Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

План-конспект открытого занятия Дыхание и артикуляция для вокалиста» для учащихся от 8 до 15 лет

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Заречье»

Кировского района г. Казани

 

План-конспект открытого занятия

Дыхание и артикуляция для вокалиста»

для учащихся от 8 до 15 лет

 

Тарасова Елена Петровна

педагог дополнительного образования

 

 

Тема: «Дыхание и артикуляция для вокалиста»
Цель: Закрепить ранее пройдённые техники по дыханию и артикуляции.
Задачи:
Обучающие – ознакомление учеников о постановке дыхания и артикуляции, о работе аппарата дыхательного, его развития, принципы извлечения звука, атаке, освоение правильного положения корпуса, головы, мимике, чистоте звукоизвлечения.
Развивающие – формирование творческих, вокальных, музыкальных способностей; развитие внимание памяти, снятие барьеров психологических. А также развивать умение закреплять навыки вокала на примере конструктивных упражнений, вокальных произведений.
Воспитательные – воспитать интерес у ученика к вокальному искусству, к отеческой культуре, народной, любовь к искусству, нравственность, гуманизм, гражданственность, патриотизм, артистизм, эстетизм.
Перечень учебных пособий: иллюстрация «Строение голосового аппарата», памятки для вокалистов
Источник информации: учебный и концертный репертуар: наличие нотной литературы, учебников, фонотеки, наглядных пособий, таблиц 
Оборудование для организации занятия:
- колонка
- микрофон
- ноутбук
- зеркало
- синтезатор
Методические приёмы:
по источнику знаний:
наглядные:
- наглядно—иллюстративный,
- показ;
словесные:
- комментарии,
- объяснения (пояснения практического действия),
- беседа;
практические:
- упражнения,
- практические задания.
Методы обучения:
- метод бесед (об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях);
- метод проблемного обучения (активизировать самостоятельное мышление);
- метод развивающего обучения (ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и на их реализацию);
- метод индивидуального подхода.
 
Структура урока:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой (1 – 2 мин)
II. Объявление темы, цели и задач урока.
III. Практическая часть. Распевание, где учащиеся уже изначально следят за своим дыханием и артикуляцией (10 – 15 мин)
Вокальные упражнения должны быть направлены на закрепление основных вокальных навыков:
- певческую установку
- певческое дыхание и опору звука
- артикуляционные навыки
- точное интонирование
- высокую вокальную позицию
- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса
- использование различных видов звуковедения
 
IV. Работа над произведением «Прекрасное далёко».
- работа с дыханием, следить, где необходимо незаметно взять вдох. Равномерно распределять дыхание на певческую фразу;
- следить за артикуляцией и автоматизацией звуков;
- работа над каждым куплетом, каждой фразой, выявление и исправление
основных ошибок: недостаточно высокая позиция звука, выравнивание
регистров;
- стремиться к «ясности» и «полётности» звука.
- второе исполнение произведения под фонограмму.
V. Заключительный этап. Подведение итогов (3 мин)
 
Основные этапы работы над вокальными произведениями
 
I. Распевка.

Необходима для совершенствования звуковедения.
а) Закрытый слог. Ощущение вокальной маски и опоры звука. Активный съём звука;
б) Стабилизация гласных. Плавный переход одного гласного звука в другой при обеспечении устойчиво-спокойного положения гортани А-О-У-Э-И на одном звуке;
в) Соотношение гласных и согласных звуков в пении Да-Де-Ди-До-Ду или Ма-Ме-Ми-Мо-Му, Ут-ре-ми-фа-соль;
г) Чёткое произношение последних букв в слоге;
д) Пропевание мажорного и минорного трезвучия;
е) Повышение активности речевого аппарата;
Ни- а-те-зо-рвье ни даме или либретто-риголлетто…
Далее, если ученик подготовлен, можно пропевать нисходящие гаммы с сохранением опоры на дыхании и высокой позиции в маске, либо пропевание секвенций терцовых.
На протяжении всей распевки проводиться контроль за техникой конца фраз, контроль за техникой дыхания. Не забываем, что дыхание должно быть плавным, длительным для ровности звучания.
 
II. Работа над произведением:

«Прекрасное далёко»
а) показ педагогом;
б) разбор: повторная куплетная форма фраз;
в) разучивание песни учащимся;
г) следим за дыханием и артикуляцией. Во время работы над песней развивается и укрепляется навык пения штрихов non legato и aspirato; на коротком и длинном дыхании;
д) проходим упражнения на различные виды певческого дыхания. Владение элементарными навыками организации певческого дыхания и связанного с ним ощущения опоры звука. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова;
е) проходим упражнения по артикуляции. Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук;
ж) работа над драматургией и динамикой произведения.
з) подведение итогов занятия, задание на дом по разучиваемой песне.
 
III. Заключение.
 
Нужно помнить, что всё достигается упражнением. Навык правильно дышать во время исполнения произведения, а также, владеть артикуляционным аппаратом вырабатывается в процессе его выполнения. Чем чаще будет выполнять данные упражнения, не пропускать занятия, тем быстрее научатся владеть своим голосом. Необходимо закреплять и отшлифовывать годами. Дыхание и артикуляция — это фундамент в вокальном мире. Работаем параллельно и с голосом, и с дыханием, и с дикцией, и с физикой учащегося для достижения устойчивого результата и важно использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
  1. Кравченко С. Н. Постановка и охрана детских голосов», методическое пособие. – Томск, 2007.
  2. Светов, М. Звучание вашего голоса. Постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений. [Электронный ресурс] / М. Светов
  3. Рудзик М.Ф. Специальные методики музыкально-певческого
воспитания: Учебнометодическое пособие с видео приложением. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2015. – 140 с.
  1. Сафронова О.Л. С 21 Распевки. Хрестоматия для вокалистов: Учебное
пособие. — 4-е издание, стереотипное. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2016. — 68 с.
  1. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, - М.: 2008.