Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Приобщение детей к театральному искусству и театрализованной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования

МАДОУ «Детский сад № 224 комбинированного вида»  Советского района города Казани

 

Проектная работа

 

Приобщение детей к театральному искусству и театрализованной деятельности

в контексте ФГОС дошкольного образования

 

 

                                   Выполнили:

                                    Риманас Ольга Георгиевна, музыкальный руководитель

                                    высшей квалификационной категории  

                                   г. Казань - 2016г.

 

 

        СОДЕРЖАНИЕ                                                                                

 

Оглавление

стр

Введение

3

1.Актуальность проекта

3

2.Цели и задачи проекта

4

   2.1 Цель проекта

4

   2.2 Задачи проекта

4

   2.3 Целевая группа проекта

4

3.Вид проекта

4

4. Проектное решение

4

5. Жизненный цикл и этапы  реализации проекта

5

6. Программа проектных мероприятий

5-9

7.Ожидаемые результаты реализации проекта

9

Заключение

10

Список литературы                                                              

11

Интернет-ресурсы

12

Приложение 1

13

Приложение 2

14

Приложение 3

15

Прилоңение 4

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Театр – это всегда праздник для детей! С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления. Театр развивает фантазию, формирует культуру, обогащает внутренний мир ребёнка, помогает формировать правильную модель поведения в современном мире. Через театр ребёнок знакомится с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета. Одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения является художественно – эстетическое развитие ребёнка, которое решается посредством привлечения дошкольников к театральному искусству.

     Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

     Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО). Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

 

  1. Актуальность проекта

 

     Театральное искусство – одно из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Оно позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи – диалогической и монологической; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций. 

  1. Цель и задачи проекта
    1. Цель проекта

    Воспитание у дошкольников любви  к народному творчеству через   театрализованную деятельность  посредством  постановки с детьми старшего дошкольного возраста татарской народной сказки «Три сестры».

 

2.2.   Задачи проекта:

- Обогатить представления детей о видах театра (кукольный театр, драматический, музыкальный).

-   Способствовать постижению основ сценического искусства (жесты, мимика, выразительность речи, дикция, пластика движений).

 - Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, умение к ролевому перевоплощению, разыгрыванию несложных сюжетных линий.

-  Воспитывать умение налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.

- Знакомство с татарским народным творчеством и традициями через художественное слово, музыку , танцы и  театрализованную деятельность.

 

  1.   Целевая группа проекта:  воспитанники 6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку, родители

 

3.  Вид  проекта: творческо - игровой 

 

4.  Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

    Основная идея проекта: создание, внедрение и апробирование     разработанного материала по приобщению детей к театрализованной деятельности в образовательный процесс. Установка эффективного и целенаправленного взаимодействия детского сада и родителей. Приобщение к театральному искусству в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Приобретение личного опыта педагога в оформлении и организации образовательного процесса в рамках реализации проекта.

 

5. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

5.1.  Сроки реализации проекта:  с 03.09.16  по 28.11.2016

5.2.  Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 03.09 по 17.09.2016г.)

2. Основной (с 18.09.по 20.11.2016г.)

3. Заключительный (с 21.11 по 28.11.2016)

 

  1. Программа проектных мероприятий

 

Комплекс

мероприятий

Место проведения

Срок проведения

 

Ответственный

 

 

Этап 1

1 1.

Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

МАДОУ

03.09.2016

 

Музыкальный руководитель,

Воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку

2

 2.

Подбор литературы по  проведению театрализованной деятельности с дошкольниками, составление сценария

Личная библиотека,

методический  кабинет

03.09.2016 –

10.09.2016

Музыкальный руководитель

 

 

 3.

Подбор музыкального репертуара, составление танцевальных композиций

Личная фонотека,

методический  кабинет

03.09.2016 –

10.09.2016

Музыкальный руководитель

 

 4.

Создание декораций, атрибутов к спектаклю с участием педагогического состава, родителей и детей

Музыкальный зал, группа ДОУ

03.09.2016 –

17.09.2016

Музыкальный руководитель, воспитатели

 

 5.

Ознакомление детей с содержанием сказки

Группа ДОУ

05. 09.2016

Музыкальный руководитель, воспитатели

 

  6.

Анкетирование родителей на выявление предпочтений и интереса  к театру

Музыкальный зал

06.09.2016

Музыкальный руководитель

 

Этап 2

 

1 1.

Рассказывание и пересказ сказки по ролям в рамках

Н ОД

Группа ДОУ

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель, воспитатели

 

 2.

Разучивание диалогов по  сюжету татарской народной сказки  «Три сестры» посредством использования разных видов театра (настольный, пальчиковый, кукольный).

Группа ДОУ

Музыкальный зал

18.09..2016 –

20.11.2016

Музыкальный руководитель, воспитатели

 

 3.

  1. 22

Работа над дикцией и выразительностью речи (скороговорки, артикуляционные упражнения)

Музыкальный зал

18.09.2016 –

20.11.2016

Музыкальный руководитель, воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку

 

 

 4.

Работа над пластичностью, выразительностью, непринужденностью движений и передачей театрально – игрового образа

Музыкальный  зал

18.09.2016 –

20.11.2016

Музыкальный руководитель

 

  5.

 Разучивание песен и танцевальных композиций

 

Музыкальный зал

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель,

воспитатели

 

  6.

Совместная творческая деятельность детей и родителей  по сказке «Три сестры»

Музыкальный зал

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

 7.

Консультация для родителей

Музыкальный зал

19.10.2016

Музыкальный руководитель

 

 

 8.

Репетиции с детьми:

в  рамках кружковой деятельности (2 раза в неделю)  индивидуальной и подгрупповой работы в режиме дня

Музыкальный зал

18.09.2016 –

20.11.2016

Музыкальный руководитель

 

 9.

Продуктивная деятельность (лепка, аппликации)  по сказке «Три сестры»

Группа ДОУ

18.09.2016 –

20.11.2016

Воспитатели

 

 10.

Посещение детьми и родителями детских спектаклей

В течение всего проекта

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель,

воспитатели, родители

 

 

11.

Практические занятия по выразительным средствам театрализованной деятельности (мимика, жесты, движения)

Музыкальный зал

 

15.10.2016-01.11.2016

Музыкальный руководитель

 

Этап 3

 

 

 1.

Выставка совместного творчества детей и родителей  «Моя любимая сказка»

Музыкальный зал , фойе детсада

21.11.2016 – 28.11.2016

Воспитатели

 

 

 2.

Театрализованное представление для родителей и детей приуроченное ко «Дню матери»

Музыкальный зал

27.11.2016

Музыкальный руководитель,воспитатели

 

3.

Анкетирование родителей на выяснение заинтересованностью результатами проекта

Музыкальный зал

25.11.2016

Музыкальный руководитель

 4.

Презентация итогов реализации проекта или творческий отчет в форме настенного фотоальбома или стенгазеты

Музыкальный зал, группа ДОУ

25.11.2016

Музыкальный руководитель

             

 

 

 

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

Для педагога:

- Приобретение опыта в реализации образовательного процесса в рамках проектной деятельности.

- Обогащение предметно - пространственной среды группы, в области театрализованной деятельности.

-  Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

 

Для детей:

 -   Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка, его эстетического

  вкуса.

 -   Расширение представлений  детей о жанрах и видах театра.

 -   Развитие монологической и диалогической  речи ребенка.

 -   Владение  жестами, мимикой, пластикой движений и средствами   

  выразительности речи :  дикция, тембр и  звуковысотный слух.

 -  Развитие способности к перевоплощению, передачи настроения через жесты, мимику и движение.

 -  Развитие социально – коммуникативных навыков общения.

 

Для родителей:

- Приобщение родителей к жизни детского сада и умению воспринимать внутренний мир ребенка и его личностные потребности.

- Получение возможности наблюдать за своими детьми в процессе театрализованной деятельности, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.

- Возникновения доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада

 

Заключение

   Проектная деятельность по теме «Приобщение детей к театральному искусству и театрализованной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования» даст возможность сделать выводы  о  результативности  проведённой работы и выявит положительную динамику в развитии у детей умений: импровизировать, с удовольствием выполнять творческие задания, умело использовать средства театральной выразительности: мимику, жесты, движения (грация, пластика точность, плавность, умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа); умения применять средства интонации (выразительность, чёткость, чувственность, регулирование темпа, громкости); умения детей владеть техникой кукловождения, обладать простейшими исполнительскими навыками, активным участием в театрализованных  представлениях. А самое главное – в процессе совместной деятельности формирования  положительных взаимоотношений у детей, осознания чувства удовлетворения, радости, эмоциональной раскрепощённости.

 

Список литературы

Основная

  1. Антипова Е.А. Театрализованная деятелҗность в детском саду. М.: Творческий центр, 2009
  2.  Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5 - 7 лет М.: Сфера, 2012 3.
  3.  Гринин Л. Е., Перепелкина А. В. Театр кукол и игрушек в детском саду. Кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. Волгоград, Учитель, 2016 г.
  4.  Маханева  М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: Сфера, 2009 1. Антипова Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Творческий центр, 2009
  5. Солдатова О. В., Развитие творческой активности старших дошкольников. Минск.: Белый ветер, 2014 г.   

 

Дополнительная

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: методическое пособие. М., 2006
  2. Березин В.И. Искусство оформления спектакля. М., 1986
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного: учебно – методическое пособие. СПб., 2002
  4. Девина И.А. , Маштакова И.В. Управляем эмоциями. М., Ось, 2002
  5. Зимина И.А. Театр и театрализованные игры в детском саду/ Дошкольное воспитание, 2005,  №4
  6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебно – методическое пособие. СПб, 2002
  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., ВЛАДОС, 2003
  8. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми: справочник старшего воспитателя, 2008, №3.

 

                                               Приложение 1

Анкета для родителей № 1.

 

  1. Что такое театрализованная деятельность?

а)  игровая деятельность

б) трудовая деятельность

в) учебная деятельность

г) двигательная деятельность

 

  1. Театр – это сочетание всех видов искусства?

верно

неверно

 

  1. Какие личностные качества развивает театрализованная деятельность?

(коммуникативность,  раскрепощённость,  артистизм, творческое самовыражение, возможность реализовать свои потребности  и т.д.)

 

  1. Как часто вы посещаете театр с детьми?

 

  1. Когда, где и какой спектакль вы смотрели с ребёнком в последний раз?

 

  1. Хотите ли вы принять участие в постановке детского спектакля  в детском саду?

 

  1. Какую помощь можете оказать? (помощь в оформлении декораций, пошиве костюмов, оформлении атрибутов и аксессуаров к спектаклю)

(подчеркните)

Ваши пожелания и рекомендации

 

 

 

                                                                                              

                      Приложение 2     

Три сестры

 

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.

- Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

- Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

- Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.

- Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.

Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.

 

                                                                                                      Приложение 3

 

         Анкета для родителей № 2.

 

  1. Принимали ли вы участие в реализации проекта?

 

  1. Если да, какое именно?

 

  1. Посещали ли вы с детьми театр? Какой?  (В период с сентября по ноябрь 2016 года)

 

  1. Какое впечатление получил ребёнок при посещении просмотра спектакля?

 

  1. Как вы относитесь  к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?

 

  1. Принимали ли вы участие в совместных выставках и в репетициях спектакля?

 

  1. Ваше отношение к совместным образовательным мероприятиям в группе?

 

Ваши пожелания и рекомендации

 

 

                                                                                                      Приложение 4

 

Использование скороговорок для отработки дикции

 

  1. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках
  2. Водовоз вёз воду из-под водопровода
  3. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
  4. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила
  5. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
  6. У ёлки иголки колки.
  7. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  8. Саша шапкой шишку сшиб.
  9. От топота копыт пыль по полю летит.
  10. Ткёт ткач ткани на платке Тане.

 

Хөрмәтле ата-аналар,балалар белән тизәйткечләр

кабатлагыз.

1.Мин әйт әалам, кем әйтә ала?

2.Тукый, тукый тукыган, тугыз талны чукыган.

3.Тау башында таллыкта тукраннар тукылдый.

4.Мич башында биш мәче, биш мәченен, биш башы.

5.Биш мәченең биш башына ишелмәсен мич ташы.

6.Җиләк , җиләк, җиләкләр,

   Бик тиз тулмый чиләкләр.

   Тулыр иде чиләге,

   Юк бит аның җиләге.

7.Чыпчык, чыпчык, чык, чыпчык,

    Чык-чык, кошчык, очып чык!

 

                                                                                                 

 

п а л ь ч и к о в ы й   т е а т р Приложение 5

 

Консультация музыкального руководителя

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.  С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития:  Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучится, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша.  Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделанные с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.

Приложение  6

Музыкальное сопровождение к инсценировке

татарской народной  сказки “Три сестры”

 

  1. Выход матери
  2. Выход  дочерей
  3. Танец парный
  4. Танец белочки
  5. Тема черепахи
  6. Тема паука
  7. Тема пчелки
  8. Финал

 

                                                                                          Приложение 7

 

Этюды на выражение эмоций

 

  1. Перед детьми карточки – подсолнухи с изображением разных эмоций.

Задание: прослушайте музыкальное произведение, найдите соответствующую картинку, изобразите эмоцию мимикой

  1. Упражнение “Зеркало”.

Задание: ребёнок смотрит в зеркало, педагог просит показать ту или иную эмоцию

 

  1. Упражнение  .

“До чего же я красивая”. Сказать:

  1. Обыкновенно
  2. С восхищением
  3. С изумлением
  4. С надменностью
  5. С удивлением

 

  1. Игры – превращения (учимся владеть собой)

 

  1. Практические уроки с артистом театра (мимика, жесты, движения)

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ