Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

21.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая летнему отдыху детей (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Вся Родина моя в окне!»
21.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина по правилам безопасности в летнее время года (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийский конкурс «Здравствуй, Лето долгожданное!»
20.05.2024 г.
Всероссийский конкурс патриотического рисунка «Краски моей России!»
19.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Летнее настроение!»
18.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов «Читаем мы о Родине, России!»

План конспект урока «Колорит и настроение в пейзаже»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Кыштымская детская школа искусств»

 

Открытый урок

Колорит и настроение в пейзаже

план-конспект

 

Автор-составитель: Калачёва Юлия Александровна,

преподаватель отделения «Живопись»,   

высшая категория.

г. Кыштым, Челябинская область,

                                                              
 

Кыштым

2021

 

 

План-конспект открытого урока

«Колорит и настроение в пейзаже»

Класс: 2

Предмет: «Станковая композиция»

Тема урока: Колорит и настроение в пейзаже. Учимся у Великих мастеров.

Тип урока: комбинированный (Изучение новых знаний, закрепление и повторение изученного материала)

Этапы урока (в соответствии с учебным планом проводится 2 урока по 45 минут):

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Изложение нового материала (15 мин.)

3.Закрепление учебного материала (10 мин.)

4.Инструктаж последовательности работы над пейзажем (5 мин.)

5.Самостоятельная работа учащихся (15 мин.)

6. Физминутка (упражнения для глаз) (4 мин.)

7. Продолжение практической работы. (30 мин.)

8. Рефлексия. Подведение итогов (10 мин.)

Цель:  Расширить знания учащихся о жанре пейзажа, показать роль колорита в пейзаже, развить навыки передачи различных эмоциональных оттенков пейзажа в технике пастели.

Задачи: Изучить понятие «Колорит» и его влияние на эмоциональную окраску пейзажа, выполнить зарисовку пейзажа с передачей состояния природы и настроения по образцу, отрабатывать навык работы пастелью.

- образовательные: учить подмечать изменчивость состояния природы в зависимости от освещения и в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов; углубить представления детей о возможностях цвета; учить детей смело выражать чувства изобразительными средствами.

- развивающие: развивать художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными материалами; совершенствовать навыки применения цвета в создании художественного образа; закрепить интерес к работе цветом; развивать навыки владения штрихом, пятном, линией; развивать способность к творческому самовыражению; развивать умение вести диалог; развивать ассоциативное и образное мышление, творческое воображение;

- воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства; укреплять межпредметные связи (литература, музыка, мировая художественная культура).

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- умение использовать для достижения своих творческих замыслов образный язык изобразительного искусства,

- умение, используя художественно-выразительные средства, создавать образы путём копирования работ известных мастеров,

- умение эстетически воспринимать окружающую природу.

Познавательные:

- умение самостоятельно искать и решать художественно-творческие задачи с целью передачи настроения в пейзаже средствами живописи;

- умение планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

- умение пользоваться языком изобразительного искусства,

- умение высказывать свое мнение,выслушивать мнение своих товарищей.

Регулятивные:

- умение работать по предложенной учителем последовательности выполнения задания,

- умение обдумывать замысел, выполнять работу в материале,

- умение оценить результат своего труда.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический, репродуктивный, исследовательский (просмотр и анализ полученных результатов, анализ выполнения задания).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (дидактическая игра)

Межпредметные связи: рисунок, живопись, история изобразительного искусства.

Технологии: информационно – коммуникативные технологии (фоторяд, прослушивание аудиозаписи); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии.

Оборудование урока:

а) для учителя: репродукции-задания для практической работы учащихся,  пастельная бумага А4, пастель, салфетки;

б) для учащихся: бумага формата А4, пастель, простой карандаш, ластик, тряпочка или салфетка. Закрепитель пастели (лак для волос).    

Зрительный ряд: фоторяд – репродукции картин художников, учебные таблицы и материалы по цветоведению, цветовой круг.

Репродукции: К. Моне «Впечатление. Восход солнца», серия «Здание Парламента в Лондоне», «Стог сена в солнечном свете. Эффект утра», «Стог сена в Живерни», «Стога. Конец лета», И. Левитан «Золотая осень» 1895,  «Март» 1895, А. Саврасов «Рожь» 1881, «Грачи прилетели» 1871.

Словарь: «Колорит», «Цветовая гамма», «Палитра художника»

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский из цикла «Времена года» - «Март. Песнь жаворонка».

Ход урока:

1.Организационный момент (1мин.)

Преподаватель (далее «П»): Здравствуйте. Начинаем наш урок. (Самооценка готовности к уроку) Перед началом работы прошу проверить готовность: листы формата А4, пастель, графитный карандаш, ластик,салфетки.

  1. Изложение нового материала (15 мин.)

(Эмоциональный настрой - метод эмоционального погружения).

П: Для введения в художественно-образный настрой нашего урока предлагаю прослушать музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» - «Март. Песнь жаворонка». Эпиграфом к этой пьесе композитором было выбрано стихотворение поэта Аполлона Майкова (После прослушивания и обсуждения следует сообщение темы).

Поле зыблется цветами

В небе льются света волны

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны

                             А.Н.Майков

П: Какое настроение и чувства вызывает у вас это произведение? (Ответы учащихся). Так музыкант, художник и поэт могут передать в своём произведении эмоции и настроение. Сегодня мы продолжаем изучение жанра пейзаж и тема нашего урока: «Колорит и настроение в пейзаже».

 Пейзаж – один из жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово “пейзаж” и что оно значит? С французского языка оно переводится как “местность, страна”. В пейзаже основной предмет изображения – природа. Именно наслаждение  прородой, стремление найти с ней созвучие своим чувствам всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов.

 -  Что такое настроение? (Это внутреннее душевное состояние человека).

- Мы говорим «Природа  плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть»,  «Лениво дышит полдень мглистый». Почему так говорят? (Передают настроение природы)

-А разве природа одушевленное существо? - Нет

- Тогда почему так говорят?  Образ, созданный человеком (человек присваивает природе свое настроение)

-Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев?

Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

-Существует в живописи понятие «пейзаж настроения».  Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром​, днем и вечером.

Рассмотрим серию «Здание Парламента в Лондоне». К. Моне «Здание Парламента в Лондоне».

П: Какое основное средство выражения живописи использовал художник для передачи состояния и настроения природы? (Ответы учащихся-верный ответ – цвет). Цвет - главное средство выражения в живописи. От того какие художник подберёт цвета зависит настроение в картине. Цветовой строй в картине называется, колоритом.

 «Определение колорит». Колорит (от лат. color — цвет, окраска) - богатство и согласованность цветов. Он может быть тёплым и холодным, нежным и мрачным.

Художники открыли, что когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе, мы не видим отдельных предметов, обладающих каждый своим собственным цветом, а скорее мы видим некую красочную смесь, рождающуюся в нашем глазу или, вернее, в нашем сознании.

На открытом воздухе мы не замечаем тех тонкостей светотени, которые стали уже привычными, при изображении предметов. Четкие контуры предметов исчезают , На солнце контрасты становятся резкими, а в сумерках предметы сливаются в общее цветовое пятно.

У художника , стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени разводить краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления.

Иллюстративный рассказ. (использование таблиц по цветоведению) «Цвет». Основные группы цветов: Основные – составные. Теплые – холодные. Глухие – звонкие.

П: Как можно превратить цвет в нежный, тревожный или тихий? (Ответы учащихся). (Верный ответ: смешивая с белой, чёрной красками или др. оттенками). В смешении с тёмным настроение полученного колорита можно охарактеризовать как тревожное, грозное; в смешении со светлым оно становится нежным, спокойным. Если же смешать любой цвет с серой краской, он приглушится, станет незаметным и грустным, словно наполнится туманом. Чистые мажорные цвета передают радостное настроение, а тусклые и «грязные» цвета уныние и тоску.

  «Фактура. Виды мазков». Настроение в картине во многом зависит и от фактуры - характера поверхности, которая передаётся при помощи мазка.

Необычайное эмоциональное видение мира принес в живопись Винсент Ван Гог. С помощью ритмической организации цветовых мазков он, обостряя состояние природы, выражал напряжение собственных чувств, свое взволнованное вдохновение. Давайте рассмотрим внимательно картины.

Вид мазков создаёт настроение беспокойное и шумное или тихое и умиротворённое. Краска может ложиться ровно, гладко или густыми, выпуклыми мазками. Они могут быть похожи на точки, полоски, волны, запятые.

 «Тональность». Для передачи того или иного состояния природы очень большую роль играет верно взятый общий тон.  Первый план – ярче и насыщеннее. Второй план – светлее и бледнее. Чем дальше от зрителей цвет, тем он светлее и холоднее, контрасты уменьшаются, границы предметов сглаживаются. Небо чем ближе к земле, тем светлее, а чем выше от земли ярче и темнее.

Ознакомление с эмоциональными возможностями цвета.  «Эмоциональные возможности цвета».

П: Давайте попытаемся решить некоторую задачу. (Проблемная ситуация). Перед вами три основных цвета: жёлтый, красный, синий. Подумайте и ответьте на вопрос:

  1. Какое значение имеет цвет в передаче времени суток? (Предполагаемые ответы учащихся: жёлтый цвет – день. Красный – закат. Синий – ночь).
  2. А к какому времени года можно отнести каждый пейзаж? (Предполагаемые ответы учащихся: жёлтый – лето. Красный – осень. Синий – зима). Ассоциировать цветовую гамму пейзажа можно и с настроением человека, и с возрастом.
  3. Какой можно сделать вывод о значении цвета в передаче настроения? (Ответы учащихся). (Верный ответ: цвет имеет очень большое значение в передаче состояния природы в картине). Таким образом, собран весь понятийный аппарат, которым должны владеть учащиеся.

Анализ репродукций картин художников.  «К. Моне. Стога».

П: Утром пейзаж будет пронизан серебристо-голубыми лучами восходящего солнца, следовательно, все предметы будут окутаны этим светом, а общий тон пейзажа будет серебристый.  «К. Моне. Стога». Днем свет становится ярче, а тень – темнее, и из-за этого общий тон пейзажа становится более светлым. Запомните: свет «съедает» цвет.  «К. Моне. Стога». Вечером, по мере того как солнце садится, краски сгущаются, а воздух окрашивается золотисто-багровыми лучами. В этом случае цветовой строй пейзажа будет золотистым, тени же будут принимать холодный оттенок вечернего неба. Настроение пейзажа зависит от передачи в нем того или иного состояния. В природе небо – источник света, атмосферный свет поглощает всё вокруг. Обратите внимание на таблицу «Изменение освещённости в зависимости от времени суток». Выдающийся русский педагог по изобразительному искусству и художник Павел Петрович Чистяков советовал: «Чтобы хорошо видеть цвет, надо знать закономерности природы. Знание помогает видению».

3. Закрепление учебного материала ( 10 мин.)

П: Давайте обобщим вышесказанное. (Проблемная ситуация). Рассмотрим репродукции картин русских художников и проанализируем их сходство и различия. (И. Левитан «Золотая осень» 1895, «Осень. Туман» 1898; А. Саврасов «Рожь» 1881, И. Левитан «Март» 1895, А. Саврасов «Грачи прилетели» 1871). При анализе учащимся задаются вспомогательные вопросы: Какое настроение возникает? При помощи чего художнику удалось передать такие различные состояния природы?

П: Ребята, для закрепления изученного мы немного поиграем.

Игра «Палитра пейзажа» Я вам показываю картину мастера, а ваша задача- определить настроение картины и колорит — подобрать цвета пастели, которые вы увидели в работе художника  и расположить  цветные пятна на палитре.(Далее, на листе учащиеся создают палитру пейзажа, который  проверяется преподавателем. Оценивается скорость и правильность выбора.

4. Инструктаж последовательности работы над пейзажем ( 5 мин.)

Перед практической работой проводится инструктаж.  «Этапы работы над пейзажем».

П: Вспомним последовательность работы над пейзажем в технике пастели. Мастер-класс.  Далее следует демонстрация этапов выполнения работы, передача того или иного состояния природы. В ходе мастер-класса преподаватель комментирует каждое своё действие.

П: И вы сегодня в практической работе попробуете  выполнить пейзаж  настроения в технике пастели. Вам нужно передать ощущение и настроение в картине, попытаться скопировать работу великого художника.

5. Самостоятельная работа учащихся ( 15 мин.)

  1. Выполнить линейный набросок
  2. Найти цветовую палитру, колоритпейзажа, подобрав цвета пастели.

6. Физминутка ( 4 мин.) Упражнения для глаз. Перед началом работы в цвете предлагаю вам отдохнуть и выполнить зарядку для глаз. Проводится после выполнения детьми линейного наброска.

7. Продолжение практической работы ( 30 мин.)

- Теперь можно приступить к выполнению работы в цвете.

Целевые обходы:

- проверка организации учащимися рабочего места;

- наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль над объёмом и качеством выполненной работы.

8. Рефлексия. Подведение итогов ( 10 мин.)

- Посмотрите, какие пейзажи у вас получились. Приглашаю прикрепить их на мольберте. Подводим итоги, анализируем проделанную работу, отвечаем на вопросы:

- Как называется цветовой строй в картине? - Как колорит влияет на настроение картины? - В какой работе самое необычное настроение? - В какой работе лучше передано пространство? - В какой работе наиболее удачное композиционное решение? - С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?  - Что было самым трудным при выполнении работы? - Всё ли получилось из задуманного? Изменился ли цвет вашего настроения? Давайте заполним палитру вашего настроения.

Оценка каждой из работ проводится самими учащимися по 5- бальной шкале. Итог и обобщение проводит учитель. Критерии оценки:

- грамотное композиционное решение и линейный рисунок;

- верное цветовое и тональное решение с учётом правил воздушной перспективы;

- достижение колористического единства;

- степень эмоциональной выразительности, настроения пейзажа.

Итог урока.

П: Вы хорошо сегодня потрудились.  «Домашнее задание». А теперь запишем домашнее задание: рекомендации - наблюдение за природой, её явлениями и изменениями, практическое задание - выполнить этюд с натуры «пейзаж из окна» А5. Спасибо вам за урок. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали. В заключении хотелось сказать: природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя.                 

Анализ урока.

Тема урока: «Колорит и настроение в пейзаже»

Содержание: Урок проведен в 2 классе. ___детей присутствовало на уроке, сильных учащихся ____, неуспевающих нет. Класс хороший и почти всегда справляется с поставленной задачей, поэтому не пришлось планировать дифференцированные задания.

Ребята уже выполняли пейзажи «Осенний пейзаж, Зимний пейзаж, Горы, Лесные дали». Поэтому у них уже сформировались навыки и умения в работе над пейзажем. Следующий урок будет на тему «Пейзажи Кыштыма».

Урок соответствует учебному плану программы. Выбор содержания урока был построен так, чтобы развивать у учащихся колористическое видение и настроить их на позитивное отношение к уроку. Каждый ученик выполнил свою композицию, смогли освоить навыки, особенности техники рисования пастелью.

Во время урока проведена физкультурная минутка.

На уроке царила оживлённая и творческая обстановка, ребята получили удовольствие, повысили самооценку, самостоятельно принимали решения,  реализовали свою способность к творчеству. Было легко вести урок, ученики быстро включались в работу, между нами чувствовалось взаимопонимание. Цели и задачи урока были достигнуты, план урока выполнен, материал урока учениками усвоен.