Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Высокогорненского городского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края

 

«Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

 

Районный семинар

  Подготовила : Демидова О.В.

  Старший воспитатель: Старицына И.А.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Детство — это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Когда я была совсем маленькой, примерно 5-7 лет, я очень любила экспериментировать. При чем только на себе. Так, например, мне очень нравилось есть семечки с кожурой, я все думала, что же будет с моим организмом или, например, как-то с мамой мы шли с больницы и мне очень хотелось пить, до сих пор помню эти ощущения… я взяла первый попавшийся камень с дороги и начала его сосать, да слюны у меня появилось очень много и я даже забыла, что хочу пить, но я совсем не заметила, как проглотила этот камень. Следствием этого стало, что мне в раннем возрасте вырезали аппендицит.

И вот когда я стала взрослой начала работать в детском саду, я очень сильно хотела воплотить свои идеи по экспериментированию со своими воспитанниками, только конечно же не на них, а вместе с ними.

Каждый ребенок сам по себе является любознательным исследователем окружающей среды, поэтому создание детского экспериментирования предполагает создание таких условий, в которых каждая вещь ежедневного быта открывается с новой стороны, невидимой в обычных условиях.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки.

Наблюдая за существующими взаимосвязями в природе, ребенок обретает способность самостоятельно объяснять изучаемые им явления, и как следствие, понимать их.

Познавательно-исследовательская деятельность дает ребенку возможность расширить его понимание окружающей среды и, в то же время, позволяет овладеть наиважнейшими цивилизованными формами упорядочения опыта:

* установление причинно-следственных связей;

* определение временных и пространственных отношений.

Все это позволяет ребенку объединить раздробленное понимание в единую целостную картину.

Когда ребенок слышит, видит и делает сам- это все усваивается крепко и надолго. Я выбрала эту тему из-за важности для детей начинать экспериментирование еще в раннем возрасте. Проведение опытов и экспериментов в большей мере способствует развитию личности и умственных способностей ребенка.

Цель моей работы – формирование у детей стремления к познавательной деятельности, самостоятельному размышлению и проявлению любознательности.

Чтобы достичь, поставленную цель, необходимо выполнить ряд задач, связанных со знакомством детей с окружающим миром:

* формирование коммуникативных навыков у ребенка;

* воспитание самоконтроля и самостоятельности у детей

* обучение детей самостоятельному проведению анализа, классификации и сравнению предметов;

* представление о свойствах различных субстанций – воды, камней, песка и других;

* воспитание первоначальных представлений о различных измерениях – длине, весе, объеме;

Для себя я выделила три направления в работе с детьми по опытно-экспериментальной деятельности имеющих влияние друг на друга:

* человек – каким образом функционирует организм, создаваемые людьми материалы, предметы и другое.

* живая природа – разнообразие животного мира;

* неживая природа – знакомство с водой, воздухом, землей и прочее;

В своей работе я применяю самые простые опыты и эксперименты: "Поможем снеговику слепить пирожки из снега", " обезвоживание картофеля", "огород на подоконнике", "Опыты с воздушными шарами", "сравнить песок и почву", "магическая радуга». Это простота проявляется:

* безопасность каждого опыта;

* в каждом эксперименте в качестве оборудования применяются привычные бытовые или игровые предметы.

* в неизвестности результата решаемой задачи только детям;

* в процессе проведения экспериментов происходит лишь объяснение и усвоение простых понятий и умозаключений.

Опытно-экспериментальная деятельность охватывает жизнь ребенка всесторонне, включая в себя и игры в том числе. Игровая деятельность нередко перетекает в настоящее творчество. Работая с детьми, я большое внимание уделяю различным игровым методам, использую следующие дидактические игры: «Угадай на вкус», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Почему застывает вода?», "Во что превращается лед?"

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. призваны развивать у ребенка внимательность и фантазию, дополняют имеющиеся знания об окружающей среде.

В своей работе я совмещаю применение традиционных и инновационных способов обучения.

Инновационные методы:

* применение элементов ТРИЗ. Знакомя детей с тремя агрегатными состояниями жидкости, я применяю прием «крошечных человечков», которые обозначают жидкое, газообразное и твердое состояние воды;

* игровое проблемное обучение – это проигрывание различных проблемных ситуаций в ходе занятий или во время совместной деятельности с детьми. Этот метод позволяет пробудить в малышах познавательную активность и приучить их самостоятельно искать решение создавшейся проблемы.

Традиционные методы:

* наглядный метод включает в себя два важных аспекта наблюдения – за постоянными свойствами и качествами объекта наблюдения и характерными для него изменениями;

* теоретический – чтение рассказов, сказок и беседы с детьми;

* практический метод – различные игры, включающие в себя элементы сюрприза, неожиданности и экспериментирования.

В своей работе я регулярно пользуюсь компьютерными и мультимедийными средствами в процессе экспериментирования, что усиливает интерес детей к получению новых знаний. Гораздо увлекательнее увидеть своими глазами на изучаемые предметы и явления, чем слушать рассказы воспитателя о них.

Сегодняшние достижения науки, такие как мультимедийные системы, позволяют сделать процесс обучения интереснее и красочнее. Стоит лишь раз заинтересовать ребенка, и он сможет пронести через всю свою жизнь любовь к исследованиям. Неважно какой вид деятельности впоследствии выберут себе дети, эксперименты, проведенные в раннем возрасте, навсегда оставят яркие воспоминания в их памяти.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо мотивировать родителей на включение в совместную деятельность, так как родители полноправные участники образовательной деятельности.

Я стараюсь привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях). Так же я разработала анкету для родителей, чтобы выявить их заинтересованность в экспериментальной деятельности и разработала памятку для родителей. Многие думают, что опыты можно проводить только в научной лаборатории, но можно обыкновенную комнату превратить в место для проведения экспериментов.

Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.

Чтобы самостоятельно и плодотворно жить, необходимо помочь детям развить способности и таланты еще в детском возрасте. Нужно пробудить интерес к самому себе, к окружающему миру. И хочется еще раз вернуться к словам В.А. Сухомлинского «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.