Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Поисково-исследовательская работа на тему «Путешествие по истории города Самары».

Поисково-исследовательская работа на тему «Путешествие по истории города Самары».

Выполнил: Кудашёв Валерий, обучающийся ГБПОУ «Профессиональное училище С.Домашка».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Возрождение и распространение национальной культуры в Самарском регионе.

Глава II. Национальные традиции и праздники в культурной жизни г. Самара

Глава III. Влияние национальных традиций на архитектурный облик города

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Самарская губерния в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представляющие различные языковые группы – славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий – православие, католицизм, все формы протестантизма, ислам, иудаизм.

Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с характерными для них системами хозяйственно-бытового уклада, религиозных верований, общественных норм, менталитета.

На территории Самарской области в настоящее время проживают представители более чем 100 национальностей. Большинство населения является русским (85,6%), остальные (14,4%) образуют следующие этнические группы: татары – 4,1%, чуваши- 2,7%, мордва – 2,1%, украинцы – 1,4%, армяне – 0,7%, казахи и азербайджанцы – по 0,5%, узбеки – 0,4%, белорусы – 0,3%, башкиры – 0,2%, немцы – 0,2%, представители других национальностей – 1,3%. В области действуют более 100 общественных национально-культурных объединений регионального и местного уровня [3].

Цель моего исследования – проследить влияние народов, проживающих на территории Самарского края на развитие современной жизни города.

Для этого мной была собрана и проанализирована информация, преимущественно интернет ресурсов, составлен календарь культурных мероприятий, проводимых в городе и направленных на возрождение и распространение национальных традиций народов, проживающих в регионе, а также путеводитель по достопримечательностям, отражающих многонациональный уклад города.

ГЛАВА I. ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В САМАРСКОМ РЕГИОНЕ

В 2014 году в регионе была принята государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области» на 2014-2020 годы. В рамках программы в этот первый год было уже многое сделано: в микрорайоне Волгарь высадили межнациональную аллею из 41 дерева, приобретались костюмы для национальных коллективов, ведется мониторинг межнациональных отношений на территории губернии, поддерживаются национально-культурные центры, которых в регионе 29 [9].

Самарская региональная общественная организация «Мордовский национально-культурный центр «Масторава» образована в 1990 году. В 1996 г. в нашем городе была создана Самарская региональная общественная организация "Русский национальный центр". Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия чувашей Самарской области» существует с 2008 года. Самарская областная татарская национально-культурная автономия действует с 2010 года [3].

Основными целями деятельности организаций являются: сохранение духовного наследия народов, развитие и пропаганда историко-культурных традиций. Их члены принимают участие в городских, областных, межрегиональных мероприятиях популяризирующих народные обычаи, обряды, традиции, а также в межнациональных мероприятиях, проводимых Государственным учреждением культуры «Дом дружбы народов Самарской области».

Государственное учреждение Самарской области «Дом дружбы народов было создано в 2001. Эта организация занимается:

– разработкой и реализацией просветительских программ и проектов для различных слоев населения Самарской области в сфере межэтнических отношений;

– изданием научных, методических, просветительских, рекламных и других материалов;

– подготовкой и проведением областных мероприятий, способствующих гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений и другими вопросами, связанными с межэтническими вопросами в регионе [3].

В Самаре существует три военно-исторических клуба, занимающихся изучением, реконструкцией и распространением традиций русской культуры.

Самый крупный и развитый клуб в Самаре и области – военно-исторический клуб «Легенда», единственный в области, занимающийся реконструкцией Руси XIII в. Это объединение единомышленников, увлеченных историей Руси, дважды признанное лучшим клубом по Руси XIII в. по версии фестиваля Куликово Поле 2008 и 2009. Участники клуба уже на протяжении нескольких лет организуют и проводят фестиваль исторической реконструкции «Ратное дело», на котором можно окунуться в мир средневековой Руси и ее соседей, познакомиться с традициями и культурой народов XIII века, поучаствовать в мастер-классах по различным видам традиционных ремесел [1].

Еще один клуб - «Русская Слобода» находится в живописнейшем уголке нашего города, в поселке Красная Глинка на окраине улицы Батайской. Участники клуба воссоздали двор с постройками средневековой Руси (крепость с частоколом и башнями, русскую избу с печью, действующую кузницу, конюшню). Клуб занимается военно-исторической реконструкцией, организует конно-верховые походы по Самарской области, организует для школьников и студентов экскурсии по Русской Слободе [2].

Клуб славянской культуры «Добрыня» члены которого, изучая славянские обычаи, научившись пользоваться оружием наших предков, постигая различные виды ремесел, пытаются воссоздать и сохранить традиционные русские обычаи и традиции. [7].

На территории Самарской области существует также Духовно-культурный кремль «Богатырская Слобода», который представляет собой необыкновенный архитектурный комплекс древнерусского деревянного крепостного зодчества. Посетители слободы переносятся в былинную жизнь Святорусских Богатырей [15].

В 2003 году в нашем городе был создан этнографический музей «Русская изба» в МОУ школы № 53 Промышленного района г. Самары. Деятельность школьного этнографического музея «Русская изба» направлена на возрождение гражданственности и формирование чувства толерантности через обращение к духовной и материальной культуре народов [8].

ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ САМАРЫ

Значительное место в духовной жизни населения на протяжении XVII-XIX веков занимали обряды и праздники, в которых тесно переплетались трудовые навыки народа, его мифологические представления и религиозные верования – как ранние языческие, так и более поздние из бытовавших на Волге – христианские и исламские.

Обрядами отмечались определённые этапы в развитии природы и хозяйственной деятельности людей. Каждый трудовой процесс (пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался и заканчивался совершением определённых обрядов, в сюжетах которых прослеживаются языческие земледельческие традиции, обращённые к солнцу, земле и растительности.

Так, начало нового года земледельцев было приурочено к рождению нового солнца – дню зимнего «солнцеворота». Этот день православная церковь приняла как Рождество Христово. Однако все народы края включали в новогоднюю обрядность языческие нормы – гадали об урожае, приплоде скота, прославляли силы природы, от которых зависел человек. Для русского населения это был особый период – «зимние святки», продолжавшиеся до Крещения (19 января по новому стилю) [13].

Сходство в традиционной обрядовой культуре народов края особенно характеризует период окончания зимы и наступления весны. Все христиане встречали весну «широкой» масленицей, которая по срокам приближалась к мусульманскому Новому году – Наврузу – 21-22 марта по новому стилю, что в жизни природы соответствовало и победе весенних сил над зимними [4].

Началу весеннего сева предшествовали массово организованные праздники и обряды: у православных жителей края – вербное Воскресение, Пасха, Красная горка (воскресенье после Пасхи), которая заканчивала неделю весенних свадеб; у чувашей существовали многочисленные обряды в честь верховных весенних сил – «моление плуга», «варлах-келарни» (вынос семенного материала), «сумарчук» (моление о дожде), «уичук» (моление на поле).

Аналогии татарскому Сабантую встречались у самарских чувашей в обряде «Агатуй», что говорит о древности его происхождения и генетическом родстве двух этих народов [14].

По окончании посевных работ, в период появления молодых ростков и зелени, у всех народов края проводились обряды благодарения земли. Всеми православными народами широко отмечался престольный праздник – Троица, обязательным языческим атрибутом которого у русского населения была берёза, вокруг которой девушки водили хороводы, пели, плели венки, под берёзой ели обрядовое блюдо – яичницу, приготовленную «вссыпчину» (вскладчину). В этот день сельская молодёжь на отведённых для общественных гуляний местах устраивала хороводы, кадрили, различные игры [13].

Национальные праздники и в наши дни любимы и активно посещаемы жителями города и области. Так например праздник «Навруз» празднуется в губернии уже 20 лет. «Навруз» в переводе с фарси означает «новый день», это праздник весеннего равноденствия и начала нового года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов. В Самарской области, как и по всей России, его традиционно отмечают татары, казахи, киргизы, таджики, узбеки, туркмены, азербайджанцы и другие народы. С 2011 года этот праздник в нашем городе стал межнациональным. В 2014 году праздник проходил 26 апреля в сквере «Родина» г. Самара. Открылся он массовыми гуляниями и знакомством с выставками национальных культур. Все желающие могли отведать незабываемо вкусные национальные блюда, попробовать свои силы на спортивной площадке. В ходе театрализованного действия можно было познакомиться с историей праздника и национальными особенностями Навруза [6].

Появляются и новые праздники. Так например, уже ставший традиционным праздник «Русская березка», который празднуется. 8 июня 2011 года в селе Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области прошел областной русский национальный праздник «Русская березка». Фестиваль проводился сохранения и популяризации русского народного творчества, культурных традиций русского народа. В празднике приняли участие певческие, хореографические коллективы, солисты, представляющие образцы традиционной русской культуры Самарской области, мастера декоративно-прикладного искусства, самодеятельные и профессиональные художники. Каждый коллектив и солист представлял по три разнохарактерных произведения народной культуры. Муниципальные районы оформляли каждый свое «Русское подворье» (экспозиция, посвященная народному быту; выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства, презентация русской традиционной кухни).

Время проведения фестиваля соотнесено с праздником Троицы - одним из любимейших праздников русского народа. Троица символизировала в народном сознании проводы весны и встречу лета.

Символ праздника - березка. Ветки березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов. Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст людям и животным здоровье и благополучие [11].

Не менее любим уже также ставший традиционным праздник, который организует Культурный Центр «Светлица» - "Славянская Зима". Зима издавна была временем развлечений и забав. Гуляние, посвящённое русским народным забавам, состоялось 11 января 2015 года в Загородном парке. Участникам праздника предлагалось на один день окунуться в историю, поиграть в старинные молодёжные целовальные игры, в "городки", попробовать свои силы в ходьбе на ходулях, показать свою удаль в молодецких состязаниях и похвалиться красой в хороводе [12].

ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ НА АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ГОРОДА

Старая Самара отличалась многонациональным по своему составу населением, что и отразилось в своеобразии её архитектуры, несущей в себе черты зодчества многих народов. В Самаре, особенно в её историческом центре, сохранилось множество прекрасных зданий. Центральная улица города представляет собой своего рода выставку самых различных образцов художественных стилей в зодчестве. Это и изящный особняк с остроконечными башенками, типичный уголок Европы - бывшая усадьба Клодта, и строгий силуэт кирхи - лютеранской церкви, и бывшая гостиница "Гранд-отель" (ныне - "Жигули"), реконструированная в 1908-1909 годах в модном тогда стиле модерн; и здание бывшего Волжско-Камского Коммерческого банка, выдержанное в традициях греко-римской архитектуры.

Производят неизгладимое впечатление стрельчатые башни костёла Святого Сердца Иисуса, выдержанного в архитектурных традициях готики. Фахверковый дом №75 на бывшей Саратовской (ул. Фрунзе) прячется во дворе, и только островерхий конёк крыши и башенка выдают его присутствие. Любителей архитектуры он неизменно привлекает своим оригинальным видом, характерным для построек голландских, немецких, прибалтийских городов.

В городе на рубеже XIX – XX вв. возводилось большое количество построек из дерева: лавок, хлебных амбаров, доходных домов, особняков, дач, которые строились преимущественно в русском стиле.

Важнейшее место в городской застройке принадлежало храмовому зодчеству. Пожалуй, именно здесь в наибольшей степени проявился демократизм Самары с ее конфессиональным многообразием. Преобладание русского населения выразилось в количественном преобладании православных храмов. К концу ХIХ века здесь было 22 каменных церкви [5].

Что же уцелело и украшает город в наши дни? Это: Храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1865 г.) и Кафедральный собор во имя иконы Покрова Божией Матери (1861 г.). Собор в честь Святого Вознесения Христова (1848 г.) на улице Степана Разина (бывшей Вознесенской) - самый старый из сохранившихся храмов Самары. Вознесенский собор — единственный в Самаре образец церковной архитектуры классицизма — однокупольная базилика с 56-метровой колокольней, увенчанной тонким шпилем. 10 мая 1993 года Вознесенский храм возвращен Церкви, а с 15 августа здесь совершаются регулярные богослужения. Иверский женский монастырь — 1860 г. Он хранит чудотворную икону Иверской Божьей матери.

Самара - многоконфессиональный город. Помимо множества православных церквей, монастырей и строящихся храмов, мы можем гордиться поистине культовыми шедеврами. У нас построена самая крупная в Европе соборная мечеть на улице Стара Загора (54) Еврейская хоральная синагога входит в десятку лучших архитектурных проектов синагог мира (ул. Садовая, 52). Действующий католический костел, стрельчатые башни которого взметнулись на 47 м в высоту, уже более 100 лет украшает Саратовскую (ул. Фрунзе, 157). Несколько лет назад была отреставрирована лютеранская Кирха на главной торговой улице (Ул. Куйбышева, 115), а в 2003 году там был установлен механический орган. Сейчас там размещается Немецкий центр, проходят бесплатные органные концерты, которые могут посетить все, в независимости от вероисповедания. С 2003 года в Самаре также действует Армянская апостольская церковь "Сурб Хач" (Святой крест), которая находится в Постниковом овраге.

Обратимся к истории. В 1586 г. для защиты южных степных рубежей России была образована сторожевая крепость Самара ( См. Приложение 1). Первым строителем ее, создателем, а также и первым воеводой был князь Григорий Засекин (Приложение 2). В плане крепость представляла собой четырехугольник с четырьмя сторожевыми башнями по углам. Улица Степана Разина, одна из старейших улиц нашего города, в своем начале делает странный изгиб – это влияние земляного вала старой крепости и сторожевой башни. Мы еще вернемся на эту улицу, а теперь немного спустимся к Волге – до улицы Алексея Толстого – бывшей Казанской. Вот дом № 31. Здание построено в 1840 г., а в 1880 г. здесь разместилось Самарское реальное училище имени императора Александра Благословенного (Приложение 3). В башне здания была даже обсерватория (это кабинет с оборудованием для наблюдений за планетами и звездами). Сейчас на здании можно видеть целых три мемориальных доски.

Здесь учился великий писатель Алексей Толстой - «Детство Никиты», «Русалочьи сказки», «Сорочьи сказки», «Приключения Буратино». В школе великий писатель был мальчиком изобретательным и непослушным, но полноватым и неповоротливым, за что и заслужил кличку Ленька-Квашня.

Здесь учился Глеб Кржижановский, инженер-энергетик, один из авторов плана ГОЭЛРО (государственная электрификация России), соратник В. И. Ленина.

Здесь учился лауреат Нобелевской премии по химии, изобретатель физической химии, академик Николай Семенов.

Напротив дом № 38. Здесь размещалась женская гимназия, где в 1889-1893 годах училась младшая сестра В.И.Ленина - Мария Ульянова.

До революции мальчики и девочки учились отдельно, и даже предметы в мужских и женских гимназиях были разные (Приложение 4).

К примеру, для поступления в первый класс гимназии девочке следовало знать главные молитвы, уметь четко читать, списывать с книги и знать четыре математических действия.

А вот мальчикам помимо обязательных молитв следовало знать наизусть несколько басен Крылова, уметь писать под диктовку, читать по церковно-славянски, связно пересказывать прочитанное, знать части речи и части предложения, а по арифметике уметь решать письменно и устно небольшие задачи с четырьмя основными действиями.

Каждый год гимназисты сдавали экзамены, а еще постоянно носили форму, даже гуляя на улице. Гимназист всегда должен быть застегнут на все пуговицы, аккуратен, с чистой обувью. За непослушание могли оставить без обеда, сообщить родителям, а за постоянное непослушание даже исключить.

Но надо сказать, что для детей 19-ого века гимназическая форма была тем же, чем, например, айфон для детей нынешнего. Образование было платным, и позволить его могли не все, поэтому форма была показателем обеспеченности либо таланта (только одаренные дети, круглые отличники могли учиться за казенный счет). 

А сейчас по улице Пионерской (раньше – Воскресенский спуск), поднимемся снова на улицу Степана Разина. В прошлом веке улица Степана Разина называлась Вознесенской – по имени храма Вознесения Господня, который находится и сейчас на Степана Разина, 78. Это самый старый из сохранившихся в Самаре храмов дореволюционной постройки. В его стене находятся три кирпича, положенные в 1871 г. императором Александром II и его сыновьями, Александром и Владимиром. Тогда император по приезде в Самару посетил стройку, и самарские купцы попросили царя положить камень в строящийся Храм.

Именно в этом храме было освящено знаменитое Самарское знамя, которое самарцы подарили болгарам во время Русско-Турецкой войны, в 1877 г. (Приложение 6).Остановимся на этом подробнее. В 19 веке Болгария находилась под игом Турции (тогда – Османской империи). Турки с болгарами обходились очень жестоко, поэтому болгары восстали. Россия поддержала братьев-славян и объявила Турции войну. Из Самары в Болгарию отправился отряд добровольцев с необычным даром – боевым знаменем. Эскиз знамени разработал самарский художник Николай Симаков, а изготовили знамя монахини-золотошвейки Иверского женского монастыря. Пятьсот лет у болгар не было ни своего государства, ни государственных символов, поэтому дар самарцев стал для болгар настоящей святыней. Под нашим знаменем прошли битвы за Стара-Загору, Ново-Загору, Шипку и Шейново. В Русско-турецкой войне Россия одержала победу. По решению правительства Болгарии, сразу же после обретения ею независимости, Самарское знамя было награждено высшим военным орденом «За храбрость». Сейчас Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии. У нас в Самаре есть две копии этого знамени – одна в  музее истории войск Приволжско-Уральского военного округа, и одна в Иверском монастыре.

Улица Венцека, бывшая Заводская. Заводская служила местом приема царственных особ, министров и иностранных послов, пожелавших посетить наш город. По этой улице следовали в город: Петр I в 1722 г., Александр I в 1824 г., Александр II с наследником Александром III в 1871 г., Николай II в 1904 г. В самом начале Заводской была выстроена специальная Триумфальная арка с двуглавым орлом, через которую и проводили знаменитостей. В 1871 года здесь принимали Императора Александра II Освободителя (Приложение 7). Мостки пристани устлали красным сукном. Пространство между помостом и Триумфальными воротами было совершенно выровнено и усыпано толстым слоем белого, как снег, песка, тщательно разглаженного и выложенного живыми цветами в изящные узоры и арабески. По обеим сторонам дороги располагались ложи для публики. Сами Триумфальные ворота с флагом наверху были оформлены гербами уездов губернии. На стороне ворот, обращенных к Волге, красовалась из дубовых веток огромной величины надпись: "Здравствуй, Царь Освободитель!" Почти вся Самара высыпала на берег Волги, многие стояли по колено и по пояс в воде, другие залезли на крыши близлежащих домов. Тысячи лодок кружились вокруг в ожидании появления парохода. Завидев пароход, буквально весь берег кричал: "Идет! Идет!" Загудели колокола всех церквей. На берегу Императору преподнесли хлеб-соль и… трехпудового живого осетра, бойко плескавшегося в огромной лохани.

По улице Заводской выходим на площадь Революции (Приложение 8). Площадь - одна из старейших в Самаре. До 1918 г. она называлась Алексеевской. В начале 1850-х годов на площади располагался главный городской базар. Здесь стояли деревянные лавки, лари, навесы. В окружающих домах велась торговля мукой, хлебом и всякой всячиной. В 1856 году базарные постройки сгорели во время пожара и уже не возобновлялись. После этого в северо-западном углу площади был установлен большой чан с водой на случай пожара. Пожары были настоящим бедствием для деревянной Самары. В 1848, 1850 и 1856 г. Самара выгорала почти полностью. Из-за постоянных пожаров даже было запрещено строить на главных улицах деревянные дома.

Сейчас на площади в центре на монументальном основании из красного финского гранита, в профиль к Волге, стоит бронзовая фигура В. И. Ленина.

Раньше здесь стоял памятник Александру II (автор - архитектор В. Шервуд). Это был первый самарский памятник, открытый в 1889 г.  Царь был изображен в шинели, лицом к Волге, у подножия памятника четыре фигуры олицетворяли его достижения: освобождение крестьян от крепостничества, покорение Кавказа, освобождение болгар от турецкого ига, завоевание Средней Азии. На пьедестале висели бронзовые щиты. В 1918 году скульптура царя и все бронзовые детали были уничтожены. Площадь стала называться площадью Революции. В 1927 г. на уцелевшем пьедестале был открыт новый памятник, В.И. Ленину (автор - скульптор М.Манизер).

Пройдем дальше, через площадь, по улице Венцека, до улицы Фрунзе (бывшей Саратовской). Здесь, в доме № 49, работы известного строителя и купца Михаила Челышова, располагается музей истории города Самары.

Дом № 75А. - известный в Самаре фахверковый дом, принадлежавший ранее известному самарскому адвокату О. Г. Гиршфельду (Приложение 9). Он похож на сказочный домик из сказок братьев Гримм. Это уникальная постройка, таких домов в России единицы.  Так строили в северной Европе, но не у нас. Фахверк – это такой способ постройки дома, когда сначала создается конструкция из досок крест-накрест (как спичечный домик), а потом пустоты заполняются кирпичом и штукатурятся. Получается прочно и красиво.

Свернем налево по улице Ленинградской. Улицу Ленинградскую называют Самарским Арбатом, это одна из красивейших улиц города, с пешеходной зоной (Приложение 10). А в середине 19 века на месте этой улицы был огромный грязный овраг 6 саженей в глубину (с пятиэтажный дом).так и называлась – Проломная, то есть нужно было буквально «проламываться» через грязь, чтобы пройти. Но потом овраг засыпали, разровняли и на этой улице стали селиться купцы, торговавшие дорогим, «панским» товаром.  Улица стала называться Панская. На улице Панской было электричество, мостовая, культура и цивилизация. А вот за Панской… Там находился Самарский Гарлем – Запанская слободка. Там жили знаменитые «горчишники», -самарские хулиганы, голытьба, бандиты. Шайки молодёжи нередко врывались из Запанского в привилегированные районы, грабили, буянили, сметали всё на своём пути.
«Горчишниками» этих хулиганов величали за хитрый маневр, используемый в случае бегства или столкновения с полицией. Они бросали в лицо преследующему их противнику пакеты с горчицей, красный перец для изготовления которой занимал большие площади на огородах Запанского в те далекие годы.

Вот дом № 34, в три этажа, с куполом, построенный в византийском стиле. Здесь жил Константин Павлович Головкин - один из самых замечательных самарцев. Вообще-то он был купцом и держал  единственный тогда в Самаре магазин художественных товаров, размещавшийся как раз на первом этаже дома. Но в историю города он вошел не как купец, а как первый издатель открыток с видами Самары, талантливый художник, архитектор, археолог, краевед, меценат и путешественник. И еще – Головкин был первым автомобилистом, владельцем единственного в Самаре автомобиля «Опель», наводившим страх на прохожих и кур в Самаре.

Улица Куйбышева (бывшая Дворянская) - самая благоустроенная часть города в то время. В 1886 году сюда провели канализацию и водопровод. Остальная часть города пользовалась волжской водой, которую развозили в бочках водовозы. В 1895 году построили конку (Приложение 11). Конка - это железная крытая платформа, которую везут лошади. Ездила конка очень медленно и пешеход, идущий быстрым шагом, мог ее даже обогнать. Но это был единственный в Самаре общественный транспорт. Трамваи тогда были только в Москве и Петербурге.

Двухэтажный дом под номером 91 – здесь в 1896 г. жил М. Горький («Сказки об Италии», «Старуха Изергиль»).

А в доме № 95 в 1860 г. П. Алабиным была основана первая в Самаре публичная Александровская библиотека. Помимо общих залов с книгами, здесь был даже отдельный «кабинет для чтения». Забавная подробность – в кабинет пускали только «прилично одетых» людей, так говорилось в правилах библиотеки.

Дом № 65 – здесь часто бывал В. И. Ленин в молодости, когда работал в Самарском суде адвокатом.

Угол Дворянской и Воскресенской - одно из самых трагических и фатальных мест города. Здесь в 1906 г эсеровский террорист бросил бомбу в губернатора Ивана Львовича Блока. Блока хоронил весь город. Долго еще на месте взрыва мостовая хранила огромное кровавое пятно. А через 93 года на этом месте случился огромный пожар наКуйбышева,42 – сгорело Самарское УВД (Приложение 12).

Улица Комсомольская (Успенская). Здесь сохранилась уникальная деревянная застройка XIX в.: небольшие дома с резными деревянными, завитками, располагающимися в основном вокруг окна, на наличниках, чтобы не проник нечистый дух. Самара славится своей уникальной пропильной резьбой (Приложение 13). Среди старых Самарских домов еще сохранились настоящие памятники деревянного зодчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиции и обычаи любого народа - одна из самых главных составляющих его исторической памяти, ведь именно через них прослеживается сложный и долгий путь развития, который проходит каждая нация из поколения в поколение. Сохраняя свои традиции и обычаи, предметы быта, родной язык и культуру в целом, человек спасает себя и народ, представителем которого является, от исчезновения, а собственную культуру от забвения.

Народная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

В нашем городе на протяжении многих лет ведется активная работа по воссозданию, сохранению и распространению традиционной культуры народов, проживающих в нашем городе. Самобытность и многообразие народных традиций откладывало столетиями свои отпечаток на облик города и его культурную жизнь, делая Самарский край уникальным и интересным.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Военно-исторический клуб «Легенда» - http://www.legenda-club.ru/

Военно-исторический клуб «Русская слобода» - http://russkaya-sloboda.ru/main.html

“Дом дружбы народов” - http://www.samddn.ru

«Дуслык».Национальные праздники, традиции и обычаи - http://tatar-duslyk.ru/category/o-tatarax/nacionalnye-prazdniki/

Самарская губерния в XIX веке http://gubernya63.ru/history/legends/samara-19-vek.html?template=95

В Самарской области отметят межнациональный праздник Навруз// Самара сегодня. 25.04.2014 - http://samaratoday.ru/news/172412

Исторический фестиваль «Ратное дело» 10.08.2014 - http://ludota.ru/istoricheskij-festival-ratnoe-delo-10-08-2014.html

Музей «Русская изба» - http://53школа.рф/muzey/

Народы разные - Родина одна, http://sgpress.ru/Razvorot_/Narody-raznye---Rodina-odna61532.html

Национальные праздники, традиции и обычаи татар - http://tatar-duslyk.ru/category/o-tatarax/nacionalnye-prazdniki

Областной русский национальный праздник «Русская березка» -http://www.samregion.ru/press_center/anonses/30.09.2013/skip/316/7400/

Славянская зима 2014! - http://vk.com/club63054899

Собрание русских народных традиций, праздников и обрядов - http://tradicii.com

Чувашские народные праздники - http://www.pfo.ru/?id=23845

Духовно-культурный кремль «Богатырская Слобода» - http://www.bogatyrskaya-sloboda.ru