Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту в формате ЕГЭ

МБОУ лицей №4 г.Кисловодск Ставропольского края

 

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту в формате ЕГЭ

 

учитель русского языка и литературы

Осина М.Р.

 

 

 

 

             Цели урока:

      - систематизировать знания учащихся о тексте и структуре творческой работы;

      - совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему

      сочинение-рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению задания №26;

      - способствовать формированию лингвистической компетенции учащихся:

      - способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;

      - содействовать нравственному воспитанию учащихся, уважительного отношения                 

        к образованию.

 

       Оборудование: учебник «Русского языка 10-11 класс» В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова,                  Л.А.Чешко, учебно-методическое пособие Н.А. Сениной «Русский язык. Сочинение      

       на ЕГЭ», исходный текст А.А.Алексина, опорная схема, презентация, таблица.

 

                                                Ход урока.

 

Слайд 1.

 

  1. Повторение композиции сочинения. 

- Давайте вспомним композицию сочинения. Назовите элементы композиции.

1. Проблема текста.

2. Комментарий проблемы.

3. Позиция автора.

4. Собственное мнение (согласие-несогласие с автором).

5. Доказательство своей точки зрения. Аргумент 1

6. Аргумент 2..

7.  Вывод (заключение).

 

Слайд 2.

                            II. Работа с текстом.

  1. Определение стиля текста.

Прочитайте текст, определите его стиль. Зачем нам нужнознать, к какому стилю относится текст?

                    В публицистическом произведении выявить проблему легче, потому что автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль.

Сложнее выявить проблематику художественного текста. Автор художественного произведения идет от общего к частному, то есть от абстрактных идей к художественным образам, создает художественную картину мира. Мы, читатели, видим поступки, которые совершает герой, и пытаемся понять,  какие мысли хотел нам передать автор.

 

    Слайд 3.

 

      Прости меня, мама

 

     (1) Мамы давно уже нет…(2) А я всё ещё мысленно говорю: (3)  «Прости меня, мама… »(4) Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня.(5) Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. (6)  А слов,  которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7)  Многое  мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя.  (8)  Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. (9)  «Я понимаю, как ты занят! » (10) Иногда раздражался по пустякам… (11)  «Я понимаю, как ты устал! » (12)  Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины.  (13) Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14) Поздно. 
     (15)  «Берегите матерей! » - провозгласил в поэме один маститый поэт.  (16) Хорошо было бы добавить:  (17)   «Берегите матерей так, как они берегут нас! »  (18)  Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она.  (19)  Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20)  Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос:  (21)  «Не отдаёт ли нам мать последнее? (22)   Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек? » 

     (23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. 

     (24)«В муках мы мать вспоминаем» , - писал Н. А. Некрасов. (25) И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26) «Ничего страшного: я с тобой. (27) Всё пройдёт… » - шепчет мама. (28)И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29)«Ах, если б навеки так было! »

    (30)  Я прихожу к маме, склоняюсь над  гранитной плитой.(31)  То в реальности, а то мысленно… (32)  Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33)  Прости меня, мама…

                                                                                    (По А.Алексину)

Докажем, что это  текст публицистического стиля. (  Учебник ст.6-8)

-Функция текста: воздействие на читателя.

-Характеристика высказывания: призывность, страстность, выражение отношения к предмету.

-Языковые средства: риторические обращения, цитирование (15,24), контекстуальные антонимы (31), градация (13), парцелляция (5).

 

  1. Определение проблемы текста.

 

- Какие способы формулировки проблемы вы знаете? 

1. В виде вопроса или нескольких вопросов.

2. Сочетание слова проблема с именем существительным в родительном падеже.

Поверим, что у вас получилось.

В тексте две основные проблемы:

-  проблема жертвенности материнской любви;

-  проблема нашего отношения к матерям.

                                            Слайд 4

  1. Комментарий проблемы.
  2. - от текста к действительности. Предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, то есть связываем мысли автора текста со своими знаниями о жизни.

-На каких примерах автор рассматривает проблему?

- Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?

- На чьи мнения ссылается автор? Почему?

Типовые клише.

Автор заставляет читателя задуматься над…

В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

Проблема рассматривается автором на примере…

Концептуальный- от действительности к тексту. Предполагает вашу интерпретацию с опорой на понимание проблемы.

  • К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
  • Актуальна ли она?
  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
  • Какой аспект проблемы раскрывает автор?

Типовые клише.

- Автор обращает наше внимание на то…

          - Данная  нравственная ( или другая) проблема актуальна в (наше время или во все времена)

          - Как и большинство из нас автор считает, что…

Проверим, что у вас получилось.

  1. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, жертвовать карьерой, интересной работой ради своих детей. Наши матери делают все, что в их силах, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.
  2. Осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходит слишком поздно.

Слайд 5

                                   

- Выберите проблему, над которой вы дальше будете работать.

4. Определение позиции автора.

Вернемся опять к тексту А.Алексина, известного писателя, публициста, сценариста, автора повестей и рассказов о детстве и юности в их связи с миром взрослых.  Сформулируйте позицию автора. В каких предложениях текста она высказана?

  (23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. (проблема 1)

 

    (32)  Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать.(проблема 2)

 

                                                          Слайд 6.                                       

5. Высказывание собственного мнения (согласие-несогласие с автором).

- А теперь выскажите свое мнение по поводу позиции автора. Помните, что, кроме согласия или несогласия с этой позицией, вы должны еще обосновать причины.

- Проверяем.

                                                                                   

 

6. Подбор 2-х аргументов  из произведений художественной литературы.

- Вспомните, какие типы аргументов можно использовать в сочинении?

 

Слайд 7.

 

 

Логические (реальные факты, статистика), иллюстративные (конкретные примеры из жизни, художественной литературы),  ссылки на авторитет (общественное мнение, цитаты из авторитетных источников).

 

- Ссылки на мнение известного, уважаемого человека;

- примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;

- поучительные события из жизни выдающихся личностей;

- цитаты из авторитетного источника;

- выводы науки и статистические данные;

- события из жизни страны;

- телевизионные программы;

- примеры из читательского опыта (тексты  произведения художественной литературы).

 

- Подумайте, какие произведения литературы можно привести в качестве примера-подтверждения ( они оцениваются 3 баллами).

Тема материнской любви широко представлена как в русской поэзии (М.Цветаева – цикл «Стихи к сыну», А.Ахматова – «Реквием»; стихотворение Е.Евтушенко «Уходят матери» и др.), так и в прозе (К.Паустовский «Телеграмма», В.Закруткин «Матерь человеческая», Л.Петрушевская «Время ночь», «Маленькая Грозная», В.Токарева «Террор любовью» и др.).

В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать высказывания знаменитых людей.

«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя _ Мать». (М.Джалиль)

«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери». (В.Г.Белинский)

«Дети – это якоря, которые удерживают мать в жизни». (Софокл)

«Мать – это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей». (У.Теккерей)

 

 Запишите не менее 2 произведений в тетради. По мере выполнения задания поднимайте руки.

- Проверяем

 

 

6. Объяснение итогового вывода – заключения сочинения.

 - Заключение должно подвести итог рассуждениям над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении. Давайте прочитаем таблицу и еще раз вспомним, каковы типичные  цели заключения.

Слайд 8

Цели заключения

Примеры

1) Суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию

В заключение сказанного еще раз подчеркну: важно не только современное раскаяние за зло, причиненное близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.

2)Дать оценку сказанному, высказать свое мнение

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка.

3)Сделать прогноз, высказать предположение

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О. , расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.

4) Призвать читателя к выполнению тех или иных задач, призвать к действию

В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою  исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому уз нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности.

- Заключение вы обдумаете и напишите дома.    

                   

Итог урока.

- Подведем итог урока. Сегодня мы с вами сделали большую подготовительную работу для написания сочинения-рассуждения по исходному тексту. У вас уже готовы черновые варианты основных частей композиции, кроме аргументов и заключения. Это ваше домашнее задание. А на следующем уроке  мы напишем сочинение целиком и вы все получите отметки.

 

Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Есть ли ко мне вопросы?

Урок окончен. До свидания.

Смотреть презентацию