П.И.Чайковский в лирике воткинских поэтов (Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе для учащихся 8-9 классов )
МБОУ Волковская СОШ, пос. Новый Воткинский район Удмуртская Республика
П.И.Чайковский в лирике воткинских поэтов
(Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе для учащихся 8-9 классов )
Просалова Светлана Васильевна
учитель русского языка и литературы
Цель: выявление и изучение граней жизни и творчества П.И. Чайковского в лирике воткинских поэтов
Задачи: 1) сформировать представление о лирике поэтов воткинской земли, посвящённой П.И. Чайковскому,
2) совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст, определяя средства выразительности, использованные воткинскими поэтами для создания образа композитора;
3) развивать навыки работы с литературой;
4) совершенствовать умение выступать перед аудиторией с сообщением, выразительным чтением стихотворений;
5) сохранение памяти о гениальном композиторе П.И. Чайковском, воспитание нравственно-патриотических, эстетических, гражданских чувств
Оборудование: презентация по теме урока (коллективная работа: каждая группа представила свои слайды по заданной теме);
выставка книг, отражающих жизнь и творчество П.И. Чайковского в Воткинске; музыкальные фрагменты музыки П.И. Чайковского.
Подготовка к уроку: осуществлялась в группах. Каждая группа (всего 6 групп) познакомилась с книгой о жизни П.И.Чайковского в Воткинске, а также лирическими и лиро-эпическими произведениями, раскрывающими образ композитора по определённой теме (по рекомендации учителя).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся.
"Человек,/ Богом к музыке/ Избранный – / Наша гордость /И слава великая!/ А родился он и жил / На земле воткинской/ В доме славном/ На берегу пруда" [4, с.87], - эти слова принадлежат воткинской поэтессе Г. Микрюковой, которую переполняет гордость за город Воткинск, ставший колыбелью великого композитора П. И. Чайковского.
В мае 2015года россияне отметили две величайшие даты: 70 лет Победы в Великой Отечественной войне и 175 лет со дня рождения великого композитора П.И. Чайковского. Детские годы П.И. Чайковского прошли в Воткинске. Поэты и писатели родного края в своих произведениях раскрыли истоки таланта композитора, выразили восхищение русским гением и увековечили память о нём.
Огромное влияние музыка П.И. Чайковского оказала на жителей города Воткинска во время Великой Отечественной войны: она вселяла веру в победу труженикам тыла, которые ковали оружие для фронта.
Современной молодёжи, особенно интересующейся классической музыкой и литературой, понятна и музыка П.И.Чайковского, и литература, раскрывающая образ великого композитора. В связи с этим появляется потребность в более глубоком изучении жизни и творчества П.И.Чайковского и достопримечательностей, связанных с именем композитора. "Ибо Чайковский будет нужен всегда, нужна его музыка, облагораживающая душу, сближающая людей, делающая их добрее"[10,с.6].
--- Ребята, сформулируйте тему урока. ( Изучение образа П.И.Чайковского в лирике воткинских поэтов)
--- Ребята, какова цель урока? ( Выявление и изучение граней жизни и творчества композитора П.И. Чайковского в лирике воткинских поэтов)
--- Какие задачи поставим на урок? (1. Представить литературу, посвящённую жизни и творчеству П.И. Чайковского в городе Воткинске. 2. Систематизировать и проанализировать лирические произведения поэтов воткинской земли).
2. Основная часть урока (выступления учеников с итогами проделанной работы)
Учитель: "Чтобы понять лирические произведения воткинских поэтов, посвящённые П.И. Чайковскому, необходимо познакомиться с жизнью композитора в Воткинске. Наиболее полно этот материал представлен в следующих изданиях". (Далее выступления учащихся от групп)
1). Фотокнига О.Ф.Прудниковой, Т.А.Поздеевой "На Родине П.И.Чайковского" познакомила с родиной композитора - Воткинском, домом, где композитор родился и провел раннее счастливое детство. Через воспоминания, фотографии и письма, схемы и рисунки нам удалось представить мир обитателей этого дома и почувствовать очарование природы и быта, оказавших влияние на душу одаренного ребенка.
2). Книга Г. К. Ясакова "Воткинские рассказы о Чайковских" перенесла в детство великого композитора: раскрыла удивительно теплые отношения родителей, атмосферу будней и праздников, а также тонкую и ранимую душу маленького Пети и восприятие им окружающего мира.
3). Из путеводителя Б.Я.Аншакова "Дом-музей П.И.Чайковского в Воткинске" узнали о том, как складывалась жизнь семьи Чайковских в Воткинске, как воспоминания детства сопровождали великого композитора в жизни и влияли на характер его творчества.
4). Книга Г.С. Микрюковой "Болгуринская старина" раскрыла мир русской песни, которую мог слышать Петя в Воткинске. Впоследствии, занимаясь творчеством, композитор использовал в своих произведениях мотивы некоторых народных песен, былин и сказаний.
5). Статья И.С. Розенберга "...Я отношусь к стихам, как музыкант..." О взглядах П.И.Чайковского на поэзию и его поэтическом творчестве" рассказала о стихотворных опытах Петра Ильича. Это вызвало особенный интерес, т. к. "...любовь к поэзии, как и к музыке, проявились в Петре Ильиче в раннем детстве, когда семья Чайковских жила в Воткинске. Сохранилось несколько его стихотворений, написанных, главным образом, на французском языке"[14, с.213].
6)В результате подготовки к уроку выяснено, что образ П.И.Чайковского раскрыли многие воткинские поэты: Г. Микрюкова и Г. Склярова, Н. Тронина и В. Влажин, А. Гребенкини и А. Корамыслов, Г. Исхакова и Е. Пастухова, В.Поваляев и Н. Каракулов, В. Иванова и Е. Шелепова, И.Субботин и С.Вострокнутов. Их произведения помещены в следующих сборниках: "Мы - воткинцы" (1993г., 1997г., 2005г.), "Чебаки" (2012г., 2015г.), "Литераторы Воткинска" (2013г.), "Колокола" (2013г.), "Воткинская азбука в загадках" (2012г.), Г.Микрюкова "Исповедь сердца" (2003г.), "Признание в любви" (2008г.), Н.Тронина "Песня жаворонка" (2003г.), Г.Склярова "Песня души" (2006г.), "В объятьях времени" (2012г.), В.Иванова "Фестиваль веселый, звонкий!" (2008г.), А.Гребенкин "Свет Родины" (2005г.) и на страницах газеты "Воткинские вести" (2013г., 2015г.)
Учитель: "А теперь отправимся в увлекательное поэтическое путешествие, которое раскроет нам образ П.И. Чайковского". (Далее следует выступление групп)
Дом, где родился великий гений (выступление 1 группы)
Дом в Воткинске для Пети Чайковского был местом, где прошло его счастливое детство и начался его путь в творчество.
Г.С.Микрюкова в поэме "Предания старины глубокой" рассказывает, как появился в Воткинске дом у пруда, в котором родился будущий гениальный композитор: "На Господской Береговой улице/ Стали строить дом/ О пяти стенах../ И просторен чтоб был /Светел да красив"[4, c.84]. Дом, в котором прошло детство маленького Пети, красив, богат и уютен. Первым представлен кабинет. "Со массивным столом, С резной мебелью" [4, c.84]. Здесь Илья Петрович - начальник горного округа - принимал гостей, деловых людей и казенных работников. За стеной кабинета располагается столовая, где в обед собиралась вся семья. В комнатах дальше "Гостиная, зала, спальня, / Покои детские…/ А вокруг зеркала / Да с боем часы, / Да подсвечники золоченые"[4, c.85].
В 1837 году начальником горного округа назначают И.П.Чайковского. Семья поселяется в Воткинске. Поэтесса Г. Микрюкова сосредотачивает особенное внимание на рождении Пети: В мае 1840 года/ На свет божий/ Малыш появляется-/ Композитор/ Великий, будущий./ Во соборе крещён,/ В честь Петра наречён,/ Он растёт,/ Дышит воздухом родины,/ Нравы дома,/ Обычаи впитывает. [4, c.86].
Галина Савельевна обращает внимание на факты, повлиявшие на становление личности будущего композитора. Он впитал в себя воздух родины, стал истинным патриотом России. Не случайно в "Детский альбом" Пётр Ильич включил 3 пьесы: "Русская песня", "Мужик на гармонике играет" и "Камаринская", посвящённые горячо любимой Родине. (муз. фрагмент из "Детского альбома")
Далее поэтесса размышляет над вопросом, что оказало влияние на формирование Пети как композитора. Это и музыка, которой всегда был наполнен дом, и "…раздольные песни русские, что лились вечерами с улицы…"[4, c.86], и божественная игра мамы на рояле. Вся музыка, окружавшая его и в доме, и в природе, "Не давала покою ни ночью, ни днём…"[4, с.87]. Удивительно тонко, используя метафору «выпорхнул», поэтесса подмечает, как родился первый звук первого прикосновения к роялю. Это был первый, но уверенный шаг на пути к великой музыке.
Воткинские поэтессы Г. Склярова и Н. Тронина посвятили свои стихотворения Дому-усадьбе П.И.Чайковского. Они изобразили удачное расположение дома: Н. Тронина: Пруд городской/ Дом Чайковского рядом [16, c.31]. Г. Склярова: Полноводный пруд волной о берег бьется, /Дом-усадьба дремлет средь кудрявых лип [15, c.18].
Обе поэтессы показывают, что вся атмосфера наполнена музыкой:
Н. Тронина: Долго любуюсь/ Ухоженным садом,/ Музыкой радости/ Он напоен./ Вальса веселого/ Слышатся звуки,/Что вдоль старинной/ Аллеи плывут [16, c.31]. Г. Склярова: И струятся звуки в каждом дуновенье,/ В царственной природе музыка живет./ И, коснувшись веток бархатной сирени, /Улетает песня к мириадам звезд [15, c.18]. И не просто музыкой, а «музыкой радости», которая говорит о том, что в этом доме прошли детские годы Петра Ильича, наполненные счастьем, вдохновением и звуками. Поэтессы эффектно используют звукопись: аллитерацию [с-з, ш-ж, п-б] и ассонанс [а-о, и-ы, у-э], тем самым придают стихотворениям мелодичность.
О творческом взаимоотношении Пети Чайковского и воткинского пруда говорит Н. Тронина: Пляшут по клавишам / Детские руки,/ Вторит мелодии Воткинский пруд [16, c.31]. Также Елена Шелепова отмечает, что этот красивейший пруд вдохновил композитора: В огромном пруду/ Отражается небо…/ Быть может./Внезапно, /Как снег. /Увидел Чайковский /Ту самую лебедь, /Что классикой стала навек… [9, c.33] Поэтесса сравнением "как снег" подчеркивает, как внезапно, как неожиданно пришла гениальная идея создания образа той самой белой лебеди, которая стала навек воплощением добра и любви в классическом балете "Лебединое озеро". (муз. фрагмент из балета)
Вера в жизни П.И.Чайковского (выступление 2 группы)
Чайковский пронёс через всю свою жизнь "божественную благодать" веры в виде творчества. В поэме "Предания старины глубокой" Г.С. Микрюкова лишь упоминает о крещении Пети Чайковского, а в стихотворении "Мой город вешний" она вновь возвращается к этой теме и более подробно описывает это историческое событие: Когда в мир музыки,/ Как на проталинку,/ Шагнул Чайковский/ Из колыбели./ Собор святой/ Был в большом волнении,/ Когда господскую/ Встречал карету, /Купель готовил/ С благословением: /Младенцу веру нести по свету[7, c.111]. Используя сравнение "как на проталинку", поэтесса показывает, что в большой мир музыки очень робко "шагнул Чайковский". И начало его пути передается существительным с уменьшительно-ласкательным суффиксом - «проталинку», чтобы подчеркнуть, что первые робкие шаги перерастут в великие и торжественные. Галина Савельевна использует инверсию «Собор святой», сосредотачивает наше внимание на эпитете «святой». Словарь С. И. Ожегова даёт 4 значения слова "святой". Одно из них: святой – обладающий божественной благодатью [11, с.613]. С этим христианским обрядом крещения связана будет его дальнейшая судьба. И действительно, жизнь Петра Ильича была пронизана этой верой, и поэтесса об этом убедительно говорит: Он нёс ту веру/ Сквозь осуждения/ И славил, /Музыку свою слагая,/ Нелицемерную,/ Благоговейную, /Любовь великую/ К родному краю…[7, c.111].
Одухотворённость его музыки поэтесса характеризует эпитетами: "Нелицемерную,/ Благоговейную", то есть открытую, искреннюю, наполненную глубочайшим почтением к народу, Родине, искусству.
В Благовещенском соборе слышал Петр Ильич и блестящее хоровое пение, и народное пение, которое определило будущую судьбу великого гения. В 1848 году в день Рождества Пресвятой Богородицы семья Чайковских в последний раз посетила Благовещенский собор. Состоялся прощальный молебен. Петя с интересом наблюдал за окружающими. Его "всегда поражала акустика собора... Он наслаждался звуковым колоритом. Кроме того, его поразило убранство собора, блеск и богатство церковной утвари, одежды служителей... По окончании службы отец Михаил окропил семейство широким крестом и причастил всех по очереди"[18, с.91]. Через три дня Чайковские навсегда покинули Воткинск.
Композитор через всю жизнь пронёс "любовь великую к родному краю". В фортепианном цикле "Детский альбом" этому посвящены пьесы: "Утренняя молитва" и "В церкви". (муз. фрагмент из пьесы "В церкви") Начиная цикл "Утренней молитвой", а заканчивая «В церкви», композитор показывает, что вера является неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Также у Петра Ильича написано много духовной музыки для церковных хоров.
Люди, повлиявшие на формирование личности композитора (выступление 3 группы)
Немаловажное влияние на формирование личности человека оказывают окружающие люди. Для Пети Чайковского это имело особое значение, так как Петя отличался от других детей в семье быстрой возбудимостью, лёгкой ранимостью, необыкновенной отзывчивостью и стремлением помочь каждому слабому существу.
Воткинская детская поэтесса В. Иванова в стихотворении "Заходите в этот дом, ребята" изобразила людей, которые повлияли на становление личности Пети Чайковского. В первую очередь поэтесса отмечает Марью Марковну Пальчикову – учительницу музыки: Петеньку на фортепьяно/ Учила Марья Марковна играть./ И ребенок в восемь лет свободно /Ноты мог, как и она, читать. [3, c.10]. Поэтесса, говоря о маме Петра Ильича, отмечает: "Ее голос, нежный и приятный,/ Радовал и Петю и гостей"[3, с.11]. (муз. фрагмент "Мама" из "Детского альбома") Радует нежное отношение любимой наставницы - гувернантки Фанни Дюрбах к Пете: Вспоминая, Фанни Дюрбах говорила:/ - Был он всех прилежней и нежней. /За старание она его любила,/ За усердие, за ласку к ней [3, c.11]. Это же и подмечает Е. Пастухова в своем стихотворении под названием "Фанни". Эти строчки отражают мысли гувернантки, ее душу согревают воспоминания далекой давности, когда она еще жила в России и занималась маленьким Петей. Фанни Дюрбах помнит его первые стихи, написанные на французском языке: В милом росчерке детской руки, -/"Сердца вечно очарование", -/ "Иоанны" черновики/ И "К моей Отчизне" признание. [17, с.29 ].
Музыкальную атмосферу дома поддерживал и отец Пети – Илья Петрович, что, безусловно, способствовало творческому развитию мальчика: Вот Илья Петрович на портрете…/ Был он добрым, ласковым отцом./ Для детей любил играть на флейте,/ Музыку частенько слышал дом. [3, c.12]. Также не осталось бесследным влияние сестры композитора - Александры Ильиничны Давыдовой. Это отражено в стихотворении Е. Пастуховой "Сашеньке": Нас Провидение/ вело Одной дорогой… /"Птенцов" поставить на крыло – /Веление Бога. [17, с.18].
Все люди, принимавшие участие в воспитании Пети, привили ему благородные чувства: доброту и сердечность, любовь к природе и искусству, развили в нем патриотизм.
Истоки музыки П.И. Чайковского (выступление 4 группы)
Истоки вдохновения маленького Пети подметил С. Вострокнутов в своем произведении "Рожденный в уездной глуши…" Здесь более полно раскрывается влияние самой природы на юного гения: От звуков, царящих вокруг,/ Он взял вдохновения взлет,/ И каждый воспринятый звук/ Им вылились в радугу нот. [17, с.25 ]. А. Гребенкин развивает эту мысль в своём стихотворении "Лебединое озеро": Глянул мальчик случайно в окошко/ И увидел на тихой воде –/ Проплывает по лунной дорожке/ Стая маленьких лебедей. [2, c.256]. Во второй части стихотворения поэт использует антитезу, через которую показывает, что нет уже в живых Чайковского, но его балет "Лебединое озеро" будет жить вечно: Как, бывало,/ На зябком рассвете/ Звёзды падают в воткинский пруд…/ Нет мальчишки, /А лебеди эти/ До сих пор все живут и живут. [2,c.256].
Тема творчества композитора отражена в стихотворении "На Воткинском Пруду" А. Коромыслова. Это произведение очень своеобразное: герой представляет себя на берегу пруда, вода в котором кажется ему "загадочной" и "волшебной". Поэт не случайно называет её так потому, что пруд рождает ассоциацию с творениями П.И.Чайковского. В первой строфе упоминаются балеты: "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и "Спящая красавица". Во второй строфе представлены две оперы: "Евгений Онегин" и "Пиковая Дама". А сам поэт переносится в то время, когда жил на Господской улице маленький Петя: На Лебедином озере – на Воткинском Пруду –/ Не то что гуси-лебеди – и утки не везде…/ Так почему Щелкунчиком орешковым иду / С Проснувшейся Красавицей к загадочной воде?../ Иль – тутошним Онегиным со здешней Дамой Пик –/Как будто не товарищи гуляют – господа?../ А над Господской Улицей – Чайковского – летит/ Не Чайка – Лебедь Белая!.. Волшебная вода!..[8, c.73]
Поэтесса В. Иванова в стихотворении "Заходите в этот дом, ребята" пишет, что в саду Петя любил слушать пенье девушек и "щебетанье птиц и шум берез", но особенно восхищался ландышами: Ландышам стихи он посвящает –/ Он любит их больше всех цветов,/ Восхищался красотой неброской –/Это родины был нежный зов. [3, c.10].
Важно отметить, что любовь к поэзии, как и к музыке, проявилась в Петре Ильиче в раннем детстве, когда семья Чайковских жила в Воткинске. Стихотворением, которым по-настоящему дорожил Чайковский, были "Ландыши". Вот что он писал по этому поводу Модесту Ильичу: "... Я вспомнил, как мы весной все ездили в лес... за ландышами... Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать на самом деле недурные стихи, к тому же глубоко п р о ч у в с т в о в а н н ы е... Я работал над ними с таким же удовольствием, как над музыкой"[14, с. 217]. "Ландыши" построены в виде монолога. Вопросительно-восклицательная интонация придает стихотворной речи теплоту человеческого участия: И наконец настал давно желанный день!/ Скорее в лес!.. Бегу знакомою тропою./ Ужель сбылись мечты, осуществились сны?../ Вот он! Склоняясь к земле, я трепетной рукою /срываю чудный дар волшебницы-весны./ О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?/ Другие есть цветы роскошней и пышней,/ и ярче краски в них, и веселей узоры,—/ но прелести в них нет таинственной твоей [14, с.217]. Аллитерация помогает подчеркнуть настроение автора. "Короче стали дни. Умолк пернатый хор" - трижды встречающийся твердый звук [р] делает фразу более жесткой. Когда речь заходит о весне, совсем другая звукопись: "И реки потекли, и роща огласилась". Согласный звук [р]- мягкий, а согласный[ л] передает плеск весенней воды и трели первых птиц.
Природа становится неотъемлемой частью не только его произведений, но и самой жизни. Очарованный природой, П.И. Чайковский написал фортепианный цикл "Времена года". А поэтесса Г. Склярова под впечатлением музыки этого цикла посвятила композитору стихотворения: "Октябрь Осенняя песнь" и "Ноябрь". Поэтесса пишет, что Чайковский в музыке "Передал раздумье и страданье,/ Боль, порыв, смирение, любовь" [15, c.73]. Далее поэтесса делится своим восприятием этой музыки, теми чувствами, которые всколыхнулись у нее в душе: Слушаю… И чувствую природу,/ Песнь осенняя во мне живет…/ Свежей сыростью пропитан воздух, -/ И по залу музыка плывет [15, c.73]. После прочтения стихотворения понимаешь, что все в этом мире живет в гармонии: природа, музыка, поэзия. В стихотворении "Ноябрь" Г. Склярова передает, как «властвует» над ней музыка Чайковского в концертном зале. "Душа парит в плену у чудных пьес" под воздействием чарующей музыки "На тройке": Трепещет сердце, жаждет раствориться/ В природе, в этой музыке прекрасной[15, c.74]. Особенно поэтессу покоряет "русское начало" этого произведения, А звон бубенцов щемит сердце и связывает прошлое с настоящим.
Восхищена циклом "Времена года" и Е. Пастухова. Она сочинила 12 небольших стихотворений под общим названием "Времена года". Некоторые из этих произведений очень созвучны с пьесами П.И.Чайковского. Март – "Ностальгия": В весеннем небе просыпается заря,/ Торопит развернуться дня бутон,/ И жаворонок в свете янтаря/ Напев о родине приносит мне сквозь сон [17, с.29]. Март – начало весны, начало новой жизни, начало нового круга времен года, природы. Песня жаворонка – это символ надежды, символ рассвета жизни. Все это отражается и музыке П.И.Чайковского и в проникновенных строках поэтессы. Июнь – "Баркарола": Птичий хор – то нотный стан парящий, /Трепет крыльев – миллион оваций,/ Соло – милый профиль ваш щемящий…/ Баркарола… Сердца всплеск… И мне семнадцать [17, с.29]. (муз. фрагмент "Баркарола" из цикла"Времена года") Баркарола переводится как "песнь на воде". Течение реки очень схоже с течением самого времени, в воспоминаниях можно вернуться назад в прошлое, в молодость. Думается, именно это хотел П.И.Чайковский отразить в своей пьесе, и именно это подметила поэтесса.
Окружавшая Воткинск природа, музыкальная атмосфера дома, великолепный вид из окон на пруд - это и есть истоки музыки П.И.Чайковского.
Музыка П.И.Чайковского и Великая Отечественная война (выступление 5 группы)
Во время Великой Отечественной войны из Клина в Воткинск был перевезен Дом-музей П.И.Чайковского. В нем работала Ксения Юрьевна Давыдова, внучатая племянница композитора. Музей проводил "музыкальные среды", которые пользовались особенной любовью тружеников завода. Преимущественно читались лекции о творчестве Чайковского. Привезенные из Клина патефон и пластинки сопровождали лекции. Музыка помогала выживать в такие времена, когда очень трудно было удержаться, встать на ноги и идти дальше. И люди, защищавшие Родину от фашизма, понимали, что только в свободном мире будет звучать музыка, несущая добро и свет. В стихотворении "Мой город" И. Субботин показывает, как важно сберечь мир от войн, чтоб звучала музыка: Земля моя, ты лучших сыновей/ На грозные высоты провожала./ Они зовут нас сделать мир добрей,/ Сберечь от войн, чтоб музыка звучала[8, c.101]. Во время Великой Отечественной войны музыка П.И.Чайковского оказывала поддержку не только жителям Воткинска, но и всей России. Об этом проникновенно пишет Е. Пастухова в своем произведении "Концерт Чайковского звучит!", посвящая его мужеству жителей блокадного Ленинграда: Славь мужество великой Битвы!/ Он дрогнул – вражеский прицел,/ Когда победною молитвой/ Звучал Чайковского концерт! [17, с.18]. (муз. фрагмент из концерта № 1 для фортепиано с оркестром) Несмотря на трудности военного времени, люди слушали музыку, продолжали тянуться к прекрасному. Музыка П.И.Чайковского вдохновляла на подвиг, оживляла души, вселяла надежду в их сердца.
"Чайковский жив и бесконечно будет"
( выступление 6 группы)
Петр Ильич рано покинул родину, сохранив память о ней и выразив своё чувство любви в детском стихотворении "К моей Отчизне"( 1848г.): О Отчизна, которую я люблю, я не хочу тебя покинуть.../ О Отчизна, которую я люблю. Моя дорогая земля.../ Мой родной город маленький и очень малонаселенный, /Но я все-таки чту всегда и буду чтить [1, с.20]. Прославляя в музыке Россию, он прославил и Воткинск, вернулся сюда своим творчеством. В.Поваляев в стихотворении "Чайковский" точно определил главное назначение музыки композитора: Его призванье - души исцелять!/ Чайковский жив и бесконечно будет./ Петру внимая, разве не понять,/ Что музыка, как хлеб насущный людям[13, с.7].
Имя великого композитора носят достопримечательности города Воткинска: педагогический колледж, детская школа искусств № 1, бывшая Господская улица переименована в улицу имени композитора. Центром достопримечательностей является ГМАК Музей-усадьба П.И. Чайковского, где проходят творческие вечера, концерты, экскурсии. Поэтесса Г. Исхакова гордится композитором-земляком П. И. Чайковским: Здесь когда-то сам Чайковский жил,/ Здесь душой внимал различным звукам,/ И какие пьесы сочинил,/ С гордостью рассказываю внукам [ 4, с.56]. Каждый год в день рождения великого композитора в городе Воткинске проходит фестиваль, посвященный жизни и творчеству П.И.Чайковского. Об этом с радостью пишет Г. Микрюкова: "Чайковский жив!/ На юбилей/ К нам в Воткинск/ Гости приезжают" [6, с.34].
В 1990 году был воздвигнут памятник П.И.Чайковскому в честь 150-летнего юбилея композитора. Скульптор - О. Комов, архитектор - Н. Комова. Этому памятнику Вениамин Влажин посвящает стихотворение "На тихий город фонари..." Поэт отмечает особенности памятника: "На лавочке резной сидит/ Великий музыкант" [9,с.27] и особенности наследия композитора: "Писал он пьесы для детей/ О разных временах"[9, с.27]. Николай Каракулов в стихотворении "Обращение к П.И.Чайковскому" возводит композитора на "Музыкальный олимп", подчеркивая, что "Здесь у мраморных плит/ Память свято хранит/ Не лукавый мираж - / Свет Божественный Ваш!"[17, с.25] Е. Пастухова в стихотворении "Связь времён" поэтесса, используя олицетворение, показывает радость дома, где родился "стеклянный мальчик" и куда он ежегодно возвращается своим творчеством: Я Вселенскому таинству внемлю,/ Дом, похоже этому рад.../ Снег так бережно кутает землю,/ Как сто семьдесят пять лет назад [17, с.26].
Г. Микрюкова, отражая связь времен, с гордостью пишет о бессмертии музыки композитора: Звучит его музыка/ Во всём мире большом-/ Души радует,/ Прогоняет тоску,/ Воскрешает любовь,/ Наполняет сердца/ Надеждою [4, c.87].
3. Итог урока: в заключение урока каждая группа, обсудив предложенный вопрос, подводит итог:
1). Какие грани жизни и творчества П.И.Чайковского вы открыли для себя?
2). Какие средства выразительности использовали воткинские поэты для создания "портрета" композитора?
3). Творчество какого воткинского поэта вас особенно восхитило и почему?
4). Какова идейная направленность стихотворений поэтов, посвящённых П.И. Чайковскому?
5). Какое впечатление произвели на вас музыкальные фрагменты, прозвучавшие на уроке?
6). Выступление какой группы вас особенно впечатлило и почему?
4. Домашнее задание: написать эссе на тему "Чайковский жив и бесконечно будет"
5. Заключительное слово учителя (благодарность учащимся за подготовку к уроку и приобщение к прекрасному)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Аншаков Б.Я. Дом-музей П.И. Чайковского в Воткинске: Путеводитель / Б.Я. Аншаков. - Ижевск: Удмуртия, 1978.-102с: ил.
- Гребенкин А.А. Свет Родины: Стихи/А.А. Гребенкин. - Пермь: Звезда, 2005.-252 с.
- Иванова В. Удмуртия, город Воткинск. Фестиваль веселый, звонкий: Сб. стихов и песен / В. Иванова. - Воткинск: МП МИИЦ, 2008.- 46с: ил.
- Литераторы Воткинска: Литературно-справочное издание/Тех. редактор Ф. Бреднев - Республика Башкортостан: Нико-Фильм, 2013.-112с.
- Микрюкова Г. Болгуринская старина: Фольклор / Галина Микрюкова. – Воткинск: МП МИИЦ, 2009.-122с.
- Микрюкова Г. Исповедь сердца: Стихи разных лет / Г. Микрюкова. - Воткинск: МП МИИЦ, 2003.- 88с.
- Микрюкова Г. Признание в любви: Стихи / Г. Микрюкова. - Воткинск: МП МИИЦ, 2008.-124с.
- Мы - воткинцы: Альманах / Сост. И.С. Розенберг.- Воткинск: Воткинская типография, 1993.-130с: ил.
- Мы - воткинцы: Литературный альманах / Сост. Г. Микрюкова.- Воткинск: МП МИИЦ, 2005.-228с: ил.
- На родине П.И. Чайковского: Фотокнига / Сост. О.Ф. Прудникова, Т.А. Поздеева.- Ижевск: Удмуртия, 1990.-160с: ил.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 17-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985. - 797с.
- Пастухова Е. Свет России. П. И. Чайковскому - патриоту: [Стихотворение] / Екатерина Пастухова // Воткинские вести. - 2015. - 16.янв.(№2-3). - С.7.
- Поваляев В. Чайковский: [Стихотворение ]/ Владимир Поваляев// Воткинские вести. - 2013. - 28 июня(№75-76). - С.7
- Розенберг И.С. "...Я отношусь к стихам, как музыкант..." О взглядах П.И.Чайковского на поэзию и его поэтическом творчестве/ И.С. Розенберг // П.И. Чайковский и русская литература: Сб.ст. / Сост. Б.Я. Аншаков, П.Е. Вайдман.- Ижевск: Удмуртия, 1980.- С.210-223.
- Склярова Г.А. Песня души: Стихи / Г.А. Склярова - Воткинск: МП МИИЦ, 2006.-154с: ил.
- Тронина Н.Н. Песня жаворонка: Лирика / Н.Н. Тронина. - Пермь: Звезда, 2003.-144с.
- Чебаки №2: Литературно-художественный журнал / Сост. Г. Микрюкова.- Воткинск: МП МИИЦ, 2015.-120с: ил.
Ясаков Г.К. Воткинские рассказы о Чайковских: Рассказы / Г.К. Ясаков. Воткинск: 2006.-86с: ил.