Правовые основы деятельности профсоюзных союзов
МБОУ «Исилькульский лицей»
Тема: "Правовые основы деятельности профсоюзных союзов"
Составили: Часовитина Н.А., Орищенко Л.Ю.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ»
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
|
Цель и деятельность педагога |
Создать условия по ознакомлению учащихся с понятием «профессиональный союз»; по рассмотрению основных этапах становления российского профсоюзного движения, его особенностях, перспективах развития и функционала; воспитание демократических начал в жизни трудовых коллективов
|
|
Образовательные источники и ресурсы |
Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Обществознание. Базовый уровень. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезникова Компьютер Мультимедийный проектор Презентация, видеоролики Раздаточный материал, брошюры: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Всеобщая Декларация прав человека», Конвенция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод». Символика Федерации Независимых Профсоюзов России Выставка книг, посвященных профсоюзному движению
|
|
Методы и формы обучения |
Методы: устный контроль и самоконтроль (фронтальный и индивидуальный опрос), стимулирование интереса к обучению (создание познавательно-игровых моментов, эмоционально-позитивных ситуаций), организация и осуществление учебной деятельности (по способу передачи информации – наглядный и словесный, по степени самостоятельности мышления – репродуктивный и частично – поисковый, по степени управления учебной работой – под руководством учителя и самостоятельная работа). Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
|
|
Предложенные материалы для изучения
|
|
|
Основные понятия
|
Профсоюз, экономические права трудящихся, Федерация Независимых Профсоюзов России, демократическое общество, коллективный договор, соглашение, коллективные трудовые споры
|
|
Предварительный этап
|
Поскольку тема профсоюзного движения является для учащихся новой (лишь отдельные вопросы затрагивались на уроках истории в 8 классе при изучении материала о промышленных революциях в Западной Европе), целесообразно провести подготовительную работу, которая состоит в следующем: 1. Повторить материал по истории зарождения и формирования профсоюзного движения и материал по обществознанию по теме « Трудовые правоотношения». 2. Двое учащихся должны прочитать рассказ А.П. Чехова «Размазня» и приготовить инсценировку. 3. Провести социологический опрос среди учащихся лицея на тему «Что такое профсоюз»
|
|
Планируемые результаты
|
||
Предметные УУД |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
Научатся: формулировать тенденции становления и развития профсоюзного движения в Российской империи, СССР и Российской Федерации; определять роль российских профсоюзов в становлении гражданского общества в России; выявлять цели и задачи профсоюзов, основные направления и методы их деятельности; понимать место профсоюзов в современном обществе как институт демократической системы |
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных ситуаций, осуществлять контроль и самооценку процесса и результатов деятельности: проводить анализ, строить логические цепи рассуждений, моделировать ситуации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты. Коммуникативные: владеть языковыми средствами – умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффектн6о разрешать конфликты. Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; выработать волевую саморегуляцию
|
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общепринятыми ценностями; уметь вести диалог с учителем, одноклассниками, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, аргументированности и доказательности своей точки зрения |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Универсальные учебные действия |
Организационный момент |
Приветствие |
Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся. |
|
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Настрой на работу.
Предлагают свои варианты ответа на вопросы. (ответы учащихся… подводим к пониманию, что должна быть какая-то организация) |
(Слайд 1) -Пройдёт всего несколько месяцев и многие из вас начнут свою самостоятельную деятельность в условиях, когда формируются трудовые отношения нового качества, трудовые отношения граждан, которым жить и творить в ХХI веке. А теперь представьте, вы получили хорошее образование, устроились на работу, подписали трудовой договор, где обозначены ваши должностные обязанности. Но вас работодатель заставляет выполнять дополнительную работу, которая не прописана в должностных инструкциях, а при не выполнении грозится уволить, что делать, куда обратится? А если вам после болезни нужно пройти реабилитацию в санатории, а денег на лечение не хватает, что делать, куда обратится? А если у вас маленький ребенок и вы не успеваете на работу к 8.00, так как и детсад, начинает принимать детей именно в это время, работодатель отклонил ваше заявление о переносе начала рабочего времени, что делать, куда обратится?
|
Личностные: формирование основ саморазвития. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: умение строить речевые высказывания |
Актуализация и пробное учебное действие |
Просмотр мультфильма. Озвучивают гипотезу, поясняя, почему сделали такой вывод. (Фронтальная работа) |
-Давайте определим тему нашей встречи, посмотрев фрагмент мультфильма. (Слайд 2) -Какие гипотезы у вас появились? ответ обоснуйте.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование собственного мнения Познавательные: поиск и выделение информации; умение строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез их обоснование; рефлексия условий и способов действий Регулятивные: планирование своих действий; волевая саморегуляция |
Выявление места и причины затруднения |
Ответы учащихся…о профсоюзах. Ответы учащихся…что такое профсоюз, как можно вступить, зачем нужны профсоюзы, как и когда возникли |
-О чем мы будем говорить? (Слайд 3)
-Какие вопросы вы хотели бы изучить в данной теме?
|
Познавательные: выбор наиболее эффективных способ решения задач в зависимости от конкретных условий; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; формулирование проблемы. Коммуникативные: построение понятных для партнеров высказываний; использование речи для регуляции своих действий |
Построение проекта выхода из затруднения
|
Озвучивают гипотезу проблемы, поясняя, почему сделали такой вывод (Фронтальная работа)
Ответы учащихся… альбом старых фотографий борьбы рабочих за свои права, ТК, закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», конституция, международные документы. Составляю план, озвучивают его, аргументируя свой выбор. Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя. - В группе, так как это сокращает время работы и повышает шансы на успешное выполнение задания. -Одна голова хорошо, а две – лучше. Один говорит – другие слушают. -Каждый работает на общий результат. Быть вежливыми. С уважением относиться к другому мнению
Занимают рабочие места.
|
(На основе ответов учащихся формулируем тему, задачи урока) - Попробуем сформулировать проблему (на основе ответов учащихся формулируется проблема) (Слайд 4) «Зачем и кому нужны профсоюзы в современной России?» (Слайд 5) -А ответить на все интересующие вопросы нам поможет вот эта посылка, которую мы получили от исилькульской профсоюзной организации. Вскроем посылку. Что мы видим: альбом старых фотографий борьбы рабочих за свои права, ТК, закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», конституция, международные документы, конверты и микрофон. Что из данных предметов непосредственно связано с темой нашего урока, а что нет. -А к микрофону и конвертам мы еще вернемся.
-Составьте план действий, направленных на достижение поставленной проблемы? -Какими источниками информации вы планируете воспользоваться? -Как вы планируете работать: индивидуально или по группам? Почему? -Приведите примеры пословиц или поговорок, подтверждающие ваши слова. - Сформулируйте правила работы в группе
-Выберите конверты из посылки. Займите рабочее место в той группе, которая обозначена на нем. Каждая группа получила задание, на выполнение которого отводится 5-7 минут. Время пошло
|
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной проблемы; поиск и выделение необходимой информации; моделирование, решения проблемы, построение логических цепей, анализ; умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: осуществление целеполагания; принятие и сохранение учебной проблемы; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Реализация построенного проекта
|
Работа в группах (раздаточный материал)
Выступление групп. 1 группа. (Презентация) История возникновения профсоюзов.
(Слайд 7) Ученик: Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18-19 веков. 19 век – век экономического, политического и колониального расцвета. Время промышленной революции, появление наемного труда, товарно-денежных отношений, где труд становится товаром, имеющим свою цену. Сельская Англия превращается в страну городов. К середине 19 века страна превратилась в промышленную мастерскую мира. Формирование класса промышленников-собственников и работников-пролетариев, противоречия между ними, привели к тому, что появилась необходимость создания объединений, отстаивающих их социально-экономические интересы: продолжительность рабочего дня, условия труда, их безопасность, уровень заработной платы. В Англии первые профсоюзы появились в 1792 году у рабочих хлопкопрядильной промышленности, затем у литейщиков и шахтеров. (Слайд 8) Ученик. Во Франции профсоюзы создавались в форме «обществ сопротивления», такие как общество грузчиков парижского порта и общества носильщиков. (Слайд 9) Ученик. В России профсоюзы появились значительно позже. Это было связано с тем, что долгое время Россия оставалась аграрной страной, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. До 1861 года существовало крепостное право. Лишь с развитием крупного фабрично-заводского производства и формированием рабочего класса создавались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих. Ученик. Профсоюзы в собственном смысле слова появились в нашей стране только во время революции 1905-1907 годов. Именно в этот период сложились профсоюзные комитеты на крупных питерских заводах – Бутиловском и Обуховском (Слайд 10) – 1917г. Массовое профсоюзное движение, объединившее 110 профессий.
2 группа Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Учащиеся отвечают на вопрос после предварительного ознакомления со статьями Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц 5 группа Учащиеся отвечают на вопрос после предварительного ознакомления со статьями Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим. Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем. Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями
|
(Слайд 6) 1 группа История возникновения профсоюзов. Пролистать страницы альбома по истории образования профсоюзного движения и представить работу в виде презентации. 2 группа 12 июня 1996 года был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Ознакомьтесь с первой страницей Закона. Кто является гарантом деятельности профессиональных союзов? Как можно создать вступить в профсоюз? Конституции РФ. Ознакомьтесь с содержанием статей 2, 7, 30, 37. Какая роль в них отводится профсоюзам? Ознакомьтесь с содержанием статей «Всеобщая Декларация прав человека» принятую ООН в 1948 году (Статья 23); Конвенцией Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 года (Статья 11) Какие права человека прописаны и существуют ли какие-либо ограничения? 5 группа Ознакомьтесь с содержанием статьями "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) ст. 30,31, 32. Какова роль первичной профсоюзной организации? Какие обязанности есть у работодателя по отношению к профсоюзу.
-Сегодня мы с вами пройдемся по страницам истории образования профсоюзного движения. Итак, мы отправляемся в Англию.
- Кто является гарантом деятельности профессиональных союзов? Как можно создать вступить в профсоюз?
- Какая роль в них отводится профсоюзам?
- Какие права человека прописаны и существуют ли какие-либо ограничения?
- Какова роль первичной профсоюзной организации? Какие обязанности есть у работодателя по отношению к профсоюзу?
|
Познавательные: моделировании; решение проблемы; построение логических цепей; анализ; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование собственного мнения позиции; использование речи для регуляции своего действия; построение монологического высказывания; понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; ориентировка на позицию партнера; стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; умение договариваться, приходить к общему решению. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи
|
Динамическая пауза с элементом первичного закрепления |
Выполняют упражнение под музыку |
- Пришло время отдохнуть. Встаньте из-за своих парт. На экране будут появляться поочередно изображения некоторых объектов. Если объект связан с темой нашего урока – надо хлопнуть в ладоши 2 раза, если не связан – 1 раз (Слайды 16-19) |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, осуществление контроля по результату, внесение необходимых корректив в действие после его выполнения, оценивание правильности выполнения действия. Познавательные: установление причинно-следственных связей; анализ |
Включение изученного в систему знаний и повторение
|
Ученик озвучивает результат социологического опроса. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют ответ.
Просмотр и обсуждение видео-мнения. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют ответ.
2 ученика инсценируют рассказ А.П. Чехова «Размазня» (приложение) Отвечают на вопросы учителя, аргументируют ответ. |
- До урока вам было предложено провести социологический опрос среди учащихся лицея на тему «Что такое профсоюз» , просим озвучить результат.
- Отношение простых людей к профсоюзам показывают последние результаты изучения общественного мнения. По опросу ВЦИОМ, в качестве причин недоверия профсоюзам как демократическим институтам в России граждане называют следующие:
-Давайте с вами послушаем мнение председателя первичной организации профсоюза работников народного образования и науки Поповой О.А - Если бы вас сейчас спросили, будете ли вы вступать в профсоюз. Что бы вы ответили. (Слайд 21-22)
-Предлагаем посмотреть инсценировку рассказа А.П. Чехова «Размазня». (Слайд 23) -Какие нарушения трудовых прав вы увидели?
|
Коммуникативные: учет различных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; умение задавать вопросы; использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: планирование; прогнозирование; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: выделение существенной информации; структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Рефлексия учебной деятельности
|
Написание коллективно-группового письма профсоюзной организации Исилькульского района.
Отвечают на вопросы учителя, аргументируют ответ.
Игровой момент «Свободный микрофон», учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (первый ученик называет фразу указанную на экране и передает микрофон другому, получая ученик должен продолжить незаконченную фразу).
|
-Ребята, предлагаем написать коллективно-групповое письмо профсоюзной организации Исилькульского района. Начать рекомендуем с ответа н вопрос «Зачем и кому нужны профсоюзы в современной России?» На выполнение работы в группе 4-5 минут. (Слайд 24)
-Кто готов озвучить тезисы вашего письма. -Заклеиваем конверты и посылаем их по почте.
(Слайд 25) -Предлагаем высказать своё мнение по заданным вопросам передавая микрофон друг другу. 1. На уроке я работал(а) … 2. Урок для меня показался … 3. Самым полезным и интересным для меня было … 4. Я встретился(лась) с трудностью при … 5. У меня хорошо получилось … 6. Я выполнял(а) задания … 7. Я понял(а), что … 8. Теперь я могу … 9. Я попробую … 10.Меня удивило … 11.Мне было трудно … 12.Строки самому себе …
|
Личностные: формирование адекватной позиции самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: восприятие оценки учителя; адекватная самооценка. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Домашнее задание
|
Записывают домашнее задание в дневник, согласовывая его в соответствии с результатами деятельности на уроке |
(Слайд 26) Побеседуйте со своими родителями состояли ли они в первичной профсоюзной организации и выясните какие преимущества это дает. и представьте полученную информацию в виде текстового файла (doc.), оформив его иллюстрациями, фотографиями подходящими по смыслу. Критерии оценивания домашнего задания представлены на слайде |
|
Раздаточный материал
1 группа История возникновения профсоюзов. Пролистать страницы альбома по истории образования профсоюзного движения и представить работу в виде презентации.
|
2 группа 12 июня 1996 года был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Ознакомьтесь с первой страницей Закона. Кто является гарантом деятельности профессиональных союзов? Как можно создать вступить в профсоюз?
|
3 группа Конституции РФ. Ознакомьтесь с содержанием статей 2, 7, 30, 37. Какая роль в них отводится профсоюзам?
|
4 группа Ознакомьтесь с содержанием статей «Всеобщая Декларация прав человека» принятую ООН в 1948 году (Статья 23); Конвенцией Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 года (Статья 11) Какие права человека прописаны и существуют ли какие-либо ограничения?
|
5 группа Ознакомьтесь с содержанием статьями "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) ст. 30,31, 32. Какова роль первичной профсоюзной организации? Какие обязанности есть у работодателя по отношению к профсоюзу
|
Приложение
Материал для инсценировки рассказа А.П. Чехова «Размазня»
Сценка
Ситуация: работник и работодатель.
- Я проработала гувернанткой у ваших детей 2 мес. и 5 дней и хотела бы получить расчет.
- Хорошо, давайте посчитаемся. Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...
— По сорока...
— Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Проработали вы два месяца...
— Два месяца и пять дней...
— Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...
(Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..)
— Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль... Верно?
(Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..)
— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля. Потом по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы деньги за это получаете. Итак, значит, минус еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...
— Я не брала.
— Но у меня записано!
— Ну, пусть... хорошо.
— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать...
(Оба глаза наполнились слезами...)
— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей жены взяла три рубля... Больше не брала...
— Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите!
(И подал ей одиннадцать рублей...Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.)
— Merci, — прошептала она.