Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Практические аспекты национально-регионального компонента при организационно-методическом сопровождении профессионального опыта будущего специалиста в области ИЗО

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Белорецкий педагогический колледж

 

Практические аспекты национально-регионального компонента при организационно-методическом сопровождении профессионального опыта будущего специалиста в области ИЗО

 

Преподаватель изо и методики изо

Ишимова Татьяна Александровна

 

 

Национально-региональный компонент содержания образования определяется как часть содержания образования, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры, устанавливает обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы и требования к уровню подготовки учащихся, обуславливающее особые потребности и интересы отдельного субъекта Российской Федерации.

        Национально-региональный компонент, определяемый как часть содержания художественного образования и эстетического воспитания, который отражает национальное и региональное своеобразие культуры Башкортостана. Если рассматривать национально-региональный компонент с точки зрения его функций, то это один из инструментов реализации концепций национального образования и воспитания, защиты и преумножения национальных и региональных культур и традиций. С точки зрения цели образования, НРК представляет собой ту часть учебного и воспитательного процесса, которая направлена на формирование у школьников мировоззренческих и нравственных качеств, базирующихся на обычаях, традициях, искусстве, культуре, истории нации и региона.

           С нашей точки зрения, — часть содержания обучения изобразительному искусству, направленная на формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре башкир, развитие художественно-творческих способностей, основанной на умении представлять региональную культуру средствами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, способствующая полноценному личностному развитию и активному вовлечению учащихся в художественно-творческую деятельность и межкультурному взаимодействию.

Место изобразительного искусства в структуре базисного учебного плана

Доступность регионального материала, в силу его приближенности к учащимся общеобразовательных школ, закономерно вызывает у них познавательный интерес и имеет большие возможности для формирования познавательной активности школьников.

В связи с тем, что приобщение к национальной культуре составляет такие структурные компоненты, как положительная эмоциональность, проявляющаяся личностью по отношению к объекту ее интереса; познавательная направленность личности на определенный объект; осознание личностью объективной значимости предмета или явления интереса. Как любое другое свойство личности, интерес к чему-либо формируется в деятельности, причем не изолированно, а в тесном взаимодействии с потребностями и другими мотивами. В процессе приобщения к национальному культурному наследию башкирского народа на уроках изобразительного искусства необходимо:

— концентрировать внимание учащихся на эмоционально-привлекательных сторонах жизни и быта народов башкир, традициях, обрядах, обычаях, культуре и т.д.;

— обогащать знания школьников доступными для их понимания сведениями о жизни и быте башкирского народа, как уникальными и необычными по своему содержанию;

— развивать у учащихся активность в пополнении и совершенствовании знаний о жизни и быте народов башкир, помогать школьникам познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, осознавать увиденное;

— объяснять огромную значимость сохранения уникальной культуры башкир;

— включать учащихся в активную творческую деятельность, направленную на овладение, создание башкирских декоративных изделий и самостоятельных творческих произведений;

— дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка, привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы;

— развивать творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира.

Для осуществления перечисленных учебно-воспитательных задач будущему специалисту необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Каждый вид занятий требует своей методики, своего специфического подхода к делу. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство будущего специалиста в области ИЗО.

Главная цель разработки национально-регионального компонента в содержании изобразительного искусства общеобразовательной школы состоит в возрождении нравственного потенциала личности, её национального самосознания, национальной гордости, приобщение к национальным традициям и культуре Башкортостана. Кроме того, преподавание изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента, позволит повысить уровень нравственного и эстетического развития через проникновение и освоение национальной культуры народов башкир, а также формировать творческие способности учащихся. Воспитывать школьников с осознанием того, что они живут в многонациональной, многокультурной стране, где каждый народ, каждая национальная культура самоценны, уникальны и вносят свой вклад в российскую и мировую культуру.

      Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных школах с учетом национально-регионального компонента позволит решить ряд дидактических и методических задач, важных не только для Башкортостана, но и других национальностей и народов, населяющих нашу страну.