Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологии
МДОУ детский сад № 73 города Рыбинска Ярославской области
Норская Надежда Николаевна
воспитатель
Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологии
1 слайд |
«Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологий»
Во всем мире и в нашей стране происходит миграция (переселение) населения, а так же активный отдых людей за пределами родины. Национальный состав многих народов становится смешанным. Появляется много семей, в которых родители разных национальностей, разной веры, так называемые смешанные семьи. (тема моей работы обозначена на слайде)
2 слайд |
Сейчас люди разных стран, каждый народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
В наше время, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей с народами, населяющими нашу планету, с историей их быта и костюма.
Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.
3 слайд |
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.
4 слайд |
Знакомство детей с народами разных стран происходит через чтение художественной литературы, знакомство с животными разных стран, предметами быта, культуры, особенностями питания…
Период четырёх – пяти лет является оптимальным для начала целенаправленного воспитания эмоционально – положительного отношения к людям ближайшего национального окружения. (цель и задачи моей работы представлены на слайде)
5слайд |
Современные дети практически с рождения встречают в своей действительности множество гаджетов, количество и разнообразие которых растёт год от года. С ними неразрывно связывается быт современных детей, именно поэтому мною было принято решение об ознакомлении детей с народами именно через компьютерную игру, которая не только привлекает детей современностью, но и позволяет решать педагогические задачи. Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
6слайд |
Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
7слайд |
8 слайд |
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.
А теперь мне хотелось бы представить вашему вниманию часть игр для ознакомления детей дошкольного возраста с особенностями народностей, проживающих на территории бывших союзных республик. Названия игр указаны на слайде.
9 -10слайд |
Игра «Сложи национальный костюм в сундук». В ходе игры дети рассматривают слайд с изображёнными на нём элементами народного костюма, соотносят детали костюма с принадлежностью к определённой национальности и при помощи щелчка левой кнопкой «мышки» проверяют свои предположения. При верном предположении элемент костюма «укладывают» в сундук, при неверном предположении дети видят грустный смайлик и возвращаются на страницу с выбором костюма определённой национальности щелчком «мыши» на значок в правом нижнем углу слайда.
Варианты игры:
- Рассмотреть элементы костюма, выдвинуть предположения о соотнесении их с определённой народностью и проверить своё предположение.
11-12слайд |
Изучить элементы костюма различных народностей, соотнести похожие по рисунку, орнаменту элементы с указанной народностью, проверить своё мнение.
Игра «Собери национальный костюм». Ход игры: Дети рассматривают слайд с изображением куклы в национальном костюме, находят разрозненные фрагменты изображения и при помощи щелчка левой кнопкой «мыши» составляют целое изображение, сравнивают его с эталонным.
Игра «Рассели народы по домам». Ход игры: На слайде дети видят народное жилище и его предполагаемых жителей. На основе имеющихся знаний о народностях, дети выдвигают предположение о том, что это за строение и какой народ мог бы в нём жить. Если название строения вызывает затруднение, то при помощи щелчка левой кнопкой «мыши» дети узнают название и особенности строения. Затем, ориентируясь на народную одежду, дети проверяют, кто из представителей народов ближнего зарубежья живёт в данной постройке. Если предположение детей верно, то на экран выводится весёлый смайлик, если предположение ошибочно – то грустный смайлик. Возврат на слайд осуществляется щелчком левой кнопки «мыши» на изображение.
17слайд |
15-16слайд |
Игра «Приготовь национальное блюдо». Ход игры: На слайде перед детьми имеются ингредиенты для приготовления национального кушанья и изображение готового блюда. Выдвигая предположения о наличии в блюде того или иного ингредиента и проверяя их щелчком левой кнопки «мыши», дети приходят к выводу о наборе продуктов, из которых изготавливалось данное блюдо в старину, с какими продуктами оно сочеталось при употреблении в пищу. Когда предположение детей оказывается верным, на экран выводится повар, готовящий еду, если предположение ошибочно – грустный смайлик. Возврат на слайд осуществляется нажатием левой кнопки «мыши» на изображение.
А теперь я приглашаю желающих пройти в группу и более детально познакомиться с технологией создания данных игр.