Поисково-исследовательская работа на тему «Путешествие по истории города Самары».
Поисково-исследовательская работа на тему «Путешествие по истории города Самары».
Выполнил: Кудашёв Валерий, обучающийся ГБПОУ «Профессиональное училище С.Домашка».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Возрождение и распространение национальной культуры в Самарском регионе.
Глава II. Национальные традиции и праздники в культурной жизни г. Самара
Глава III. Влияние национальных традиций на архитектурный облик города
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Самарская губерния в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представляющие различные языковые группы – славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий – православие, католицизм, все формы протестантизма, ислам, иудаизм.
Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с характерными для них системами хозяйственно-бытового уклада, религиозных верований, общественных норм, менталитета.
На территории Самарской области в настоящее время проживают представители более чем 100 национальностей. Большинство населения является русским (85,6%), остальные (14,4%) образуют следующие этнические группы: татары – 4,1%, чуваши- 2,7%, мордва – 2,1%, украинцы – 1,4%, армяне – 0,7%, казахи и азербайджанцы – по 0,5%, узбеки – 0,4%, белорусы – 0,3%, башкиры – 0,2%, немцы – 0,2%, представители других национальностей – 1,3%. В области действуют более 100 общественных национально-культурных объединений регионального и местного уровня [3].
Цель моего исследования – проследить влияние народов, проживающих на территории Самарского края на развитие современной жизни города.
Для этого мной была собрана и проанализирована информация, преимущественно интернет ресурсов, составлен календарь культурных мероприятий, проводимых в городе и направленных на возрождение и распространение национальных традиций народов, проживающих в регионе, а также путеводитель по достопримечательностям, отражающих многонациональный уклад города.
ГЛАВА I. ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В САМАРСКОМ РЕГИОНЕ
В 2014 году в регионе была принята государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области» на 2014-2020 годы. В рамках программы в этот первый год было уже многое сделано: в микрорайоне Волгарь высадили межнациональную аллею из 41 дерева, приобретались костюмы для национальных коллективов, ведется мониторинг межнациональных отношений на территории губернии, поддерживаются национально-культурные центры, которых в регионе 29 [9].
Самарская региональная общественная организация «Мордовский национально-культурный центр «Масторава» образована в 1990 году. В 1996 г. в нашем городе была создана Самарская региональная общественная организация "Русский национальный центр". Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия чувашей Самарской области» существует с 2008 года. Самарская областная татарская национально-культурная автономия действует с 2010 года [3].
Основными целями деятельности организаций являются: сохранение духовного наследия народов, развитие и пропаганда историко-культурных традиций. Их члены принимают участие в городских, областных, межрегиональных мероприятиях популяризирующих народные обычаи, обряды, традиции, а также в межнациональных мероприятиях, проводимых Государственным учреждением культуры «Дом дружбы народов Самарской области».
Государственное учреждение Самарской области «Дом дружбы народов было создано в 2001. Эта организация занимается:
– разработкой и реализацией просветительских программ и проектов для различных слоев населения Самарской области в сфере межэтнических отношений;
– изданием научных, методических, просветительских, рекламных и других материалов;
– подготовкой и проведением областных мероприятий, способствующих гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений и другими вопросами, связанными с межэтническими вопросами в регионе [3].
В Самаре существует три военно-исторических клуба, занимающихся изучением, реконструкцией и распространением традиций русской культуры.
Самый крупный и развитый клуб в Самаре и области – военно-исторический клуб «Легенда», единственный в области, занимающийся реконструкцией Руси XIII в. Это объединение единомышленников, увлеченных историей Руси, дважды признанное лучшим клубом по Руси XIII в. по версии фестиваля Куликово Поле 2008 и 2009. Участники клуба уже на протяжении нескольких лет организуют и проводят фестиваль исторической реконструкции «Ратное дело», на котором можно окунуться в мир средневековой Руси и ее соседей, познакомиться с традициями и культурой народов XIII века, поучаствовать в мастер-классах по различным видам традиционных ремесел [1].
Еще один клуб - «Русская Слобода» находится в живописнейшем уголке нашего города, в поселке Красная Глинка на окраине улицы Батайской. Участники клуба воссоздали двор с постройками средневековой Руси (крепость с частоколом и башнями, русскую избу с печью, действующую кузницу, конюшню). Клуб занимается военно-исторической реконструкцией, организует конно-верховые походы по Самарской области, организует для школьников и студентов экскурсии по Русской Слободе [2].
Клуб славянской культуры «Добрыня» члены которого, изучая славянские обычаи, научившись пользоваться оружием наших предков, постигая различные виды ремесел, пытаются воссоздать и сохранить традиционные русские обычаи и традиции. [7].
На территории Самарской области существует также Духовно-культурный кремль «Богатырская Слобода», который представляет собой необыкновенный архитектурный комплекс древнерусского деревянного крепостного зодчества. Посетители слободы переносятся в былинную жизнь Святорусских Богатырей [15].
В 2003 году в нашем городе был создан этнографический музей «Русская изба» в МОУ школы № 53 Промышленного района г. Самары. Деятельность школьного этнографического музея «Русская изба» направлена на возрождение гражданственности и формирование чувства толерантности через обращение к духовной и материальной культуре народов [8].
ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ САМАРЫ
Значительное место в духовной жизни населения на протяжении XVII-XIX веков занимали обряды и праздники, в которых тесно переплетались трудовые навыки народа, его мифологические представления и религиозные верования – как ранние языческие, так и более поздние из бытовавших на Волге – христианские и исламские.
Обрядами отмечались определённые этапы в развитии природы и хозяйственной деятельности людей. Каждый трудовой процесс (пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался и заканчивался совершением определённых обрядов, в сюжетах которых прослеживаются языческие земледельческие традиции, обращённые к солнцу, земле и растительности.
Так, начало нового года земледельцев было приурочено к рождению нового солнца – дню зимнего «солнцеворота». Этот день православная церковь приняла как Рождество Христово. Однако все народы края включали в новогоднюю обрядность языческие нормы – гадали об урожае, приплоде скота, прославляли силы природы, от которых зависел человек. Для русского населения это был особый период – «зимние святки», продолжавшиеся до Крещения (19 января по новому стилю) [13].
Сходство в традиционной обрядовой культуре народов края особенно характеризует период окончания зимы и наступления весны. Все христиане встречали весну «широкой» масленицей, которая по срокам приближалась к мусульманскому Новому году – Наврузу – 21-22 марта по новому стилю, что в жизни природы соответствовало и победе весенних сил над зимними [4].
Началу весеннего сева предшествовали массово организованные праздники и обряды: у православных жителей края – вербное Воскресение, Пасха, Красная горка (воскресенье после Пасхи), которая заканчивала неделю весенних свадеб; у чувашей существовали многочисленные обряды в честь верховных весенних сил – «моление плуга», «варлах-келарни» (вынос семенного материала), «сумарчук» (моление о дожде), «уичук» (моление на поле).
Аналогии татарскому Сабантую встречались у самарских чувашей в обряде «Агатуй», что говорит о древности его происхождения и генетическом родстве двух этих народов [14].
По окончании посевных работ, в период появления молодых ростков и зелени, у всех народов края проводились обряды благодарения земли. Всеми православными народами широко отмечался престольный праздник – Троица, обязательным языческим атрибутом которого у русского населения была берёза, вокруг которой девушки водили хороводы, пели, плели венки, под берёзой ели обрядовое блюдо – яичницу, приготовленную «вссыпчину» (вскладчину). В этот день сельская молодёжь на отведённых для общественных гуляний местах устраивала хороводы, кадрили, различные игры [13].
Национальные праздники и в наши дни любимы и активно посещаемы жителями города и области. Так например праздник «Навруз» празднуется в губернии уже 20 лет. «Навруз» в переводе с фарси означает «новый день», это праздник весеннего равноденствия и начала нового года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов. В Самарской области, как и по всей России, его традиционно отмечают татары, казахи, киргизы, таджики, узбеки, туркмены, азербайджанцы и другие народы. С 2011 года этот праздник в нашем городе стал межнациональным. В 2014 году праздник проходил 26 апреля в сквере «Родина» г. Самара. Открылся он массовыми гуляниями и знакомством с выставками национальных культур. Все желающие могли отведать незабываемо вкусные национальные блюда, попробовать свои силы на спортивной площадке. В ходе театрализованного действия можно было познакомиться с историей праздника и национальными особенностями Навруза [6].
Появляются и новые праздники. Так например, уже ставший традиционным праздник «Русская березка», который празднуется. 8 июня 2011 года в селе Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области прошел областной русский национальный праздник «Русская березка». Фестиваль проводился сохранения и популяризации русского народного творчества, культурных традиций русского народа. В празднике приняли участие певческие, хореографические коллективы, солисты, представляющие образцы традиционной русской культуры Самарской области, мастера декоративно-прикладного искусства, самодеятельные и профессиональные художники. Каждый коллектив и солист представлял по три разнохарактерных произведения народной культуры. Муниципальные районы оформляли каждый свое «Русское подворье» (экспозиция, посвященная народному быту; выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства, презентация русской традиционной кухни).
Время проведения фестиваля соотнесено с праздником Троицы - одним из любимейших праздников русского народа. Троица символизировала в народном сознании проводы весны и встречу лета.
Символ праздника - березка. Ветки березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов. Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст людям и животным здоровье и благополучие [11].
Не менее любим уже также ставший традиционным праздник, который организует Культурный Центр «Светлица» - "Славянская Зима". Зима издавна была временем развлечений и забав. Гуляние, посвящённое русским народным забавам, состоялось 11 января 2015 года в Загородном парке. Участникам праздника предлагалось на один день окунуться в историю, поиграть в старинные молодёжные целовальные игры, в "городки", попробовать свои силы в ходьбе на ходулях, показать свою удаль в молодецких состязаниях и похвалиться красой в хороводе [12].
ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ НА АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ГОРОДА
Старая Самара отличалась многонациональным по своему составу населением, что и отразилось в своеобразии её архитектуры, несущей в себе черты зодчества многих народов. В Самаре, особенно в её историческом центре, сохранилось множество прекрасных зданий. Центральная улица города представляет собой своего рода выставку самых различных образцов художественных стилей в зодчестве. Это и изящный особняк с остроконечными башенками, типичный уголок Европы - бывшая усадьба Клодта, и строгий силуэт кирхи - лютеранской церкви, и бывшая гостиница "Гранд-отель" (ныне - "Жигули"), реконструированная в 1908-1909 годах в модном тогда стиле модерн; и здание бывшего Волжско-Камского Коммерческого банка, выдержанное в традициях греко-римской архитектуры.
Производят неизгладимое впечатление стрельчатые башни костёла Святого Сердца Иисуса, выдержанного в архитектурных традициях готики. Фахверковый дом №75 на бывшей Саратовской (ул. Фрунзе) прячется во дворе, и только островерхий конёк крыши и башенка выдают его присутствие. Любителей архитектуры он неизменно привлекает своим оригинальным видом, характерным для построек голландских, немецких, прибалтийских городов.
В городе на рубеже XIX – XX вв. возводилось большое количество построек из дерева: лавок, хлебных амбаров, доходных домов, особняков, дач, которые строились преимущественно в русском стиле.
Важнейшее место в городской застройке принадлежало храмовому зодчеству. Пожалуй, именно здесь в наибольшей степени проявился демократизм Самары с ее конфессиональным многообразием. Преобладание русского населения выразилось в количественном преобладании православных храмов. К концу ХIХ века здесь было 22 каменных церкви [5].
Что же уцелело и украшает город в наши дни? Это: Храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1865 г.) и Кафедральный собор во имя иконы Покрова Божией Матери (1861 г.). Собор в честь Святого Вознесения Христова (1848 г.) на улице Степана Разина (бывшей Вознесенской) - самый старый из сохранившихся храмов Самары. Вознесенский собор — единственный в Самаре образец церковной архитектуры классицизма — однокупольная базилика с 56-метровой колокольней, увенчанной тонким шпилем. 10 мая 1993 года Вознесенский храм возвращен Церкви, а с 15 августа здесь совершаются регулярные богослужения. Иверский женский монастырь — 1860 г. Он хранит чудотворную икону Иверской Божьей матери.
Самара - многоконфессиональный город. Помимо множества православных церквей, монастырей и строящихся храмов, мы можем гордиться поистине культовыми шедеврами. У нас построена самая крупная в Европе соборная мечеть на улице Стара Загора (54) Еврейская хоральная синагога входит в десятку лучших архитектурных проектов синагог мира (ул. Садовая, 52). Действующий католический костел, стрельчатые башни которого взметнулись на 47 м в высоту, уже более 100 лет украшает Саратовскую (ул. Фрунзе, 157). Несколько лет назад была отреставрирована лютеранская Кирха на главной торговой улице (Ул. Куйбышева, 115), а в 2003 году там был установлен механический орган. Сейчас там размещается Немецкий центр, проходят бесплатные органные концерты, которые могут посетить все, в независимости от вероисповедания. С 2003 года в Самаре также действует Армянская апостольская церковь "Сурб Хач" (Святой крест), которая находится в Постниковом овраге.
Обратимся к истории. В 1586 г. для защиты южных степных рубежей России была образована сторожевая крепость Самара ( См. Приложение 1). Первым строителем ее, создателем, а также и первым воеводой был князь Григорий Засекин (Приложение 2). В плане крепость представляла собой четырехугольник с четырьмя сторожевыми башнями по углам. Улица Степана Разина, одна из старейших улиц нашего города, в своем начале делает странный изгиб – это влияние земляного вала старой крепости и сторожевой башни. Мы еще вернемся на эту улицу, а теперь немного спустимся к Волге – до улицы Алексея Толстого – бывшей Казанской. Вот дом № 31. Здание построено в 1840 г., а в 1880 г. здесь разместилось Самарское реальное училище имени императора Александра Благословенного (Приложение 3). В башне здания была даже обсерватория (это кабинет с оборудованием для наблюдений за планетами и звездами). Сейчас на здании можно видеть целых три мемориальных доски.
Здесь учился великий писатель Алексей Толстой - «Детство Никиты», «Русалочьи сказки», «Сорочьи сказки», «Приключения Буратино». В школе великий писатель был мальчиком изобретательным и непослушным, но полноватым и неповоротливым, за что и заслужил кличку Ленька-Квашня.
Здесь учился Глеб Кржижановский, инженер-энергетик, один из авторов плана ГОЭЛРО (государственная электрификация России), соратник В. И. Ленина.
Здесь учился лауреат Нобелевской премии по химии, изобретатель физической химии, академик Николай Семенов.
Напротив дом № 38. Здесь размещалась женская гимназия, где в 1889-1893 годах училась младшая сестра В.И.Ленина - Мария Ульянова.
До революции мальчики и девочки учились отдельно, и даже предметы в мужских и женских гимназиях были разные (Приложение 4).
К примеру, для поступления в первый класс гимназии девочке следовало знать главные молитвы, уметь четко читать, списывать с книги и знать четыре математических действия.
А вот мальчикам помимо обязательных молитв следовало знать наизусть несколько басен Крылова, уметь писать под диктовку, читать по церковно-славянски, связно пересказывать прочитанное, знать части речи и части предложения, а по арифметике уметь решать письменно и устно небольшие задачи с четырьмя основными действиями.
Каждый год гимназисты сдавали экзамены, а еще постоянно носили форму, даже гуляя на улице. Гимназист всегда должен быть застегнут на все пуговицы, аккуратен, с чистой обувью. За непослушание могли оставить без обеда, сообщить родителям, а за постоянное непослушание даже исключить.
Но надо сказать, что для детей 19-ого века гимназическая форма была тем же, чем, например, айфон для детей нынешнего. Образование было платным, и позволить его могли не все, поэтому форма была показателем обеспеченности либо таланта (только одаренные дети, круглые отличники могли учиться за казенный счет).
А сейчас по улице Пионерской (раньше – Воскресенский спуск), поднимемся снова на улицу Степана Разина. В прошлом веке улица Степана Разина называлась Вознесенской – по имени храма Вознесения Господня, который находится и сейчас на Степана Разина, 78. Это самый старый из сохранившихся в Самаре храмов дореволюционной постройки. В его стене находятся три кирпича, положенные в 1871 г. императором Александром II и его сыновьями, Александром и Владимиром. Тогда император по приезде в Самару посетил стройку, и самарские купцы попросили царя положить камень в строящийся Храм.
Именно в этом храме было освящено знаменитое Самарское знамя, которое самарцы подарили болгарам во время Русско-Турецкой войны, в 1877 г. (Приложение 6).Остановимся на этом подробнее. В 19 веке Болгария находилась под игом Турции (тогда – Османской империи). Турки с болгарами обходились очень жестоко, поэтому болгары восстали. Россия поддержала братьев-славян и объявила Турции войну. Из Самары в Болгарию отправился отряд добровольцев с необычным даром – боевым знаменем. Эскиз знамени разработал самарский художник Николай Симаков, а изготовили знамя монахини-золотошвейки Иверского женского монастыря. Пятьсот лет у болгар не было ни своего государства, ни государственных символов, поэтому дар самарцев стал для болгар настоящей святыней. Под нашим знаменем прошли битвы за Стара-Загору, Ново-Загору, Шипку и Шейново. В Русско-турецкой войне Россия одержала победу. По решению правительства Болгарии, сразу же после обретения ею независимости, Самарское знамя было награждено высшим военным орденом «За храбрость». Сейчас Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии. У нас в Самаре есть две копии этого знамени – одна в музее истории войск Приволжско-Уральского военного округа, и одна в Иверском монастыре.
Улица Венцека, бывшая Заводская. Заводская служила местом приема царственных особ, министров и иностранных послов, пожелавших посетить наш город. По этой улице следовали в город: Петр I в 1722 г., Александр I в 1824 г., Александр II с наследником Александром III в 1871 г., Николай II в 1904 г. В самом начале Заводской была выстроена специальная Триумфальная арка с двуглавым орлом, через которую и проводили знаменитостей. В 1871 года здесь принимали Императора Александра II Освободителя (Приложение 7). Мостки пристани устлали красным сукном. Пространство между помостом и Триумфальными воротами было совершенно выровнено и усыпано толстым слоем белого, как снег, песка, тщательно разглаженного и выложенного живыми цветами в изящные узоры и арабески. По обеим сторонам дороги располагались ложи для публики. Сами Триумфальные ворота с флагом наверху были оформлены гербами уездов губернии. На стороне ворот, обращенных к Волге, красовалась из дубовых веток огромной величины надпись: "Здравствуй, Царь Освободитель!" Почти вся Самара высыпала на берег Волги, многие стояли по колено и по пояс в воде, другие залезли на крыши близлежащих домов. Тысячи лодок кружились вокруг в ожидании появления парохода. Завидев пароход, буквально весь берег кричал: "Идет! Идет!" Загудели колокола всех церквей. На берегу Императору преподнесли хлеб-соль и… трехпудового живого осетра, бойко плескавшегося в огромной лохани.
По улице Заводской выходим на площадь Революции (Приложение 8). Площадь - одна из старейших в Самаре. До 1918 г. она называлась Алексеевской. В начале 1850-х годов на площади располагался главный городской базар. Здесь стояли деревянные лавки, лари, навесы. В окружающих домах велась торговля мукой, хлебом и всякой всячиной. В 1856 году базарные постройки сгорели во время пожара и уже не возобновлялись. После этого в северо-западном углу площади был установлен большой чан с водой на случай пожара. Пожары были настоящим бедствием для деревянной Самары. В 1848, 1850 и 1856 г. Самара выгорала почти полностью. Из-за постоянных пожаров даже было запрещено строить на главных улицах деревянные дома.
Сейчас на площади в центре на монументальном основании из красного финского гранита, в профиль к Волге, стоит бронзовая фигура В. И. Ленина.
Раньше здесь стоял памятник Александру II (автор - архитектор В. Шервуд). Это был первый самарский памятник, открытый в 1889 г. Царь был изображен в шинели, лицом к Волге, у подножия памятника четыре фигуры олицетворяли его достижения: освобождение крестьян от крепостничества, покорение Кавказа, освобождение болгар от турецкого ига, завоевание Средней Азии. На пьедестале висели бронзовые щиты. В 1918 году скульптура царя и все бронзовые детали были уничтожены. Площадь стала называться площадью Революции. В 1927 г. на уцелевшем пьедестале был открыт новый памятник, В.И. Ленину (автор - скульптор М.Манизер).
Пройдем дальше, через площадь, по улице Венцека, до улицы Фрунзе (бывшей Саратовской). Здесь, в доме № 49, работы известного строителя и купца Михаила Челышова, располагается музей истории города Самары.
Дом № 75А. - известный в Самаре фахверковый дом, принадлежавший ранее известному самарскому адвокату О. Г. Гиршфельду (Приложение 9). Он похож на сказочный домик из сказок братьев Гримм. Это уникальная постройка, таких домов в России единицы. Так строили в северной Европе, но не у нас. Фахверк – это такой способ постройки дома, когда сначала создается конструкция из досок крест-накрест (как спичечный домик), а потом пустоты заполняются кирпичом и штукатурятся. Получается прочно и красиво.
Свернем налево по улице Ленинградской. Улицу Ленинградскую называют Самарским Арбатом, это одна из красивейших улиц города, с пешеходной зоной (Приложение 10). А в середине 19 века на месте этой улицы был огромный грязный овраг 6 саженей в глубину (с пятиэтажный дом).так и называлась – Проломная, то есть нужно было буквально «проламываться» через грязь, чтобы пройти. Но потом овраг засыпали, разровняли и на этой улице стали селиться купцы, торговавшие дорогим, «панским» товаром. Улица стала называться Панская. На улице Панской было электричество, мостовая, культура и цивилизация. А вот за Панской… Там находился Самарский Гарлем – Запанская слободка. Там жили знаменитые «горчишники», -самарские хулиганы, голытьба, бандиты. Шайки молодёжи нередко врывались из Запанского в привилегированные районы, грабили, буянили, сметали всё на своём пути.
«Горчишниками» этих хулиганов величали за хитрый маневр, используемый в случае бегства или столкновения с полицией. Они бросали в лицо преследующему их противнику пакеты с горчицей, красный перец для изготовления которой занимал большие площади на огородах Запанского в те далекие годы.
Вот дом № 34, в три этажа, с куполом, построенный в византийском стиле. Здесь жил Константин Павлович Головкин - один из самых замечательных самарцев. Вообще-то он был купцом и держал единственный тогда в Самаре магазин художественных товаров, размещавшийся как раз на первом этаже дома. Но в историю города он вошел не как купец, а как первый издатель открыток с видами Самары, талантливый художник, архитектор, археолог, краевед, меценат и путешественник. И еще – Головкин был первым автомобилистом, владельцем единственного в Самаре автомобиля «Опель», наводившим страх на прохожих и кур в Самаре.
Улица Куйбышева (бывшая Дворянская) - самая благоустроенная часть города в то время. В 1886 году сюда провели канализацию и водопровод. Остальная часть города пользовалась волжской водой, которую развозили в бочках водовозы. В 1895 году построили конку (Приложение 11). Конка - это железная крытая платформа, которую везут лошади. Ездила конка очень медленно и пешеход, идущий быстрым шагом, мог ее даже обогнать. Но это был единственный в Самаре общественный транспорт. Трамваи тогда были только в Москве и Петербурге.
Двухэтажный дом под номером 91 – здесь в 1896 г. жил М. Горький («Сказки об Италии», «Старуха Изергиль»).
А в доме № 95 в 1860 г. П. Алабиным была основана первая в Самаре публичная Александровская библиотека. Помимо общих залов с книгами, здесь был даже отдельный «кабинет для чтения». Забавная подробность – в кабинет пускали только «прилично одетых» людей, так говорилось в правилах библиотеки.
Дом № 65 – здесь часто бывал В. И. Ленин в молодости, когда работал в Самарском суде адвокатом.
Угол Дворянской и Воскресенской - одно из самых трагических и фатальных мест города. Здесь в 1906 г эсеровский террорист бросил бомбу в губернатора Ивана Львовича Блока. Блока хоронил весь город. Долго еще на месте взрыва мостовая хранила огромное кровавое пятно. А через 93 года на этом месте случился огромный пожар наКуйбышева,42 – сгорело Самарское УВД (Приложение 12).
Улица Комсомольская (Успенская). Здесь сохранилась уникальная деревянная застройка XIX в.: небольшие дома с резными деревянными, завитками, располагающимися в основном вокруг окна, на наличниках, чтобы не проник нечистый дух. Самара славится своей уникальной пропильной резьбой (Приложение 13). Среди старых Самарских домов еще сохранились настоящие памятники деревянного зодчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиции и обычаи любого народа - одна из самых главных составляющих его исторической памяти, ведь именно через них прослеживается сложный и долгий путь развития, который проходит каждая нация из поколения в поколение. Сохраняя свои традиции и обычаи, предметы быта, родной язык и культуру в целом, человек спасает себя и народ, представителем которого является, от исчезновения, а собственную культуру от забвения.
Народная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
В нашем городе на протяжении многих лет ведется активная работа по воссозданию, сохранению и распространению традиционной культуры народов, проживающих в нашем городе. Самобытность и многообразие народных традиций откладывало столетиями свои отпечаток на облик города и его культурную жизнь, делая Самарский край уникальным и интересным.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Военно-исторический клуб «Легенда» - http://www.legenda-club.ru/
Военно-исторический клуб «Русская слобода» - http://russkaya-sloboda.ru/main.html
“Дом дружбы народов” - http://www.samddn.ru
«Дуслык».Национальные праздники, традиции и обычаи - http://tatar-duslyk.ru/category/o-tatarax/nacionalnye-prazdniki/
Самарская губерния в XIX веке http://gubernya63.ru/history/legends/samara-19-vek.html?template=95
В Самарской области отметят межнациональный праздник Навруз// Самара сегодня. 25.04.2014 - http://samaratoday.ru/news/172412
Исторический фестиваль «Ратное дело» 10.08.2014 - http://ludota.ru/istoricheskij-festival-ratnoe-delo-10-08-2014.html
Музей «Русская изба» - http://53школа.рф/muzey/
Народы разные - Родина одна, http://sgpress.ru/Razvorot_/Narody-raznye---Rodina-odna61532.html
Национальные праздники, традиции и обычаи татар - http://tatar-duslyk.ru/category/o-tatarax/nacionalnye-prazdniki
Областной русский национальный праздник «Русская березка» -http://www.samregion.ru/press_center/anonses/30.09.2013/skip/316/7400/
Славянская зима 2014! - http://vk.com/club63054899
Собрание русских народных традиций, праздников и обрядов - http://tradicii.com
Чувашские народные праздники - http://www.pfo.ru/?id=23845
Духовно-культурный кремль «Богатырская Слобода» - http://www.bogatyrskaya-sloboda.ru