Педагогический проект "Под сводом Спасо-Преображенского собора"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №241" г. Новокузнецк
Педагогический проект "Под сводом Спасо-Преображенского собора"
Евладенко Алена Леонтьевна
воспитатель
Вид проекта:
Краткосрочный; групповой; ознакомительно-информационный.
Участники проекта:
Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: ноябрь
Актуальность темы:
Проблема в духовно-нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В жизни детей книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в окружающий мир ребенка входит поток негативной, искажённой информации, чуждой нашей русской духовной культуре. Материальные ценности возвысились над духовными и как следствие этого у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Институт семьи в обществе стал носить характер необязательного жизненного явления. В обществе идёт разрушение традиционных, исконно русских ценностей.
Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Данный проект позволит педагогам, родителям и детям расставить ценностные приоритеты в своей жизни, воспитать в себе и своих детях нравственное и духовное начало.
Задачи проекта:
Формирование духовно-нравственного отношения к культуре и традициям своего родного края; к православной религиозной культуре, знакомство с внешним видом и устройством православного храма, с произведениями изобразительного искусства (иконопись).
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения; ориентировать семью на духовно- нравственное воспитание детей, формировать представление о формах семейного уклада.
Цель проекта:
Духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание личности дошкольника, через познание основ православной культуры, истории и традиций русского народа.
Гипотеза:
Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, не полными.
Предполагаемый результат:
Заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Формы сотрудничества с родителями
- Изучить отношение родителей к предполагаемой проблеме в рамках проекта;
- Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
- Разработка консультаций, информационных стендов;
Роль родителей в реализации проекта:
- Беседы со своим ребенком по основам духовности народа и традиции уклада жизни.
- Дать понятие о соборе, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога.
-Познакомить с правилами поведения в храме.
- Организация выставки фотографий.
План реализации проекта
-
Подготовительный этап:
- Довести до участников проекта важность данной темы;
- Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
- Составить перспективный план мероприятий.
-
Основной этап:
- Экскурсия в Спасо-Преображенский собор, который является историко-архитектурной жемчужиной города Новокузнецка и одновременно одним из крупнейших и значительных памятников религиозного изобразительного искусства Кузбасса.
- Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением икон и картин художников.
- Знакомство с убранством собора, строением собора, церковной утварью.
- Беседа: «Милосердие, душевная чуткость – добродетели людские».
- Беседа: «Что такое церковь, собор?»
- Беседа: «Православные праздники».
- Чтение «Детская Библия».
- Слушание духовной музыки, звона колоколов Собора.
- Рассмотрение фотоальбома-презентации «Золотые купола Спасо – Преображенского собора».
- Д/игры: «Юный архитектор» - постройка собора с целью познакомить с названием частей храма; «Найди, какая тень подходит к храму» с целью развития внимания.
- Рисование собора
-
Заключительный этап:
- изготовление макета «Спасо – Преображенского собора»;
- оформление презентации проекта
Ожидаемые результаты:
Дети:
- познакомились с православной культурой города;
- посетили Спасо - Преображенский собор;
- узнали что такое иконы;
- познакомились с убранством собора;
- познакомились с «Детской Библией»
Родители:
- повысился уровень знаний по основам духовности народа и традиции уклада жизни;
- появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, участвовать в жизни группы.
Выдвижение новой проблемы: познакомить детей и родителей с традициями православных праздников.