Педагогический проект «Моя малая Родина» по духовно-нравственному и гражданскому воспитанию учащихся дополнительного образования.
МБУДО Центр детского творчества "Октябрьский" г.Иркутска
Педагогический проект «Моя малая Родина» по духовно-нравственному
и гражданскому воспитанию
учащихся дополнительного образования
Комарова Елена Юрьевна
методист
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Автор проекта: Комарова Е.Ю., методист, МБУДО г.Иркутска ЦДТ «Октябрьский».
Описание проекта: долгосрочный, сроком на 9 месяцев (с 11.09.2023 г. по 25.05.2024 г.)
Участники проекта: учащиеся (158 чел.) 6-10 лет, объединений «Умница», «Английский вместе», «Азбука творчества», «Калейдоскоп», педагоги дополнительного образования МБУ ДО г.Иркутска ЦДТ «Октябрьский», родители (законные представители) учащихся.
Актуальность проекта.
Как научить учащихся любить свою Родину, свой народ и гордиться соей историей, как научить ценить слово «Семья»? Воспитание чувства патриотизма у учащихся– процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство учащихся с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Воспитание любви к Родине начинается с самого раннего детства, с любви к маме, папе, родному дому. Данный проект был разработан с обязательным вовлечением участия родителей и семьи, так как они оказывают неоценимый вклад в воспитание личности ребенка.
Проблема.
Нужно признать (по результатам проведенного педагогами мониторинга, по беседам с учащимися), что наши учащиеся(68%) не знают истории своей Родины, родословную семьи, забывают имена и отчества своих бабушек, дедушек, а зачастую и не знают отчества своих родителей. Не представляют жизни своих предков и даже родного села, в котором родились и живут. Отсутствие познавательного интереса к культуре родного края, местным достопримечательностям, низкий уровень знаний о традициях и обычаях народа родного края. Поэтому стала необходимость в создании и осуществлении педагогического проекта «Моя малая Родина».
В реализации данного проекта использовалась интегрированная деятельность – как одна из форм осуществления интегрированного подхода при реализации образовательного процесса с учащимися. Использование интегрированного подхода в деятельности развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения деятельности нестандартна, интересна. Новизна проекта в том, что использование различных видов деятельности и направлений: художественное, социально-гуманитарное, в течение реализации проекта поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности деятельности. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога дополнительного образования.
Объект проекта: Процесс развития социальных представлений у учащихся старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы о родном крае .
Предмет объекта: Формирование представлений о родном крае у учащихся старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы .
Гипотеза:
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. И если в ходе реализации проекта учащиеся приобретут знания о своей малой родине, начнут проявлять интерес к событиям и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: приобщение учащихся к истории и культуре родного края, городу Иркутску, местным достопримечательностям, воспитание любви к малой Родине. Повышение профессиональной компетентности и систематизация знаний педагогов дополнительного образования о педагогических проектах, как средстве духовно- нравственного и гражданского воспитания учащихся.
Задачи проекта:
-
Расширять и обогащать знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, о городе Иркутске, его героях.
-
Развивать образное представление о прошлом и настоящем родного края.
-
Привить чувство патриотизма и любви к малой Родине.
Средства реализации педагогического проекта:
- Использование различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, игровой);
-Просвещение родителей;
-Посещение памятных мест города;
-Самостоятельная поисково- познавательная деятельность учащихся и их родителей;
-Посещение Краеведческого и Художественного музеев г. Иркутска;
-Проведение природоохранных акций;
-Проведение опроса учащихся и их родителей.
Методы реализации педагогического проекта:
- Теоретические: изучение, отбор и систематизация материала;
- Поисковые;
- Словесные: беседы, рассказы;
- Эмпирические: наблюдение;
- Игровые.
Ресурсное обеспечение:
А) Нормативно-правовые ресурсы:
-Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Б) Кадровые ресурсы:
-
Готовность педагогов дополнительного образования к разработке новых программ, методик, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся; осваиванию новых технологий;
-
сплочённость коллектива, сотрудничество и сотворчество;
-
уважения личности каждого участника проекта.
В) Информационные ресурсы:
-
компьютер,
-
принтер,
-
мультимедийная установка,
-
Интернет-ресурсы,
-
цифровой фотоаппарат,
-
настенная и настольная информация для родителей,
-
музыкальный центр,
-
электронный носитель.
Г) Программно-методические ресурсы:
-
Формирование информационного банка идей педагогов, включающего инновационные методические разработки активных форм деятельности.
-
Разработка программно-методического обеспечения для педагогов на основе современных воспитательных технологий.
-
Отбор методик, технологий и из элементов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание.
-
Составление плана работы по проекту на год.
Д) Материально – технические ресурсы:
-
наличие материально-технической базы Центра детского творчества «Октябрьский» для гражданско-патриотического воспитания учащихся.
-
наличие учебного кабинета с мультимедийным оборудованием, места для создания музейного уголка, кабинета для занятий ИЗО;
-
наличие необходимой литературы и электронных носителей;
-
наличие обучающих программ, стендов, плакатов, тренажеров;
-
наличие расходных материалов для выпуска методических материалов и сборников;
-
наличие компьютерной и множительной техники в необходимом количестве;
Работа с родителями:
Консультации, участие в акциях, выставках, конкурсах, поисковой деятельности, помощь в организации мини-музея.
Ожидаемый результат:
-
Обогащение и систематизация знания учащихся о городе Иркутске, его героях, о своем крае, его природных богатствах.
-
Проявление любознательности по отношению к родному краю, городу Иркутску, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах.
-
Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
-
Установление партнерских взаимоотношений с семьями учащихся, решение задач патриотического воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов дополнительного образования через проектную деятельность
Продукт проектной деятельности:
-Организация мини-музея «Мой край родной»;
-Открытие странички на сайте учреждения «Проект «Моя малая Родина» , постоянное обновление информации.
- Презентации, рисунки и поделки учащихся, участвующих в конкурсах по плану проекта.
Поэтапная реализация проекта:
1 этап организационный–постановка целей и задач проекта, определение направлений образовательной деятельности, составление перспективного плана, создание информационно-методического материала, картотеки мультимедийных презентаций, консультации для педагогов, Проведение опроса учащихся и родителей о родном крае.
2 этап практический–ознакомление детей с представлениями о родном крае в процессе поисковой деятельности, наблюдений за природой, экскурсий в Краеведческий и Художественный музеи г. Иркутска , проведение акций, творческих конкурсов, бесед с учащимися. Участие педагогов, родителей и учащихся в городских, региональных конкурсах .
3 этап обобщающий – оценка эффективности реализации проекта. Закрепление представлений детей о родном крае в художественно-творческой, поисковой деятельности. «Круглый стол» всех участников проекта. Организация мини-музея в учреждении «Мой край родной». Трансляция работы над проектом и результатов проекта- открытие странички на сайте учреждения Проект «Моя малая Родина» , постоянное обновление информации. Мониторинг эффективности проводимой работы деятельности на основе разработанных критериев.
План мероприятий по проекту «Моя малая Родина»
№
|
Содержание деятельности
|
Сроки
|
Ответственные
|
Форма предоставления
результата
|
1
|
Приказ об организации и реализации педагогического проекта «Моя малая Родина», назначение ответственных. Планирование работы.
|
сентябрь
|
Зам. директора по УВР.
|
Приказ.
|
2
|
Выбор темы проекта, постановка целей и задач проекта, определение направлений образовательной деятельности, составление перспективного плана, создание информационно-методического материала, картотеки мультимедийных презентаций, консультации для педагогов. Консультации с родителями учащихся по работе над проектом.
|
сентябрь
|
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
.
|
План консультаций с родителями учащихся .
|
3
|
Организация консультаций по работе над проектом с педагогами.
|
сентябрь
|
Методист
|
График консультаций
|
4
|
Организация методической и информационной поддержки.
|
В теч. года
|
Методист
|
Подготовка рекомендаций.
|
5
|
«Организация мини-музея «Мой край родной».
Цель: расширить знания учащихся о истории края, его достопримечательностях, знаменитых людях Иркутска.
|
в теч.года
|
|
Мини-музей.
Дидактический материал «Разрезные картинки»-«Флаг, герб Иркутска.» Лэпбук «Мой город»; интерактивная игра «Путешествие по городу Иркутску», альбом «Гордость Иркутска».
|
6
|
Акция «Письмо солдату» (для военнослужащих, выполняющих свои обязанности в зоне военной операции).Участвуют учащиеся, родители, педагоги дополнительного образования.
|
октябрь
|
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте. Филиал №5 войсковой части 67978, майор В.Егоров
|
Рабочие материалы.
|
7
|
Конкурс-выставка поделок и рисунков «Осенний Иркутск»
|
октябрь
|
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте
|
Конкурсные материалы, дипломы победителей.
|
8
|
Экологическая акция.
Мастер-классы « Доходы из отходов»
|
октябрь
|
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
|
|
9
|
Благотворительный сбор материальной помощи на территории Иркутской области добровольцам и участникам спецоперации по защите ДНР, ЛНР.
|
В теч.года
|
Региональное отделение ДОСААФ России Иркутской области, педагоги ЦДТ.
|
|
10
|
Акция -конкурс детско-родительских работ «Кормушка для птиц»
|
ноябрь
|
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте
|
Конкурсные материалы, дипломы победителей.
|
11
|
«Подарок маме»-конкурс- выставка ко Дню матери.
|
ноябрь
|
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
|
Конкурсные материалы, дипломы победителей.
|
12
|
Природоохранная акция « Ёлочка-зеленая иголочка»
|
декабрь
|
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
|
Плакаты в защиту хвойных деревьев.
|
13
|
Акция добра и милосердия « От сердца к сердцу» (сбор новогодних подарков для детей, находящихся в центрах помощи)
|
декабрь
|
Педагоги-организаторы ЦДТ «Октябрьский»
|
|
14
|
Участие в городских и региональных мероприятиях, соответствующих тематике проекта.
|
в теч.года.
|
Методист.
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
|
.
|
15
|
Городской фестиваль-конкурс детско-юношеского, педагогического и родительского
литературного творчества «Веду я за руки стихи…»,
|
Февраль
|
Департамент образования,
ЦДТ «Октябрьский»
|
Конкурсные материалы, дипломы победителей.
|
16
|
Экскурсия в художественный музей г. Иркутска.
|
февраль
|
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.»
|
.
|
17
|
Беседы на занятиях о подвигах солдат-героях, жителей Иркутска и Иркутского района..
Пискунов Б.-герой ВОВ.-имя героя , в честь которого названа улица, где находится учреждение.
|
февраль
|
Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
|
Составить фото-альбом «Герои Иркутска»
|
18
|
Конкурс дизайн-проектов «Город, в котором мне хочется жить!»,
|
март
|
Методист. Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
|
Конкурсные материалы, дипломы победителей.
|
19
|
Конкурс «Первые весенние цветы Приангарья»
|
апрель
|
Методист.Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
|
Рабочие материалы.
|
20
|
Акция «Подарок ветерану»
|
май
|
Методист. Педагоги дополнительного образования, учащиеся которых участвуют в проекте.
|
|
21
|
Методический анализ результатов и хода осуществления проекта. Мониторинг эффективности проводимой работы деятельности на основе разработанных критериев.
«Круглый стол» с педагогами-участниками проекта.
|
май
|
Методист
|
Рабочие материалы.
|
22
|
Открытие странички на сайте учреждения Проект «Моя малая Родина» , постоянное обновление информации.
|
В теч. года.
|
Ответственный за сайт учреждения, методист.
|
Мониторинг сайта
|
Список использованной литературы:
1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
2. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
3.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
4. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
5. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
6. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.