Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Педагогический проект «Моя малая Родина» по духовно-нравственному и гражданскому воспитанию учащихся дополнительного образования.

МБУДО Центр детского творчества "Октябрьский" г.Иркутска

 

Педагогический проект «Моя малая Родина» по духовно-нравственному

и гражданскому воспитанию

учащихся дополнительного образования

 

Комарова Елена Юрьевна

методист

 

 

«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Автор проекта: Комарова Е.Ю., методист, МБУДО г.Иркутска ЦДТ «Октябрьский».
Описание проекта: долгосрочный, сроком на 9 месяцев (с 11.09.2023 г. по 25.05.2024 г.)
Участники проекта: учащиеся (158 чел.) 6-10 лет, объединений «Умница», «Английский вместе», «Азбука творчества», «Калейдоскоп», педагоги дополнительного образования МБУ ДО г.Иркутска ЦДТ «Октябрьский», родители  (законные представители) учащихся.
Актуальность проекта.
     Как научить учащихся любить свою Родину, свой народ и гордиться соей историей, как научить  ценить слово «Семья»? Воспитание чувства патриотизма у учащихся– процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство учащихся с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 
     И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Воспитание любви к Родине начинается с самого раннего детства, с любви к маме, папе, родному дому. Данный проект был разработан с обязательным вовлечением участия родителей и семьи, так как они оказывают неоценимый вклад в воспитание личности ребенка.
Проблема.
     Нужно признать (по результатам проведенного педагогами мониторинга, по  беседам с учащимися), что наши учащиеся(68%) не знают истории своей Родины, родословную семьи, забывают имена и отчества своих бабушек, дедушек, а зачастую и не знают отчества своих родителей. Не представляют жизни своих предков и даже родного села, в котором родились и живут. Отсутствие познавательного интереса к  культуре родного края, местным достопримечательностям, низкий  уровень знаний о традициях и обычаях  народа родного края. Поэтому стала необходимость в создании и осуществлении педагогического проекта «Моя малая Родина».
     В реализации данного проекта использовалась интегрированная деятельность  – как одна из форм осуществления интегрированного подхода при реализации образовательного процесса с учащимися. Использование интегрированного подхода  в деятельности  развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения деятельности нестандартна, интересна. Новизна проекта в том, что  использование различных видов деятельности и направлений: художественное, социально-гуманитарное,   в течение реализации проекта поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности деятельности. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога дополнительного образования.
Объект проекта: Процесс развития социальных представлений у учащихся старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы о родном крае .
Предмет объекта: Формирование представлений о родном крае у учащихся старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы .
Гипотеза:
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. И если в ходе реализации проекта учащиеся приобретут знания о своей малой родине, начнут проявлять интерес к событиям и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: приобщение учащихся к истории и культуре родного края, городу Иркутску, местным достопримечательностям, воспитание любви к малой Родине. Повышение профессиональной компетентности и систематизация знаний педагогов дополнительного образования о педагогических проектах, как средстве духовно- нравственного и гражданского воспитания учащихся.
Задачи проекта:
  1. Расширять и обогащать знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, о городе Иркутске, его героях.
  2.  Развивать образное представление о прошлом и настоящем родного края.
  3. Привить чувство патриотизма и любви к малой Родине.
Средства реализации педагогического проекта:
- Использование различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, игровой);
-Просвещение родителей;
-Посещение памятных мест города;
-Самостоятельная поисково- познавательная деятельность учащихся и их родителей;
-Посещение Краеведческого и Художественного музеев г. Иркутска;
-Проведение природоохранных акций;
-Проведение опроса учащихся и их родителей.
Методы реализации педагогического проекта:
- Теоретические: изучение, отбор и систематизация материала;
- Поисковые;
- Словесные: беседы, рассказы;
- Эмпирические: наблюдение;
- Игровые.
Ресурсное обеспечение:
А) Нормативно-правовые ресурсы:
Б) Кадровые ресурсы:
  • Готовность педагогов дополнительного образования к разработке новых программ, методик, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся; осваиванию новых технологий;
  • сплочённость коллектива, сотрудничество и сотворчество;
  • уважения личности каждого участника проекта.
В) Информационные ресурсы:
  • компьютер,
  • принтер,
  • мультимедийная установка,
  • Интернет-ресурсы,
  • цифровой фотоаппарат,
  • настенная и настольная информация для родителей,
  • музыкальный центр,
  • электронный носитель.
Г) Программно-методические ресурсы:
  • Формирование информационного банка идей педагогов, включающего инновационные методические разработки активных форм деятельности.
  • Разработка программно-методического обеспечения для педагогов на основе современных воспитательных технологий.
  • Отбор методик, технологий и из элементов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание.
  • Составление плана работы по проекту на  год.
Д) Материально – технические  ресурсы:
  • наличие материально-технической базы Центра детского творчества «Октябрьский» для гражданско-патриотического воспитания учащихся. 
  • наличие учебного кабинета с мультимедийным оборудованием,  места для создания музейного уголка, кабинета для занятий ИЗО;
  • наличие необходимой литературы и электронных носителей;
  • наличие обучающих программ, стендов, плакатов, тренажеров;
  • наличие расходных материалов для выпуска методических материалов и сборников;
  • наличие компьютерной и множительной техники в необходимом количестве;
    Работа с родителями
Консультации, участие в акциях, выставках, конкурсах, поисковой деятельности, помощь в организации мини-музея.
      Ожидаемый результат:
  • Обогащение и систематизация знания учащихся о городе Иркутске, его героях, о своем крае, его природных богатствах.
  • Проявление любознательности по отношению к родному краю, городу Иркутску, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах.
  • Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
  • Установление партнерских взаимоотношений с семьями учащихся, решение задач патриотического воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов дополнительного образования через проектную деятельность
      Продукт проектной деятельности: 
-Организация мини-музея «Мой край родной»;
 -Открытие странички на сайте учреждения «Проект «Моя малая Родина» , постоянное обновление информации.
- Презентации, рисунки и поделки учащихся, участвующих в конкурсах по плану проекта.
        Поэтапная реализация проекта:
1 этап организационный–постановка целей и задач проекта, определение направлений образовательной деятельности, составление перспективного плана, создание информационно-методического материала, картотеки мультимедийных презентаций, консультации для педагогов, Проведение опроса учащихся и родителей о родном крае.
2 этап практический–ознакомление детей с представлениями о родном крае в процессе поисковой деятельности, наблюдений за природой, экскурсий в Краеведческий и Художественный музеи г. Иркутска , проведение акций, творческих конкурсов, бесед с учащимися. Участие педагогов, родителей и учащихся в городских, региональных  конкурсах .
3 этап обобщающий – оценка эффективности реализации проекта. Закрепление представлений детей о родном крае в художественно-творческой,  поисковой деятельности. «Круглый стол» всех участников проекта. Организация мини-музея в учреждении «Мой край родной». Трансляция работы над проектом и результатов проекта- открытие странички на сайте учреждения Проект «Моя малая Родина» , постоянное обновление информации. Мониторинг эффективности проводимой работы деятельности на основе разработанных критериев.
 
 
План мероприятий по проекту «Моя малая Родина»
 
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные
        Форма предоставления
результата
1
Приказ об организации и реализации педагогического проекта «Моя малая Родина», назначение ответственных. Планирование работы.
 
сентябрь
Зам. директора по УВР.
Приказ.
2
 Выбор темы проекта, постановка целей и задач проекта, определение направлений образовательной деятельности, составление перспективного плана, создание информационно-методического материала, картотеки мультимедийных презентаций, консультации для педагогов. Консультации с родителями учащихся по работе над проектом.
сентябрь
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
.
     План консультаций с родителями учащихся .
3
Организация консультаций по работе над проектом с педагогами.
 
сентябрь
Методист
 
График консультаций
4
Организация методической и информационной поддержки.
 
В теч. года
Методист
 
Подготовка рекомендаций.
5
 «Организация мини-музея «Мой край родной».
Цель: расширить знания  учащихся о  истории края, его достопримечательностях, знаменитых людях Иркутска.
в теч.года
 
Мини-музей.
Дидактический материал «Разрезные картинки»-«Флаг, герб Иркутска.» Лэпбук «Мой город»; интерактивная игра «Путешествие по городу Иркутску», альбом «Гордость Иркутска».
6
Акция «Письмо солдату» (для военнослужащих, выполняющих свои обязанности в зоне военной операции).Участвуют учащиеся, родители, педагоги дополнительного образования.
 
 
октябрь
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте. Филиал №5 войсковой части 67978, майор В.Егоров
Рабочие материалы.
7
Конкурс-выставка поделок и рисунков  «Осенний Иркутск»
октябрь
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте
Конкурсные материалы, дипломы победителей.
8
Экологическая акция.
Мастер-классы « Доходы из отходов»
октябрь
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
 
9
Благотворительный сбор материальной помощи на территории Иркутской области добровольцам и участникам спецоперации по защите ДНР, ЛНР.
В теч.года
Региональное отделение ДОСААФ России Иркутской области, педагоги ЦДТ.
 
10
Акция -конкурс детско-родительских работ «Кормушка для птиц»
ноябрь
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте
Конкурсные материалы, дипломы победителей.
11
«Подарок маме»-конкурс- выставка ко Дню матери.
ноябрь
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
Конкурсные материалы, дипломы победителей.
12
Природоохранная акция               « Ёлочка-зеленая иголочка»
декабрь
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
Плакаты в защиту хвойных деревьев.
13
Акция добра и милосердия « От сердца к сердцу» (сбор новогодних подарков для детей, находящихся в центрах помощи)
декабрь
Педагоги-организаторы ЦДТ «Октябрьский»
 
14
Участие в городских и региональных мероприятиях, соответствующих тематике проекта.
в теч.года.
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
.
15
Городской фестиваль-конкурс детско-юношеского, педагогического и родительского
литературного творчества «Веду я за руки стихи…»,
 
Февраль
Департамент образования,
ЦДТ «Октябрьский»
 
Конкурсные материалы, дипломы победителей.
16
Экскурсия в художественный музей г. Иркутска.
февраль
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.»
.
17
Беседы на занятиях о подвигах солдат-героях, жителей Иркутска и Иркутского района..
 Пискунов Б.-герой ВОВ.-имя героя , в честь которого названа улица, где находится учреждение.
февраль
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
Составить фото-альбом «Герои Иркутска»
18
Конкурс дизайн-проектов «Город, в котором мне хочется жить!»,
март
Методист. Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
Конкурсные материалы, дипломы победителей.
19
Конкурс «Первые весенние цветы Приангарья»
апрель
 
Методист.Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
Рабочие материалы.
20
Акция «Подарок ветерану»
 
май
Методист. Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
 
21
Методический анализ результатов и хода осуществления проекта. Мониторинг эффективности проводимой работы деятельности на основе разработанных критериев.
«Круглый стол» с педагогами-участниками проекта.
      май
Методист
 
Рабочие материалы.
22
Открытие странички на сайте учреждения Проект «Моя малая Родина» , постоянное обновление информации.
 
В теч. года.
Ответственный за сайт учреждения, методист.
Мониторинг сайта
 
Список использованной литературы:
1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
2. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
3.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
4. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
5. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
6. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.