Педагогический познавательный проект «Чудесный мир татарского народного творчества»
МАОУ «Березниковская СОШ им.М.Г.Имашева»
СП «Ишимовская начальная школа детский - сад» Березники
Педагогический познавательный проект
«Чудесный мир татарского народного творчества»
( срок реализации – сентябрь-декабрь, возраст детей- 3-4 лет)
Руководитель проекта:
Воспитатель Ягафарова Ляйсан Раифовна
Введение
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. При этом необходимо постоянно подчёркивать связь с родным языком, как частью культуры, со всем строем жизни прошлых времён и с необходимостью участия в жизни современной.
В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, интенсивного развития компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и творчеством. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей.
Проблема сохранения национальных традиций, передачи огромного пласта духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями нескольких поколений, на протяжении многих столетий.
Знакомство с народным творчеством помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Цель проекта: Формировать у детей представление о татарском народном творчестве.
Задачи проекта:
1.Расширить представление о татарских народных сказках, песнях, потешках, закличках.
2.Обогащать словарный запас за счет татарских слов.
3.Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.
4.Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с татарским народным творчеством.
Вид проекта: творческо-познавательный
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители
Срок реализации: сентябрь-декабрь (долгосрочный)
План мероприятий
№ |
Мероприятий |
Ответственные |
Сроки |
I этап - организационный
1. |
Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.
|
воспитатель |
сентябрь |
2. |
Составление перспективного плана. |
воспитатель |
сентябрь |
3. |
Анкетирование родителей.
|
воспитатель |
сентябрь |
II этап – внедренческий
1. |
Знакомство с татарским народным поэтом Габдуллой Тукаем, с его произведениями для детей «Шурале», «Водяная». |
воспитатель |
сентябрь |
2. |
Экскурсия в библиотеку. Выставка книг «Писатели родного края» |
воспитатель, дети |
сентябрь |
3. |
Просмотр мультфильмов по мотивам народных сказок. |
воспитатель |
сентябрь |
4. |
Пополнение книжного уголка новыми книгами с татарскими народными сказками, потешками. |
воспитатель, родители |
октябрь |
5. |
Заучивание потешек, прибауток, закличек. |
воспитатель |
октябрь |
6. |
Слушание татарских народных песен и разучивание татарской народной песни «Эпипэ» |
воспитатель |
октябрь |
7. |
Беседа по теме «Народные музыкальные инструменты».
|
воспитатель |
ноябрь |
8.
|
Разучивание татарских подвижных игр.
|
воспитатели, дети
|
ноябрь
|
9. |
Выставка рисунков на тему «По дорогам сказок» |
воспитатель,родители, дети |
ноябрь |
III этап- итоговый
1. |
Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку « Потешки, песенки»
|
воспитатели, родители, дети |
декабрь |
2. |
Открытое занятие «Татарские народные сказки» |
воспитатель |
декабрь |
3. |
Инсценировка сказки «Тукмар белэн Чукмар» |
воспитатели, дети |
декабрь |
4. |
Литературный досуг «Угадай сказку» |
воспитатели, дети |
декабрь |
|
|
|
|
Ожидаемый результат:
1. Обогатился словарный запас детей за счет татарских слов.
2. Изучили национальные танцы, песни, народные игры.
3.Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
Трансляция проекта:
1.Презентация проекта с фото.
2.Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ: презентация «Чудесный мир татарского народного творчества».
3.Размещение проекта на сайте школы.
Перспективы дальнейшего развития проекта: разработка проекта
« Традиции и обычаи татар»
Литература
1.Уразманова Р. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Издательство: ПИК «Дом печати», 2001, С.198
2.А.З.Раимова, Г.М.Иртуганова, Ч.Р. Абракова. Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа. Издательство: ПОИПКРО , 2005.
3.Закирова К.В. Игры в детском саду. Издательство :«Магариф»,2005. – 175 стр.
4.Ф.Юсупов, Г.Юсупова, Ф.Хамидова. Детский сад. Издательство :Раннур, 2003.- 656 стр.
5. Ежемесячный журнал «Салават купере». Министерства информации и печати РТ, правления Союза писателей РТ и редакции.
Приложение
Анкета
Уважаемые родители!
Знаете ли Вы что такое татарский народный фольклор?________________________________________________
Какие жанры татарского народного фольклора вы знаете?____________________________________________________
Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_________________________________________________
Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________________________
Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___________________
___________________________________________________________
Должны ли рассказывать об истоках татарской культуры в детском саду?___________________________________________________
Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?____________________________________________________________________________________________________________
Как Вы приобщаете к татарскому народному фольклору в своей семье?_____________________________________________________
Что бы Вы хотели узнать о татарском народном фольклоре?_________________________________________________________________________________________________________
Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к татарскому народному фольклору?____________________________
__________________________________________________________