Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Педагогический проект "Четыре времени года"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 "Образовательный центр" с.Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области структурное подразделение детский сад "Радуга"

 

Педагогический проект "Четыре времени года"

 

Романова Елена Юрьевна учитель-логопед

Волкова Лариса Вениаминовна  воспитатель.

Белуха Татьяна Геннадьевна воспитатель

 

 

Проект: «Четыре времени года»
(старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Учитель-логопед Романова Е.Ю., воспитатели Белуха Т.Г., Волкова Л.В. ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» структурное подразделение детский сад «Радуга» с. Сергиевск.
Вид  проекта:  познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный  проект (в течение учебного  года).
Новизна проекта:
Заключается в применении интеграции разных форм работы с детьми с целью повышения любознательности и познавательного интереса. Это позволяет нам формировать у детей с нарушением речи элементы логического мышления и развивать интеллектуальные и речевые способности, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Задачи:
- формировать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям в природе;
- развивать психические процессы;
- обогащать активный словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику;
- учить согласовывать слова с движениями;
- воспитывать интерес к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве;
- системно использовать созданные макеты в коррекционно-развивающей работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Участники проекта: дети старшего  дошкольного  возраста с ОНР, родители, воспитатели, учитель - логопед.
Разделы  программы:  познавательное и речевое  развитие.
 
Интеграция образовательных  областей: познавательное развитие, речевое, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое.
Актуальность проекта. 
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности. У детей с нарушением речи страдает  процесс  накопления,  отбора  слов  и  оперирования  ими  в  речевой  деятельности  (словарь  хаотичен,  неорганизован).  Все  это  ведет  к  резкому  снижению  памяти,  внимания,  восприятия,  мыслительной деятельности. Снижен интерес к обучению, присутствует нежелание посещать занятия, повышена утомляемость. Они не проявляют любознательности, исследовательского интереса к окружающему миру и это в свою очередь негативно отражается на развитии речи, логическом мышлении, развитии памяти и внимании.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
- Подбор художественной литературы.
- Создание развивающей среды.
- Анкетирование родителей.
- Дидактические игры.
- Создание картотек.
- Пополнение наглядного материала.
2. Основной этап
Работа с детьми.
Направления:
1.Познавательное развитие.
Задачи:
- развивать у детей логическое и образное мышление,  наблюдательность;
- формировать  навыки и умения в количественном и порядковом счете;
- развивать познавательную деятельность в процессе создания макета времени года;
- расширять знания детей об окружающей среде;
- развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей;
- продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года через дидактические игры;
- развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Содержание работы.
- беседы о временах года,
- рассматривание иллюстраций, картин, презентаций;
- целевые прогулки;
- дидактические игры.
2.Социально - коммуникативное развитие.
Задачи:
- воспитывать дружеские взаимоотношения во время совместной деятельности, умение выслушивать своих товарищей, бережное отношение к птицам;
- воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
Содержание работы.
- дидактические игры «Что нам осень принесла», «Когда это бывает?», «Отгадать по описанию», «Сложи картинку», «Что растет в лесу?»;
- наблюдения и экскурсии на прогулке за сезонными изменениями, живой и неживой природой.
- сюжетно – ролевые игры «Прогулка в зимнем лесу», «Осенний парк», «Интервью «Любимое время года».
3. Речевое развитие
Задачи:
- формирование у детей понятия о правильном  дыхании;
- приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;
- формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
- формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;
- формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями («дикие животные», «насекомые», «птицы», «времена года», «одежда»);
- формирование у детей грамматического строя речи.
Содержание работы.
- составление рассказов по сюжетным картинкам «Времена года»;
- чтение произведений «Листопад» И. Бунин; «Первый снег» Я. Аким; «Весна, весна» Е. Баратынский;
- заучивание стихов А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»; З. Александрова «Ёлочка»; Е. Серова «Одуванчик»; пословиц, поговорок;
- использование игр на формирование грамматических компонентов речи, с использованием макета;
- использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам (папка Алгоритмов);
- использование книжек самоделок: грибы, животные, птицы, деревья для углубления знаний детей об окружающей среде, находящихся в «Макете»;
- выполнение дыхательных игр и упражнений проводилась с использованием дыхательных пособий содержащихся в «Макете»;
- использование игр на формирование грамматических компонентов речи.
4.Художественно – эстетическое развитие.
Задачи:
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
- сформировать элементарные специфические графические навыки;
- развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату;
- упражнять детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание;  
- знакомить детей с доступными их пониманию произведениями искусства;
-  воспитывать интерес детей к произведениям классической музыки;
- развивать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе рисования, лепки, аппликации.                                                                                   
Содержание работы.
- слушание музыкальных произведений о временах года: «Осенняя песенка», муз. Д. Васильева-Буглая; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. Чайковского; «Жаворонок», муз. Э. Грига;
- рисование: «Золотая осень», «Ветка рябины», «Зимние узоры», «Нарядная ёлка», «Расцвели красивые цветы», «Трава и цветы на лужайке», «Моё красивое солнышко», «Бабочка», «Мухоморы в лесу»;
- аппликация: «Бабочка», «Береза», «Снеговик», «Белка» «Пчелка из бумаги»,
- лепка: «Береза и Ёлочки», «Деревья в снегу», «Божья коровка», «Мухомор».
5.Физическое развитие.
Задачи:
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах движений;                                                                                                            
-  совершенствовать мелкую моторику.
Содержание работы.
- упражнения с листочками;
- подвижные игры: «У медведя в бору», «Зайцы и волк», «Перелет птиц».
Работа с семьей:
  •  
- привлечение родителей,  к совместной деятельности с детьми по изготовлению пособийи мини проектов по временам года;
 - индивидуальные встречи с родителями;
 -  буклет «Игры, направленные на развитие словарного запаса»;
 - привлечение родителей,  к совместной деятельности с детьми по изготовлению  атрибутов к макету.
Осень
-Выставка «Дары осени» - Праздник осени.
Зима
- Выставка детского творчества «Белоснежная зима» - Развлечение «Зимушка – зима».
Весна
- Оформление выставки «Огород на окне» - Развлечение «Веснянка».
Лето
- Выставка детского творчества «Разноцветное лето» - Развлечение «Праздник лета».
3. Заключительный этап
Итоги проекта:
Итоговое интегрированное занятие.
Создание презентации с интерактивными играми «Времена года».
Создание макета «Четыре времени года».
Выставки детских работ.
Создание мультипликационного фильма «Времена года».
Выступление на РМО с результатами проекта.
 
Ожидаемые результаты:
  • ребенок проявляет любознательность;
  • ребёнок вступает в диалог в процессе деятельности, умеет задавать вопросы взрослым и сверстникам;
  •  успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей;
  •  интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • у ребёнка сформировано умение наблюдать и делать выводы;
  • применение детьми знаний и умений, полученных в процессе реализации проекта в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  • повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей; 
  • осознание родителями важности формирования любознательности у детей, повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но ив самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Практическая значимость:
Эффективное использование проектной деятельности привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Список использованной литературы:
1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и
семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.    М., 2010
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005
4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях. М. 2007.
6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для
детей с ОНР. М., 2012