Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

П.И.Чайковский в лирике воткинских поэтов (Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе для учащихся 8-9 классов )

МБОУ Волковская СОШ, пос. Новый Воткинский район Удмуртская Республика

 

 П.И.Чайковский в лирике воткинских поэтов

 (Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе для учащихся 8-9 классов )

 

Просалова Светлана Васильевна

учитель русского языка и литературы

 

 

         Цель: выявление и изучение граней жизни и творчества П.И. Чайковского в лирике воткинских поэтов

         Задачи: 1) сформировать представление о лирике поэтов воткинской земли, посвящённой П.И. Чайковскому,

2) совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст, определяя  средства выразительности, использованные воткинскими поэтами для создания образа композитора;

3) развивать навыки работы с литературой;

4) совершенствовать умение выступать перед аудиторией с сообщением, выразительным чтением стихотворений;

5) сохранение памяти о гениальном композиторе П.И. Чайковском, воспитание нравственно-патриотических, эстетических, гражданских чувств

         Оборудование: презентация по теме урока (коллективная работа: каждая группа представила свои слайды по заданной теме);

выставка книг, отражающих жизнь и творчество П.И. Чайковского в Воткинске; музыкальные фрагменты музыки П.И. Чайковского.

         Подготовка к уроку: осуществлялась в группах. Каждая группа (всего 6 групп) познакомилась с книгой о жизни П.И.Чайковского в Воткинске, а также лирическими и лиро-эпическими произведениями, раскрывающими образ композитора по определённой теме (по рекомендации учителя).

                                               Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся.

"Человек,/ Богом к музыке/ Избранный – / Наша гордость /И слава великая!/ А родился он и жил / На земле воткинской/  В доме славном/ На берегу пруда" [4, с.87], - эти слова принадлежат воткинской поэтессе Г. Микрюковой, которую переполняет гордость за город Воткинск, ставший колыбелью великого композитора П. И. Чайковского.   

В мае 2015года россияне  отметили  две величайшие даты: 70 лет Победы в Великой Отечественной войне и 175 лет со дня рождения великого композитора П.И. Чайковского. Детские годы П.И. Чайковского  прошли в Воткинске. Поэты и писатели родного края в своих произведениях раскрыли истоки  таланта композитора, выразили восхищение  русским  гением и увековечили память о нём.   

Огромное влияние музыка П.И. Чайковского оказала на жителей города Воткинска во время Великой Отечественной войны: она вселяла веру в победу труженикам тыла, которые ковали оружие для фронта.  

 Современной молодёжи, особенно интересующейся классической музыкой и литературой, понятна и  музыка П.И.Чайковского, и литература, раскрывающая образ великого композитора. В связи с этим появляется потребность в более глубоком изучении жизни и творчества П.И.Чайковского и достопримечательностей, связанных с именем композитора. "Ибо Чайковский будет нужен всегда, нужна его музыка, облагораживающая душу, сближающая людей, делающая их добрее"[10,с.6].

--- Ребята, сформулируйте тему урока. ( Изучение образа П.И.Чайковского в лирике воткинских поэтов)                                                            

--- Ребята, какова цель урока? ( Выявление и изучение граней жизни и творчества композитора П.И. Чайковского в лирике воткинских  поэтов)

--- Какие  задачи поставим на урок? (1. Представить литературу, посвящённую жизни и творчеству П.И. Чайковского в городе Воткинске. 2. Систематизировать и проанализировать лирические произведения поэтов воткинской земли).

2. Основная часть урока (выступления учеников с итогами проделанной работы)

Учитель: "Чтобы понять лирические произведения воткинских поэтов, посвящённые П.И. Чайковскому, необходимо познакомиться с жизнью композитора в Воткинске.  Наиболее полно этот материал представлен в следующих изданиях". (Далее выступления учащихся от групп)

1). Фотокнига О.Ф.Прудниковой, Т.А.Поздеевой "На Родине П.И.Чайковского" познакомила с родиной композитора - Воткинском, домом, где композитор родился и провел раннее счастливое детство. Через воспоминания, фотографии и письма, схемы и рисунки нам удалось представить мир обитателей этого дома и почувствовать очарование природы и быта, оказавших влияние на душу одаренного ребенка.   

2). Книга Г. К. Ясакова "Воткинские рассказы о Чайковских" перенесла в детство великого композитора: раскрыла удивительно теплые отношения родителей, атмосферу будней и праздников, а также тонкую и ранимую душу маленького Пети и восприятие им окружающего мира.

3). Из путеводителя Б.Я.Аншакова "Дом-музей П.И.Чайковского в Воткинске"  узнали о том, как складывалась жизнь семьи Чайковских в Воткинске, как воспоминания детства сопровождали великого композитора в жизни и влияли на  характер его творчества.

4). Книга  Г.С. Микрюковой "Болгуринская старина" раскрыла мир русской песни, которую мог слышать Петя в Воткинске.  Впоследствии, занимаясь творчеством, композитор использовал в своих произведениях мотивы некоторых народных песен, былин и сказаний.    

5). Статья И.С. Розенберга "...Я отношусь к стихам, как музыкант..." О взглядах П.И.Чайковского на поэзию и его поэтическом творчестве" рассказала  о стихотворных опытах Петра Ильича. Это вызвало особенный интерес, т. к. "...любовь к поэзии, как и к музыке, проявились в Петре Ильиче в раннем детстве, когда семья Чайковских жила в Воткинске. Сохранилось несколько его стихотворений, написанных, главным образом, на французском языке"[14, с.213].

6)В результате подготовки к уроку выяснено, что  образ П.И.Чайковского раскрыли многие воткинские поэты: Г. Микрюкова и Г. Склярова, Н.  Тронина и В. Влажин, А. Гребенкини и  А. Корамыслов, Г. Исхакова и Е. Пастухова, В.Поваляев и Н. Каракулов, В. Иванова и Е. Шелепова, И.Субботин и С.Вострокнутов. Их произведения помещены в следующих сборниках: "Мы - воткинцы" (1993г., 1997г., 2005г.), "Чебаки" (2012г., 2015г.), "Литераторы  Воткинска" (2013г.), "Колокола" (2013г.), "Воткинская азбука в загадках" (2012г.), Г.Микрюкова "Исповедь сердца" (2003г.), "Признание в любви" (2008г.), Н.Тронина "Песня жаворонка" (2003г.), Г.Склярова "Песня души" (2006г.), "В объятьях времени" (2012г.), В.Иванова "Фестиваль веселый, звонкий!" (2008г.), А.Гребенкин "Свет Родины" (2005г.) и на страницах газеты "Воткинские вести" (2013г., 2015г.)

Учитель: "А теперь отправимся в увлекательное поэтическое  путешествие, которое раскроет нам образ П.И. Чайковского". (Далее следует выступление групп)

Дом, где родился великий гений (выступление 1 группы)

         Дом в Воткинске для Пети Чайковского был местом, где прошло его счастливое детство и начался его путь в творчество.

   Г.С.Микрюкова в поэме "Предания старины глубокой" рассказывает, как появился в Воткинске дом у пруда, в котором родился будущий гениальный композитор: "На Господской Береговой улице/ Стали строить дом/ О пяти стенах../ И просторен чтоб был /Светел да красив"[4, c.84]. Дом, в котором прошло детство маленького Пети, красив, богат и уютен. Первым представлен кабинет. "Со массивным столом, С резной мебелью" [4, c.84].  Здесь  Илья Петрович - начальник горного округа -  принимал гостей, деловых людей и казенных работников. За стеной кабинета располагается столовая, где в обед собиралась вся семья. В комнатах дальше "Гостиная, зала, спальня, / Покои детские…/ А вокруг зеркала / Да с боем часы, /  Да подсвечники золоченые"[4, c.85].

   В 1837 году начальником горного округа назначают И.П.Чайковского.  Семья поселяется в Воткинске. Поэтесса Г. Микрюкова сосредотачивает особенное внимание на рождении Пети:   В мае 1840 года/ На свет божий/ Малыш появляется-/ Композитор/ Великий, будущий./ Во соборе крещён,/ В честь Петра наречён,/ Он растёт,/ Дышит воздухом родины,/ Нравы дома,/ Обычаи впитывает. [4, c.86].

Галина Савельевна обращает внимание на факты, повлиявшие на становление личности будущего композитора. Он впитал в себя воздух родины, стал истинным патриотом России. Не случайно в "Детский альбом" Пётр Ильич включил 3 пьесы: "Русская песня", "Мужик на гармонике играет" и "Камаринская", посвящённые горячо любимой Родине. (муз. фрагмент из "Детского альбома")

   Далее поэтесса размышляет над вопросом, что оказало влияние на формирование Пети как композитора. Это и музыка, которой всегда был наполнен дом, и "…раздольные песни русские, что лились вечерами с улицы…"[4, c.86], и божественная игра мамы на рояле. Вся музыка, окружавшая его и в доме, и в природе, "Не давала покою ни ночью, ни днём…"[4, с.87]. Удивительно тонко, используя метафору «выпорхнул», поэтесса подмечает, как родился первый звук первого прикосновения к роялю. Это был первый, но уверенный шаг на пути к великой музыке.

Воткинские поэтессы Г. Склярова и Н. Тронина посвятили свои стихотворения Дому-усадьбе П.И.Чайковского. Они изобразили удачное расположение дома: Н. Тронина: Пруд городской/ Дом Чайковского рядом [16, c.31].  Г. Склярова: Полноводный пруд волной о берег бьется, /Дом-усадьба дремлет средь кудрявых лип [15, c.18].

Обе поэтессы показывают, что  вся  атмосфера наполнена музыкой:

         Н. Тронина:  Долго любуюсь/ Ухоженным садом,/ Музыкой радости/ Он напоен./ Вальса веселого/ Слышатся звуки,/Что вдоль старинной/ Аллеи плывут [16, c.31].  Г. Склярова:   И струятся звуки в каждом дуновенье,/ В царственной природе музыка живет./ И, коснувшись веток бархатной сирени, /Улетает песня к мириадам звезд [15, c.18]. И не просто музыкой, а «музыкой радости», которая говорит о том, что в этом доме прошли детские годы Петра Ильича, наполненные счастьем, вдохновением и звуками. Поэтессы эффектно используют звукопись: аллитерацию [с-з, ш-ж, п-б] и ассонанс [а-о, и-ы, у-э], тем самым придают стихотворениям мелодичность.

О творческом взаимоотношении Пети Чайковского и воткинского пруда говорит Н. Тронина:  Пляшут по клавишам / Детские руки,/ Вторит мелодии Воткинский пруд [16, c.31]. Также Елена Шелепова отмечает, что  этот красивейший пруд вдохновил композитора: В огромном пруду/ Отражается небо…/ Быть может./Внезапно, /Как снег. /Увидел Чайковский /Ту самую лебедь, /Что классикой стала навек… [9, c.33] Поэтесса сравнением "как снег" подчеркивает, как внезапно, как неожиданно пришла гениальная идея создания образа той самой белой лебеди, которая стала навек воплощением добра и любви в классическом балете "Лебединое озеро". (муз. фрагмент из балета)

Вера в жизни П.И.Чайковского (выступление 2 группы)

Чайковский пронёс через всю свою жизнь "божественную благодать" веры в виде творчества. В поэме "Предания старины глубокой" Г.С. Микрюкова лишь упоминает о крещении Пети Чайковского, а в стихотворении "Мой город вешний" она вновь возвращается к этой теме и более подробно описывает это историческое событие: Когда в мир музыки,/ Как на проталинку,/ Шагнул Чайковский/ Из колыбели./ Собор святой/  Был в большом волнении,/ Когда господскую/ Встречал карету, /Купель готовил/ С благословением: /Младенцу веру нести по свету[7, c.111]. Используя сравнение "как на проталинку", поэтесса показывает, что в большой мир музыки очень робко "шагнул Чайковский". И начало его пути передается  существительным с уменьшительно-ласкательным суффиксом - «проталинку», чтобы подчеркнуть, что первые робкие шаги перерастут в великие и торжественные. Галина Савельевна использует инверсию «Собор святой», сосредотачивает наше внимание на эпитете «святой». Словарь С. И. Ожегова даёт 4 значения слова "святой".  Одно из них: святой – обладающий божественной благодатью [11, с.613]. С этим христианским обрядом крещения связана будет его дальнейшая судьба. И действительно, жизнь Петра Ильича была пронизана этой верой, и поэтесса об этом убедительно говорит: Он нёс ту веру/ Сквозь осуждения/ И славил, /Музыку свою слагая,/ Нелицемерную,/ Благоговейную, /Любовь великую/ К родному краю…[7, c.111].

Одухотворённость его музыки поэтесса характеризует эпитетами: "Нелицемерную,/ Благоговейную", то есть открытую, искреннюю, наполненную глубочайшим почтением к народу, Родине, искусству.

В Благовещенском  соборе слышал Петр Ильич и блестящее хоровое пение, и народное пение, которое определило будущую судьбу великого гения. В 1848 году в день Рождества Пресвятой Богородицы семья Чайковских в последний раз посетила Благовещенский собор. Состоялся прощальный молебен. Петя с интересом наблюдал за окружающими. Его "всегда поражала акустика собора... Он наслаждался звуковым колоритом. Кроме того, его поразило убранство собора, блеск и богатство церковной утвари, одежды служителей... По окончании службы отец Михаил окропил семейство широким крестом и причастил всех по очереди"[18, с.91]. Через три дня Чайковские навсегда покинули Воткинск.

Композитор через всю жизнь пронёс "любовь великую к родному краю". В фортепианном цикле "Детский альбом" этому посвящены пьесы: "Утренняя молитва" и "В церкви". (муз. фрагмент из пьесы "В церкви")  Начиная цикл "Утренней молитвой", а заканчивая «В церкви», композитор показывает, что вера является неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Также у Петра Ильича написано много духовной музыки   для церковных хоров.

Люди, повлиявшие на формирование личности композитора     (выступление 3 группы)                     

         Немаловажное влияние на формирование личности человека оказывают окружающие люди. Для Пети Чайковского это имело особое значение, так как Петя отличался от других детей в семье быстрой возбудимостью, лёгкой ранимостью, необыкновенной отзывчивостью и стремлением помочь каждому слабому существу.

 Воткинская детская поэтесса В. Иванова в стихотворении "Заходите в этот дом, ребята" изобразила людей, которые повлияли на становление личности Пети Чайковского. В первую очередь поэтесса отмечает Марью Марковну Пальчикову – учительницу музыки: Петеньку на фортепьяно/ Учила Марья Марковна играть./ И ребенок в восемь лет свободно /Ноты мог, как и она, читать. [3, c.10]. Поэтесса, говоря о маме Петра Ильича, отмечает: "Ее голос, нежный и приятный,/ Радовал и Петю и гостей"[3, с.11]. (муз. фрагмент "Мама" из "Детского альбома") Радует нежное отношение любимой наставницы - гувернантки Фанни Дюрбах к Пете: Вспоминая, Фанни Дюрбах говорила:/ - Был он всех прилежней и нежней. /За старание она его любила,/ За усердие, за ласку к ней [3, c.11]. Это же и подмечает  Е. Пастухова в своем стихотворении  под названием "Фанни". Эти строчки  отражают мысли гувернантки, ее душу согревают воспоминания далекой давности, когда она еще жила в России и занималась маленьким Петей. Фанни Дюрбах помнит его первые стихи, написанные на французском языке: В милом росчерке детской руки, -/"Сердца вечно очарование", -/ "Иоанны" черновики/ И "К моей Отчизне" признание. [17, с.29 ].

 Музыкальную атмосферу дома поддерживал и отец Пети – Илья Петрович, что, безусловно, способствовало творческому развитию мальчика: Вот Илья Петрович на портрете…/ Был он добрым, ласковым отцом./ Для детей любил играть на флейте,/ Музыку частенько слышал дом. [3, c.12]. Также не осталось бесследным влияние сестры композитора - Александры Ильиничны Давыдовой. Это отражено в стихотворении Е. Пастуховой "Сашеньке": Нас Провидение/ вело Одной дорогой… /"Птенцов" поставить на крыло – /Веление Бога. [17, с.18].

Все люди, принимавшие участие в воспитании Пети, привили ему благородные чувства: доброту и сердечность, любовь к природе и искусству, развили в нем патриотизм.

Истоки музыки П.И. Чайковского (выступление 4 группы)

Истоки вдохновения маленького Пети подметил   С. Вострокнутов в своем произведении "Рожденный в уездной глуши…" Здесь более полно раскрывается влияние самой природы на юного гения: От звуков, царящих вокруг,/ Он взял вдохновения взлет,/ И каждый воспринятый звук/ Им вылились в радугу нот.  [17, с.25 ]. А. Гребенкин развивает эту мысль в своём стихотворении "Лебединое озеро": Глянул мальчик случайно в окошко/ И увидел на тихой воде –/ Проплывает по лунной дорожке/ Стая маленьких лебедей. [2, c.256]. Во второй части стихотворения поэт использует антитезу, через которую показывает, что  нет уже в живых Чайковского, но его балет "Лебединое озеро" будет жить вечно: Как, бывало,/ На зябком рассвете/ Звёзды падают в воткинский пруд…/ Нет мальчишки, /А лебеди эти/ До сих пор все живут и живут. [2,c.256].

Тема творчества композитора отражена в стихотворении "На Воткинском Пруду" А. Коромыслова. Это произведение очень своеобразное: герой представляет себя на берегу пруда, вода в котором кажется ему "загадочной" и "волшебной". Поэт не случайно называет её  так потому, что пруд рождает ассоциацию с творениями П.И.Чайковского. В первой строфе упоминаются балеты: "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и "Спящая красавица". Во второй строфе представлены две оперы: "Евгений Онегин" и "Пиковая Дама". А сам поэт переносится в то время, когда жил на Господской улице маленький Петя: На Лебедином озере – на Воткинском Пруду –/ Не то что гуси-лебеди – и утки не везде…/ Так почему Щелкунчиком орешковым иду / С Проснувшейся Красавицей к загадочной воде?../ Иль – тутошним Онегиным со здешней Дамой Пик –/Как будто не товарищи гуляют – господа?../ А над Господской Улицей – Чайковского – летит/ Не Чайка – Лебедь Белая!.. Волшебная вода!..[8, c.73]

Поэтесса В. Иванова в стихотворении "Заходите в этот дом, ребята" пишет, что в саду Петя любил слушать пенье девушек и "щебетанье птиц и шум берез", но особенно восхищался ландышами: Ландышам стихи он посвящает –/ Он любит их больше всех цветов,/ Восхищался красотой неброской –/Это родины был нежный зов. [3, c.10].

Важно отметить, что любовь к поэзии, как и к музыке, проявилась в Петре Ильиче в раннем детстве, когда семья Чайковских жила в Воткинске. Стихотворением, которым по-настоящему дорожил Чайковский, были "Ландыши". Вот что он писал по этому поводу Модесту Ильичу: "... Я вспомнил, как мы весной все ездили в лес... за ландышами... Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать на самом деле недурные стихи, к тому же глубоко п р о ч у в с т в о в а н н ы е... Я работал над ними с таким же удовольствием, как над музыкой"[14, с. 217]. "Ландыши" построены в виде монолога. Вопросительно-восклицательная интонация придает стихотворной речи теплоту человеческого участия: И наконец настал давно желанный день!/ Скорее в лес!.. Бегу знакомою тропою./ Ужель сбылись мечты, осуществились сны?../ Вот он! Склоняясь к земле, я трепетной рукою /срываю чудный дар волшебницы-весны./ О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?/ Другие есть цветы роскошней и пышней,/ и ярче краски в них, и веселей узоры,—/ но прелести в них нет таинственной твоей [14, с.217]. Аллитерация помогает подчеркнуть настроение автора. "Короче стали дни. Умолк пернатый хор" - трижды встречающийся твердый звук [р] делает фразу более жесткой. Когда речь заходит о весне, совсем другая звукопись: "И реки потекли, и роща огласилась". Согласный звук [р]- мягкий, а согласный[ л] передает плеск весенней воды и трели первых птиц.  

Природа становится неотъемлемой частью не только его произведений, но и самой жизни. Очарованный природой, П.И. Чайковский написал фортепианный цикл "Времена года". А поэтесса Г. Склярова под впечатлением музыки этого цикла посвятила композитору стихотворения: "Октябрь Осенняя песнь" и "Ноябрь". Поэтесса пишет, что Чайковский в музыке "Передал раздумье и страданье,/ Боль, порыв, смирение, любовь" [15, c.73]. Далее поэтесса делится своим восприятием этой музыки, теми чувствами, которые всколыхнулись у нее в душе: Слушаю… И чувствую природу,/ Песнь осенняя во мне живет…/ Свежей сыростью пропитан воздух, -/ И по залу музыка плывет [15, c.73]. После прочтения стихотворения понимаешь, что все в этом мире живет в гармонии: природа, музыка, поэзия. В стихотворении "Ноябрь" Г. Склярова передает, как «властвует» над ней музыка Чайковского в концертном зале. "Душа парит в плену у чудных пьес" под воздействием чарующей музыки "На тройке": Трепещет сердце, жаждет раствориться/ В природе, в этой музыке прекрасной[15, c.74]. Особенно поэтессу покоряет "русское начало" этого произведения, А звон бубенцов щемит сердце и связывает прошлое с настоящим.

Восхищена циклом "Времена года" и Е. Пастухова. Она сочинила 12 небольших стихотворений под общим названием "Времена года". Некоторые из этих произведений очень созвучны с пьесами П.И.Чайковского. Март – "Ностальгия": В весеннем небе просыпается заря,/ Торопит развернуться дня бутон,/ И жаворонок в свете янтаря/ Напев о родине приносит мне сквозь сон [17, с.29]. Март – начало весны, начало новой жизни, начало нового круга времен года, природы. Песня жаворонка – это символ надежды, символ рассвета жизни. Все это отражается и музыке П.И.Чайковского и в проникновенных строках поэтессы. Июнь – "Баркарола": Птичий хор – то нотный стан парящий, /Трепет крыльев – миллион оваций,/ Соло – милый профиль ваш щемящий…/ Баркарола… Сердца всплеск… И мне семнадцать [17, с.29]. (муз. фрагмент "Баркарола" из  цикла"Времена года") Баркарола переводится как "песнь на воде". Течение реки очень схоже с течением самого времени, в воспоминаниях можно вернуться назад в прошлое, в молодость. Думается, именно это хотел П.И.Чайковский отразить в своей пьесе, и именно это подметила поэтесса.   

Окружавшая Воткинск природа, музыкальная атмосфера дома, великолепный вид из окон на пруд - это и есть истоки музыки П.И.Чайковского.

 

 Музыка П.И.Чайковского и Великая Отечественная война  (выступление 5 группы)

  

Во время Великой Отечественной войны из Клина в  Воткинск был перевезен Дом-музей П.И.Чайковского. В нем работала Ксения Юрьевна Давыдова, внучатая племянница композитора. Музей проводил "музыкальные среды", которые пользовались особенной любовью тружеников завода. Преимущественно читались лекции о творчестве Чайковского. Привезенные из Клина патефон и пластинки сопровождали лекции. Музыка помогала выживать в такие времена, когда очень трудно было удержаться, встать на ноги и идти дальше. И люди, защищавшие Родину от фашизма, понимали, что только в свободном мире будет звучать музыка, несущая добро и свет. В стихотворении "Мой город" И. Субботин показывает, как важно сберечь мир от войн, чтоб звучала музыка: Земля моя, ты лучших сыновей/ На грозные высоты провожала./ Они зовут нас сделать мир добрей,/ Сберечь от войн, чтоб музыка звучала[8, c.101]. Во время Великой Отечественной войны музыка П.И.Чайковского оказывала поддержку не только жителям Воткинска, но и всей России. Об этом проникновенно пишет Е. Пастухова в своем произведении "Концерт Чайковского звучит!", посвящая его мужеству жителей блокадного Ленинграда: Славь мужество великой Битвы!/ Он дрогнул – вражеский прицел,/ Когда победною молитвой/ Звучал Чайковского концерт! [17, с.18]. (муз. фрагмент из концерта № 1 для фортепиано с оркестром) Несмотря на трудности военного времени, люди слушали музыку, продолжали тянуться к прекрасному. Музыка П.И.Чайковского вдохновляла на подвиг, оживляла души, вселяла надежду в их сердца.

                   "Чайковский жив и бесконечно будет"

                            ( выступление 6 группы)

Петр Ильич рано покинул родину, сохранив память о ней и выразив своё чувство любви в детском стихотворении "К моей  Отчизне"( 1848г.): О Отчизна, которую я люблю, я не хочу тебя покинуть.../ О Отчизна, которую я люблю. Моя дорогая земля.../ Мой родной город маленький и очень малонаселенный, /Но я все-таки чту всегда и буду чтить [1, с.20]. Прославляя в музыке Россию, он прославил и Воткинск, вернулся сюда своим творчеством. В.Поваляев в стихотворении "Чайковский" точно определил главное назначение музыки композитора: Его призванье - души исцелять!/ Чайковский жив и бесконечно будет./ Петру внимая, разве не понять,/ Что музыка, как хлеб насущный людям[13, с.7].

  Имя великого композитора носят достопримечательности города Воткинска:  педагогический колледж, детская  школа искусств № 1, бывшая Господская улица переименована в улицу имени композитора. Центром достопримечательностей  является ГМАК Музей-усадьба П.И. Чайковского, где проходят творческие вечера, концерты, экскурсии. Поэтесса Г. Исхакова гордится композитором-земляком П. И. Чайковским: Здесь когда-то сам Чайковский жил,/ Здесь душой внимал различным звукам,/ И какие пьесы сочинил,/ С гордостью рассказываю внукам [ 4, с.56]. Каждый год в день рождения великого композитора в городе Воткинске проходит фестиваль, посвященный жизни и творчеству П.И.Чайковского. Об этом с  радостью пишет Г. Микрюкова: "Чайковский жив!/ На юбилей/ К нам в Воткинск/ Гости приезжают" [6, с.34].

 В 1990 году был воздвигнут памятник П.И.Чайковскому в честь 150-летнего юбилея композитора. Скульптор - О. Комов, архитектор - Н. Комова. Этому памятнику Вениамин Влажин посвящает стихотворение "На тихий город фонари..."    Поэт отмечает особенности памятника: "На лавочке резной сидит/ Великий музыкант" [9,с.27] и особенности наследия композитора: "Писал он пьесы для детей/ О разных временах"[9, с.27]. Николай Каракулов в стихотворении "Обращение к П.И.Чайковскому" возводит композитора на "Музыкальный олимп", подчеркивая, что "Здесь у мраморных плит/ Память свято хранит/ Не лукавый мираж - / Свет Божественный Ваш!"[17, с.25]  Е. Пастухова в стихотворении "Связь времён" поэтесса, используя олицетворение, показывает радость дома, где родился "стеклянный мальчик" и куда он ежегодно возвращается своим творчеством: Я Вселенскому таинству внемлю,/ Дом, похоже этому рад.../ Снег так бережно кутает землю,/ Как сто семьдесят пять лет назад [17, с.26].

Г. Микрюкова, отражая связь времен, с гордостью пишет о бессмертии музыки композитора: Звучит его музыка/ Во всём мире большом-/ Души радует,/ Прогоняет тоску,/ Воскрешает любовь,/ Наполняет сердца/ Надеждою [4, c.87].

3. Итог урока: в заключение урока каждая группа, обсудив предложенный вопрос, подводит итог:

1). Какие грани жизни и творчества П.И.Чайковского вы открыли для себя?

2). Какие средства выразительности использовали воткинские поэты для создания "портрета" композитора?

3). Творчество какого воткинского поэта вас особенно восхитило и почему?

4). Какова идейная направленность стихотворений поэтов, посвящённых П.И. Чайковскому?

5).  Какое впечатление произвели на вас музыкальные фрагменты, прозвучавшие на уроке?

6). Выступление какой группы вас особенно впечатлило и почему?

4. Домашнее задание: написать эссе на тему "Чайковский жив и бесконечно будет"

5. Заключительное слово учителя (благодарность учащимся за подготовку к уроку и приобщение к прекрасному)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Аншаков Б.Я. Дом-музей П.И. Чайковского в Воткинске: Путеводитель / Б.Я. Аншаков. - Ижевск: Удмуртия, 1978.-102с: ил.
  • Гребенкин А.А.  Свет Родины: Стихи/А.А. Гребенкин. - Пермь: Звезда, 2005.-252 с.
  • Иванова В. Удмуртия, город Воткинск.  Фестиваль веселый, звонкий: Сб. стихов и песен / В. Иванова. - Воткинск: МП МИИЦ, 2008.- 46с: ил.
  • Литераторы Воткинска: Литературно-справочное издание/Тех. редактор Ф. Бреднев -  Республика Башкортостан: Нико-Фильм,  2013.-112с.
  • Микрюкова Г. Болгуринская старина: Фольклор / Галина Микрюкова. – Воткинск: МП МИИЦ,  2009.-122с.
  • Микрюкова Г. Исповедь сердца: Стихи разных лет / Г. Микрюкова. - Воткинск: МП МИИЦ, 2003.- 88с.
  • Микрюкова Г. Признание в любви: Стихи / Г. Микрюкова. - Воткинск: МП МИИЦ, 2008.-124с.
  • Мы - воткинцы: Альманах / Сост. И.С. Розенберг.- Воткинск: Воткинская типография, 1993.-130с: ил.
  •  Мы - воткинцы: Литературный альманах / Сост. Г. Микрюкова.- Воткинск: МП МИИЦ, 2005.-228с: ил.
  • На родине П.И. Чайковского: Фотокнига / Сост. О.Ф. Прудникова, Т.А. Поздеева.- Ижевск: Удмуртия, 1990.-160с: ил.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР  Н.Ю. Шведовой. 17-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985. - 797с.
  • Пастухова Е. Свет России. П. И. Чайковскому - патриоту: [Стихотворение] / Екатерина Пастухова // Воткинские вести. - 2015. - 16.янв.(№2-3). - С.7.
  • Поваляев В. Чайковский: [Стихотворение ]/ Владимир Поваляев//  Воткинские вести. - 2013. - 28 июня(№75-76). - С.7
  • Розенберг И.С. "...Я отношусь к стихам, как музыкант..." О взглядах П.И.Чайковского на поэзию и его поэтическом творчестве/ И.С. Розенберг // П.И. Чайковский и русская литература: Сб.ст. / Сост. Б.Я. Аншаков, П.Е. Вайдман.- Ижевск: Удмуртия, 1980.- С.210-223.
  • Склярова Г.А. Песня души: Стихи / Г.А. Склярова - Воткинск: МП МИИЦ, 2006.-154с: ил.
  • Тронина Н.Н. Песня жаворонка: Лирика / Н.Н. Тронина. - Пермь: Звезда, 2003.-144с.
  • Чебаки №2: Литературно-художественный журнал /  Сост. Г. Микрюкова.- Воткинск: МП МИИЦ, 2015.-120с: ил.

Ясаков Г.К. Воткинские рассказы о Чайковских: Рассказы / Г.К. Ясаков. Воткинск: 2006.-86с: ил.