Пошаговая инструкция по составлению картосхемы учебной экологической тропы. (в помощь педагогу дополнительного образования)
Министерство образования и науки УР МОУ ДО Малопургинский ЦДТ
Пошаговая инструкция
по составлению картосхемы учебной экологической тропы.
(в помощь педагогу дополнительного образования)
Выполнил: Петров Г.С., педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка.
В последние годы во время летних школьных каникулавтор предлагаемой разработки активно участвует в работе Межрегиональных экологических экспедиций школьников России, где учит детейсоздавать проекты учебных экологических троп. (Что такое Межрегиональная экологическая экспедиция, см. в приложении, это интересно!).
Учащиеся с большим интересом включаются в работу по составлению проекта троп:
- прокладывают на местности маршруты, выбирают на ней объекты для наблюдений (или станции тропы - это живописные и интересные для посетителей тропы природные и культурно-исторические объекты);
- собирают литературный и краеведческий материал по объектам тропы;
- дают их описание;
- готовят эскизы элементов малой архитектурной формы для оформления тропы на местности, эскизы указателей, аншлагов, информационных щитов;
- разрабатывают буклетики-путеводители по тропе, рассчитанные на разные категории посетителей;
- составляют паспорт тропы и ее картосхему.
За время работы экспедиций обучение в полевых мастерских автора по составлению проектов учебных экологических троп прошла не одна сотня учащихся из разных регионов России, в ходе которых учитель заметил затруднения учащихся в составлении картосхемы маршрута тропы.
В творческих поисках наиболее эффективных способов решения этой проблемы у автора в экспедициях и «родилась» предлагаемая ниже разработка - «Пошаговая инструкция по составлению картосхемы учебной экологической тропы».
В последующих экспедициях данная разработка прошла многократную апробацию и доказала свою практическую значимость и «жизненность».
Инструкция адресована учащимся, и педагог их раздает учащимся в необходимом количестве при проведении занятий по прокладке маршрута экологической тропы и составлении ее картосхемы.
Она разбита на пошаговые действия, где каждый шаг-это очередной логически завершенный этап общей работы по составлению картосхемы тропы. Всего 10 шагов: 1 по подготовке инструментов и материала, и 9-шаги по непосредственной работе по составлению картосхемы. Все шаги инструкции красочно иллюстрированы фотографиями и схемами, благодаря чему достигается наглядность и доступность излагаемого материала для любого учащегося среднего и старшего возраста, даже для так называемого «слабого». Сам процесс составления картосхемы при этом становится интересным и увлекательным занятием. Всем вышеперечисленным данная разработка существенно и выгодно отличается от подобных работ.
Цель данной разработки: научить учащихся составлять картосхемы маршрута учебной экологической тропы.
Задачи разработки:
- обучение учащихся подбору и подготовке инструментов и материалов для глазомерной съемки маршрута;
- обучение технике измерения углов (азимутов) на местности с помощью компаса;
- обучение технике измерения расстояний на местности шагами и переводу их в метры;
- обучение технике нанесения измеренных расстояний (в выбранном масштабе) и азимутов на бумагу с применением линейки и транспортира;
- обучение технике нанесения на бумагу основных естественных ориентиров – лесных массивов, высоких деревьев, холмов, кустов, водоемов, дорог, троп, просек, зданий, линий электропередач и т.п.
Проведение большинства экологических исследований в той или иной степени тоже сопряжено с необходимостью нанесения наблюдаемых объектов, явлений или территорий на карту, поэтому разработка представляет несомненный интерес и для педагогов, которые руководят эколого-исследовательской работой учащихся, а также при составлении схем туристских маршрутов в туристических кружках.
Ниже приводится сама пошаговая инструкция.