«Пробуждая чувства добрые...» (элективный курс по литературе)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа «город Якутск»
«Пробуждая чувства добрые...»
(элективный курс по литературе)
Авторы — составители:
Лазарович Оксана Александровна,
учитель русского языка и литературы
Васина Дина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
С раннего детства человек знакомится не только с книгами, но и телевидением, а значит и с кино. Оно будет сопровождать его всю жизнь, будет постоянным спутником, поможет разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.
Кино открывает нам окно в далекое, неизведанное прошлое, наше настоящее. Важны, интересны, познавательны любые фильмы, из какой области они не были бы.
Исторические фильмы – расскажут нам о наших предках, войнах, восстаниях. И с расстояния прошлых лет мы посмотрим на настоящее, оценим, поймем его, рассмотрим историю Родины через судьбы людей, а не через набор сухих фактов.
Не менее интересны научно – популярные фильмы, которые содержат столько тайн. Надо только научиться всматриваться в них, брать из них самое ценное, обогащая, тем самым, себя.
Герои фантастических фильмов беспокоятся о будущем человечества, а их создатели хотят, чтобы это будущее было добрым, предупреждают, что человечеству надо бояться не завоевателей со сверхоружием, а обывателей, готовых отдать землю любому, кто обеспечит им сытое и спокойное существование.
Приключенческие фильмы погружают зрителя в мир необычных и увлекательных событий, позволяют пережить вместе с киногероями события, от которых захватывает дух, отвлечься от повседневных хлопот.
С героями детективов мы попадаем в процесс расследования загадочного происшествия, пробуем выяснить его обстоятельства и раскрыть загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и мы вместе с детективом расследуем его, ищем виновных. В фильмах этого жанра происходит столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся победой справедливости.
Кино заставляет нас совершать удивительное путешествие в свой мир. С его героями мы переживаем, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждем благоприятного конца. Герои фильмов помогают юному зрителю ответить на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо для каждого человека, что важно в жизни быть человеком, надежным и достойным доверия; что необходимо держать слово, выполнять обещанное, быть честным, уметь отвечать за свои поступки, нести ответственность за других людей.
Кино, на наш взгляд, - самое понятное нынешним школьникам искусство. Мы, к сожалению, перестали быть самой читающей страной в мире. У детей формируется психологическая привязанность к телевидению, интернету, социальным сетям. Следовательно, одна из задач современного педагога - направить ученика в нужное русло, привлечь достижения современности на свою сторону, потому что недостаточная гражданственность многих передач, засилье «мыльных опер» и безвкусной рекламы нередко делает просмотр фильмов и передач мощным фактором воспитания дурного вкуса, эгоизма и вседозволенности.
Обилие на прилавках магазинов низкопробных фильмов не только «засоряет» круг детского просмотра, но и затрудняет процесс педагогического руководства им, т.к. родители и учителя зачастую с трудом ориентируются в огромном потоке никак не контролируемых фильмов.
В этом сложном переплетении социальных условий, отрицательно влияющих на процесс духовного становления будущих граждан страны, требуются новые формы работы с учащимися.
Как показал осуществленный нами анализ, использование кино в системе нравственного воспитания учащихся еще не было предметом специального исследования. Делаются лишь попытки создать перечень фильмов, рекомендуемых МО РФ для обязательного просмотра школьниками. Вместе с тем ощущается потребность в рекомендациях в этой области.
Поэтому целью нашей работы является создание элективного курса по литературе «Пробуждая чувства добрые...» и электронного приложения, раскрывающего содержательный аспект фильмов, к нему.
Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
- подбор фильмов по выбранным направлениям;
- сбор информации по фильмам;
- составление разноуровневых заданий, раскрывающих содержательный аспект фильма;
- создание электронного приложения к элективному курсу.
Кино должно и может стать тем инструментом, которое воспитывало бы будущее поколение страны.
Кино, хорошее, эмоциональное, честное, гражданское, у нас есть, многие фильмы – наша национальная гордость. Поэтому они должны встать на сторону учителя, стать его союзником.
Формально часть этих картин учащиеся могли увидеть на уроках литературы, истории, МХК. Но учителя – предметники ограничены жесткими временными рамками, и мало кто позволит себе показать фильм целиком, попросить учащихся поделиться своими впечатлениями. Наш факультативный курс дает учителям такую возможность.
Содержание элективного курса
Условно все фильмы, входящие в наше пособие, мы разделили на четыре направления:
- человек и война;
- человек и природа;
- нравственный выбор человека;
- проблема отцов и детей.
Человек и война. Мир, отсутствие войны, покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное, на наш взгляд, условие существования Земли и человечества.
Человек и природа. Земля – общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. От того, как мы будем относиться к окружающей нас природе, зависит не только наше настоящее, но и будущее наших детей. Кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток к человеку.
Нравственный выбор человека. Фильмы этого направления актуальны всегда, потому что показывают зрителю, что есть ценности, через которые нельзя преступать: добро, любовь, верность, преданность.
Проблема отцов и детей. Семья – начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. Проблема важна, т.к. отцы и дети должны быть вместе, находить точки соприкосновения, говорить, размышлять не только о дне сегодняшнем, но и о дне вчерашнем и, конечно, дне завтрашнем.
Структура электронного приложения
Сейчас, увы, не выпускают, как это было в советские времена, брошюр про режиссеров и про фильмы, где доходчиво зрителю рассказывалось бы об истории картины, поднимаемых в ней проблемах, историческом контексте, актерах. Поэтому мы решили в приложении собрать информацию, которая помогла бы учителю организовать работу по фильму:
- «О создателях фильма»;
- «Роли исполняют»;
- «Интересные факты»;
- «Отзывы о фильме»;
- «Смотрим, думаем, рассуждаем».
Содержание элективного курса «Пробуждая чувства добрые...» для учащихся 8 классов.
Название фильма |
Количество часов |
Человек и природа |
|
«Прощание с Матерой» |
3 часа |
Проблема выбора |
|
«Белый Бим Черное ухо» |
3 часа |
«Доживем до понедельника» |
3 часа |
«Живи и помни» |
3 часа |
«Курьер» |
3 часа |
«Завтра была война» |
3 часа |
«Чучело» |
3 часа |
Проблема отцов и детей |
|
«Вам и не снилось» |
3 часа |
Человек на войне |
|
«А зори здесь тихие» |
3 часа |
«Судьба человека» |
3 часа |
«Журавли над Ильменем» |
3 часа |
Также в приложении предложены кадры из кинофильмов, позволяющие организовать исследовательскую работу над фильмом.
Особый интерес для практического применения представляет раздел «Размышляя над прочитанным», где дается система разноуровневых вопросов, основанная на технологии Блума .
Первый уровень. Вопросы носят репродуктивный характер. Учащиеся должны уметь понимать и выделять главное. Это вопросы, отвечая на которые, учащиеся должны воспроизвести какие-то конкретные сведения, вспомнить и воссоздать некую информацию.
Второй уровень. Вопросы продуктивного характера. Учащиеся, отвечая на эти вопросы, должны показать понимание и выделение одной или нескольких более простых идей в тексте, которые могут содержать противоречивую информацию; умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний. Вопросы этого уровня начинаются, как правило, со слова «почему». При решении проблем они могут вдохновить учащихся на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем их объекте и выяснить непонятные им причины действий и поступков людей.
Третий уровень. Вопросы этого уровня должны показать глубокое понимание сложных текстов, комбинирование, анализ информации, понимание нюансов языка и логики, критическое воспроизведение и оценку на основе гипотез, базирующихся на знаниях или неожиданных концепциях; дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам.
Практическая значимость элективного курса заключается, на наш взгляд, в возможности использования просмотренных фильмов в качестве аргумента при написании сочинения на единых государственных экзаменах.
К числу планируемых результатов мы относим в первую очередь личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, а также формирование умений:
- амостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор;
- результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;
- общаться, взаимодействовать с людьми;
- формулировать свое мнение, аргументированно его защищать.