Педагогический проект по духовно-нравственному и гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста «Мы родом из Казани»
МБДОУ № 362 г. Екатеринбург
Педагогический проект по духовно-нравственному и гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста
«Мы родом из Казани»
Фатуллаева О.В.
заместитель заведующего по ВМР
Актуальность.
Цели и задачи
Одной из ключевых задач дошкольного образования на современном этапе является формирование у воспитанников социальных представлений об окружающем мире, о многообразии народов, как в родной стране, так и в мире в целом, путем активизации у детей интереса, симпатии и уважительного отношения к людям других национальностей.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в статье «Россия: национальный вопрос» отметил, что «для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Одним из главных условий развития нашей страны является межнациональное согласие».
Именно в период дошкольного детства очень важно закладывать основы толерантного отношения к другим национальностям. В этом существенную помощь может оказать приобщение детей к национально-культурным традициям, к музыкальному и танцевальному искусству других народов.
Знакомство с культурой татарского народа в подготовительной группе МБДОУ – детского сада № 362 нами было выбрано не случайно, т.к. согласно статистическим данным по национальному составу населения татарский народ в Свердловской области стоит на втором месте (после русских) и имеет достаточно высокий процент. Проанализировав этнический состав подготовительной группы, был также отмечен широкий спектр национальностей. Группу посещают дети таких народов как русские, татары, башкиры, армяне и даже чернокожий мальчик американского происхождения. Поэтому актуальность проекта по формированию у воспитанников интереса и толерантного отношения к народам России мы считаем высокой.
Целью проекта «Мы родом из Казани» является создание организационно-педагогических условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о культуре татарской национальности как части единого российского народа.
Задачи проекта:
- Углубить представления воспитанников о России как многонациональном государстве.
- Познакомить воспитанников с национально-культурными традициями татарского народа, с особенностями национальной одежды и национальных блюд, с народным творчеством, с национальными музыкальными инструментами, с территориальными особенностями Татарстана.
- Формировать первичные представления воспитанников о татарской культуре через национальный танец, национальный костюм.
- Воспитывать интерес и уважительное отношение к татарскому народу и национальным традициям.
- Вовлечь воспитанников и их родителей в проектную деятельность.
- Организовать взаимодействие с родителями в рамках проекта.
Тип проекта
- По доминирующему методу: практико-ориентированный
- По содержанию: познавательно- творческий
- По количеству участников: групповой
- По продолжительности: краткосрочный (с 19.09.2016 по 10.10.2016 г.)
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги МБДОУ, родители.
Проектная часть
Содержание образовательной деятельности в рамках педагогического проекта «Мы родом из Казани»
План реализации проекта
№ |
Мероприятия |
ответственные |
Подготовительный этап |
||
1 |
Обнаружение актуальности темы. Сбор необходимой информации. Определение основных направлений работы. |
зам.зав.по ВМР |
2 |
Анализ этнического состава группы. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе по наполняемости художественной литературой устного татарского творчества, игровым оборудованием, наглядно-дидактическим материалом, изделиями народного промысла. |
зам.зав.по ВМР, воспитатель |
3 |
Разработка плана проекта. |
зам.зав.по ВМР |
Основной этап |
||
1 |
Знакомство с Республикой Татарстан через просмотр презентации «Наш Татарстан» |
зам.зав.по ВМР, воспитатель |
2 |
Знакомство с устным народным творчеством: чтения татарских народных сказок «Башмаки», «Волк и портной», «Соловей», «Волшебное кольцо», «Гороховое войско», «Три дочери», «Хитрость против хитрости», «Гульчечек» |
зам.зав.по ВМР, воспитатель |
3 |
Просмотр татарских сказок-мультфильмов «Заяц-слуга», «Толкование сновидений», «Соловей». |
зам.зав.по ВМР, воспитатель |
4 |
Чтение стихотворений о Татарстане: В. Тяптин «Татарстан чудесный край» К.Афанасьева «Мой Татарстан» А.Сычев «Расцветай, Татарстан!» М. Перегожин «Республика Татарстан» Э. Гудман «Татарстан мой любимый» Заучивание наизусть стихотворения «Мы родом из Казани» (автор Сибхат Хаким) |
зам.зав.по ВМР, воспитатель |
5 |
Знакомство с выдающимися людьми Татарстана Писатели – поэты: М.Джалиль, Ш.Галеев, Г.Тукай, Белла Ахмадулина; Герои Великой отечественной войны: Фатых Каримов, С.Хаким, С. Ахтямов Диана Шарипова - певица, Чулпан Хаматова -актриса, Марат Башаров- актер театра и кино, Хабибуллин Николай - хоккеист сборной России и др. Даниил Садыков – герой Татарстана |
зам.зав.по ВМР, воспитатель |
6 |
Знакомство с подвижными татарскими народными играми: -Спутанные кони (Тышаулы атлар) -Угадай и догони (Читанме, бузме) -Продаём горшки (Чулмак уены) -Тимербай |
зам.зав.по ВМР, воспитатель. |
7 |
Обсуждение особенностей национальных костюмов, поиск отличий от других народных костюмов.
|
зам.зав.по ВМР, воспитатель |
8 |
-Рисование кукол в татарских национальных костюмах. -Оформление выставки творческих работ «Татарский национальный костюм» |
зам.зав.по ВМР, воспитатель |
9 |
Знакомство на музыкальных занятиях с национальными татарскими музыкальными инструментами (внешний вид, особенности звучания): гармонь, курай, домбра, гусли. |
зам.зав.по ВМР, музыкальный руководитель |
10 |
Прослушивание национальных татарских песен и мелодий (Татарская народная песня «Голуби воркуют» «Су буйлап» («Вдоль реки»)и др.) |
зам.зав.по ВМР, музыкальный руководитель |
11 |
Знакомство с особенностями татарского народного танца. Знакомство с татарскими плясками и плясовыми (просмотр презентаций). |
зам.зав.по ВМР, музыкальный руководитель |
12 |
Разучивание национального татарского танца в национальных костюмах |
зам.зав.по ВМР, музыкальный руководитель |
13 |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе: в книжный уголок: художественная литература, наглядно-дидактический материал, в уголок ряжения: национальные татарские костюмы, изготовление национального блюда Чак-чак (папье -маше) |
зам.зав.по ВМР, воспитатель |
14 |
Организация взаимодействия с семьями воспитанников через вовлечение родителей в проектную деятельность: - анкетирование родителей об изучении потребности реализации данного проекта в группе; -просветительская работа через оформление папки-передвижки с информацией о Татарстане, национальных татарских традициях и обычаях; -привлечение родителей к пошиву национальных костюмов |
зам.зав.по ВМР, воспитатель |
Заключительный этап |
||
1 |
Обработка и оформление материалов педагогического проекта.
|
зам.зав.по ВМР |
2 |
Презентация татарской национальности – выступление воспитанников с народным танцем в национальных костюмах на празднике ДОУ «Россия многонациональная» |
зам.зав.по ВМР, музыкальный руководитель |
Заключение
В основе заключительного этапа проекта лежит выступление воспитанников с народным татарским танцем в национальных костюмах.
В процессе реализации проекта в группе были созданы организационно-педагогические условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о культуре татарской национальности как части единого российского народа.
Воспитанники были вовлечены в познавательную и творческую проектную деятельность. В ходе проекта они получили знания и представления о национально-культурных традициях татарского народа, познакомились с особенностями национальной одежды и национальных блюд, с народным творчеством, с национальными музыкальными инструментами, с территориальными особенностями Татарстана.
Благодаря проекту дети познакомились с народными татарскими играми, проявляют к ним интерес и желание играть в самостоятельной деятельности. Прослеживается уважительное отношение детей произведениям татарского народного творчества, восхищение красотой и мелодичностью к музыкальному творчеству, к национальной одежде.
Воспитанники познакомились с особенностями татарского танца, получили первичные представления о технике народно-сценического танца, научились выразительно двигаться в соответствии с национальной мелодией, проявляли слаженность и музыкальность исполнения, выразительность общения между собой в танцевальной деятельности. Ознакомившись через танец с культурой татарского народа, дети прониклись симпатией и интересом к его традициям, познакомились с фольклором народа.
В группе организована развивающая предметно-пространственная среда.
Книжный уголок пополнен художественной литературой (сказки татарского народа, произведения поэтов и писателей Татарстана), наглядно-дидактическим материалом (иллюстрации государственной символики Татарстана, выдающихся людей татарского народа), в уголке ряжения появились национальные татарские костюмы и макет национального блюда Чак-чак, выполненного по технике папье –маше, что может использоваться в сюжетно-ролевых играх в группе, а также при проигрывании национальных татарских традиций.
В целом данный проект позволил решить задачи воспитания толерантного отношения к другим народам: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстниками и взрослым различных национальностей, в т.ч. и татарской. Понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций татарского народа, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представлений иных этнических коллективов. У детей углубилось представление о стране России как многонациональном государстве. Этот проект позволяет сформировать начальное представление у воспитанников о том, что все народности нашего государства представляют собой одно единое целое российского народа. И где бы ребенок ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами.