Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Праздник "Барыня-Капуста"

         Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного образования станция юных натуралистов города Кузнецка

                              Сценарий внеклассного мероприятия

                                      «Барыня - капуста»

                                                           Выполнила: педагог дополнительного образования  Вирясова Татьяна Ивановна 

                                            Кузнецк  2018

                    Праздник «Барыня-капуста».

Цель: обогатить игровой и социальный опыт детей через познание окружающего мира.
Задачи:
- выяснить биологические особенности  капусты;                                             

- показать использование капусты человеком, как овощной культуры;                            

- познакомить детей с пословицами и поговорками, с особенностями русского характера (трудолюбие, чувство юмора, умение веселиться); 

- развивать ловкость, сноровку, творческие способности детей;                                                                                            

- воспитывать у детей интерес к изучению культуры русского народа.
Оборудование: на доске - название праздника из разноцветных букв, кочан капусты, иллюстрации разных видов капусты,  капуста свежая, вареная, квашенная,  пирожки и пироги с капустой, гимнастические палки, мячи, одноразовая посуда, глобус.

Сценарий  праздника.                                                                                

Ведущий №1:                                                                                                         

Одевался, потеплей одноногий Пантелей.                                                           

Сто одежек натянул, ни одной не застегнул.                                                            

Он на ярмарку спешил, а в кармане пусто.                                                                   

Пантелея малыши все зовут …..(капуста)                                                            

Ведущий № 2:                                                                                                                                                

Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?                                                              

Как же быть без хруста, если я …….(капуста).                                                               

В огороде пусто, если нет ………….(капусты).                                                        

Угадать совсем нетрудно, всякий догадается!                                                                       

Лист упругий, изумрудный в кочан завивается.                                                           

Ученик №1:                                                                                                                                   

Есть у нас огород, и капуста там растет!                                                                         

Вот такой ширины, вот такой вышины!
Ты, капуста, к нам спеши, ты немного попляши,                                                                        

А потом не зевай и в корзину полезай!                                                                       

Учитель: более четырех тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родоначальником культурных сортов капусты является дикая капуста. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура.                                                                                                                                                             Капуста:                                                                                                                                    

Я капуста русская, твердая и вкусная,                                                                          

 Белый сочный мой кочан никогда не подкачал.                                                             

От капусты кочерыжки, очень любят грызть детишки.                                  

Познакомьтесь, вот не сельская, а капуста брюссельская.                                          

Вот капуста брокколи, до сих пор не пробовали.                                                              

Вот кольраби – сорт капусты, сорт капусты не простой.                                        

Состоит из кочерыжки – вкусной, сочной и большой.                                                    

Из цветочков я, капуста, потому зовусь «цветная».                                                     

Очень нежная на вкус – дети уплетают.                                                                

Наконец, капуста красная, и на вкус она прекрасная.                                                    

Да, на ваших грядках – я аристократка.                                                                                 

Учитель: Ребята, как вы думаете, на что похожа капуста (на мяч, на бочонок, на кастрюлю и т.д.) Кочан капусты похож на голову, а по-латыни голова называется – “Капут”, отсюда и произошло слово капуста.                                  

 Ведущая №1:                                                                                                     

 Согласитесь, без капусты в огороде грядки пусты.                                                        

 И давно зовут в народе – лучший овощ в огороде.                                                      

Учитель: «Капустником» в старые времена на Руси называли огород, где выращивали капусту. «Капусту садить, не разиня  рот ходить» - говорили на Руси. Это был самый любимый овощ, недаром его величали «первой барыней» на деревне.

Ведущий №2:                                                                                                        

       Хозяйка, сажая капусту приговаривала:                                                           

      Хозяйка:                                                                                                                                     

Не будь голенаста, будь пузаста!                                                                            

          Не будь пустая, будь тугая!                                                                                               

  Не будь красна, а будь вкусна!                                                                                              

  Не будь стара, будь молода!                                                                                                    

   Не будь мала, будь велика!                                                                                         

Ученик №1:                                                                                                               

   Посмотрите, как капуста,                                                                                                   

Разрослась на грядках густо.                                                                                                 

Воду пьет, себя торопит,                                                                                                                                  

  И растет, и листья копит.
Набирает вес кубышка,
В середине кочерыжка.                                                                                                      

Ученик № 2:                                                                                                                                    

Что б росла быстрей капуста,
И была капуста вкусной,
Что б большой величины,
Завивались кочаны.
Поливай ее все лето,
Не жалей воды.
И она оплатит щедро,
Все твои труды.                                                                                                                   

Учитель: Родина капусты - берега Средиземного моря. Корни подают из земли воду растению, листья ее тратят. В кочане их множество, тесно прижатых друг к другу: “сорок одежек и все без застежек”. За сутки из них улетучивается полведра воды. Недаром русская народная пословица гласит: - «Капуста любит воду, да хорошую погоду».                                                                     

Капуста:                                                                                                                                       

Я капуста, я капуста!
Разрослась на грядках густо.
Лето целое старалось,
Одевалась, одевалась,
Выросла огромная,
Пышная, дородная.                                                                                                           

Ведущий №1:                                                                                                                                

В жаркий день и в день прохладный,                                                                                 

Стоит она на крупной ножке,                                                                                                             

 В охапке держит все одежки.                                                                               

  Ведущий №2:                                                                                                                  

   Выходи скорей, подружка, мы на публике блеснем,                                                            

   И задорные частушки про капусту пропоем (исполняются частушки о капусте).                                                                                                                                                          

  Частушки:                                                                                                             

 Хороша моя капуста, ну, а я – то чем плоха?                                                                   

 Вот сижу теперь на грядке, дожидаюсь жениха.                                                                      

В огород козла пустили, чтоб капусту сторожил.                                               

Несознательный козел, съел капусту и ушел.                                                         

Я капустницу полола, все боялась не успеть.                                                                        

  Ни травы и ни капусты любо дорого глядеть.                                                               

За капусту мы боролись, каждый день и каждый час,                                                       

Только гусеницы все же победить сумели нас.                                                       

    Положу-ка я в кадушку всю капусту поскорей.                                                                    

  Буду петь я ей частушки, чтоб хрустела веселей.                                                  

Капуста:  Давным-давно меня привезли сюда, в Россию, с берегов теплого Средиземного моря. Здесь я смогла прижиться и адаптироваться. Тогда меня все выращивали. И даже сам Петр I на обедах ел щи из капусты.

Ученик№3:                                                                                                           

   Былинкой была, все воду пила,
Побелела, растолстела,
Словно сахар захрустела.
Лето красно прожила,
Много листьев нажила.
К осени салон открыла,
Все услуги оплатила,
Предлагаю безвозмездно,
В офис, в дом и повсеместно:
Чай капустный от тоски и настойку от цинги;
Лист на палец приложи, рану быстро заживи;
Голову излечит в раз, капустный чудо-квас;
Если маску наложить, в миг красивой сможешь быть;
Боль в ногах пройдет сейчас, если лист обнимет вас.
Много предлагаю я, от болезней снадобья.
Приходите, полечитесь и с друзьями поделитесь.                                                                                

Учитель: Косметические свойства капусты широко применяются в виде масок для лица. Маски из белокочанной капусты обладают отбеливающим эффектом. Кроме этого маски прекрасно увлажняют кожу. Еще древние греки и римляне приписывали капусте способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавляться от бессонницы и различных внутренних заболеваний.                                                                                          

Ученик №4:                                                                                                                             

 Как на грядке сто одежек появились без застежек.                                                                          

  Вот такие кочаны, вот такой величины!                                                                         

  Было пусто, стало густо, поднялась моя капуста,                                                                  

  Что ж вы, дети,  что ж вы, тёти, есть капусту не идете?

Конкурс “Вся капуста хороша”: На трех тарелках лежит капуста – свежая, квашенная, варенная. Ребенку предлагается с закрытыми глазами на вкус определить, какую капусту он попробовал.                                                                                                                                   

Учитель: «Хлеб да капуста, лихого не подпустят». Еще одно удивительное свойство — это способность капусты сохранять витамины в течение всего года почти без потерь. А витаминов у нее предостаточно. Например, витамина С  в ней столько же, сколько в киви, апельсине, лимоне и грейпфруте. Трудно поверить, ведь капуста не кислит, но это так. Кроме того, витамин  С  в ней не разрушается при варке.                                                                                

 Ведущий №1:                                                                                                                  

 А у нас угощенье вкусное,                                                                                                            

Пироги да салаты капустные.                                                                                                         

  Будем есть и хозяек нахваливать,                                                                                    

Да добавки друг другу подкладывать.                                                                     

  Капуста:                                                                                                                                   

    Я, капуста всех толщей! Без меня не будет щей.                                                          

Борщ, салат и винегрет любят кушать на обед.                                                              

И при этом учтите, дети, главный овощ я в диете.                                                                                        

    Учитель: «Ни один рот без капусты не живет». Капуста входит в большую часть диет из-за ее уникальных очищающих способностей. Клетчатка капусты не усваивается нашим организмом, а проходя через желудочно -  кишечный тракт очищает стенки кишечника от шлаков. К тому же в капусте содержится очень мало жиров — 0,18 %. Так что даже если вы и не сидите на диете, ешьте жирные продукты с салатиком из белокочанной капусты.                                                                        

Ученик №5:                                                                                                                             

Расселась барыня на грядке, одета в пышные шелка.                                                           

                 Мы для нее готовим кадки и крупной соли, пол мешка.                                                  

   Ученик №6:                                                                                                                                         

  Чищу, режу я капусту, а потом морковку тру,                                                                        

Посолю ее немножко и в бочонок уложу.                                                                          

Мама палочки положит. Папа будет прессовать,                                                           

А когда она забродит, станем палкой протыкать.                                                         

Пару дней она бродила – надо в погреб выносить,                                                                 

А не то ее придется козам  всю потом скормить.                                                       

Ведущий №2: Ну-ка встанем все ребята на заготовку капусты (все показывают жестами).                                                                                                        

Мы капусту рубим, рубим,                                                                                                 

  Мы капусту мнем, мнем.                                                                                                

Мы капусту солим, солим,                                                                                                      

Мы капусту жмем, жмем.                                                                                             

Учитель: Квашеная капуста — кладезь витаминов. Она расщепляет и выводит холестерин, очень полезна для иммунитета, к тому же является хорошим средством от простуды и стрессов.                                                                        Наши  предки славяне  первыми изобрели способ  заквашивания капусты. Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. Различали белую и серую квашеную капусту. Первую готовили из белокочанной по рецептам практически не изменившимся и до нашего времени.                                     

    Вторую же – серую получали из того же сырья, но слой капусты пересыпали вместе с солью ржаной мукой. В этом случае, если сока под гнетом было мало, в бочку для улучшения брожения доливали ржаной квас. Зимние запасы считали не фунтами и килограммами, а ведрами и бочками. Такие большие припасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой.                                                                                                               

 Недаром говорится: дело мастера боится. Полна кадка квашенины – значит, пришло время для веселья.                                                                                             

 Игра «Колышки».                                                                                                   

– Кума, кума, продай колышек.                                                                            

     – Купи.                                                                                                                               

  – А что стоит?                                                                                                                       

– Кочан капусты да веник, да рубль денег.                                                                       

– Ну, по рукам, да в баню.                                                                                                      

 Ударяют по рукам и бегут вокруг колышка в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у «колышка». Проигравший,  становится водящим.    

Игра «Капуста» (ребята складывают свои ленты, заколки и т. д. в кучу посредине хороводного круга и запевают песню).                                                     

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу,                                                              

Мелки колышки тешу, огород свой горожу.                                                              

Огород свой горожу, горожу и сторожу,                                                                         

Чтоб сюда не забегали и капусту не украли.                                                               

 Волк, лисица, бобер и куница,                                                                                   

Заинька усатый, медведь толстопятый.                                                                    

Хоровод поет, похаживая по кругу, а выбранный заранее «хозяин капусты» садится рядом ее стеречь. По окончании песни хоровод рассыпается, и каждый старается ухватить «кочан капусты». «Хозяин» не дремлет, и тот, кого он успевает коснуться рукой, садится с ним рядом и тоже сторожит огород.                                                                  

Учитель:  Вместе с рубленой капустой заквашивали цельные белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки. Имелись общие правила, обычаи и приметы. Например: капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше на «молодой месяц», она тогда будет крепче и вкуснее.                                                                                                      

Песня «Матушка – капуста» (русская народная мелодия).                                           

Я на лавочке  сижу, я топор в руках держу.                                                                          

  Ай ли, ай люли, я топор в руках держу.                                                                                

   Я топор в руках держу, и капустку все чешу.                                                                 

   Ай ли, ай люли, и капустку все чешу.                                                                   

 И капустку все чешу, засолить ее хочу.                                                                        

 Ай ли, ай люли, засолить ее хочу.                                                                         

Засолить ее хочу, да все беленькую.                                                                                    

  Ай ли, ай люли, да все беленькую.                                                                                            

  Да все беленькую, да кочаненькую.                                                                               

Ай ли, ай люли, да кочаненькую.                                                                                       

У кого нету капусты, прошу к нам огород.                                                                     

Ай ли, ай люли, прошу к нам в огород.                                                           

Прошу к нам в огород, во девичий хоровод.                                                                       

Ай ли, ай люли, во девичий хоровод.                                                                 

Ученик №7:                                                                                                                     

 Поле убирают, в огороде пусто,                                                                                  

Только за сараем ежится капуста.                                                                               

От мороза жилки посинели.                                                                              

Смотрит за ограду хрупкая капуста,                                                                               

Никого нет рядом, потому и грустно.                                                                       

Игра “Кто быстрее соберет урожай” Ребята делятся на две команды. По сигналу ребята (по одному участнику) начинают собирать “кочаны капусты по огороду” - мячи по физкультурной площадке. Нужно взять только один кочан, вернуться к команде, положить его корзину, после этого бежит второй участник и т.д. Побеждает та команда, которая больше соберет кочанов.        

Ведущий №1:                                                                                                         

   «Спасибо» скажем, смело мы                                                                                                  

   Тебе, капуста белая.                                                                                                

   Ты дождями умывалася,                                                                                                       

В триста платьев одевалася.                                                                                                   

Будем кушать, да хвалить,                                                                                                               

  Да «спасибо» говорить.                                                                                            

Ведущий №2:                                                                                                                 

Ешьте капусту! Мой вам совет:                                                                                                  

 Ешьте! В капусте чего только нет.                                                                             

В море, в ущелье, над бездною,                                                                                 

  Ешьте капусту полезную.                                                                                            

В конце праздника всех детей угощают пирожками и пирогами с капустой.

                                 Список используемой литературы.

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2010. – 240с.                                                                                         
  2.  Иванова Н.Г, Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 256 с.                                                                                                                                                           
  3.  Надеждина Н.А, Вокруг света по стране Легумии: Научно-художеств. лит-ра. – М.: Дет. лит., 1994. – 95 с.                                                                                        
  4.  Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.                                                                       
  5. Чернышев И.В, Хочу все знать: Детская энциклопедия: Мир растений. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2000 – 336 с.                                                                                                                                   
  6. Журнал: Биология в школе № 1, 1999.                                                                   
  7.  Журнал: Биология в школе № 1, 2002.                                                                          
  8. Журнал: Воспитание школьника №9, 2000.                                                                 
  9. Интернет-ресурсы.