Практические аспекты национально-регионального компонента при организационно-методическом сопровождении профессионального опыта будущего специалиста в области ИЗО
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Белорецкий педагогический колледж
Практические аспекты национально-регионального компонента при организационно-методическом сопровождении профессионального опыта будущего специалиста в области ИЗО
Преподаватель изо и методики изо
Ишимова Татьяна Александровна
Национально-региональный компонент содержания образования определяется как часть содержания образования, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры, устанавливает обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы и требования к уровню подготовки учащихся, обуславливающее особые потребности и интересы отдельного субъекта Российской Федерации.
Национально-региональный компонент, определяемый как часть содержания художественного образования и эстетического воспитания, который отражает национальное и региональное своеобразие культуры Башкортостана. Если рассматривать национально-региональный компонент с точки зрения его функций, то это один из инструментов реализации концепций национального образования и воспитания, защиты и преумножения национальных и региональных культур и традиций. С точки зрения цели образования, НРК представляет собой ту часть учебного и воспитательного процесса, которая направлена на формирование у школьников мировоззренческих и нравственных качеств, базирующихся на обычаях, традициях, искусстве, культуре, истории нации и региона.
С нашей точки зрения, — часть содержания обучения изобразительному искусству, направленная на формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре башкир, развитие художественно-творческих способностей, основанной на умении представлять региональную культуру средствами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, способствующая полноценному личностному развитию и активному вовлечению учащихся в художественно-творческую деятельность и межкультурному взаимодействию.
Место изобразительного искусства в структуре базисного учебного плана
Доступность регионального материала, в силу его приближенности к учащимся общеобразовательных школ, закономерно вызывает у них познавательный интерес и имеет большие возможности для формирования познавательной активности школьников.
В связи с тем, что приобщение к национальной культуре составляет такие структурные компоненты, как положительная эмоциональность, проявляющаяся личностью по отношению к объекту ее интереса; познавательная направленность личности на определенный объект; осознание личностью объективной значимости предмета или явления интереса. Как любое другое свойство личности, интерес к чему-либо формируется в деятельности, причем не изолированно, а в тесном взаимодействии с потребностями и другими мотивами. В процессе приобщения к национальному культурному наследию башкирского народа на уроках изобразительного искусства необходимо:
— концентрировать внимание учащихся на эмоционально-привлекательных сторонах жизни и быта народов башкир, традициях, обрядах, обычаях, культуре и т.д.;
— обогащать знания школьников доступными для их понимания сведениями о жизни и быте башкирского народа, как уникальными и необычными по своему содержанию;
— развивать у учащихся активность в пополнении и совершенствовании знаний о жизни и быте народов башкир, помогать школьникам познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, осознавать увиденное;
— объяснять огромную значимость сохранения уникальной культуры башкир;
— включать учащихся в активную творческую деятельность, направленную на овладение, создание башкирских декоративных изделий и самостоятельных творческих произведений;
— дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка, привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы;
— развивать творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира.
Для осуществления перечисленных учебно-воспитательных задач будущему специалисту необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Каждый вид занятий требует своей методики, своего специфического подхода к делу. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство будущего специалиста в области ИЗО.
Главная цель разработки национально-регионального компонента в содержании изобразительного искусства общеобразовательной школы состоит в возрождении нравственного потенциала личности, её национального самосознания, национальной гордости, приобщение к национальным традициям и культуре Башкортостана. Кроме того, преподавание изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента, позволит повысить уровень нравственного и эстетического развития через проникновение и освоение национальной культуры народов башкир, а также формировать творческие способности учащихся. Воспитывать школьников с осознанием того, что они живут в многонациональной, многокультурной стране, где каждый народ, каждая национальная культура самоценны, уникальны и вносят свой вклад в российскую и мировую культуру.
Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных школах с учетом национально-регионального компонента позволит решить ряд дидактических и методических задач, важных не только для Башкортостана, но и других национальностей и народов, населяющих нашу страну.