Педагогический проект "Внимательные ушки"
МАОУ "СОШ № 2 им.М.И.Грибушина"
Педагогический проект "Внимательные ушки"
Лебедихина Елена Ивановна
Решетова Дарья Александровна
педагоги
Актуальность:
Ранний дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире.
В современном мире цифровых технологий и инноваций дети чаще используют зрительные анализаторы для получения информации: самые распространенные из них - это просмотр мультфильмов или видеороликов в «гаджетах». Для родителей это удобно, а детям легко и интересно. Беседуя с родителями, выяснилось, что в семьях редко читают художественную литературу, играют в речевые игры и беседуют на разные темы. А это все негативно сказывается на развитии слухового восприятия и фонематических процессов. Наблюдения за детьми средней группы подтверждают, что детям сложно воспринимать информацию на слух, что у детей возникают трудности дифференциации интонационных характеристик, сложности в различении слов, схожих по звуковому составу. Все это негативно сказывается на речевом развитии в целом.
Поэтому было решено создать проект по формированию фонематических процессов и развитию слухового восприятия «Внимательные ушки».
Цель: создание условий для развития слухового восприятия и формирования фонематических процессов.
Задачи:
-
Учить детей различать неречевые и речевые звуки;
-
Учить детей различать слова, схожие по звучанию;
-
Способствовать развитию слухового восприятия;
-
Учить детей дифференцировать интонационные характеристики;
-
Воспитывать у детей усидчивость, умение выслушивать друг друга.
Тип проекта: практико – ориентировочный
Вид проекта: долгосрочный
Сроки реализации: 01.09.21 – 31.12.21 г.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители, учитель-логопед.
Этапы проекта:
Подготовительный (Сентябрь – 1-2 неделя)
1. Проведение диагностики уровня развития слухового восприятия и фонематических процессов,
2. Постановка цели и задач;
3. Подбор литературы и разработка перспективного плана по развитию слухового восприятия и фонематических процессов;
4. Подбор наглядно – дидактического материала;
Основной (Сентябрь – 3, 4 неделя, октябрь, ноябрь, декабрь)
1. Создание развивающей среды по формированию фонематических процессов,
2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми,
3. Проведение консультаций и бесед с родителями по данному направлению.
Заключительный (3-4 неделя Декабря)
1. Диагностика слухового восприятия и фонематических процессов на заключительном этапе,
2. Анализ результатов работы.
Возможные риски:
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Недостаточная мотивация участников проекта.
Пути решения: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути решения: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
1. Недостаточная мотивация участников проекта.
Пути решения: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути решения: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
Перспективный план
Период
|
Игры и упражнения
|
Цель
|
Работа воспитателей
|
3 неделя сентября
|
Игра «Солнце или дождик?»
Упражнение «Печатная машинка»
Угадай, сколько раз я хлопнула в ладоши.
Знакомство со звуком А. Пропевание звука А.
Хлопни в ладоши, если услышишь звук А.
|
Цель. Обучение детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Цель: формирование у детей умения воспроизводить ритмический рисунок (ритм) при отхлопывании.
Цель: развитие слухового внимания и восприятия у детей
Цель: обучение детей выделению звука из ряда звуков.
|
Закрепление игры: Солнце и дождик
В индивидуальной форме закрепление игр: Печатная машинка,
Сколько раз я хлопнула
Закрепление игры: Поймай звук А
|
4 неделя сентября
|
Игра: «Медведь и птички»
Игра «Где позвонили?» (вверху - внизу)
Знакомство со звуком У.
Поймай Звук У
|
Цель. Обучение детей выполнять действия согласно различному звучанию мелодий. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Цель: обучение детей выделению звука из ряда звуков.
|
Закрепление игры: Медведь и птички
В индивидуальной форме закрепление игр:
Где позвонили?
Повтори за мной ритм
Закрепление игры: Поймай звук У
|
1 неделя октября
|
Игра: Зайцы и волк
Игра: Шумовые коробочки
Знакомство со звуком О.
Поймай звук О.
|
Цель: Обучение детей выполнять действия согласно различному звучанию мелодий. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Цель: учить детей различать разные шумы на слух.
Цель: обучение детей выделению звука из ряда звуков.
|
Закрепление игры: Зайцы и волк
В индивидуальной форме закрепление игр:
Шумовые коробочки
Сколько раз я хлопнула
Закрепление игры: Поймай звук О
|
2 неделя октября
|
Муз. Игра: Слушаем шумы в лесу
Угадай, короткий звук или длинный (игра на колокольчике или дудочке)
Знакомство со звуком И.
Поймай звук И
|
Цель: учить детей различать на слух неречевые шумы
Цель: учить детей различать звуки по длине
Цель: обучение детей выделению звука из ряда звуков.
|
Закрепление игры: Слушаем шумы в лесу
Закрепление игр:
Угадай, короткий звук или длинный (игра на колокольчике или дудочке)
Поймай звук И
Шумовые коробочки
|
3 неделя октября
|
Муз. Игра: Кто кричит (звуки животных)
Определи, какой первый звук в словах.
Правильно-неправильно (это банан, манан, табан, банан и т.д.)
|
Цель: учить детей на слух определять и различать звуки животных.
Цель: учит детей выделять начальный гласный звук в слове.
Цель: учить детей определять правильное и неправильное звучание слов
|
Закрепление игры: Угадай, на каком инструменте играю.
Закрепление игр:
Определи, какой первый звук в словах.
Правильно-неправильно (хлопни-топни)
|
4 неделя октября
|
Игра: Угадай на каком инструменте играю
Игра «Угадай, что делать» (Громко-тихо)
Правильно-неправильно (это мышка, мишка, мыска, мышка и т.д.)
|
Цель: учить детей различать звучание муз. инструментов
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Цель: учить детей определять правильное и неправильное звучание слов
|
Закрепление игры: Кто кричит (звуки животных)
Игра «Угадай, что делать» (Громко-тихо)
Правильно-неправильно (это мышка, мишка, мыска, мышка и т.д.)
Игра «Угадай, кто идет: Цапля или воробей»
|
1 неделя ноября
|
Определи, какой первый гласный звук в слове
«Угадай, где кружки, а где кружки»
Игра «Угадай, кто идет: Цапля или воробей»
|
Цель: учит детей выделять начальный гласный звук в слове.
Цель: учить различать слова по звучанию.
Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.
|
Закрепление игр в индивидуальном порядке и подгруппах:
Определи, какой первый гласный звук в слове
«Угадай, где кружки, а где кружки»
Игра «Угадай, кто идет: Цапля или воробей»
|
2 неделя ноября
|
«Какое слово задумано»
Определи, какой первый гласный звук в слове
Игра «Капельки»
|
Цель игры: развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.
Цель: учит детей выделять начальный гласный звук в слове.
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
|
Закрепление игр в индивидуальном порядке и подгруппах:
«Какое слово задумано»
Определи, какой первый гласный звук в слове
Игра «Капельки»
|
3 неделя ноября
|
«Какое слово задумано»
Игра «Лягушки».
Игра «Повтори за мной»
|
Цель игры: развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
|
Закрепление игр в индивидуальном порядке и подгруппах:
«Какое слово задумано»
Игра «Лягушки».
Игра «Повтори за мной»
|
4 неделя ноября
|
Игра «Лягушки».
Игра «Повтори за мной»
Игра «Узнай по интонации»
|
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.
|
Закрепление игр в индивидуальном порядке и подгруппах:
Игра «Лягушки».
Игра «Повтори за мной»
Игра «Узнай по интонации»
|
1 неделя декабря
|
Игра «Запомни слова».
Игра «Лягушки».
Игра «Узнай по интонации»
|
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.
|
Закрепление игр в индивидуальном порядке и подгруппах:
Игра «Запомни слова».
Игра «Лягушки».
Игра «Узнай по интонации»
|
2 неделя декабря
|
Игра «Снежинка»
Игра «Какой слог лишний?»
Игра: Доскажи словечко
|
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Цель: развитие способности у детей подбирать слова на предложенные слоги
|
Закрепление игр в индивидуальном порядке и подгруппах:
Игра «Снежинка»
Игра «Какой слог лишний?»
Игра: Доскажи словечко
|
3 неделя декабря
|
Игра «Какой слог лишний?»
Игра: Доскажи словечко
Муз. Игра: Лепим-бросаем
|
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Цель: развитие способности у детей подбирать слова на предложенные слоги
Цель: развитие способности различать характер музыки и выполнять соответствующие действия.
|
Закрепление игр в свободной деятельности и индивидуальном порядке.
|
4 неделя декабря
|
Диагностика слухового восприятия
|
|
|
Работа с родителями:
месяц
|
мероприятие
|
Цель
|
Октябрь
|
Тренинг: «Вместе играем – слух, ритм развиваем»
|
Знакомство родителей с актуальностью, целями и задачами проекта. Показать родителям, какие игры будут способствовать развитию слухового внимания и восприятия.
|
Декабрь
|
Мастер-класс для родителей и детей: Готовим игры своими руками, развивающими слуховое восприятие.
|
Дать возможность родителям и детям изготовить игры, способствующие развитию слухового восприятия,
|
Список литературы:
1.Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / М. М. Аманатова // Логопедия. 2007. – № 1. – С. 27-34.
2.Каше, Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) [Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : АПН СССР, 1986. – 49 с
3.Ткаченко, Т. А.Проблема коррекции фонетических нарушений у детей на современном этапе [Текст]/ Ткаченко Т. А.// Логопедия. - 2004. - №1(3). - С.11-15.
4.Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1971. – 240 с.
Диагностика слухового восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
-
Пространственный компонент слухового восприятия:
Инструкция: Покажи где звучит.
-
Различение неречевых шумов:
Инструкция: Угадай Что шумит в коробочке.
-
Исследование возможности у ребёнка слухового восприятия и моторного воспроизведения различных по сложности ритмических структур.
Материал исследования: Серия простых ударов / //; // //; /// ///; // // //
-
Фонематический компонент слухового восприятия.
Цель: Исследование возможности восприятия и воспроизведения слогов с фонетически близкими звуками (слухопроизносительная дифференциация фонем).
Инструкция: "Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты внимательно слушай и повторяй". При произнесении слогов лицо экспериментатора экранируется в целях устранения возможности чтения с губ. Ребёнок повторяет слоги.
Материал исследования: слоговые ряды из двух слогов.
ма-на ба-ма
ба-па мя-ма
та-да на-га
-
Исследование сформированности навыка фонематического анализа.
Материал исследования: изображение собачки или игрушка.
Инструкция: Логопед произносит ряд звуков. В момент произнесения звука [р] показывает собачку. Затем предлагает ребёнку показать собачку, когда он услышит, как она рычит.
-
Определение начального гласного звука в словах:
Инструкция: Послушай слова и назови какой первый звук в слове. (улитка, автобус, индюк, ананас)