Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»

Проект "Игры наших родителей"

МБОУ СОШ П.Обор им. Е.А.Дикопольцева

Проект "Игры наших родителей"

Янгляева Татьяна Анаольевна

учитель

 

Содержание

Введение __________________________________________3

  1. История возникновения народных игр _______________4
  2. Анкетирование родителей__________________________5
  3. Описание некоторых игр___________________________6
    1. Игры для улицы________________________________6
    2. Игры в доме___________________________________8

                                                   

Введение

По мнению наших родителей, самым замечательным и полезным способом развлечения является игра. Современные дети, чаще всего, играют в компьютерные игры, а в подвижные коллективные игры -  только на уроках физкультуры, редко – с друзьями на улице.  И нам стало интересно, в какие же игры играли наши родители? Как и откуда вообще появилась игра? Почему сейчас современное поколение мало играет на улице с друзьями?

Целью нашего проекта является изучение игр, в которые играли наши родители.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Разработать вопросы для анкетирования родителей.

2. Провести анкетирование родителей.

3. Выявить, в какие игры играли родители на улице и в помещении.

4. Изучить литературу по данной теме.

5. Дать описание некоторым играм.

6. Разучить новые игры.

 

  1. История возникновения народных игр

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.

Подвижные игры возникли еще у первобытных людей (6-8 века). Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность).

Ещё в Лаврентьевской летописи (12 век), в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.

На территории Древнего Новгорода (10-13 век) при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.

Известный русский исследователь народных игр 19 века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У римлян «игра» означало радость, веселье. У немцев слово «игра» означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.

Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».  

В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!

Наших родителей специально игре никто не учил.  Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.

Сейчас же детей на улицах поселка мало. В нашем поселке осталось только семь улиц, где может собраться десять и более детей. 

Очень жаль, но некоторые игры были со временем забыты.

 

  1. Анкетирование родителей

Для того, чтобы узнать в какие игры играли наши родители, нами была разработана анкета для родителей. Туда мы включили следующие вопросы:

  1. В каких годах проходило Ваше детство?
  2. В какие игры Вы играли? (перечислите названия игр по сезонам).
  3. С кем Вы играли? Сколько обычно человек играло вместе с Вами?
  4. В какие игры Вы играли дома (в помещении), а в какие – на улице?
  5. Какие качества характера развивали у Вас игры? (игра – качества; желательно игры и на улице, и в помещении)
  6. Опишите 2 игры (одну – для помещения, вторую – для улицы): содержание (как играть), условия (правила), оборудование к игре (какие предметы использовали для игры).

При заполнении анкеты, нашим родителям придется погрузиться в воспоминания своего детства.

 

  1. Описание некоторых игр

Ниже мы привели описание игр, в которые теперь играют редко или совсем не играют. А у наших родителей они были любимыми.

4.1. Игры для улицы

 «Царь горы»

В эту игру играли зимой.  Для игры нужна была небольшая горка.  Выбирали «Царя горы», а остальные были «хомяки».  «Царь горы» забирался на горку. «Хомякам» нужно было захватить горку, а «Царь горы» должен быть защищать свою территорию. Тот «хомяк», которому удастся захватить территорию, становился «Царем горы». Игра повторялась снова.

 

«Лапта»

Эта игру описал нам папа, чьё детство проходило в 60-х годах прошлого столетия. Другие родители, чьё детство проходило позже, тоже играли в эту игру. В наше время мы ее не встречали.

Для этой игры каждый готовил для себя «лаптушку», досочку в виде лопатки  размером с тетрадный лист и ручкой посередине. Еще нужен был небольшой мячик.

На поляне вычерчивают лунки в ряд. Перед началом игры игроки каждый по очереди набирают очки, подбрасывая «лаптушкой» мяч. Кто набрал меньше очков, тот и галит[1] . Игроки расходятся по лункам, галящий игрок должен на расстоянии 10 шагов выбить игрока в лунке. Галящий сам выбирает, кого будет выбивать. Его задача – попасть мячом в игрока, а игрок должен отбить мячик «лаптушкой» как можно дальше. Если галящий попал в игрока, то тот становится галящим. Если не попал, то снова пытается кого-то из игроков выбить.

В эту игру с детьми играли и взрослые мужчины.

 

«Фанты»

Для игры в эту игру собиралось не менее 10 человек. У каждого был свой фант (обычно фантик от конфеты). Выбирался водящий.  Игроки становились в круг, а водящего садили в центр круга.  Фанты отдавали одному игроку, который стоял за спиной водящего. Тот брал фант и задавал вопрос водящему: «Что этому фанту сделать?». Водящий говорил задание для фанта. Задания, обычно, были творческие: рассказать стих, спеть песню, прокукарекать, рассказать анекдот, пробежать какое-то расстояние и др.  

 

«12 палочек»

Для игры понадобятся 12 палочек. Палочки укладывают на «катапульту» - небольшую доску, положенную серединой на бревнышко. Палочки укладывали на один край «катапульты».

Игра начиналась с выбора водящего.  Для этого использовали считалку. Водящий закрывает глаза, считает до 5. В это время кто-то один наступает ногой на другой край «катапульты», чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Пока водящий ищет и собирает 12 палочек, остальные игроки прячутся. Затем водящий начинает искать спрятавшихся игроков. Если он кого-то увидел, то кричит его имя и бежит к палочкам, чтобы их коснуться – «застукать» этого игрока.  Если он успевает это сделать, то тот, кого назвали, становиться водящим в следующей игре.  Если игроки  во время игры успевают незаметно добежать до «катапульты», то снова наступают ногой, чтобы палочки разлетелись. Водящий заново собирает палочки и ищет спрятавшихся игроков. Игра продолжается  до тех пор, пока не будут «застуканы» все игроки.

«В клетку»

В эту игру играют девочки.

Само название игры имеет исторические корни. В словаре В.Даля дается такое толкование: клеть – жилая холодная половина избы или отдельная избушка без печи; тесное помещение, клетушка.

Девочки собирали разную посуду и строили около дома «клетку» - комнату-кухню. Там они «готовили еду» из того, что было под рукой (вода, почва, растения), «кормили» своих подружек, кукол,  мыли посуду, т.е. играли «в семью» подражая взрослым.

  1. Игры в доме

«Разрезные открытки»

Эта игра похожа на современные пазлы.

Для игры разрезали несколько открыток на 4-6 частей. Все части перемешивали и делили между участниками игры равными частями. Цель игры – первому собрать открытку. Участники во время игры могли обмениваться деталями между собой. Кто первый соберет, тот и выиграл.

«Города»

Для этой игры расчерчивали тетрадный лист на колонки. названия колонок были такими: имя женское, имя мужское, город, река(море), растение, животное, песня, название фильма и т.д.

Один из игроков с закрытыми глазами ставил ручку на газету.  На какую букву он попал, с этой буквы и должны начинаться слова в колонках. Как только все участники заполняли колонки, начинали проверять. За правильные ответы ставили очки. Если у игрока слово ни с кем не совпало, то ему давали большее количество очков. Тот игрок, у кого все колонки заполнены и меньше всего совпадений с другими игроками, и выигрывал.

 

Заключение

В ходе проекта мы должны познакомиться с историей возникновения игр, узнать, в какие игры играли наши родители.

Многие игры наших родителей остаются любимыми у детей нашего поколения: «Жмурки», «Прятки», «Штандер», «Утки-охотники» и другие.  До сих пор играют в такую игру как «Клёк». Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила.

В дальнейшем мы планируем изучить игры и игрушки наших бабушек и дедушек.

 

[1] Слово «галит» означало водит, т.е. быть водящим в игре.