Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Проект «Бережливый книжный уголок»

МБДОУ «Детский сад №269» г. Нижний Новгород

 

Проект «Бережливый книжный уголок»

 

Терехина Светлана Викторовна

Воспитатель

 

 
(Организация  книжного уголка в старшей  группе с использованием бережливых технологий)
 Актуальность темы:
      В последние десятилетия интерес к чтению в обществе неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации, телевидения, компьютера, изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения и др.
      В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми. Детское чтение нуждается в поддержке, потому что оно приучает ребенка мыслить, развивает воображение, речь, мировоззрение. В процессе чтения ребенок приобщается к культуре, истории своего народа, овладевает не просто языком, а его красотой, глубиной, поскольку язык является одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического развития, он формирует ребенка как личность.
     Поэтому необходимо приобщать детей к чтению книг, начиная с дошкольного возраста. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
    Во время беседы «Нужны ли книги в современном мире?» некоторые дети сказали, что можно обойтись и без книг, так как в компьютере можно найти любую информацию. Тогда я, с целью привлечения внимания детей к детской книге, решила организовать выставку старых книг из семейных библиотек. Попросила детей принести любимую книгу, и рассказать о ней. Родителям предложила принести «старую» семейную детскую книгу, (книгу, которую читали папам и мамам в детстве их родители, бабушки и дедушки). В ходе беседы выяснилось, что не у всех родителей сохранились книги которые достались им от бабушек и дедушек.
Цель: Раскрыть роль уголка книги в развитии читательских интересов и повышение эффективности и улучшение качества работы с книгами у детей
Задачи:
  • Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие  литературы;
  • Учить использовать мнемотаблицы, карточки-подсказки, схемы, опорные сигналы  для свободной и  удобной ориентации в книжном уголке;
  • Формировать бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к книгам.
Тип проекта:  познавательный, исследовательский, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Ожидаемый результат:
  • Дети научатся использовать средства навигации и визуализации: маркеры, алгоритмы, информационные указатели;
  • Система бережных технологий позволит облегчить детям поиск нужных им книг, сокращение времени на это.
  • Дети научатся бережно относится к книгам.
Этапы реализации проекта:
  1. Подготовительный:
   Обсуждение проблемы с детьми и родителями, как улучшить качество работы книжного уголка группы, поднять интерес детей к книгам принятие задач.
  1. Основной:
Обсудив проблему вместе с детьми, пришли к единому мнению, что нужно:
Открыть «Книжкину больницу» и починить книжки, создать альбом «Правила обращения с книгой» и соблюдать эти правила;
Нужно разместить книги в групповом книжном уголке по жанрам. Вместе с детьми решили заняться организацией нашего книжного уголка с использованием бережливых технологий.
 Основной целью внедрения бережливых технологий является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к книгам. Здесь  используется концепция 5С.
5 С – это пять последовательных шагов, которые нужно выполнить:
1.Осознать, что обязательно, а что излишне, и отказаться от последнего.
2.Упорядочить все предметы, которые остались после осуществления сортировки.
3. Содержать в чистоте.
4.Распространить концепцию чистоты на самого себя и непрерывно повторять три предыдущих шага.
5. Воспитать самодисциплину и выработать привычку участия в 5S с помощью стандартов.
Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки бережного отношения к книгам.
Используя концепцию 5-С были отобраны книги, которые соответствуют данному возрасту, все книги были распределены по жанрам и помещены книги в отдельные папки. Создали альбом «Правила обращения с книгой» для того, чтобы дети бережно обращались с книгами и сохраняли в чистоте.
Провели  беседу с детьми «Наши любимые книги». Беседу «Уроки бережливости» проводили совместно с родителями, совместно с детьми разработали алгоритм действий с книгой, определили цветовую маркировку книг по жанрам.
Для наглядности  книгам сделали  промаркированные по цветам и жанрам папки-контейнеры. Это ускорило наведение порядка после просмотра книг и исключило неправильное расположение книг. К тому же, дети знали, в каком контейнере какие книги находятся, что экономило время на поиски нужной книги. Данная система помогла детям самоорганизовываться.
 При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий  одним из методов работы является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап действий).
Задача картирования: визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действие. Для работы с детьми в нашем книжном уголке применяются алгоритмы пользования книгой и алгоритм ремонта книг. На картинке, находящейся в зоне видимости детей, изображены данные алгоритмы.
Книги легко мнутся и рвутся, дети знают способы ухода за ними, участвуют в починке книг уже самостоятельно, поэтому, есть материалы для ремонта книги (размещены в книжном уголке 2 небольших пластиковых контейнера: контейнер с изображением доктора Айболита (в  этот контейнер дети кладут книги, которые нуждаются в ремонте) и контейнер  «Аптечка для книг» с ножницами, клеем, скотчем, линейкой, карандашом.
Дети знают правила, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.
С появлением новой книги в группе внимание детей фиксируется на ней. После этого идет обсуждение правила бережного отношения с книгой и обсуждения в каком контейнере будет находиться данная книга.
  1. Заключительный.
В результате проведенной работы сократился поиск места нахождения книги; уменьшилось время на беседы о правилах пользования книгой, дети более бережно стали относится к книгам.

Смотреть проект