разновидности деревьев, виды леса.
Как, из чего, кто делает стулья и прочую мебель.
Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.
Технику и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).
Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
Спросить у взрослых .
Подобрать и прочитать информацию в книгах и энциклопедиях.
Сходить на экскурсию в лес, делянку, пилораму, мебельный магазин.
Посмотреть:
телепередачи,
видеоматериалы,
фотографии,
мультфильмы,
документальные фильмы о лесе.
Оформить фотоальбом «Наш лес».
Организовать выставку поделок из природного материала «Лес – кладовая природы».
Провести опыты.
Планирование системной паутинки.
1.Центр искусства
Рисование на тему «Наш лес».
Лепка на тему «Моё любимое дерево», «Мебель (стул)».
Аппликация на тему «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла».
2.Центр математики
Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».
Дидактическая игра «Деревья» (счет).
3. Центр движения
Подвижная игра «Деревья»
Малоподвижная игра «Что сначала, что потом…»
4. Центр книги
Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе.
Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок .
Отгадывание загадок.
5. Центр игры
Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», «Мебельный магазин».
Дидактическая игра «Сначала-потом» (последовательные картинки)
Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».
Список необходимого оборудования и материала к проекту.
Дидактические игры:
«Деревья»,
«Чья тень?»,
«Собери и назови»,
«С какой ветки детки?»,
«Найди похожие по форме»,
«Третий лишний»,
«Маленькие помощники»,
«Охраняем природу»,
«Природа – наш друг!».
Раздаточный и демонстрационный материал:
Картинки «Деревья», «Листья», «Плоды деревьев»;
Схема описательного рассказа «Дерево-цветок»;
Карточки для индивидуальной работы (материалы из раскрасок);
Карточки с ребусами, загадками, пословицами и поговорками;
Фотографии (деревья, мебель, игрушки и другие предметы из дерева);
Карточки для составления последовательного рассказа о дереве;
Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба);
Деревья из картона (фанеры);
Изделия из древесины народных умельцев: матрёшки, ложки, игрушки, музыкальные инструменты, шкатулки, посуда и. пр.
Природный материал:
Веточки деревьев: сосна, ель, берёза, рябина, дуб, лиственница, кедр, тополь;
Листья деревьев, шишки хвойных деревьев;
Срез деревьев: сосна, ель, берёза;
Кора различных деревьев;
Полено, пенёк, опилки, стружки;
Образец обработанного дерева-заготовки
Театральные атрибуты:
Шапочки для подвижных игр и сценок: Дятел; Ель; Сосна; Берёзка; Кленовые листья; Шишки еловые;
Настольный театр по сказкам: «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Художественная литература:
Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;
С.Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?»;
К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;
К.Д. Ушинский «Дятел»;
С. Маршак . Откуда стол пришёл?
Г. Ладошников. Новый дом.
З.Александрова. Птичья Ёлка.
Е.Соколова. Живая ёлочка.
Е. Соколова. Зелёная красавица.
А. Часовников. Лесорубы.
А. Часовников. Комбинат.
А. Часовников. Сплавщики.