Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Проект «Добрые дела»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Сказка» г. Углича

 

Проект «Добрые дела»

 

Роганова  И.С. воспитатель

Михайлова М.А. воспитатель

Панафидина Н.Л. учитель – логопед

 

 

Название проекта: «Добрые дела»

Вид проекта: информационно – практический.

Срок реализации проекта:  краткосрочный (1 неделя)

Предметная область: межпредметный проект (ознакомление с окружающим,  развитие речи, художественная литература, рисование, игра, аппликация, конструирование).

Место проведения: МДОУ детский сад № 18 «Сказка» г. Углича Ярославской области.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы № 14 «Радуга» МДОУ детский сад № 18 «Сказка» г. Углича, педагоги, родители воспитанников.

Возраст детей: 5 –  6 лет.

Формы работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

 

     Актуальность: В настоящее время становится нормой проявление жестокости и равнодушия в детском коллективе и среди детей в целом. Дети не умеют сопереживать окружающим, у них отсутствует терпимость. В дошкольном детстве ребёнок приобретает начальный опыт доброго отношения к близким, сверстникам, учится понимать свои и чужие чувства и эмоции, усваивает нормы поведения в обществе. Задачей воспитателей является научить этому детей, заложить основы нравственного поведения. Чтение литературы на нравственные темы помогает педагогу заложить эти основы.

      Цель проекта: воспитание у детей положительных качеств, терпимости приобщении с окружающими, через чтение литературных произведений. Мотивировать детей на совершение  добрых дел во благо других людей.

     Задачи:

·   уточнение представления у детей  понятия «добро» и «зло» - значения этих понятий в жизни людей;

·   воспитание у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, желание оказывать помощь друг другу;

·   учить детей слушать текст, выделяя главное, знакомить с произведениями русских авторов, а также сказаниями русского народа;

·   учить отображать свои знания в продуктивной деятельности и в современной жизни.

     Продукты проекта:

·   выставка детских рисунков «Мои добрые дела»;

·   фотовыставка «Наши добрые дела»;

·   акция «Книжка - на тему нравственного воспитания»;

·   создание картотеки пословиц о дружбе.

     Ожидаемые результаты проекта:

    для детей – у детей сформированы представления о добре, зле, есть знания о способах выражения доброты друг к другу, родным и окружающим людям; дети знают и называют пословицы и поговорки о доброте, дружбе, знают вежливые слова, умеют использовать «мирилки» в конфликтной ситуации;

     для педагогов – педагоги удовлетворены проведённой работой и результатом проекта;  собран и систематизирован весь материал по теме проекта, в группе созданы условия по приобщению элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (игры-мирилки, «коврик дружбы», «волшебные очки», подзорная труба, копилка добрых дел).

     для родителей – у родителей появился интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы, повысился уровень педагогических знаний в области межличностного общения с ребёнком.

Этапы проведения проекта

Подготовительный этап.

1. Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2. Обсуждение проекта педагогами.

3. Определение содержания деятельности всех участников проекта.

4. Подбор наглядно – иллюстративного материала.

5. Подбор художественной и познавательной литературы по теме; подбор методической литературы.

Основной этап.

Работа с детьми.

- Непосредственная образовательная деятельность.

- Совместная деятельность педагогов с детьми.

- Самостоятельная деятельность детей.

Работа с родителями.

- Проведение  консультаций.

- Беседы.

- Оформление папки передвижки.

- Сбор фотографий для оформления фотовыставки.

Заключительный этап.

 1. Организация выставки  детских рисунков «Мои добрые дела».

 2. Фотовыставка  «Наши добрые дела».

3. Акция «Книжка на тему нравственного воспитания, сделанная своими руками».

План реализации проекта

 

Понедельник

 

Утро: 1. Занятие «Добрая хозяюшка» (приложение №1).

          2. Продуктивная деятельность – иллюстрации к сказке «Добрая хозяюшка».

 

Вечер: 1. Чтение детям рассказов серии «Зёрнышко».

            2. Дидактическая игра «Кто знает больше вежливых слов». (Приложение №8)

 

Вторник

 

Утро: 1. Беседа «О чуткости и равнодушии» по произведению В. Осеевой «Плохо» (приложение №2).

           2. Продуктивная деятельность – рисование портрета друга.

 

Вечер:  1. Чтение детям рассказов серии «Зёрнышко».

          2. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» (приложение №3).

          3. Дидактическая игра по выбору воспитателя (Приложение №8) 

 

Среда

 

Утро: 1. Занятие «Как собачка друга искала» (приложение №4).

          2. Продуктивная деятельность – оригами «Собачка».

 

Вечер: 1. Чтение детям рассказов серии «Зёрнышко».

            2. Дидактическая игра «Комплименты» (приложение №8)

 

Четверг

 

Утро: 1. Беседа «Что ты знаешь о своём друге?»  (приложение № 9).

           2. Продуктивная деятельность – аппликация «Подарок другу».

 

Вечер:  1. Чтение детям рассказов серии «Зёрнышко».

             2. Дидактическая игра по выбору воспитателя (приложение №8).

 

Пятница

 

Утро: 1. Праздник вежливых стихов – конкурс на лучшего чтеца (приложение № 7).

           2. Дидактическая игра по выбору воспитателя (приложение №8).

 

Вечер:  1. Конкурс загадок (приложение  №7 ).

             2. Чтение детям рассказов серии «Зёрнышко».

 

Методы реализации проекта:

Практические:

- создание развивающей среды;

- наблюдения.

Словесные:

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихотворений;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- подвижные игры.

Наглядные:

- выставки, конкурсы;

- сбор фотоматериалов;

- рассматривание иллюстраций;

- информационные стенды;

- личный пример взрослых.

 

Приложение № 1

Занятие

Сказка В. Осеевой «Добрая Хозяюшка»

 

Задачи: учить детей осознавать и объяснять смысл пословиц о дружбе; учить различать смысловые оттенки имён существительных.

 

Вопросы

1.  Что такое дружба?

2.  Кого можно назвать другом?

3.  У вас есть друзья? Кто?

4.  Почему вы его(её) считаете другом?

 

Воспитатель читает детям пословицы о дружбе, обсуждает их, затем читает сказку В. Сутеева «Добрая хозяюшка».

Вопросы по содержанию сказки

1.  С кем жила девочка?

2.  Какой был петушок?

3.  На кого девочка обменяла петушка?

4.  Как девочка с курочкой дружила?

5.  На кого девочка обменяла курочку?

6.  Куда ходили уточка с девочкой?

7.  На кого девочка обменяла уточку?

8.  Почему щенок убежал от девочки?

9.  Как вы думаете, можно ли девочку назвать доброй хозяюшкой? Почему нельзя?

10.         Как ведут себя добрые хозяюшки?

11.         Девочка из сказки – хороший друг или нет?

12.         Захотел бы ты дружить с этой девочкой? Почему нет?

 

Физкультминутка «Игра на пальцах»

 

Дети сидят на ковре.                             Дети выполняют соответствующие движения.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

 

Раз, два, три, четыре, пять, -

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять, -         

Мы закончили считать.

 

Дидактическая игра

 

Воспитатель. Послушайте слова и скажите, чем они отличаются: брат, братец, братик, братище; заяц, заинька, зайчишка, зайчище; дом, домик, домище.

     Подберите слова, имеющие уменьшительно-ласкательное и увеличительное значение следующим словам:

·   утка;

·   петух;

·   курица;

·   щенок;

·   собака.

 

Приложение № 2

Беседа

« О чуткости и равнодушии»

 

     Воспитатель: Что такое чуткость? Какого человека называют чутким? (Ответы детей?)

 

     Обобщение ответов: Если посмотреть в словаре, то слово «чуткий» обозначает чувствительного, отзывчивого, внимательного человека

 

·   .А что такое равнодушие? Какие люди бывают равнодушными?

·   Каким, по-вашему, должен быть друг – чутким или равнодушным?

·   Какими ещё качествами должен обладать друг?

·   А ваш друг обладает этими качествами?

 

     Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Плохо»

 

     Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

     В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку, сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

 

     Вопросы к рассказу:

- Какими словами можно заменить слово «яростно»? (Громко, сердито, страшно.)

- Почему котёнок был взъерошенным?

- Что делали мальчики?

- Почему женщина выбежала, а не вышла из дома?

- Какими словами можно заменить слово «поспешно»? (быстро, торопливо, стремглав.)

- Что сделала женщина?

- Что она крикнула мальчикам?

- Почему удивились мальчики и что они сказали?

- Какую оценку их поступку их поступку дала женщина? Какими словами можно заменить слово «гневно» (сердито).

- Как вы оцениваете поступок мальчиков?

- Как должны были поступить мальчики? Подумайте, ведь злая собака могла бы их укусить…

 

     А сейчас давайте вместе с вами разберём проблемные ситуации

 

     Помогите животным выйти из сложных ситуаций:

1.  Мышата заблудились в лесу.

2.  Ёж уколол зайчика своими иголками.

3.  У волка заболели зубы.

4.  Зайчик нашёл корзину с грибами.

5.  Обезьянка съела очень много бананов.

 

     Рисование портрета друга.

 

     Предложить детям нарисовать портрет своего друга.

Приложение № 3

«Посидим в тишине» (Е. Благинина)

Заучивание стихотворения

     Цель:

     Задачи:

·   познакомить детей с новым стихотворением;

·   учить отвечать на вопросы строчками из текста;

·   развивать интонационную выразительность речи.

     Предварительная работа

     Задание на дом: рассмотреть фотографии из семейного альбома, поговорить с мамой, какая помощь ей нужна. Какие обязанности можно иметь дома, чтобы ей помогать. Заучивание загадок, стихов.

 

Ход занятия

     Воспитатель. Дети послушайте стихотворение.

Кто на свете всех добрее?

Рядом с кем всегда теплее?

Это знаю я.

Всех людей она добрее.

Рядом с кем всего теплее?

Это – мамочка моя. (Отвечают дети.)

- Я знаю, что вы любите своих мам. А всегда ли им помогаете в домашней работе или когда они отдыхают? (Дети рассказывают, 2 – 3 ребёнка.)

     Воспитатель. Я прочитаю вам ещё одно стихотворение о маме. Написала его Елена Благинина, называется стихотворение «Посидим в тишине». (Читает выразительно.)

·   Понравилось? – Да.

·   Послушайте ещё раз, будем его учить наизусть. Постарайтесь запомнить. Как называется стихотворение? Кто автор? Дети отвечают.

     Воспитатель. А теперь припоминайте строчки из стихотворения и отвечайте на вопросы. Как начинается стихотворение?

     Дети. Мама спит, она устала.

     Воспитатель. Что сделала девочка?

     Дети. Ну и я играть не стала, я волчка не завожу, а уселась и сижу.

     Воспитатель. Что такое волчок? – Это игрушка,  которая заводится, кружится и гудит. (Показывает.) Она может разбудить маму. Давайте повторим эти строчки:

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке луч крадётся золотой.

·   Повторяем индивидуально. А чей это луч? – Это луч солнца.

·   А что могла бы делать девочка, если бы мама не спала? Припоминайте.

     Дети.     Вслух читать и мяч катать.

                   Я бы песенку пропела,

                   Я могла похохотать.

                   Да мало ль я чего хочу,

                   Но мама спит, и я молчу.

     Воспитатель спрашивает 2 – 3 детей.

      - А что сделал луч?

Дети. Луч метнулся по стене,

          А потом скользнул ко мне:

          «Ничего шепнул он будто –

          Посидим и в тишине»,

     Когда дети повторяют строчки, воспитатель обращает внимание на интонацию.

     Воспитатель. Ребята, я прочитаю его ещё раз, а вы за мной повторяйте, только без звука, одними губами.

·   Теперь будем рассказывать. Вызывает тех, кто быстро запоминает, 1 – 2 человека. Затем дети рассказывают эстафетно – 4 человека, потом ещё 4. Заканчиваем читать стихотворение целиком, 1 – 2 человека.

     Воспитатель. Ребята, а в какую игру можно поиграть тихо, даже молча? – «Найди и промолчи», «Найди, где спрятано».

·   Давайте поиграем. Дети выбирают игру. Повторяют 2 раза.

·   Ребята, а какие помощники есть у вас в доме? Дети называют Пылесос, утюг, Чайник, кухонный комбайн, посудомоечная машина, стиральная машина и др.

     Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Отгадайте, для чего нужны эти предметы», загадывает загадки. Дети отгадывают и объясняют назначение предметов.

     Загадки:

     Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым,

     Как загудит его мотор, глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

 

     Я пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу,

     Крышка громко зазвенела:

     «Пейте чай, вода вскипела». (Чайник)

 

     В полотняной стране по реке простыне плывёт пароход,

     То взад, то вперёд. А за ним такая гладь,

     Ни морщинки не видать. (Утюг)

 

     Четыре синих солнца у бабушки на кухне,

     Четыре синих солнца горели и потухли.

     Поспели щи, шипят блины,

     До завтра «солнца» не нужны. (Газ)

Приложение № 4

Занятие

Мордовская народная сказка

«Как собака друга искала»

 

     Задачи: развивать связную речь, углублять представления о диких и домашних животных.

     Оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных.

 

Ход занятия

 

     Воспитатель: Я вам загадаю загадку:

У него четыре лапы,

Чёрный нос и хвост лохматый,

Очень часто громко лает,

А плохих людей кусает!

Он бывает забияка!

Это кто у нас? (собака!)

 

     А сейчас послушайте мордовскую народную сказку «Как собака друга искала». (Читает)

 

Вопросы по содержанию сказки

 

1.  Почему собака решила найти себе друга?

2.  Кого первого она встретила?

3.  Почему собака решила, что заяц – неважный друг?

4.  С кем захотела дружить собака?

5.  Кого испугался волк?

6.  Кто был третьим другом собаки?

7.  Кого испугался волк?

8.  К кому прибежала собака?

9.  Почему человек согласился дружить с собакой?

10.         Что он сделал для собаки?

11.         Как собака отплатила за доброту человека?

12.         Понравилась вам сказка? Чем?

13.         У кого дома из вас есть такой друг – собака? (2-3 детей рассказывают про своих питомцев).

 

Воспитатель: Интересные рассказы рассказали нам ребята о своих друзьях.

 

Физкультминутка

 

Здесь по снегу скачет зайка,               Дети прыгают по кругу.

Там синичек села стайка.                    Машут руками, как крыльями.

Здесь лисичка за кустом,                     Приседают, смотрят вправо, влево.

Там в дупле бельчонка дом.                Встают, поднимают руки вверх.

 

Дидактическая игра «Зоопарк»

 

     Дети садятся в круг, получают по картинке. Они не должны их показывать друг другу.

     Каждый должен описать своё животное, не называя его, по плану:

·   внешний вид;

·   чем питается;

·   где живёт.

     Например: это животное летом серое, зимой белое, у него длинные уши, короткий хвост, любит морковку, живёт в лесу.

     Дети выполняют задание.

 

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.  И я хочу наше занятие закончить   стихотворением:

С. А. Антонюк

Среди всех зверей, однако,

Людям лучший друг собака,

Есть их множество пород.

В будке пёс своей живёт.

Сторожить умеет дом,

Весело вилять хвостом.

На чужих он громко лает,

И хозяев охраняет.

 

Приложение № 5

 

Консультация для родителей

«Как помочь ребёнку стать добрым»

 

     Все дети любят получать подарки. Они с нетерпением ждут своего дня рождения или Нового года, ёлки. И вообще, детям (да и не только детям) больше нравится что-то приобретать, получать;  гораздо меньше нравиться – отдавать.

     Многочисленные детские конфликты происходят как раз из-за того, что каждый хочет взять себе привлекательную игрушку и не хочет отдать её другому. Задача взрослого в такой  конфликтной ситуации состоит в том, чтобы открыть ребёнку переживания другого человека.

 

Как мама помирила Сашу и Ваню

     Два мальчика – Саша и Ваня – дерутся из-за машинки. Наконец Саша отнимает машинку и, не обращая внимание на рыдания товарища, возит её по комнате.

     - Какая отличная машинка! – говорит мама. – Тебе она очень нравится, правда? Тебе так приятно возить её по комнате, играть, будто ты шофёр!

     Мальчик охотно соглашается, а мама продолжает нахваливать машинку и описывать, как Саше радостно играть с нею.

     - А ты знаешь, что Ване тоже очень нравится эта машинка, - говорит мама  - он смотрит на тебя и мечтает играть с нею так же, как ты. Ему даже больше хочется, чем тебе, потому   что ты уже поиграл с нею, а он ещё нет. А знаешь, как он обрадуется, если ты дашь ему машинку? Ему будет так хорошо! Он просто запрыгает от радости. А сейчас, видишь, как ему обидно! Представь себе, что у тебя кто-нибудь  отнял эту замечательную машинку. Ведь ты бы очень расстроился. Вот и он – тоже. Давай сделаем его счастливым! Посмотрим, как он удивится и обрадуется. Договоримся так: ты ещё три раза покатаешь машинку по комнате туда-сюда, а потом дашь её Ване.

     Саша внимательно слушает маму, переводя взгляд с машинки на Ваню, и охотно соглашается с предложением. Он возит машинку туда-сюда (всего один раз!), потом подходит к Ване и смущённо отдаёт ему машинку.

     Ваня счастливо улыбается и говорит «Спасибо!».

     Удовлетворение и облегчение выражаются на лице Саши.

 

     Основной результат такого нехитрого вмешательства взрослого даже не в том, что ликвидирован детский конфликт. Главное в том, что Саша обратил внимание на переживания – свои и чужие, что ему приоткрылся новый, пока ещё неведомый мир – радости и обиды другого, и он испытал удовольствие от того, что сделал другому приятное.

     Конечно, благополучный исход описанного эпизода совсем не означает, что Саша теперь всегда будет делиться игрушками и никогда не будет обижать других. Будет ещё всякое. Но все же первый опыт того, как приятно отдавать, он получил. Дальше всё зависит от того, как поведут себя взрослые, будут ли они постоянно учить его делать добро другим.

 

     Но как же этому можно научить? Читать нотации? Наказывать за дурные поступки и хвалить за хорошие? Приводить в пример других детей?

     Такое обучение может привести лишь к формальному, чисто к словесному усвоению моральных норм, от которого слишком далеко до действительно гуманного отношения к другим людям.

 Слишком часто наши дети (да и не только дети), зная, «что такое хорошо и что такое плохо», и требуя от других гуманных поступков по отношению к себе, оказываются сами неспособными к ним. Усвоенные нормы существуют отдельно от реальных поступков, положительные примеры и наказания только укрепляют конкретное отношение к другим детям. Ребёнку начинает казаться, что все другие лучше него, что его никто не любит. А с этим чувством своей неполноценности трудно любить других: ведь чтобы воспринимать другого человека как безусловную ценность, как уникальную личность, необходимо прежде всего воспринимать так самого себя.

     Обучение добру происходит не на словах, а в реальной жизни ребёнка, в его повседневном опыте. И здесь недостаточно подавать ребёнку положительный пример, т.е. относиться к другим так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам (хотя это безусловно необходимо). Чтобы положительный пример не прошёл мимо сознания ребёнка, важно его собственное участие в добрых делах. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок не только совершал хорошие поступки, но и получал от этого моральное удовлетворение.

     Это можно сделать опять же в процессе игры. Мы можем посоветовать одну из таких игр.

 

Игра «Подарки друг другу»

     Игровая ситуация строится таким образом, что ребёнок сам выбирает, кому он хочет сделать подарок и что именно подарить. Такой выбор является своего рода нравственным поступком для дошкольника.

     В качестве подарков можно использовать самые простые, но привлекательные для дошкольников предметы: ленты, значки, мишуру, флажки и, конечно, игрушки. Важно только, чтоб число подарков соответствовало числу играющих. А играть в такую игру могут сразу от 5 до 20 детей.

     Подарки складывают в нарядную коробку. Взрослый предлагает детям по очереди выбирать подарок и дарить его тому, кому он хочет. Взрослый объясняет, что каждый может выбрать один подарок, который больше всего понравился не только ему самому. Но и тому, кому он хочет сделать подарок.

     Потом дети садятся на стульчики спиной к столу с подарками, и начинается игра. Вызвав одного из детей, взрослый предлагает ему подумать, кому он хочет сделать подарок, и передаёт коробку. Остальные с нетерпением ждут, что выберет этот ребёнок и кому он подарит эту вещь.

     Выбирая привлекательный предмет, ребёнок дожжен подумать о том, кому он будет его дарить, а значит, представить, что тот любит и что ему может понравиться. Когда, наконец, он выбирает какой-нибудь предмет и подходит к детям с коробкой, происходит торжественная передача подарка, в которой участвует и взрослый: он показывает всем детям подарок, подсказывает, что надо поблагодарить, и радуется вместе с детьми. Словом, взрослый делает всё возможное, чтобы дети испытали радость от преподнесённого им сюрприза и оттого, что они сделали приятное для другого.

     Потом эти двое (даривший и получивший подарок) садятся на место, а за подарком отправляется следующий ребёнок, которому передаётся коробка.

     В этой игре есть одно важное правило: подарок можно делать только тому, кому ещё ничего не дарили.

 

     Как показывает опыт, эта нехитрая игра может произвести заметный сдвиг в сознании детей. Когда до этой игры детям показывали картинку, на которой кто-то кому-то что-то дарит, и спрашивали, на чьём месте они хотели бы оказаться, дети уверенно показывали на «получателя» подарка, нисколько не завидуя тому, кто дарит. А во время игры в подарки большинство из них ощутило радость от самого процесса дарения. Им понравилось делать другому приятное. И глядя на те же или похожие картинки, они предпочитали теперь того, кто их получает.

     Изменения произошли не только в восприятии картинок, но и в отношениях детей. Во-первых, им очень понравилась эта игра. Они с нетерпением ждали её повторения: они сами хотели дарить! А во-вторых, дети стали меньше ссориться и драться, а иногда кто-то из них сам приносил какую-нибудь игрушку из дома, чтобы подарить её товарищу.

     Конечно, далеко не всех эта игра сделает добрыми и щедрыми. Дети разные, к каждому из них нужен свой подход. Но во всех случаях необходимо помнить и понимать, что физические, психические, интеллектуальные, морально-нравственные способности ребёнка на всех этапах его, по крайней мере, дошкольного развития формируются в первую очередь в его общении со взрослым и что для этого необходима обстановка любви и доверия.

 

Приложение № 6

Пословицы и поговорки о дружбе

1.  «Человек без друзей, что дерево без корней».

2.  «Потерял друга – ищи, а нашёл – береги».

3.  «Друзья познаются в беде».

4.  «Дружба – в делах помощница».

5.  «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью».

6.  «К дому друга дорога никогда не бывает длинной».

7.  Плохо жить без забот, худо – без доброго слова».

8.  «Как аукнется, так и откликнется».

9.  «Добро творить – себя веселить».

10.         «Доброе дело – великое счастье».

11.         «Кто добро творит, того Бог благословит».

12.         «Доброму всегда добро».

13.         «Жизнь дана на добрые дела».

14.         «Добрый пример лучше ста слов».

15.         «Свет не без добрых людей».

16.         «Худо тому, кто добра не делает».

 

Физкультминутка «Игра на пальцах»

 

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(Пальцы обеих рук соединяются в замок.)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Ладони прижаты друг к другу.)

Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять.

(Подушечки пальцев постукивают друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхивают кистями.)

Приложение № 7

Стихи и загадки о дружбе

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как поле с плугом,

Как ветер с морем, трава с дождём,

Как туча с солнцем, как мы вдвоём.

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте будем со всеми друзьями!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

Давайте будем беречь планету –

Во всей Вселенной похожей нет,

Во всей Вселенной такая одна,

Что будет делать без нас она?    (И. Мазнин)

 

 

Вежливые стихи

 

Добрый вечер

- Ах. Какая приятная встреча!

Добрый вечер, мой друг!

Добрый вечер.

Только эти слова я сказал

И немного добрей сразу стал.

 

Спасибо

За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали?

Сколько раз?

 

Добрые слова

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты и не новы.

Но я ещё повторю всё равно:

- Добрые люди, будьте здоровы.

 

Будьте добры

Будьте добры –

Это я говорю по секрету.

Будьте добры –

И не ждите за это конфету.

Будьте добры –

Без игры и вовремя игры,

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

Вежливые слова

На прогулке друга Колю

Я задел рукой нечаянно.

«Извини, - сказал я другу,

- Получилось так случай но».

 

Каждый раз всем на прощанье

Говорю я: «ДО СВИДАНИЯ».

Если что-то попрошу,

Я ПОЖАЛУЙСТА скажу.

 

Мама дарит мне подарки,

Любит меня мама, знаю,

Мамочке сказать СПАСИБО

Никогда не забываю.

 

Вежливые слова эти:

С ДОБРЫМ УТРОМ, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР,

ЗДРАВСТВУЙТЕ и ИЗВИНИТЕ,

И СПАСИБО, и ПРОСТИТЕ.

 

Кто же вежливый всегда?

- Кто не хнычет никогда.

- НЕ кричит в кафе и дома,

- Скажет «Здравствуйте» знакомы.

 - Тот, кто мусор в урну бросит

- Кто спокойно маму спросит,

- Не тревожит без причины,

- И не струсит (коль мужчина),

- Заступиться не сробеет,

- Слушать кто совет умеет,

- Извинится, если нужно,

- Дорожит конечно, дружбой,

- Сможет проявить заботу,

- Ценит мамину работу,

- Кто поможет сам всегда –

Тот и вежливый! ДА! ДА!

 

Загадки феи Вежливость

 

Поступишь ты вежливо и мудро,

Если, проснувшись, скажешь:

(Доброе утро)

 

А если вечером

Я друга встречу,

Ему скажу я:

(Добрый вечер)

 

Ночь наступила,

Спать хочется очень –

Я пожелаю:

(Спокойной ночи)

 

Днём говорить

Совсем не лень

При встрече людям:

(Добрый день)

А при прощании мы говорим всем…

(До свидания)

 

Если помощь оказали,

Книгу почитать вам дали,

Вы всегда благодарите,

И…(спасибо) говорите.

 

Так бывает, что в трамвае

Вы кого-нибудь толкнёте,

Что ж, скажите: «…» (извините)

Дяде, бабушке и тёте

 

Мамы, папы в детский сад

За ребятами спешат.

Уходя, всем на прощанье

Говорите…(до свиданья)

 

Есть волшебное слово

Среди множества слов,

Кто же знает его

И назвать здесь готов? (Пожалуйста)

 

Если в гости кто приходит,

Если кто-то друга встретит,

Вежливое слово скажет.

Дети знают слово это? (Здравствуйте)

.Приложение № 8

Дидактические игры

Дидактическая игра «Зачем?»

     - Как вы думаете, ребята, зачем нужны друг или подруга?

      Возможный диалог-лесенка. (Чтобы дружить.) Зачем дружить? (Чтобы быть всегда вместе.) Зачем быть вместе? (Чтобы помогать друг другу.) Зачем помогать? …..и т.д. После каждого ответа педагог задаёт вопрос: «Зачем?.....»

Дидактическая игра «Звуковое письмо»

Педагог предлагает детям встать в круг. Роль ведущего сначала берёт на себя педагог – у него в руках карандаш. Ведущий начинает «писать письмо».

     Например: «Здравствуй, мой друг (имя). Я пишу тебе из Углича». Следующий ребёнок, взяв у ведущего в руку карандаш: «У нас в Угличе хорошая погода, светит солнце, всё цветёт…»

     Следующий…

     И так каждый следующий участник, произнося одно-два предложения, не теряя смысла, продолжает «письмо», а последнему даётся задание закончить письмо.

     Эту игру можно проводить несколько раз, составляя письма на разные темы. Таким же образом можно всем вместе сочинять сказки, истории. В качестве передаваемого предмета может быть мяч или обычный клубок ниток.

Дидактическая игра «Волшебная лавка»

     Цель: дать детям возможность выяснить, каких качеств им не хватает, чтобы быть добрыми и хорошими.

     Вначале педагог объясняет, что такое лавка (магазин). Затем просит детей представить, что в этой лавке продаются необычные вещи – человеческие качества: терпение, жалость, доброта, расположение к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, умение сдерживать себя, доброжелательность, умение слушать других, играть вместе и не ссориться, способность к сопереживанию, сочувствию, умению радоваться успехам других и огорчаться их неудачам, не отнимать у других игрушки и т.д.  Педагог выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один участник. Продавец предлагает ему приобрести одну или несколько «вещей», которых ему не хватает. Продавец выясняет, сколько ему необходимо того или иного качества, зачем оно ему, в каких случаях он хотел бы быть «…». В качестве платы продавец просит у покупателя оставить что-нибудь взамен, какое-нибудь плохое качество или привычку, которые мешают или не нравятся в себе ребёнку.

Дидактическая игра «Добрые слова»

     Цель: освоение коммуникативных умений, развитие у детей интереса к другим людям, повышение значимости другого.

     Педагог предлагает вспомнить или придумать добрые слова, с которыми можно было бы обратиться к своему сверстнику, малышу, ребёнку постарше, незнакомцу, старичку или старушке, воспитателю, нянечке и т.д. Можно попросить детей  изобразить сцены обращения с добрыми словами к окружающим.

Дидактическая игра «Аплодисменты»

     Цель: повышение настроения, самооценки участников группы.

     Педагог вместе с детьми сидят в кругу. Педагог просит встать всех тех, кто обладает определёнными качествами или умениями (добрый, справедливый, честный, терпимый, чуткий, отзывчивый, умеет хорошо петь, танцевать, рисовать и т.д.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Дидактическая игра «Пантомима дружбы»

     Цель: помочь детям разобраться в понимании понятия «дружба»; совершенствование пантомимики.

     Педагог, вместе с детьми, готовит всё, что может пригодиться им для пантомимики.

     Затем дети разбиваются на группы по 3-5 человек. Педагог предлагает детям вспомнить общее определение «дружбы», которое они вывели ранее, и даёт им задание изобразить его. Время на подготовку 5 минут. Одна группа показывает, другая отгадывает, о чём идёт речь.

     Можно заранее подготовить медали для тех, кто лучше изобразил, и для тех, кто лучше всех отгадывал.

     В заключении обсудить, какая  пантомима больше всего понравилась, какую было очень трудно угадать, что было сложнее всего передать с помощью мимики, движений и жестов и т.д.

 

Дидактическая игра «Про кошку, которая вернулась, и ещё о чём-то…»

     Цель: помочь детям осознать последствия злых слов и поступков; разрешение вербальных задач.

     Материал: 2 картинки с изображением злой и доброй кошки.

     «Посмотрите, пожалуйста,  на рисунки. Вы уже догадались, что они о кошке и ребятах. На одной картинке, кошка какая? А на другой? Как ты думаешь, что с ней могло случиться?

     Конечно, так и было. Одна картинка рассказывает, что с кошкой обращались ласково, спокойно, и она никому ничего плохого не делала. Другой рисунок говорит о том, что на кошку кричали, она стала злая-презлая.

     Знаете, есть такая пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь», а ещё говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Подумайте о содержании этих пословиц…

     Вот и на этих картинках, как ребята обращались с кошкой, так и она вела себя.

     Вот несколько историй:

·   Девочки поссорились и кричат друг другу:

- Балда, ты – балда, по колено борода!

- Ты сама балда, от балды слышу!

Как вы думаете, почему девочки так кричали? Что бы вы сделали на их месте? Что бы вы сделали, если бы услышали, что девочки так кричат? Почему? А как надо?

·   Отдавай моё мороженое! – грубо крикнул старший брат на младшего.

Как вы думаете, почему ему не хотелось делиться со старшим братом? Как бы вы поступили в этом случае? Что бы вы сказали старшему брату? А что нужно было сказать?

·   Один мальчик строил машину. Но у него ничего не получалось. Он рассердился, бросил на пол конструктор и заплакал. К нему подошла сестра и сказала…

     Какие слова сказала мальчику сестра, если он вытер слёзы и стал вместе с ней делать машину? Что бы вы сказали мальчику? Почему?

     Видишь, как получается: от злого слова появляется злое дело, а от доброго – доброе.

     А вы умеете говорить друг к другу добрые слова? Давайте вспомним, когда вы их говорите. А когда в последний раз каждый из вас говорил доброе слово?

     Вот увидел кто-то из вас у друга новую, интересную игрушку. Что вы ему скажите? А помните, когда чья-то мама испекла дома пирог с яблоками, и он съел большой кусок, что он сказал? Поблагодарил мамочку, или ничего не сказал, а просто схватил ещё кусок и с ним, ещё не прожевав, выскочил из-за стола?

     В каких ещё случаях нужно говорить добрые слова? (когда у кого-то, что-то хорошо получается и т.д.)».

Дидактическая игра «Встреча с другом»

     Цель: развитие вербального и невербального общения; доброжелательного отношения друг к другу.

     Педагог предлагает детям разбиться на пары и проиграть этюд: «У мальчика (девочки) был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, А его друг уехал с родителями в другой город. Скучно в городе без друга. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и видит, что на остановке из троллейбуса выходит его друг. Как же обрадовались они друг другу!».

     Далее можно предложить разыграть этюд «Помирились», «Давай никогда не ссориться» и др.

     Желательно отметить детей в разнообразных номинациях: «лучшие добрые слова», «самые тёплые улыбки» и т.д.

Дидактическая игра «Этюды»

     Цель: повышение настроения, тренировка навыков невербального общения.

     Педагог предлагает детям в парах придумать этюд о дружбе, используя средства невербального общения – мимика, жесты, пантомимика. Затем дети показывают свой этюд, а остальные отгадывают, о чём он. Если содержание этюда отрицательное, детям предлагается выяснить причины, определить, какие события предшествовали этому случаю, а также способы разрешения ситуации.

Дидактическая игра «Пять добрых слов»

     Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки детей.

     Педагог предлагает каждому из участников по очереди сделать пять шагов. При этом на каждый шаг необходимо сказать какое-нибудь хорошее слово об одном из детей (ребёнок сам его для себя определяет). Остальные дети должны догадаться, кому предназначались комплименты.

Дидактическая игра «Волшебный стул»

     Цель: развитие у детей доброжелательного отношения друг к другу.

     Дети и педагог сидят на стульчиках в кругу. В середине круга стоит стул, на который по очереди садятся дети. Взрослый говорит: «Я сейчас скажу о…хорошее слово, а потом передам…», - и так пока все дети не скажут какое-нибудь хорошее слово в адрес сидящего в центре круга.

       Дидактическая игра «Дружба»

Цель: формирование у детей понятий «друг», «дружба».

     Педагог предлагает детям, подумать, что значат выражения, которые мы часто слышим: «Нужно быть дружными, дружно жить». Просит каждого, кто хочет, высказаться, что значит слово «дружба. Предлагает вспомнить, кто и как дружит в группе или дома, почему мы ссоримся со своими друзьями; что нужно делать, чтобы ссор было как можно меньше.

     Педагог вместе с детьми обобщают ответы и делают вывод о том, что же такое «дружба», выводят правила «настоящей дружбы».

      Предложить детям подумать над следующими вопросами: «Почему вы назвали эти имена? Почему именно этих детей вы считаете своими друзьями? Каким должен быть друг? Почему многим не удалось назвать своих друзей? Если у человека мало друзей или их совсем нет, в чём причина?»

 

 Дидактическая игра «Найди друга»

   Дети разделяются на две команды по группам и встают напротив. Детям одной группы завязывают глаза платочками, и они вслепую ищут себе друга из другой группы. После того как выбор сделан, педагог помогает снять платочки.

 

Дидактическая игра «Найди пару»

     Пока будет звучать весёлая музыка, дети должны танцевать в разных местах зала (группы), но как только музыка смолкнет, надо быстро найти своего друга.

Приложение № 9

Беседа

«Что ты знаешь о своём друге?»

     Воспитатель начинает беседу:

     - Дети, сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о дружбе, о ваших друзьях, без которых на свете вам жилось бы грустно. Кого можно назвать своим другом? Что означает это слово?

     - Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы вы хотели видеть своего друга? Как вы выбираете себе друзей? Что вас привлекает в них больше всего? Где вы знакомитесь с друзьями? Вы хорошо знаете своих друзей?

     - Можете ли вы сказать, как бы повёл себя ваш друг, если бы вы попали в беду? Как бы он вам помог? Что бы сделал? А что сделали бы вы для своего друга в этом случае? Представьте себе, что перед днём вашего рождения вы поссорились с другом. Пригласите ли вы его на свой день рождения? Пригласит ли он вас? Почему? Если он вас не пригласит, что вы сделаете?

     - Тебе купили новую игрушку, а у твоего друга такой игрушки нет. Как ты себя будешь вести в этом случае? Как поступит твой друг? Ты вышел на улицу со сладостями, конфетами. Поделишься ли ты ими с другом? А он всегда делится с тобой?

     - Если вы с другом гуляли, неосторожно играли и испачкали или испортили одежду, то пойдёт ли твой друг к тебе домой, чтобы разделить с тобой упрёки родителей  или даже наказание? Сделаешь ли это ты? Твой друг заболел. Что ты будешь делать? А как поступит он? Как тебя называет твой друг? А как ты называешь его? Есть ли у тебя и твоего друга прозвища? Они обидные или нет? Что они означают? А как ласково ты зовёшь своего друга?

     - Кто может быть твоим другом, кроме твоего сверстника? Может ли быть другом мама? Папа? Животное?

     Воспитатель подводит итог:

     - Берегите своих друзей, дружбу и вам радостнее будет жить.

Используемая литература:

 

1.  Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

2.  Бобкова Т.И., Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н., Спроге О.И. Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

3.  Кочанская И.Б. Полезные сказки. Беседы с детьми о хороших привычках. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. – (Сказки – подсказки).

4.  Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа). Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2007. – 176 с.

5.  Арсенина Е.Н. Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель, 2007 – 100 с.

6.  Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игра и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа «Я – человек»). Кн. 2. старшая группа. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 96 с.: ил. («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; вып. 62).

7.  Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. (Развитие и воспитание)

8.  В. Осеева «Добрая хозяюшка», «Плохо».

9.  Е. Благинина «Посидим в тишине».

10.         Мордовская народная сказка «Как собака друга искала».

11.         Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп./ Сост. Т.Н. Икрянникова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.  

12.         Система работы по эмоционально-волевому развитию. Старшая и подготовительная группы./ Автор-сост. Н.А.Левина. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.

13.         Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета. Старшая  и подготовительная группы. / Сост. О.И.Бочкарёва. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.     

14 Библиотека серии "Зёрнышки".  Добрые истории для малых ребят.  Рязань ООО "Зёрна - слово"    2012.