Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Проект "Героизм детей во время Великой отечественной войны

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чапаевская общеобразовательная школа»

Проблемно – реферативная работа

«Героизм детей во время Великой Отечественной войны»

Выполнила: Дорохина  Лариса Григорьевна,

Учитель начальных классов,

1 квалификационная категория .

                                                       Чапаево. 2016

Содержание

 

Введение ........................................................................................     3

1. Теоретическая часть

1.1 Начало Великой отечественной войны................................        4

1,2 Дети вместо отцов......................................................................    4

1.3 Дети - герои  ...............................................................................    5

2. Прктическая часть

2.1 Планирование ..............................................................................  6

2.2 Исследование ................................................................................  6

Заключение ..........................................................................................  7

Литература ............................................................................................ 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Работа посвящена изучению роли и героизму детей во время Великой отечественной войны.

Вид, тип проекта: проблемно – реферативный.

Актуальность проекта:

Понятие - патриотизм трудно определить несколькими словами – это любовь к родным и близким людям, к своей малой Родине, гордость за свой народ, который победил фашизм в годы Великой отечественной войны, когда весь народ от мала до велика, встал на защиту своей Родины. Фашизм снова начал поднимать свою голову в Украине, и в таких условиях очень важно дать детям знания о подлинно исторических фактах, о значении победы нашего народа в годы Великой отечественной войны и о том, что патриотом можно быть в любом возрасте.

Цель проекта:

 Выяснить как помогали дети взрослым в борьбе с фашизмом во время Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

 Формировать представление детей о Великой Отечественной войне, о ее исторических       фактах, об участии детей в войне и их героических подвигах, смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Воспитывать патриотические чувства.

Гипотеза работы: детский героизм на войне – это вымысел или   правда.

Объект исследования: книги и публикации о Великой отечественной войне, рассказы очевидцев.

Предмет исследования: Дети в Великой отечественной войне.

Методы исследования:

Работа с информационными источниками;
Беседы с представителями старшего поколения, которые во время войны были детьми;
Анализ и обобщение информации. 

 

                                                                                                                                    

1. Теоретическая часть

  22 июня 1941 фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Враг стремительно продвигался вглубь страны. Во многих войнах пришлось участвовать нашей России. Но Великая отечественная война была страшной, тяжелой, кровопролитной и долгой. Она продолжалась более четырёх лет, с июня 1941 до мая 1945 года. В этой войне участвовали все! Почти все мужчины и многие женщины ушли на фронт, защищать страну от захватчиков.
           В тылу остались женщины с детьми. Фронту нужны были боеприпасы, одежда, питание. Дети в тылу заняли место отцов   за станками. В тылу они проявляли чудеса трудового героизма, выполняя задание для фронтов Великой отечественной войны.    Мальчики и девочки, быстро повзрослев, наравне со взрослыми работали слесарями, токарями, фрезеровщиками без выходных дней и отпусков. Они вынесли неимоверно тяжелый труд, работая на производстве и в сельском хозяйстве страны, снабжая фронт всем необходимым вооружением и продовольствием. 
Многие подростки в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения: «Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы». 27 июня 1941 года газета “Правда” сообщала, что около двух тысяч московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт. В декабре 1941 года школьники города Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования. В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из московских школ. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.  В годы войны не прекращались и занятия в школах. И как бы ни было трудно, особенно прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в подвальных, в большинстве не отапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учёбу. Когда же занятия срывались бомбёжками, учителя давали задания на дом, устраивали консультации, принимали зачёты по темам. Многие учащиеся находились в школах с 8 часов утра до 6 часов вечера. Несмотря на трудности, успеваемость в большинстве случаев была высокой. Во время каникул школьники участвовали в ремонте школ.

                                 4

 

 
     Война страшна и жестока. Взрослые шли воевать, чтобы защитить Родину, дом, детей. Но бывало нередко и такое, когда на смерть шли дети – мальчишки и девчонки. На долю многих детей выпало вступать в схватку         

с жестоким врагом.  Юных героев Великой отечественной войны тысячи.  Есть имена известные всем: Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Володя Дубинин. Про них написаны книги, сняты фильмы.  Есть герои малоизвестные, а сколько тех, кого мы не знаем! Я прочитал рассказы о подвигах детей -  героев: Бори Царикове, Нины Куковеровой, Хамида Шаваева, Николая Гойшика, которым природа дала храбрые сердца, а жизнь испытала их на верность.  Ребята разных национальностей нашей Родины – русские, украинцы, белорусы, армяне, латыши и другие – вместе со всем народом поднялись на священную войну с фашистами. Они были разведчиками, связными, проводниками, минёрами – подрывниками, отличными стрелками, выполняли самые опасные задания. Они пролазили там, где взрослому не пролезть.  Про героев часто говорят: «бесстрашные». Наверное, это не так – страшно бывает всем. Но приходит в жизни такая минута, когда человек побеждает страх, собирает все свои силы, во имя великой цели, во имя Родины и народа и совершает подвиг, не думая о страхе и о своей жизни.  О подвиге рассказать нелегко, тем более о подвигах детей. И читать об этом трудно, потому что чаще всего герой погибает. Восхищаешься их подвигами, но и трудно сдержать слёзы.  

Прошла война, пришла отрада.

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки!».  

 

 

 

 

 

                                   5

2. Практическая часть

2.1 Планирование

Для решения возникшей проблемы разработал план мероприятий:

1).  Подбор художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей  по теме

2).  Составить план беседы с очевидцами событий.

3).  Проанализировать полученные данные. выбрать главное.

2.2  Исследование.

На данном этапе мы стали  собирать  данные о детях Великой отечественной войны и выяснили, что когда началась   война почти все мужчины и многие женщины ушли на фронт, защищать страну от захватчиков,  в  тылу остались женщины и дети.  Из книг мы узнали , что дети в тылу заняли место отцов   за станками. В тылу они проявляли чудеса трудового героизма, выполняя задание для фронтов Великой отечественной войны.

Но дети не только помогали фронту в тылу.  Бывало нередко и такое, когда на смерть шли дети – мальчишки и девчонки. На долю многих детей выпало вступать в схватку   с жестоким врагом.  Мы  узнал о подвигах юных героев Великой отечественной войны:В годы Великой Отечественной войны на новгородской земле Леня Голиков встал в ряды народных мстителей. Погиб в одном из боев с гитлеровцами. Посмертно удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Марату  Казею  было  четырнадцать, когда наступило самое трудное испытание в жизни: война. Короткая, но яркая жизнь Марата  - это неувядаемый подвиг. Он навсегда остался четырнадцатилетними. События происходили в Минске.

Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно.

 Володи Дубинина  Имя юного партизана  носит улица в Керчи. Он во время войны был героем-разведчиком, выполнял ответственные задания партизанского отряда. Ребята разных национальностей нашей Родины – русские, украинцы, белорусы, армяне, латыши и другие – вместе со всем народом поднялись на священную войну с фашистами. Они были разведчиками, связными, проводниками, минёрами – подрывниками.О Великой отечественной войне мы ( ученики 1 класса) беседовали с  участниками  войны. И вот что, рассказала нам бабушка Шура,  Когда началась Великая отечественная война, ей было всего семь  лет. Она рассказывала о том, как им было страшно, как они прятались от немцев.  О том как её отец, мой прапрадедушка, в белом маскировочном халате ходил за «языком», а дети постарше помогали разведчикам. Они передавали им продовольствие и важные сведения.

                                           6      

                                          Заключение

       Книги, из которых мы узнал о юных героях и их подвигах, рассказы прабабушки о войне убедили нас в том, что                                                  героизм детей на войне это не вымысел, это правда.  И мы поняли, что патриотом можно быть в любом возрасте и что прошлое нужно обязательно помнить. Помнить, что и от нас в жизни может потребоваться мужество, если придёт время и судьба Родины окажется в наших руках.

 

        

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       7

Список литературы

1.   Кассиль Л.А., Поляновский М.Л. Улица младшего сына: Повесть/ Л.А.Кассиль, М.Л.Поляновский; Рис. И.Ильинского.-М.: Дет.лит., 1985.-480с.: ил.-(Военная библиотека школьника).

2.  Корольков Ю.М. Партизан Леня Голиков: Повесть/ Ю.М.Корольков; Рис. Г.Филатова.-М.: Молодая гвардия, 1985.-215с.: ил.-(Юные герои).

.

3.   Морозов В.Н. В разведку шёл мальчишка: Повесть/ В.Н.Морозов; Рис. Ю.Пучинского.-Минск: Госиздат БССР, 1961.-214с.: ил.

 

4.   Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны: рассказы/ А.Н.Печерская.-М.: Дрофа-Плюс, 2005.-60c.-(Внеклассное чтение).