Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»

План-конспект урока «Нам жить - нам выбирать!»

МАОУ «Лицей №6» 

Автор: Иванова Эльвира Анваровна, учитель истории и обществознания

План-конспект урока

«Нам жить - нам выбирать!»

Тип урока: контрольно - обобщающий.

Форма урока: проектно - деловая игра.

Цель – формирование правовой культуры, закрепление приобретённых знаний по избирательному праву, применение навыков по избирательному праву в практической деятельности, формировать активную гражданскую позицию.

-показать на практике избирательный процесс и развить в ходе него умение учащихся анализировать программы кандидатов и выбрать достойного из них.

Задачи: осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах.

Сегодня каждая команда представляет из себя политическую партию «МПВ» (молодёжная партия власти), «СМС» (союз молодёжных сил), и «Обычные люди».

Каждая команда получила опережающее задание:

Подготовить: эмблему, плакат, ситуацию для соперников (на избирательном участке); агитационную речь «Почему мы должны идти на выборы»; презентацию с программой партии, приглашается компетентное жюри.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам принять участие в деловой игре «Нам жить – нам выбирать!» Сегодня вы на деле, в реальных условиях покажете свои знания, свои умения и навыки, и победит достойнейший.

Близятся выборы

Это ответственно

Надо решение принять.

Я - избиратель и знаю: Мой голос

Может решающим стать!

I этап (7-10 минут)

Написать на листке бумаги и озвучить все слова, все ассоциации, возникающие у вас при понятии «Избирательное право».

Что же такое Избирательное право?

Ответы учащихся.

На экране появляются правильные определения.

Слайд №1.

Избирательное право – система правовых норм, устанавливающих и юридически закрепляющих порядок формирования выборных государственных органов.

Слайд №2.

Избирательное право – это право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

А теперь назовите, пожалуйста, принципы избирательного права и раскройте их значение.

Слайд №3.

Принципы избирательного права.

Назовите принципы избирательного права:

1. всеобщие

2. равные

3. тайные

4. прямые

Слайд №4. Объясняет партия Обычные люди 11А

Всеобщие

Граждане России, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, убеждений, вероисповедания.

Слайд №5 МВП 11В

Равные

Граждане России на равных основаниях с другими участвуют в выборах

1. каждый избиратель располагает равным числом голосов (одним)

2. все избиратели голосуют на равных условиях

Слайд №6 СМС 11Б

Тайные

Исключает контроль волеизъявления и гарантирует гражданам свободу выбора, защищает их от возможного диктата и давления.

Слайд № 7

Прямые

Непосредственно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Какие избирательные цензы, устанавливаемые конституцией или избирательным законом, существуют?

(Условия для осуществления активного и пассивного избирательного права).

Ответы участников команд.

Слайд № 8

возрастной

- право избирать с 18 лет

- быть избранным с 21 года

Местное самоуправление

-депутата Государственной Думы с 21 года

-президента Российской Федерации с 35 лет

Слайд № 9

Ценз гражданства

- только граждане России.

- для избрания президента Российской Федерации постоянно проживать в Р.Ф. не менее 10 лет.

Какие цензы на ваш взгляд носят дискриминационный характер? (половой, имущественный, расовый, религиозный)

II этап (20-25 мин)

Слайд№11

Ролевая игра «Ситуация в день выборов» (Опережающее домашнее задание).

1. Сценка «Обычные люди». Посмотрев сценку, ребята должны определить, какие допущены ошибки.

Какие избирательные принципы нарушаются?

Избирательный участок. Молодой человек приходит голосовать. Протягивает паспорт. Ему дают избирательный бюлютень.

«Я голосую впервые. Не могли бы вы мне подсказать, за кого мне лучше проголосовать?» спрашивает он у членов избирательной комиссии.

«Конечно, конечно! Вот проголосуйте за Сидорова. Очень хороший кандидат».

«А может, я ещё и за брата проголосую, а то у него сегодня тренировка».

«С удовольствием. Давайте ещё и за брата».

Скажите, какие избирательные принципы были нарушены?

2. Сценка «МВП».  (Какие группы населения лишены избирательных прав?).

На избирательный участок заходит человек и требует, чтобы ему оказали соответствующие почести.

- Я пришёл голосовать и желаю отдать свой голос за самого себя.

- Представьтесь, пожалуйста, и предъявите паспорт.

- Паспорта у меня нет. А вы, что и так не видите, что я - Николай второй.

Члены избирательной комиссии вызывают психиатрическую помощь.

О каком избирательном цензе идёт речь в данном эпизоде? Какие группы населения лишены активного избирательного права и где это написано.

3. Сценка «СМС». Как называется это явление в избирательном праве?   Каковы его      причины?  (Абсентеизм, (болезнь или сознательный отказ от участия в выборах)).

Голос за кадром: Встречаются два студента.

Дима: «Привет, Шурик!»

Саша: «Привет, Димас!»

Дима: «Как дела? Куда собрался?»

Саша: «На выборы».

Дима: «Да какие выборы? Сегодня же «Зенит» с «Марселем» играют, наши в кубок УЕФА прошли!»

Саша: «Нет, выборы важнее! От нашего голоса может зависеть судьба государства».

Дима: «Ну как знаешь! Всё равно мой голос ничего не решит. Я пошёл за наших болеть».

Саша: «Пока!»

Задание на карточках для каждой команды.

1. Вы с другом на избирательном участке взяли бюллетени и хотите проголосовать в одной кабинке для голосования. Как должен поступить наблюдатель, как он обоснует свой ответ?

2. В день выборов вам предстоит уехать в другой город (командировка). Ваши действия?

3. На квартиру, где проживает пожилой человек или инвалид, приходят члены избирательной комиссии для голосования, избиратель обращается к членам комиссии с вопросом «Помогите сделать правильный выбор, кто из них хороший?» Что должен ответить член комиссии?

III этап (10минут)

«Докажи афоризм». Почему мы должны участвовать в выборах?

«Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказывать я готов отдать жизнь» (Вольтер)

«Неучастие в политике не освободит вас от её результатов» (О.Ф.Бисмарк).

«Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании». (Жак Примо)

«Каждый народ заслуживает то правительство, которое сам себе выбирает» (нар. кит. мудрость)

Команды должны обосновать свой ответ, раскрыв значение афоризма.

Почему мы должны занимать активную жизненную позицию и в чём это должно проявляться?

IV этап (5-7 минут)

Групповая дискуссия «Этапы избирательного процесса»

Слайд № 13

Составить схему этапов избирательного процесса методом мозгового штурма, защитить свою схему.

Выделить те этапы, на которых избиратель должен проявлять непосредственную активность.

Слайд № 13

Назначение выборов

Образование избирательных округов, избирательных участков

Составление списков избирателей

Образование избирательных комиссий

Выдвижение кандидатов

Предвыборная агитация

Голосование, подсчёт голосов, подведение итогов выборов

Обнародование результатов выборов.

V Этап (10 минут)

Мы с вами уже выбирали президента школьного парламента. А сейчас остановимся на этапе предвыборная агитация. Тема агитационной речи «Твой голос - решающий». Задача оратора – убедить электорат, что они должны пойти на выборы и проголосовать за кандидата данной партии.

Выступление лидеров партий с пламенной речью о том, что нельзя быть равнодушным человеком и от выбора каждого из нас зависит будущее страны.

Пока жюри подводит итоги, мы с вами ответим на вопросы теста «Я - избиратель».

VI Этап (10 минут)

Тест «Я - избиратель».

Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ:

1. Если Ваш лучший друг будет уговаривать вас проголосовать за кандидата

на пост президента, который нравится ему, то:

а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю этого.

2. Если Вам предложат хорошие деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:

а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.

3. Если в день выборов президента у меня появится шанс классно отдохнуть

с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.

4. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае

своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные

банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого

кандидата.

5. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить

цены на продукты и одежду, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

6. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от "инородцев, из - за

которых все неприятности", то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

7. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и

победоносные военные походы для расширения границ со стопроцентной

гарантией успеха, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

Если в ваших ответах преобладает вариант «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. Вы не осознаёте, что от вашего голоса многое зависит. Ведь то, каким будет наше будущее, во многом зависит от нас с вами. Поэтому если в ваших ответах преобладает ответ «В», то можно надеяться, что выбудете активными избирателями,

неравнодушными людьми, которых заботит будущее страны, и сделаете правильный выбор.

VII Этап (5 минут)

Подведение итогов игры. Слово жюри.

Вывод.

Вы – будущие избиратели. Каждому из вас придётся делать свой выбор в жизни. Для того чтобы этот выбор был правильным необходимо не только хорошо знать и соблюдать законы, но и быть неравнодушным человеком. Всегда и везде проявлять активную жизненную позицию. Выбор за нами!