Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь!»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования «Город Архангельск»

«Центр дополнительного образования детей «Контакт»

Филина Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования г. Архангельск, 2017

«Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь!»

Цель: расширение кругозора у учащихся знаний о родном крае.

Задачи 1.Обобщить знания о родном крае. 2. Воспитывать у детей чувство любви и гордости к своему краю, уважение к труду и традициям предков. 3. Воспитывать умение работать в команде. 4.Способствовать развитию любознательности, творческой активности, познавательного интереса. Форма проведения: Игра – путешествие по станциям. Участники: команды учащихся 8-11лет. Оборудование: • Маршрутные листы с названиями станций; • мультимедийная установка; • презентация «Знай и люби свой край!» • Красная книга Архангельской области; • песочные часы; • карта Архангельской области; • цветные карандаши, альбомные листы; • таблички с названием станций. Оформление: • Выставка фотографий о родном крае; • выставка книг о Поморье; Подготовительный этап: Из числа учащихся образуются команды по 4 человека. Команды получают заранее задания: подготовить название команды, эмблему, девиз (все должно быть связано с Архангельским краем) Педагог вместе с родительским комитетом должны приготовить призы участникам игры. Класс делится на семь команд. Каждая команда получает маршрутный лист. Организуется семь станций. На каждой станции есть начальник, который руководит работой и проверяет задания(это могут быть родители или ребята более старшего возраста). Для проверки в маршрутный лист вносятся количество правильных ответов,т.е. баллов. Порядок проведения игры: • Предварительный этап; • 1 этап – организационный; • 2 этап – «Игра – путешествие»; • 3 этап – подведение итогов и награждение победителей Станции 1. Семь чудес Архангельской области (расшифровать объекты Семи чудес Архангельской области найти их на фотографиях). 2. Реки и озера Архангельской области( Работа с географичесой картой Архангельской области). 3. Растения Архангельской области( ребусы и филворд о растениях края) 4. Животные Красной книги Архангельской области (Работа с Красной книгой Архангельской области) 5. Северные ремесла и промыслы (презентация-викторина о ремеслах и промыслах севера) 6. Поморская кухня (раздаются карточки, на которых написаны названия северных блюд, рассказать, что известно о данном блюде) 7. Литературный Север (вопросы о северных писателях и их произведениях) Ход занятия : Эпиграф: О чудесном нашем крае , Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живем. Звучит песня « Милая Архангелогородчина»( слова и музыка Бровиной Е.В.) Вступительное слово ведущего: Здравствуйте! Всем кто не любит скучать, много знает и хочет об этом всем рассказать. Кто любит свой родной край. Ребята, вы любите путешествовать? Часто ли вы ездите по нашему Архангельскому краю. Хорошо ли вы его знаете? Мне кажется, что для начала надо хорошенько рассмотреть все красоты, которые у нас , а уж потом искать чудеса за семью морями. Тем более ,что на территории нашего края можно увидеть и узнать много интересного. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Сейчас мы вместе с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю. Чтобы начать путешествие нам необходимо выбрать средство передвижения. Какие предложения?(дети предлагают разные виды транспорта) Самолетом дорого и с высоты птичьего полета, всех красот не увидешь.В автомобиль мы все не поместимся. Давайте мы с вами совешим путешествие на поезде. Знаете ли вы ,что поезд по территории Архангельской области идет 10 часов. Есть возможноть все рассмотреть. Прикрепляем на доску паровоз. В конце занятия каждый из вас прикрепить паровозу свой вагончик. Перед отправлением в наше путешествие необходимо запомнить и четко выполнять следующие правила: 1. На посещение каждой из «станций» команде отводится 5-6 минут. Участники игры не могут покидать станцию до того момента, пока не прозвучит условный сигнал. «Начальник станции» останавливает работу и определяет количество заработанных командой баллов в соответствии с объёмом выполненных заданий. 2. Сигналом к началу и окончанию времени пребывания на той или иной «станции» служит гудок паровоза. 3. За четким соблюдением времени пребывания на «станции» и времени перехода от «станции» к «станции» следит «Хранитель времени». 4. На каждой станции команду встречает«Начальник станции», объясняет задание, выставляет полученные баллы. 5. На каждой станции вам выдадут фрагмент карты Архангельской области, в конце путешествия вы будете должны собрать ее полностью. 6. Перед началом путешествия каждая из команд получает «маршрутный лист», фиксирует в нем название поезда (команды). В «Маршрутном листе» четко определен маршрут (очередность) посещения «станций» каждой из команд. В бланке «Маршрутного листа» имеется поле для выставления заработанных командой баллов на каждой из «станций». 7. Правило последнее и самое главное! В течение всего путешествия команды соблюдают дисциплину и правила техники безопасности. Еще: Скорость — не показатель качества. На каждую станцию приходим с приветствием, уходя, говорим: «Спасибо!» или благодарим. Знакомство ребят со станциями и начальниками на них. Хранитель времени подает сигнал (гудок паровоза) на начало игры. Команды расходятся по станциям. 1 станция: «Семь чудес Архангельской области» Начальник станции раздает зашифрованные карточки с семи чудесамии Архангельской области и 7 фотографий чудес Архангельской области,надо расшифровать и найти обьект на фото. За правильный ответ 2 балла Максимальное кол-во баллов 14 1) 19, 16,13,16,3,12,10 . ( Соловки) 2) 14,1,13,29,6 12,16,18,6,13,29. (Малые Корелы) 3) 17,10,15,6,8,19,12,10,6 17,6.27,6.18.29. ( Пинежские пещеры) 4) 19,6,13,16 13,16,14,16,15,16,19,16,3,16. (Село Ломоносово) 5) 2,6,13,16,6 14,16,18,6. (Белое море) 6) 12,1,18,4,16,17,16,13,30 19,16,13,30,3,29,25,6,4,16,18,19,12. (Каргополь Сольвычегорск) 7) 12,6,15,16,9,6,18,19,12.10,11 17,1.18,12. (Кенознозерский парк) (После выполнения задания просмотр презентации 7чудес Архангельской области) 2 станция: Реки и озера Архангельской области Начальник станции предлагает провести мини- исследование реки по атласу Архангельской области. Ребятам предлагается выбрать любую реку Архангельской области и сделать краткое сообщение по плану. За правильный ответ 1балл.Максимальное кол-во баллов10 План описания реки: 1. Название реки. 2. Откуда берет начало ? 3. Куда впадает? 4. Притоки. 5. В каком направлении течет? 6. Какие населенные пункты находятся вблизи реки? 7. Хозяйственное значение. 8. Найди на карте и запиши 5озер Архангельской области. 3станция: .Растения Архангельской области Начальник станции дает филворд с зашифрованными растениями края. Надо найти 11растений и разгадать 5 ребусов.Максимальное кол-во баллов 16 Разгадай филворд: Растения Архангельской области. ш к о с т я н б ь л и е л ь а к и а н е п о в н и к к ш и в к у в к а л о м к е н и ш а н и ч а а ж к а р с о с н а к ж и б я б р у с н и о н а м о р о ш к а м Ответы (можжевельник, морошка, брусника, башмачок, костяника, шиповник, ель, кувшинка, рябина, калина, сосна) Разгадай ребус «Северные ягоды и растения» (голубика, малина, мох, клюква, крапива.) 4станция: .Животные Красной книги Архангельской области Начальник станции предлагает поработать с Красной книгой Архангельской области.Максимальное кол-во баллов-10 Задания: 1.Получить информацию из Красной книги и сделать краткое сообщение по плану . Карточка с вопросами: 1. Название животного(свободный выбор) 2. Статус. 3. Отличительные полевые признаки. 4. Распространение. 5. Места обитания 6. Численность. 7. Меры охраны. 8. Сделайть рисунок изучаемого животного. 5станция: Северные ремесла и промыслы Начальник станции проводит презентацию –викторину о ремеслах и промыслах Севера.За каждый правильный ответ 1балл, максимальное кол-во баллов 10 О каком северном ремесле идет речь. 1. Этому ремеслу 400 лет . С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, "рыбий зуб", моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд мастеров привозили из-за границы дорогую слоновую. (холмогорская резьба по кости) 2. Умельцы этого ремесла использовали различные породы деревьев. Лучшим материалом считается липа, осина, ольха и другие лиственные породы, из хвойных чаще используют кедр, тис, сосну, пихту и лиственницу. (Резьба по дереву) 3. Лес подарил народным умельцам чудесный материал — легкий, прочный, доступный. Из этого материала на Севере изготовляли обувь, пестери — заплечные кошели для сбора грибов, лукошки для ягод, солонки, хлебницы. (Береста) 4. На Русском Севере игрушки делались для детей из доступных материалов – дерева, глины, коры, бересты, щепок, соломы, травы и плодов. Мастера-гончары делали глиняную посуду, а из остатков глины лепили игрушки: всяких животных, величавых баб да мужиков с гармошками. (Каргопольская игрушка) 5. Эта роспись отличается от других видов росписи. В конце XIX века в селе Палощелье на берегу реки Мезень развился промысел. Расписывались различные бытовые предметы: туески, лукошки, короба, но особую известность приобрели прялки. Роспись отличает скупость цветовой гаммы: красный сурик и черная сажа. (Мезенская роспись) 6 . Родина этой росписи большое село – пристань на Северной Двине, в 70-ти километрах от Великого Устьга. В росписи присутствуют сказочные птицы, животные и загадочная растительность, увековечены образы и мотивы, сохраняющие древние предания (Пермогорская роспись ) 7. На Севере изготовлению поясов придавали большое значение. Наверное, отсюда такое разнообразие техник изготовления поясов: "На игле", "на вилке", "на бердышке", "на кружках", "на чурочке", а также вязанные крючком, тканные на станке и выполненные по узелковому принципу. (ткачество) 8. Как самостоятельный вид орнаментального искусства это рукоделие получило большое распространение на Русском Севере, на территории современной Архангельской области. Это один из самых распространённых видов бытового народного рукоделия, возможно поэтому он остался малоизученным. В XIX — ХХ вв это рукоделие наряду с ткачеством служило для изготовления одежды, а также для украшения предметов быта — одеял, покрывал. (Узорное вязание) 9.Одним из наиболее употребляемых способов украшения ткани на Русском Севере наряду с ткачеством был этот вид рукоделия. Незатейливые узоры украшали одежду и прочие предметы быта поморов. Занятие этим видом рукоделия было распространено, так как не требовало особо сложных приспособлений. Но мастерицы видели в нем не только способ украсить ткань, но и возможность наделить эту ткань при помощи орнаментальных символов магической силой, способной защитить от злой силы. Украшали предметы интерьера избы и различного ритуального назначения: каймы простыней, скатерти, полотенца Большое значение отводилось в оформлении праздничной и обрядовой одежды (народная вышивка севера) 10. Это деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Элемент поморского ремесла. Она вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия. (Птица счастья) 6станция: Поморская кухня Начальник станции раздает карточки с названием поморского блюда и отдельно карточки с кратким содержанием блюда. За каждую правильно составленную карточку 1балл.Максимальное кол-во баллов 10 Задание: Совместить правильно карточку название блюда с карточкой краткое описание блюда. Название блюда Краткое описание блюда 1.Поморский кёж Наряду с чаем и кофе традиционно поморы пили горячий напиток. Готовили его из всего, что давало настой или отвар (ягод, зерна, трав, пряностей - по вкусу). Раньше в Поморье его варили с ржаными высевками или добавляли в него щепотку крахмала, получалось что-то похожее на жидкий ягодный кисель, который дольше, чем обычный горячий напиток, сохранялся теплым (это важно в холодную погоду) и пили горячим. 2Словом волож поморы называют…….. соус, в котором еду тушили, запекали, или поливали им перед подачей на стол. ИХ — великое множество. В первую очередь, конечно, молочные, сметанные и масляные. Ягодные : из брусники, клюквы, черники, морошки, менее известных северных ягод :костяники, княженики, вороники. 3.Жареница – так в Поморье называют открытый пирог, в котором рыба запекается целиком. Верхняя корочка пирога приобретает коричневый цвет, поэтому такой пирог называли «жареным». Она выпекается с морской рыбой: камбалой, навагой, корюшкой, но самой вкусной считается из сельди осеннего лова, т.к. именно осенью сельдь самая жирная. 4.Борвина - одно из любимых блюд на холмогорской земле - готовилась из тушек какой-нибудь птицы, например, рябчика. Ощипанный рябок был размером с кулак, поэтому в горшок птицу укладывали плотно друг к другу. Солили и закрывали крышкой, чтобы сок не выпаривался. Получалось два блюда: похлебка и - отдельно - ….. на тарелке. 5.Кулебяка Открытый поморский пирожок с рыбой. 6.Калитка Лепешка из пресного теста с картофелем. 7.Шаньга Лепешка с ржаной муки с картофелем. 8.Рыбник Запеченная в тесте рыба. 9.Козули Пряники в форме оленей, звездочек, ёлочек, которые расписывают сахарной глазурью. 10.Сочни Выпекались блины. Их начиняли пшенной кашей и слегка запекали в печи, затем смазывали растительным маслом и посыпали толокном. После выполненного задания можно посмотреть презентацию «Поморская кухня» 7станция: Литературный Север. Начальник станции проводит викторину о северных писателях и их произведениях . За каждый правильный ответ 1балл.Максимальное колво баллов 10 1.На улице Поморской в доме № 27 родился и прожил всю свою жизнь этот замечательный северный сказочник. (Степан Григорьевич Писахов) 2.Какую северную сказительницу называли «государственной бабушкой»? (М.Кривополенову) 3.Он был не только прекрасным писателем, но и талантливым художником. (Борис Шергин) 4.Этот писатель приехал в Архангельск осенью 1928 года и поступил работать в редакцию газеты «Волна», в Архангельске он написал повесть «Школа», его именем названа одна из улиц города (А.П. Гайдар) 5. Его книга так и называется «Детство в Соломбале» (Е.Коковин) 6. Сказки этого писателя передаются от лица подставного рассказчика, весёлого балагура Сени Малины, живущего в деревне Уйма, что в 18 верстах от Архангельска(Писахов) 7. Помор, потомственный сказитель, знаток северных былин и сказок. Самые известные его сказки про Шиша московского, весельчака и обманщика.(Шергин) 8. Своё стихотворение “Тихая моя родина” он посвятил своему другу Василию Белову, который тоже писал о родине, родных местах. Он передал свою нежность и печаль о прошлом, донёс до нас, что воспоминания эти были светлыми и радостными.(Рубцов) 9. Знаменитая поэтесса родилась в деревне Артёмовская Верхнетоемского района. Её лирика отражает красоту северных краёв. (Ольга Фокина) 10.О каком писателе земляке эти строчки? В Пинеге, как в зеркале, Отразилась Верколка, Отразилась Верколка – Русское село. Тишина заветная, Терема столетние. Семьи многодетные – Так уж повелось. Лесом заворожено, Снегом припорошено, Дождиком умытое, Богом позабытое Русское село. Поздно как-то, рано ли, Но в семье одной Появился сын. Родился он с норовом, Прозывался Федором (Ф Абрамов) По окончании работы на станциях, всех участников игры ждет общее задание. У каждой команды семь фрагментов карты Архангельской области. Ребята должны соеденить вместе все фрагменты,чтобы получилась карта Архангельской области(по принципу пазлов). Вот и подошло к концу наше необычное путешествие. Конечно, мы не успели рассказать все, что знаем о нашем крае, и остались еще много интересных мест, о которых бы хотели бы рассказать. А вы можете продолжить увлекательное путешествие по родному Архангельскому краю самостоятельно, вместе со своей семьей, и отмечать его на карте. И обязательно поделитесь впечатлениями со своими друзьями. Ведь мы с вами – жители Архангельского края. Для каждого из нас Родина начинается с того места, где мы живем. Сейчас жюри подводят итоги игры. Жюри сегодня- это начальники станций. Ребятам предлагается поучаствовать в мастер-классе «Птица счастья» из бумаги в технике оригами –киригами. Рефлексия. Мы путешествовали с вами на поезде. Мне хотелось бы узнать какие ваши впечатления о путешествии. У вас у каждого есть вагончик-раскраска. Раскрасьте вагончик в тот цвет,который вы выбрали согласно цветовой гамме. Если было интересно и вы узнали много нового раскрасьте вагон в зеленый цвет. Если вам было интересно,но испытывали трудности вагончик должен быть раскрашен синим цветом. Красным цветом раскрашивают свои вагоны те, кому было интересно, но вы ничего не узнали. Последний желтый цвет, вы не знаете, что можно сказать о данном мероприятии. Прикрепите свои вагончики к нашему паровозу. Хоть мы работали в командах, но совершали путешествие на одном транспорте все вместе и посмотрите какой у нас длинный ,красивый и дружный получился поезд. Шкала цветов на доске или слайде презентации. (зеленый)– если вам было интересно, вы узнали новое; (синий) – если вам было интересно, но немного трудно; (красный)– вам было неинтересно, вы ничего не узнали; (желтый)– вы не знаете, что можно сказать. Предлагаю составить синквейн: «Край, в котором я живу» Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. (фраза, несущая определенный смысл) Пятая строка –. заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Архангельский край Чудесный, северный, грибной, ягодный, холодный Люблю, смотрю, путешествую, познаю, читаю. Живу восхищаюсь Край родной любимый Малая родина Слово жюри и награждение победителей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Антропова Е. Б. Северный клубок. Архангельск. ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008 2. Голицына.И. Поморье. Сокровищница русского Севера.: Белый город – 2009 г. 3. География Архангельской области”. Учебное пособие для учащихся 8 кл. /Под редакцией Н.М. Бызовой. Архангельск, Поморский университет, 1995 г. 4. Кодола О.Е. История Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2006 г. 5. Кодола О.Е. Культура Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2009 г. 6. Красная книга Архангельской области. Авторы: В. А. Андреев, А. В. Даценко, Н. М. Клюева, др. Архангельск, 1995. 7. “Морянка”. Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах. Арх. ПУ 2005 г. 8. Морянка. Рабочая тетрадь для младших школьников. 9. Николаев Ю. “Заповедный Север” (фотоальбом). СПб. 2003 г 10. Поморская азбука/авт.-сост.: Т.Зайцева. – Архангельск: Анзер, 2010 г. 11. Путешествие с волшебницей природой. Авторы – составители: : Мальханова Л. П., Миронова Е. А., Васильева Т. В. Архангельск, 1997. 12. “Региональный компонент начального общего образования Арх. обл.” Арх. 2006. г Мальханова Л. П., Миронова Е. А., Васильева Т. В. Архангельск, 1997. Приложение «Маршрутный лист»