Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Пробуждая чувства добрые...» (элективный курс по литературе)

Муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №15»

 городского округа «город Якутск»

 

«Пробуждая чувства добрые...»

(элективный курс по литературе)

 

Авторы — составители:

Лазарович Оксана Александровна,

учитель русского языка  и литературы

Васина Дина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 С раннего детства человек знакомится не только с книгами, но и телевидением, а значит и с кино.  Оно будет сопровождать его всю жизнь, будет постоянным спутником, поможет разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.

         Кино открывает нам окно в далекое, неизведанное прошлое, наше настоящее. Важны, интересны, познавательны любые фильмы, из какой области они  не были бы.

         Исторические фильмы – расскажут нам о наших предках, войнах, восстаниях. И с расстояния прошлых лет мы посмотрим на настоящее, оценим, поймем его, рассмотрим историю Родины через судьбы людей, а не через набор сухих фактов.

          Не менее интересны научно – популярные фильмы, которые содержат столько тайн. Надо только научиться всматриваться в них, брать из них самое ценное, обогащая, тем самым, себя.

         Герои фантастических фильмов беспокоятся о будущем человечества, а их создатели хотят, чтобы это будущее было добрым, предупреждают, что человечеству надо бояться не завоевателей  со сверхоружием, а обывателей, готовых отдать землю любому, кто обеспечит им сытое и спокойное существование.

         Приключенческие фильмы погружают зрителя в мир необычных и увлекательных событий, позволяют пережить вместе с киногероями события, от которых захватывает дух, отвлечься от повседневных хлопот.

         С героями детективов мы попадаем в процесс расследования загадочного происшествия, пробуем выяснить его обстоятельства и раскрыть загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и мы вместе с детективом расследуем его, ищем виновных.  В фильмах этого жанра происходит столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся победой справедливости.

         Кино заставляет нас совершать удивительное путешествие в свой мир. С его героями мы переживаем, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждем благоприятного конца. Герои фильмов помогают юному зрителю ответить на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо для каждого человека, что важно в жизни быть человеком, надежным и достойным доверия; что необходимо держать слово, выполнять обещанное, быть честным, уметь отвечать за свои поступки, нести ответственность за других людей.

         Кино, на наш взгляд, - самое понятное нынешним школьникам искусство. Мы, к сожалению, перестали быть самой читающей страной в мире. У детей формируется психологическая привязанность к телевидению, интернету, социальным сетям. Следовательно, одна из задач современного педагога - направить ученика в нужное русло, привлечь достижения современности на свою сторону, потому что недостаточная гражданственность многих передач, засилье «мыльных опер» и безвкусной рекламы нередко делает просмотр фильмов и передач мощным фактором воспитания дурного вкуса, эгоизма и вседозволенности.

   Обилие на прилавках магазинов низкопробных фильмов не только «засоряет» круг детского просмотра, но и затрудняет процесс педагогического руководства им, т.к. родители и учителя зачастую с трудом ориентируются в огромном потоке никак не контролируемых фильмов.

   В этом сложном переплетении социальных условий, отрицательно влияющих на процесс духовного становления будущих граждан страны, требуются новые формы работы с учащимися.

   Как показал осуществленный нами анализ, использование кино в системе нравственного воспитания учащихся еще не было предметом специального исследования.  Делаются лишь попытки создать перечень фильмов, рекомендуемых МО РФ для обязательного просмотра школьниками. Вместе с тем ощущается потребность в рекомендациях в этой области.

   Поэтому целью нашей работы является создание элективного курса по литературе «Пробуждая чувства добрые...» и электронного приложения, раскрывающего содержательный аспект фильмов, к нему.

 Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

  • подбор фильмов по выбранным направлениям;
  • сбор информации по фильмам;
  • составление разноуровневых заданий, раскрывающих содержательный аспект фильма;
  • создание электронного приложения к элективному курсу.

         Кино должно и может стать тем инструментом, которое воспитывало бы будущее поколение страны.

         Кино,  хорошее, эмоциональное,  честное,  гражданское, у нас есть, многие фильмы – наша национальная гордость. Поэтому они должны встать на сторону учителя, стать его союзником.

   Формально часть этих картин учащиеся могли увидеть на уроках литературы, истории, МХК. Но учителя – предметники ограничены жесткими временными рамками, и мало кто позволит себе показать фильм целиком, попросить учащихся поделиться своими впечатлениями. Наш факультативный курс дает учителям такую возможность.

Содержание элективного курса

Условно все фильмы, входящие в наше пособие, мы разделили на четыре направления:

  • человек и война;
  • человек и природа;
  • нравственный выбор человека;
  • проблема отцов и детей.

Человек и война. Мир, отсутствие войны, покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное, на наш взгляд, условие существования Земли и человечества.

Человек и природа. Земля – общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. От того, как мы будем относиться к окружающей нас природе, зависит не только наше настоящее, но и будущее наших детей. Кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток к человеку.

Нравственный выбор человека. Фильмы этого направления актуальны всегда, потому что показывают зрителю, что есть ценности, через которые нельзя преступать: добро, любовь, верность, преданность.

Проблема отцов и детей. Семья – начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. Проблема важна, т.к. отцы и дети должны быть вместе, находить точки соприкосновения, говорить, размышлять не только о дне сегодняшнем, но и о дне вчерашнем и, конечно, дне завтрашнем.

 Структура электронного приложения

         Сейчас, увы, не выпускают, как это было в советские времена, брошюр про режиссеров и про фильмы, где доходчиво зрителю рассказывалось бы об истории картины, поднимаемых в ней проблемах, историческом контексте, актерах. Поэтому мы решили в приложении собрать информацию, которая помогла бы учителю организовать работу по фильму:

  • «О создателях фильма»;
  • «Роли исполняют»;
  • «Интересные факты»;
  • «Отзывы о фильме»;
  • «Смотрим, думаем, рассуждаем».

   Содержание элективного курса «Пробуждая чувства добрые...» для учащихся 8 классов.

Название фильма

Количество часов

Человек и природа

«Прощание с Матерой»

3 часа

Проблема выбора

«Белый Бим Черное ухо»

3 часа

«Доживем до понедельника»

3 часа

«Живи и помни»

3 часа

«Курьер»

3 часа

«Завтра была война»

3 часа

«Чучело»

3 часа

Проблема отцов и детей

«Вам и не снилось»

3 часа

Человек на войне

«А зори здесь тихие»

3 часа

«Судьба человека»

3 часа

«Журавли над Ильменем»

3 часа

 

   Также в приложении предложены кадры из кинофильмов, позволяющие организовать исследовательскую работу над фильмом.

   Особый интерес для практического применения представляет раздел «Размышляя над прочитанным», где дается  система разноуровневых вопросов, основанная на технологии Блума .

   Первый уровень. Вопросы носят репродуктивный характер. Учащиеся должны уметь понимать и выделять главное. Это вопросы, отвечая на которые, учащиеся должны воспроизвести какие-то конкретные сведения, вспомнить и воссоздать некую информацию.

   Второй уровень. Вопросы продуктивного характера. Учащиеся, отвечая на эти вопросы, должны показать понимание и выделение одной или нескольких более простых идей в тексте, которые могут содержать противоречивую информацию; умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний. Вопросы этого уровня начинаются, как правило, со слова «почему». При решении проблем они могут вдохновить учащихся на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем их объекте и выяснить непонятные им причины действий и поступков людей.

    Третий уровень. Вопросы этого уровня должны показать глубокое понимание сложных текстов, комбинирование, анализ информации, понимание нюансов языка и логики, критическое воспроизведение и оценку на основе гипотез, базирующихся на знаниях или неожиданных концепциях; дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам.

   Практическая значимость элективного курса заключается, на наш взгляд, в возможности использования просмотренных фильмов в качестве аргумента при написании сочинения на единых государственных экзаменах.

  К числу планируемых результатов мы относим в первую очередь личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, а также формирование умений:

  • амостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор;
  • результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;
  • общаться, взаимодействовать с людьми;
  • формулировать свое мнение, аргументированно его защищать.