«Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Высокогорненского городского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края
«Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Районный семинар
Подготовила : Демидова О.В.
Старший воспитатель: Старицына И.А.
Детство — это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Когда я была совсем маленькой, примерно 5-7 лет, я очень любила экспериментировать. При чем только на себе. Так, например, мне очень нравилось есть семечки с кожурой, я все думала, что же будет с моим организмом или, например, как-то с мамой мы шли с больницы и мне очень хотелось пить, до сих пор помню эти ощущения… я взяла первый попавшийся камень с дороги и начала его сосать, да слюны у меня появилось очень много и я даже забыла, что хочу пить, но я совсем не заметила, как проглотила этот камень. Следствием этого стало, что мне в раннем возрасте вырезали аппендицит.
И вот когда я стала взрослой начала работать в детском саду, я очень сильно хотела воплотить свои идеи по экспериментированию со своими воспитанниками, только конечно же не на них, а вместе с ними.
Каждый ребенок сам по себе является любознательным исследователем окружающей среды, поэтому создание детского экспериментирования предполагает создание таких условий, в которых каждая вещь ежедневного быта открывается с новой стороны, невидимой в обычных условиях.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки.
Наблюдая за существующими взаимосвязями в природе, ребенок обретает способность самостоятельно объяснять изучаемые им явления, и как следствие, понимать их.
Познавательно-исследовательская деятельность дает ребенку возможность расширить его понимание окружающей среды и, в то же время, позволяет овладеть наиважнейшими цивилизованными формами упорядочения опыта:
* установление причинно-следственных связей;
* определение временных и пространственных отношений.
Все это позволяет ребенку объединить раздробленное понимание в единую целостную картину.
Когда ребенок слышит, видит и делает сам- это все усваивается крепко и надолго. Я выбрала эту тему из-за важности для детей начинать экспериментирование еще в раннем возрасте. Проведение опытов и экспериментов в большей мере способствует развитию личности и умственных способностей ребенка.
Цель моей работы – формирование у детей стремления к познавательной деятельности, самостоятельному размышлению и проявлению любознательности.
Чтобы достичь, поставленную цель, необходимо выполнить ряд задач, связанных со знакомством детей с окружающим миром:
* формирование коммуникативных навыков у ребенка;
* воспитание самоконтроля и самостоятельности у детей
* обучение детей самостоятельному проведению анализа, классификации и сравнению предметов;
* представление о свойствах различных субстанций – воды, камней, песка и других;
* воспитание первоначальных представлений о различных измерениях – длине, весе, объеме;
Для себя я выделила три направления в работе с детьми по опытно-экспериментальной деятельности имеющих влияние друг на друга:
* человек – каким образом функционирует организм, создаваемые людьми материалы, предметы и другое.
* живая природа – разнообразие животного мира;
* неживая природа – знакомство с водой, воздухом, землей и прочее;
В своей работе я применяю самые простые опыты и эксперименты: "Поможем снеговику слепить пирожки из снега", " обезвоживание картофеля", "огород на подоконнике", "Опыты с воздушными шарами", "сравнить песок и почву", "магическая радуга». Это простота проявляется:
* безопасность каждого опыта;
* в каждом эксперименте в качестве оборудования применяются привычные бытовые или игровые предметы.
* в неизвестности результата решаемой задачи только детям;
* в процессе проведения экспериментов происходит лишь объяснение и усвоение простых понятий и умозаключений.
Опытно-экспериментальная деятельность охватывает жизнь ребенка всесторонне, включая в себя и игры в том числе. Игровая деятельность нередко перетекает в настоящее творчество. Работая с детьми, я большое внимание уделяю различным игровым методам, использую следующие дидактические игры: «Угадай на вкус», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Почему застывает вода?», "Во что превращается лед?"
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. призваны развивать у ребенка внимательность и фантазию, дополняют имеющиеся знания об окружающей среде.
В своей работе я совмещаю применение традиционных и инновационных способов обучения.
Инновационные методы:
* применение элементов ТРИЗ. Знакомя детей с тремя агрегатными состояниями жидкости, я применяю прием «крошечных человечков», которые обозначают жидкое, газообразное и твердое состояние воды;
* игровое проблемное обучение – это проигрывание различных проблемных ситуаций в ходе занятий или во время совместной деятельности с детьми. Этот метод позволяет пробудить в малышах познавательную активность и приучить их самостоятельно искать решение создавшейся проблемы.
Традиционные методы:
* наглядный метод включает в себя два важных аспекта наблюдения – за постоянными свойствами и качествами объекта наблюдения и характерными для него изменениями;
* теоретический – чтение рассказов, сказок и беседы с детьми;
* практический метод – различные игры, включающие в себя элементы сюрприза, неожиданности и экспериментирования.
В своей работе я регулярно пользуюсь компьютерными и мультимедийными средствами в процессе экспериментирования, что усиливает интерес детей к получению новых знаний. Гораздо увлекательнее увидеть своими глазами на изучаемые предметы и явления, чем слушать рассказы воспитателя о них.
Сегодняшние достижения науки, такие как мультимедийные системы, позволяют сделать процесс обучения интереснее и красочнее. Стоит лишь раз заинтересовать ребенка, и он сможет пронести через всю свою жизнь любовь к исследованиям. Неважно какой вид деятельности впоследствии выберут себе дети, эксперименты, проведенные в раннем возрасте, навсегда оставят яркие воспоминания в их памяти.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо мотивировать родителей на включение в совместную деятельность, так как родители полноправные участники образовательной деятельности.
Я стараюсь привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях). Так же я разработала анкету для родителей, чтобы выявить их заинтересованность в экспериментальной деятельности и разработала памятку для родителей. Многие думают, что опыты можно проводить только в научной лаборатории, но можно обыкновенную комнату превратить в место для проведения экспериментов.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Чтобы самостоятельно и плодотворно жить, необходимо помочь детям развить способности и таланты еще в детском возрасте. Нужно пробудить интерес к самому себе, к окружающему миру. И хочется еще раз вернуться к словам В.А. Сухомлинского «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.