Педагогический проект: «Музей в чемодане»
ИНТЕРНАТ ПРИ МАОУ «ШКОЛА № 1 им. В.И. МУРАВЛЕНКО»
г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ
Педагогический проект: «Музей в чемодане»
Тукумбетова Гульгена Фахрисламовна - старший воспитатель,
педагогический коллектив интерната при МАОЛУ «Школа №1 им В.И. Муравленко»
Педагогический проект: «Музей в чемодане»
Номинация: Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей
Срок реализации: бессрочный
Автор и/или авторский коллектив Тукумбетова Гульгена Фахрисламовна, старший воспитатель, педагогический коллектив интерната при МАОЛУ «Школа №1 им В.И. Муравленко»
-
Проблематика проекта
- Отдаленность интерната для детей из числа КМНС при МАОУ «Школа №1 им В.И. Муравленко» от образовательных учреждений города не позволяет в полной мере охватить жителей, детей города экспозиционной деятельностью представленной в этнографическом комплексе на территории интерната. Проект "Музей в чемодане" дает возможность "побывать в музее" тем, кто сам не может до него добраться.
- Отсутствие у воспитанников интерната (детей из числа КМНС) готовности к продуктивному взаимодействию с обществом, публичным выступлениям, личного самосовершенствования.
-
Цели и задачи проекта
Цель: Пропаганда, популяризация, сохранение культурного наследия народа ханты и других народов Севера.
- воспитание чувства национального самосознания у воспитанников интерната;
- адаптация, социализация и интеграция в социум;
-
формирование способности и готовности к продуктивному взаимодействию с обществом;
- сохранение и изучение традиций культуры народа ханты и других народов Ямала, родного хантыйского языка.
-
Целевые аудитории проекта Воспитанники детских садов, учащиеся школ, дети с ограниченными возможностями здоровья, люди пожилого возраста;
-
Описание проекта (общая информация, этапы реализации)
Проект «Музей в чемодане» представляет собой оформленный в национальном стиле чемодан (кейс), наполнение которого представлено экспонатами из культуры и быта народа ханты на следующие темы: «Игры и игрушки народа ханты», «Музыкальные инструменты народов Севера», «Одежда, обувь и орнаменты народа ханты». В рамках проекта запланированы выездные занятия - экскурсии в детские сады, школы, проведение национальных праздников, этноквеста,инсценировка легенд народа ханты для воспитанников детских садов и учащихся школ города Муравленко. Это своего рода мобильная версия музея, которая приезжает к детям (Приложение 1). В ходе разработки проекта с воспитанниками интерната был проведен социологический опрос с12 воспитанниками старшего звена «Выявление трудностей изучения хантыйского языка»:
-
Какой язык вы считаете родным?
-
На каком языке предпочитают разговаривать в вашей семье?
-
Возникают ли трудности в общении на хантыйском языке?
-
Какие хантыйские диалекты вы знаете?
-
Как хорошо вы владеете хантыйским языком?
-
Как хорошо вы владеете русским языком?
-
На каком языке вы предпочитаете общаться со сверстниками?
-
Читаете ли вы книги на хантыйском языке?
-
На каком языке вам легче учиться?
-
Будет ли востребован хантыйский язык в вашей взрослой жизни?
-
Собираетесь ли вы обучать будущее поколение хантыйскому языку?
-
Важно ли сохранять свой язык и культуру?
По результатам опроса ребята не испытывают трудности в общении на хантыйском языке. Есть трудности при чтении и письме. В семье преобладает общение на родном хантыйском языке. В общении со сверстниками предпочитают использовать русский язык. Все воспитанники считают, что родной язык будет востребован в их взрослой жизни, необходимо обучать будущее поколение родному языку, особенно важным пунктом выделили сохранение родного языка и культуры.
-
этап – Подготовительный. Работа над комплектованием экспонатов для музея в чемодане. Изготовление недостающих экспонатов или их копий. Изготовление макетов, переносных сюжетных композиций, оформление экспозиционного материала, изготовление или приобретение национальных костюмов, заказ и приобретение чемоданов (кейсов) с индивидуальным дизайном для хранения и передвижения экспонатов (за счет грантовых средств «Газпромнефть Родные города»). Вовлечение в реализацию проекта членов кружков «Верты-Ави», родителей воспитанников. Исходя из имеющихся экспонатов, разработки методических материалов по темам для передвижных экспозиций. Анализ собранного материала, оформление результатов проведенной работы. Создание картотеки методических разработок по темам экспозиций «Игрушки и игры народа ханты», «Одежда, обувь и орнаменты», «Музыка и музыкальные инструменты народа ханты», «Праздники народа ханты». Подбор музыкального сопровождения, игр, загадок. Создание фонотеки, инструментов по музыкальному и песенному творчеству народов Ямала (Приложение 2). Подготовка экскурсоводов из числа воспитанников интерната, разучивание национальных танцев, песен, легенд, стихов с участием воспитанников. Информирование жителей города Муравленко о проекте в средствах массовой информации: телевидение, в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники на страничках "Муравленковский день". Размещение информации о мероприятиях проекта (афиши, приглашения).
-
этап – Основной. Подготовка и проведение мероприятий проекта:
- Праздник "День открытых дверей";
- выездные экскурсии в ДОУ города по теме «Игрушки и игры народа ханты»";
- выездные экскурсиив школы горда для учащихся начальных классов по теме «Одежда, обувь и орнаменты»;
- выездная экскурсия вЦСОН для детей с ограниченными возможностями по теме «Музыка и музыкальные инструменты народа ханты»;
- Онлайн экскурсия«Игрушки и игры народа ханты»";
- Хантыйский праздник (театрализованное представление) «Проводы лебедя» для учащихся 1-4 классов Школы №1 им. В.И. Муравленко»;
- Мастер-класс для людей пожилого возраста по изготовлению сувенира «Акань»;
- конкурс творческих работ «Музей в чемодане»
Публикация и информирование в СМИ о мероприятиях проекта.
3 этап - Заключительный
- Этноквест в городском краеведческом музее «Мой Ямал».
- Праздничная развлекательная программа «Моя малая Родина» с использованием национального колорита народов ханты в ОДД «Лира». У чума будет организована фотозона; желающие могут надеть хантыйские костюмы, взять бубен шамана.
- Публикации в СМИ об итогах проекта.
Фотоматериалы по реализации проекта представлены в Приложении 3.
8. Территория реализации проекта Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко.
9. Показатели результативности реализованного проекта (количественные/качественные)
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
— Вовлеченность в проект участников проекта - охват более 300 человек, 10 волонтеров, 15 учреждений;
— Проведение мероприятий проекта - 10
— Публикации (посты в социальных сетях, теле-эфиры) - 10
— Информационный охват – 5 000 человек
КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Реализация данного проекта позволит:
-
успешно адаптироваться воспитанникам интерната в социуме;
-
накопить коммуникативный опыт: появятся навыки сотрудничества у участников группы, укрепятся дружеские связи;
-
выявить индивидуальные особенности и способности участников проекта на разных этапах работы, у участников появится возможность посмотреть на себя со стороны и заявить о себе;
-
охватить большое количество учащихся и воспитанников города, которые познакомятся с культурой, традициями народов Ямала;
-
способствовать развитию индивидуальной познавательной активности воспитанников интерната;
-
формировать положительно-ценностное отношение к своей малой Родине;
-
способствовать развитию толерантного отношения друг к другу народов, проживающих в нашем городе.
10. Данные, характеризующие общественную значимость проекта
Проект несет образовательно - социальную функцию. Наилучшим воспитательным эффектом будет не идея, а образ, который останется после восприятия рассказа, экспоната, мастер-класса, праздника, этноквеста.
Главной и основной целью проекта является реализация открытой социально – педагогической площадки, призванной развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству, формированию у детей патриотических чувств, положительно-ценностного отношения к своей малой Родине, воспитанию взаимоуважения национальных культур, уважения и гордости за свой родной край. Дети будут иметь возможность приобщиться к культурным и историческим традициям родного края, соприкоснуться с прошлым через живое восприятие, через реальный предмет – музейный экспонат, стать непосредственным участником действия. Эти экскурсии имеют большую информационную ценность, так как учащиеся школ, воспитанники ДОУ получают дополнительную информацию о культуре и быте народов Севера, рядом с которым они живут. Для воспитанников интерната, представителей коренного народа ханты, реализация данного проекта способствует формированию следующих компетенций: способности и готовности к продуктивному взаимодействию с обществом, их адаптации, социализации и интеграции в социуме, сохранению и изучению традиций культуры народа ханты и других народов Ямала, сохранению родного хантыйского языка, воспитанию чувства национального самосознания, личного самосовершенствования;
За период реализации проекта с сентября по ноябрь 2023 года проведено:
- 9 выездных занятий – экскурсий по темам «Музыка и музыкальные инструменты народа ханты», «Игры и игрушки народа ханты» (охват составил 250 человек);
- хантыйский праздник «Проводы лебедя» в МАОУ «Школа №1 им В.И. Муравленко» для параллели 5-х классов (охват 100 человек);
- этноквест «Мой Ямал» в городском эколого-краеведческом музее (охват 40 человек).
- охвачено в рамках проекта 7 образовательных учреждений города, центр социального обслуживания населения.
Планируется продолжение деятельности в рамках данного проекта так как «Музей в чемодане» пользуется большим спросом среди образовательных учреждений города.