ПРОЕКТ ИГРОВОЙ «Чистюльки»
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики
ПРОЕКТ ИГРОВОЙ «Чистюльки»
1 младшая группа
Воспитатель
Саинова Светлана Петровна
Вид: долгосрочный.
Срок реализации:7 месяцев (ноябрь 2015 года - май 2016 года).
Тип: игровой.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приема пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.
Цель проекта:
Воспитание у детей младшего дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков в игровой форме.
Задачи:
1.Формировать культурно - гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста;
2.Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;
4.Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);
5.Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, младший воспитатель, родители.
План проекта.
Дата |
Этап |
Вид деятельности |
Цель |
|
НОЯБРЬ |
Подготовительный |
|
Поиск решения задач проекта. Формирование предпосылок игровой деятельности. |
|
ДЕКАБРЬ - АПРЕЛЬ |
Внедрение |
|
Учить детей мыть руки, следить за внешним видом, одеваться. Вызвать положительное отношение к выполнению практических навыков по отношению к себе и в игре. |
|
МАЙ |
Итоговый |
|
Определить эффективность проектной деятельности, уровень освоения детьми КГН (диагностика). Итоговое занятие –развлечение «В гости к чистюлькам». Презентация проекта на пед. совете для педагогов ДОУ. |
|
Ожидаемые результаты для детей:
1. Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;
2. Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
3. Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Ожидаемые результаты для родителей:
1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
2. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
3. Укрепление связей между детским садом и семьей.
Ожидаемые результаты для воспитателей и младшего воспитателя:
1. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
2. Единство требований со стороны персонала группы;
3. Изменить отношение педагогов к своему здоровью;
4. Улучшение отношений между детьми;
5. Укрепление связи с родителями.
Задачи воспитателей включенные в план воспитательно – образовательной работы по воспитанию КГН у детей 2-3 лет:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно, надевать одежду и обувь.
Перспективный план.
Месяц |
Режимный момент |
НОД |
Совместная деятельность |
Практическая деятельность |
Работа с родителями |
НОЯ Б Р Ь
|
Питание: пережевывать пищу с закрытым ртом.
Умывание: мыть лицо, руки закатав рукава.
Одевание-раздевание: снять обувь.
|
Худ.лит. А. Барто «Лошадка», «Мишка». В. Бианки «Лис и Мышонок». РНС «Колобок». Лепка «День рождения куклы Кати». Рисование «Украсим платье куклы Кати».
|
Игра-ситуация: «Знакомство с куклами», «У куклы Веры новый шарф». Чтение потешки: «Водичка, водичка…». Беседа: «Как нужно заботиться о кукле». |
Дидактическая игра: «Накроем на стол».
Игра-эксперимент: «Мыльные перчатки».
|
Оформление стенда в родительском уголке» «Возрастные особенности детей 2-3 лет». Анкетирование: «Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребенок»? |
ДЕКАБ Р Ь
|
Питание: пережевывать пищу с закрытым ртом.
Умывание: сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку.
Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок.
|
Окр. Мир «Игрушки для Мишки и Мишутки». Разв. речи «Мишка пьет горячий чай». Худ.лит. Н. Саконская «Где мой пальчик?» В. Берестов «Больная кукла». Описательный рассказ: «Расскажи о кукле (Мишке, посу- де). Лепка «Наша Маша маленькая». «Лепим пирожки, лепим булочки». Рис-е «Матрешки идут на праздник». |
Игра-ситуация: «Сервируем стол», «Оденем куклу на прогулку».
Чтение потешки: «Моем носик, моем щёчки».
Подвижная игра: «Зайка серый умывается».
|
Дид. упр: «Мы едим».
Дид. игра: «Как я умею аккуратно кушать».
|
Консультация «Формирование КГН у детей 2-3 лет».
|
ЯНВАР Ь
|
Питание: не разговаривать с полным ртом.
Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.
Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок.
|
Окр. мир «Кукла спит». Разв. речи «Поможем кукле стать опрятной». Худ.лит. А. Барто «Слон». М. Ю.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный». РНС «Маша и медведь». Л. Толстой «3 медведя». Лепка «Подарим игрушки Зайке и Мишке». |
Игра-ситуация: «Укладываем куклу спать», «Кукла Диана стирает». Чтение потешки: « Ешь, собачка: ам, ам, ам». Сюжетно-ролевая игра: «Котик простудился». |
Рассматривание картинок: «Предметы личной гигиены».
Дид. игра: «Что ты можешь рассказать о предметах личной гигиены?»
|
Рекомендации: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
|
ФЕВ РАЛЬ
|
Питание: не крошить хлеб на стол и на пол во время приема пищи.
Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.
Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки.
|
Окр. мир «Кто нас лечит». Разв. речи «Мои помощники». Худ.лит. А. Барто «Девочка-ревушка». С. Капутикян «Маша обедает». РНС «Маша и медведь». Рассказывание по предметым картинкам: «Наши игрушки». Лепка «Мисочка и блюдце для кошечки и собачки». «Конфеты на тарелке». «Витамины в баночке». Рис-е «Яблочки». |
Игра-ситуация: «Кукла заболела», «Наводим чистоту в комнате».
Чтение потешки: «Кран откройся…».
Подвижная игра: «Все котятки мыли лапки».
|
Дид. игра: «Каждой вещи свое место».
Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик».
|
Папка-ширма: «Как ухаживать за молочными зубами».
|
МАР Т
|
Питание: правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой.
Умывание: пользоваться носовым платком.
Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки и надеть в обратной последовательности.
|
Окр. мир «Угощение для ребят и зверят». Разв. речи «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку». Худ.лит. А. Барто «Зайка»,»Уронили Мишку на пол». Э. Мошковская «Кран откройся». Описательный рассказ: о предметах одежды (мебели, посуде). Лепка «Оладушки для любимой мамочки». «Морковка». |
Игра-ситуация: «Моем посуду», «Куклы обедают».
Чтение потешки: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…».
Сюжетно-ролевая игра: «Сделаем Леночке прическу».
|
Дид. игра: «Сервируем стол».
Дид. игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы».
|
Папка-передвижка: «Как правильно одевать ребёнка на прогулку».
|
АП Р ЕЛЬ
|
Питание: тихо выходить по окончании еды из-за стола и благодарить.
Умывание: пользоваться расческой; пользоваться носовым платком.
Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок; снять платье (рубашку), шорты, носки; аккуратно повесить; снять обувь; надеть в обратной последовательности |
Окр. мир «Магазин игрушек».
Разв. речи «Мама купает ребенка».
Худ.лит. Рассматривание картины «Дети обедают».
Рис-е «Вырос наш зеленый лук».
|
Игра-ситуация: «Купание кукол», «Новая кукла Рита знакомится с кукольным уголком».
Чтение потешки: «Ходит котик с веником».
|
Дид. упр. «Туфельки поссорились - подружились».
Дид. упр. «Как мы моем ладошки и вытираем ручки».
|
Беседа: «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».
|
МАЙ
|
Питание: дети должны уметь пользоваться всеми КГН.
Умывание: Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.
Одевание-раздевание: Дети должны уметь пользоваться всеми КГН. |
Итоговое занятие-развлечение «В гости к чистюлькам».
|
Игра-ситуация: «Мамы гуляют с малышами», «Готовим для кукол обед». Чтение потешки: «У хозяйки-белочки». Дид. игра с игрушкой: «День рождение». |
Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»
Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».
|
Анкетирование: «Каким навыкам самообслуживания научился ваш ребенок посещая д/с».
Фото-выставка: «Самые аккуратные и культурные дети».
|
Диагностика уровня сформированности у детей КГН на начало и конец проекта:
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
- мыть лицо, руки;
- закатать рукава;
- взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
- пользоваться расческой;
- пользоваться носовым платком.
2.Навыки опрятной еды включают умение :
-правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-не крошить хлеб;
-пережевывать пищу с закрытым ртом;
-не разговаривать с полным ртом;
-тихо выходить по окончании еды из-за стола;
-благодарить.
3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
-расстегнуть пуговицы, замок;
-снять платье (рубашку), шорты, носки;
-аккуратно повесить;
-снять обувь;
-надеть в обратной последовательности.
3 балла – выполняет, 2 балла – выполняет с помощью взрослого, 0 баллов – не выполняет
Навыки самообслуживания у детей младшего возраста дома (анкета для родителей).
Критерии самообслуживания |
С помощью взрослого |
Самостоятельно |
Следит за собой (опрятность) . |
||
Старается быть аккуратным в быту. |
||
Может кушать самостоятельно. |
||
Может пользоваться носовым платком. |
||
Может раздеваться. |
||
Может одеться. |
||
Складывает свои вещи. |
||
Может убрать за собой игрушки. |
||
Ходит в туалет. |
||
Моет и вытирает руки. |
Эффективность:
Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.
Вывод:
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребенкамладшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены.
Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,
высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Литература:
1. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. / 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – с.44
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – с.7
3. Ефанова З. А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волголград: Учитель, 2003. –с.48, 62, 80
4. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010.
5. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
6. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПБ.: «Детство-Пресс»», с.8, 48, 50, 52, 62, 89, 96, 98