Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Подвиг народа»

Дядьковская ОШ филиал МБОУ «Льговская СШ»

Рязанского района Рязанской области

 

Классный час – погружение в проект на тему:

«Подвиг народа»

(71-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается)

(7-8 классы)

                                                              

Конкурс методических разработок

Номинация: методические разработки.

Вид работы:  методическая разработка с презентацией.

Сведения об авторе: Рылёва Елена Васильевна,

учитель обществознания, краевед

 

- с. Дядьково, 2016г. -

 

Цель : воспитание у детей любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие навыков самостоятельной творческой работы, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма наших земляков.

Задачи: воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников отечества, расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне и содействовать развитию творческих способностей у детей.

Оборудование: фотографии, мультимедийный проектор.

Ход классного часа:

1) Оргмомент -1мин

2) Мотивация – 2мин.

3)Вступление о начале войны-5мин.

4) Презентация о Таллинском переходе-10мин.

5) Презентация о женщинах на войне -10 мин.

6)Курляндский котел – 10 мин.

7)Заключение – 10 мин.

 

Ход мероприятия:

Вступление: Отрывок из документального фильма о войне.

Учитель: О чем пойдет сегодня речь? (На доске выписываем предположения детей)

Каждый год, вечером 9 мая мы слышим  скорбную и торжественную мелодию, величавый голос диктора, а затем вся страна замирает в минуте молчания. О чем люди думают в минуту молчания.

Предположите.

Ребята, в следующем году 9 мая 2015 года мы будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Готовиться к этому знаменательному событию мы начнем заранее. Как? Чтобы лучше понять всю сложность и ответственность задачи,  сейчас мы закроем глаза и перенесёмся в прошлое. (Звучит вальс, 2 пары танцуют.)

 

(Звучит в записи текст Ю.Левитана: « Внимание! Говорит…»)

 

Ведущий: Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

 

Ученик:

           Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,

Все, кто кровью собственной породнился с ней.

Шла война великая, шла война кровавая

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Ученик:

           Нас война отметила метиной особою,

В жизни нет и не было ничего трудней,

Метиной особою, самой высшей  пробою

            Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Ученик

           Наградила нас она фронтовым содружеством,

Не было содружества крепче и родней,

Под огнем, под пулями закаляли мужество

           Тысяча четыреста восемнадцать дней.   

(перекличка)

 В памяти народа навечно остались подвиги защитников Брестской крепости, обороны Москвы,  блокадного Ленинграда, насмерть стоявшего Сталинграда, сражения на Курской дуге. Но и кроме этих крупных сражений     каждый день для кого- то из миллионов советских людей становился последним, или роковым, каждый день люди, защищая свою Родину, совершали подвиги.

Кл. руководитель:

Ребята, что такое, по  вашему,  подвиг?  ( Дети отвечают)

     Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

 Подвиг народа складывается из подвигов отдельных людей. Вся война – из отдельных эпизодов. Вот через судьбы отдельных людей и отдельные эпизоды войны нам предстоит изучить историю великой победы и поучаствовать в проекте «70 лет  Победы».  

  1. Первый эпизод – «Таллинский переход».

(Показ фрагмента фильма.)

Ученик:

 Крейсер «Киров» дошел до Кронштадта. Оставшиеся в живых свидетели перехода, жители острова Юминда рассказывали: над бушующими волнами моря разносились предсмертные крики тонущих людей. А потом на фоне этих предсмертных криков, разрывов мин  и снарядов, стало вдруг нарастать пение. Умирающие, обреченные люди пели «Интернационал». В это трудно, быть может, поверить,   но так говорят очевидцы, кто видел и слышал сам. И на суше и на море моряки шли в бой с этой песней.  

Ученик:

На одном из погибших эсминцев «Калинин» служил наш земляк  Чириков Иван Прокопьевич брат Анны Прокопьевны Соколовой. Из 150 моряков в живых осталось менее 50. Среди погибших и был Ваш брат, служивший на этом эсминце коком.  Уважаемая тетя Аня, ежегодно 28 августа, оставшиеся в живых ветераны эсминца «Калинин» собираются у памятника  на острове Юминда, чтобы отдать дань памяти погибшим морякам. Это день памяти Вашего брата. (Вручается подарок сестре погибшего моряка Соколовой Анне Прокопьевне )

 

Учитель:  

Об этом трудно рассказывать, представить гибель 20000 человек, и красные от крови волны Балтийского моря. Может об этом легче забыть?

Ребята, какими качествами должны обладать люди, чтобы идя на смерть, петь «Интернационал»?

А вы так смогли бы? А если рядом запели, пошли а атаку, было бы легче подняться? Я надеюсь, вы бы не остались на месте, а вместе со всеми пошли в бой. Когда мы вместе – мы большая сила.

Люди, знающие почем фунт лиха и отдавшие большую часть жизни флоту, считают, что это был подвиг и про это надо помнить.

П.Второй эпизод – «Женщины на войне»:

    2) «Не женщины придумали войну» -  видео.

Ученик:

 Михеева (Гаранжа) Анна Федоровна – уроженка с. Дядьково, гвардии казачка, телефонистка штабной батареи. Под ураганным огнем противника исправила порванную телефонную связь у села Каракуба 11.09.1943г. выполнив тем самым боевое задание. При выполнении задания, под ураганным минометно- артиллерийским огнем, вынесла с поля боя тяжело раненого старшего лейтенанта Лозунова, перевязав ему раны. За это она была награждена Орденом Красной Звезды.

Это был не единственный подвиг этой хрупкой девушки. Посмотрите какие еще у неё награды. (Вручается подарок дочери участницы войны – Романовой Т.И.

Учитель: Ребята, как вы думаете - каково было женщинам на войне?

 

 

 

Ученик:

Юлия Друнина, ветеран В.О.В. писала:

«Я столько раз видала рукопашный:

Раз – наяву, и тысячу – во сне…

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне».

 

Ш. Третий эпизод – «Курляндский котел.»

Ученик:

Курля́ндский котёл (также Курляндский загон, Курляндская крепость или блока́да Курля́ндской группиро́вки войск) сложился осенью 1944 года, когда западная часть Латвии (исторически известная как Курляндия) оставалась под оккупацией германских войск (остатки группы армий «Север»), но они оказались зажаты между двумя советскими фронтами по линии ТукумсЛиепая. Это окружение не являлось «котлом» в полной мере — немецкая группировка не была полностью блокирована с моря и потому имела достаточно свободное сообщение с основными силами Вермахта.

Вплоть до капитуляции Германии 9 мая 1945 года велись ожесточённые бои (некоторые населенные пункты переходили из рук в руки по несколько раз) с целью ликвидации «котла», но продвинуть линию фронта удалось лишь на несколько километров вглубь. Боевые действия прекратились только 15 мая 1945 года (см. сводки Совинформбюро), уже после капитуляции Берлина.

Ученик:

На этом участке фронта до самой капитуляции шли бои такого накала и такой ожесточенности, каких на латвийской земле не было больше нигде в дни ее освобождения советскими войсками. На одном только кладбище  в Приекулье похоронено на братском кладбище 23259 воинов-освободителей. Конечно, не все они погибли в боях за этот город. Прах многих павших героев перенесен сюда из других мест захоронения. Но уже сама эта цифра красноречиво свидетельствует о том, какие огненные смерчи бушевали в здешних местах на сравнительно небольшом участке фронта.

Учитель истории:

“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

 

 

24 января 1945 года началось четвертое сражение в Курляндии. На передовой обе дивизии сражались в совершенном аду. Три дня и три ночи неприятель следовавшими одна за другой атаками пытался прорвать линию фронта. Пехотинцы, мотопехотинцы и танкисты отражали атаки всемеро (по числу дивизий в 5,5 раза, но реальной численности — вдвое. — Ред.) превосходившего их противника.

Танковая дуэль длилась три часа, после чего враг был частично уничтожен, а частично обращен в бегство. Когда над полем боя сгустилась темнота, оказалось, что 14-я немецкая танковая дивизия уничтожила 63 русских танка и остановила врага.

 

Среди уничтоженных танков был танк, старшим водителем которого был

Михеев Николай Федорович – родной брат Михеевой (Гаранжи Анны Федоровны), дядя Романовой Татьяны Ивановны.

С помощью данных архива мы не только смогли найти  сведения о нем, но и отыскали место его захоронения – это

Кулдигский р-н, Никрацкий с/с, на 16 км. по дороге Скрунда-Вайноде.
На кладбище захоронено воинов СА – 2930 чел.,
в т.ч. Герой Сов. Союза Куприянов П.И.
Нынешний адрес: хутор Лиекни (Liekņi), волость Никрацес (Nīkrāces), край Скрундас (Skrundas).

Все мы в неоплатном долгу у тех, кто ценой своей жизни вырвал у врага победу в самой кровопролитной и самой жестокой из войн, когда-либо полыхавших на планете.

Мы в долгу за то, что живем на свободной земле.

Радуемся солнцу.

Трудимся и любим, растим детей и внуков.

Строим счастливую жизнь для всех.

Мы помним об этом долге. И наша смена не забудет о нем.

 Не забудем о них.

А главное – в каждом своем деянии, поступке, помысле будем достойны светлой памяти павших в борьбе за честь, свободу и  независимость нашей Родины.

 

Ученик:

Среди наших земляков было много ветеранов Великой Отечественной войны.  Вспомним некоторых из них (слайды презентации).

Мы, сегодня представляем материал, который начали собирать  в преддверии 71 Годовщине со Дня Победы.

Предлагаем продолжить сбор материала и  создать Книгу Памяти  наших земляков – участников той тяжелой, адской войны, которую они вынесли на своих плечах.

               

Кл. руководитель:

Война затронула каждую семью. Большая история войны состоит из маленьких историй людей. 

Дети, я предлагаю продолжить добрую традицию – в преддверии событий Великой Отечественной войны проводить акцию «Зажги свечу».

Зажгите свою свечу в преддверии 71 годовщины Победы над фашисткой Германией в честь тех, кто в вашем роду воевал, кто трудился — кто приносил свою маленькую лепту в Большое дело Победы.

Найдите фотографии, расскажите историю, услышанную в детстве от деда,  просто вспомните фамилию вашего воина и впишите ее в историческую летопись Победы.

(Образец страниц Книги Памяти)

           

Ученик:

Чтобы памяти нить живую
В поколениях не прервать
Мы солдата судьбу фронтовую
Будем с нашими вечно сверять…

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим….
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века,

через года,
 

О тех,

кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

(Минута молчания) .

 

            Учитель:

А теперь вернемся к началу нашего классного часа.

На следующий год  весь мир будет отмечать 72 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Мы начинаем  работу над проектом, главная задача которого, узнать как можно больше о ветеранах -  наших земляках.

Чтобы успешно участвовать в работе над проектом,  мы должны  быть дружными,  быть едины во всем.

В заключение нашего мероприятия мне хочется  пожелать вам мирного неба над головой, добра, человеческого тепла.

Предлагаю всем встать, взяться за руки, почувствовать тепло рук своего товарища

Возьмемся за руки друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке!
 

Зучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать»

Используемая литература:

  1. Материалы википедии
  2. Материалы сайта «Память народа».
  3. Фото из личного архива Романовой Татьяны Ивановны, Соколовой Анны Прокопьевны, учеников Дядьковской школы.
  4. Слайд-шоу «Не женщины придумали войну». ВИДЕО.
  5. Песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать». ВИДЕО.
  6. Иосиф Кобзон - Довоенный Вальс. ВИДЕО.
  7. Лучший ролик о Великой Отечественной Войне... ВИДЕО.
  8. Петлюра - Зажгите свечи  (audiopoisk.com). ВИДЕО.
  9. Моряки идут в атаку. Интернационал. ВИДЕО.
  10. Ю.Левитан . 22 июня 1941
  11. Материалы Интернет-ресурса:

- документальный фильм о войне;

- balt2_0[1];

- Энциклопедия Российского флота, Таллинский переход;

  • .planet.eekuznecovanelli300.jpg
  • - шаблон о море

- http://euro-travels.org/wp-content/uploads/2014/12/YUrmala1.jpg

- шаблоны «солдатские письма».

 

 

ДОПОЛНЕНИЯ К РАБОТЕ