Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

ОУД(п).04 ПРАВО Методические указания по выполнению практических работ для  студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования для специальности

Департамент образования и науки Кемеровской области государственное казенное профессиональное образовательное учреждение Междуреченский горностроительный техникум

 

ОУД(п).04 ПРАВО

Методические указания по выполнению практических работ

для  студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования для специальности

 

Составитель: Асеева С.С. преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

АННОТАЦИЯ

Методические указания предназначены для выполнения практических работ для студентов, обучающихся по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (базовой подготовки) и разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОУД(п).04 Право.

Методические указания по выполнению практических работ помогут обучающимся лучше усвоить теоретический материал, овладеть необходимыми знаниями, умениями, сформировать свою жизненную позицию в соответствии с ценностями, принятыми в нашем обществе.

Методические указания предназначены для обучающихся среднего профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

Введение……………………………………………………………………………………..

Пояснительная записка……………………………………………………………………..

Список практических работ………………………………………………………………..

Указания по выполнению и оформлению практических работ…………………………

Критерии оценки знаний и умений……………………………………………………….

Методические указания по выполнению практических работ………………………….

Практическая работа 1……………………………………………………………………...

Практическая работа 2……………………………………………………………………...

Практическая работа 3……………………………………………………………………...

Практическая работа 4……………………………………………………………………...

Заключение …………………………………………………………………………………

Приложение. Оформление титульного листа практической работы……………………

 

 

     

4

5

6

6

8

10

10

15

21

25

29

30

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина ОУД(п).04 Право предназначена для изучения и  усвоения основ правовых знаний, прежде всего – основ российского права, законодательства нашей Родины. Это те правовые знания, которые необходимы для каждого молодого человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Дисциплина «Право» призвана, во-первых, просветить студентов в определенной области знаний, во-вторых, заложить начальный фундамент правовой культуры молодого поколения граждан, в-третьих, дать элементарные знания (привить умения и навыки) для последующей ориентации в правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь, вне зависимости от избранного им рода занятий. Исходя из этого, задачи студентов в усвоении курса должны сводиться к следующему.

Прежде всего, надо определить для себя, что собой в общих чертах представляют: право, законодательство, правовые отношения и другие юридические понятия и институты, суть которых состоит в обязательности для всех требований права. При этом право не только устанавливает  обязанности, но и закрепляет права и свободы человека и гражданина. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность  российского государства (ст. 2 Конституции РФ)

Осознание основных черт и принципов современного российского права, прав, свобод и обязанностей граждан – главная цель изучения данного курса.

Чрезвычайно важно, прежде всего, для предупреждения правонарушений, ознакомление с принципами юридической ответственности и порядком рассмотрения дел о правонарушениях в суде и других правоохранительных органах государства.

Также необходимо знать свои основные права и полномочия органов государства в случаях привлечения к юридической ответственности и вести себя в соответствии с нормами процессуального законодательства. Это поможет избежать ненужного обострения конфликтных ситуаций, добиться справедливого решения и защиты своих прав в правоохранительном процессе.

Методические указания по выполнению практических работ рассчитаны на тех студентов, кто уже изучил необходимый теоретический материал.

В методических указаниях представлены задания, а также изложены требования по выполнению и оформлению практических работ, критерии оценки знаний и умений, предусмотренных программой ОУД(п).04 Право.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная работа содержит задания и методические указания к практическим работам по дисциплине ОУД(п).04 Право, которые предназначены для студентов специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

Представленные материалы адаптированы к требованиям ФГОС СПО и направлены на реализацию требований к знаниям и умениям, обусловленным подготовкой специалистов среднего звена по специальности.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ОУД(п).04 Право.

Цель разработки: направление и оказание помощи студентам в выполнении практических работ по дисциплине ОУД(п).04 Право.

Выполнение практических работ является неотъемлемым этапом изучения указанной дисциплины.  Практические работы выполняются студентами самостоятельно во время учебного процесса по календарно-тематическому плану на основании методических указаний, справочного материала, полученных теоретических знаний.

В процессе выполнения заданий практических работ ОУД(п).04 Право у студента сформируются умения:

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.

Знания о юриспруденции имеют не только мировоззренческое, но и непосредственно практическое значение. Фундаментальные теоретические знания о праве и государстве являются необходимым условием для обеспечения защиты интересов личности и существования общественного правопорядка.

Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста.

 

СПИСОК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

  1. Практическая работа 1 «Определение оснований привлечения лица к юридической ответственности».
  2. Практическая работа 2 «Анализ нормативных актов о гражданстве».
  3. Практическая работа 3 «Основы правового статуса человека и гражданина».
  4. Практическая работа 4 «Определить порядок защиты прав потребителя».

 

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

Оформление титульного листа

Все практические работы выполняются на стандартных листах формата А4. Титульный лист (передний лист обложки) оформляется в соответствии с требованиями ЕСКД. Все надписи на титульном листе располагаются в строго определенных местах, выполняются чертежным шрифтом. Разрешается выполнять титульный лист в компьютерном варианте (образец в Приложении).

Рекомендуются следующие номера шрифта для конкретных надписей:

  • «Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение» - шрифт № 5 +; в компьютерном варианте шрифт Times New Roman 14пт;
  • «Междуреченский горностроительный техникум» - шрифт № 5 +; в компьютерном варианте шрифт  Times New Roman 14пт;
  • название практической работы - шрифт № 7; в компьютерном варианте шрифт Times  New Roman 14пт;
  • «Выполнил», «Проверил» - шрифт № 5; в компьютерном варианте шрифт Times New Roman 14пт;
  • год выполнения работы - шрифт № 5; в компьютерном варианте шрифт Times  New Roman 14пт.

 

 

Оформление технического отчета

Технический отчет о выполненной практической работе оформляется в  соответствии с формой, представленной в методических указаниях к выполнению практических работ.

Все записи отчетов ведутся черными чернилами на одной стороне листа писчей бумаги четким разборчивым почерком, с расстоянием между строками в 8-12 мм.

На каждой странице оставляют поля: слева шириной 20 мм – для скрепления листов в тетрадь, и справа – 5 мм.

Страницы практической работы должны быть последовательно пронумерованы.

 

Защита практических работ

Студенты предварительно должны подготовиться к занятию: изучить содержание работы на занятии, порядок ее выполнения, повторить теоретический материал, связанный с данной работой.

Каждым студентом все практические работы должны выполняться в сроки, предусмотренные графиком работы студентов в текущем семестре.

После исправления студентом всех ошибок, отмеченных преподавателем при проверке, каждая практическая работа должна быть защищена. При исправлении ошибок из проверенной работы ни в коем случае ничего не выбрасывается. Исправления аккуратно записываются студентом на чистых страницах. На защиту студенты приносят исправленные работы и устно сдают теоретический материал по данной теме.

Если студент успешно ответил на контрольные вопросы практической работы, то защита считается законченной. После защиты  - работа остается у преподавателя. Если студент не может ответить на теоретические вопросы, то преподавателем назначается дополнительная защита.

Оценка за практическую работу выставляется как среднеарифметическая за выполнение практической работы и за устный ответ на контрольные вопросы практической работы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

 

Критерии оценки  за выполнение тестов

За правильный ответ на вопрос или верное решение задачи выставляется – 1 балл, за неправильный ответ на вопрос выставляется 0 баллов.

 

Процент результатов правильных ответов

Оценка уровня подготовки

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90 - 100

5

отлично

80 - 89

4

хорошо

70 - 79

3

удовлетворительно

Менее 70

2

неудовлетворительно

 

Критерии оценки за оформление практических работ

Оценка

Основные критерии оценки

«5»

Работа выполнена правильно, без ошибок, оформлена согласно методическим указаниям.

«4»

Работа выполнена правильно, но в оформлении допущены небольшие погрешности.

«3»

В работе допущены ошибки, оформление небрежное, есть погрешности.

 

Критерий оценки за устный опрос

Оценка

Основные критерии оценки

«5»

          За глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется, владеет понятийным аппаратом, за умение соединить теорию с практикой, решать практико-ориентированные задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логичное изложение ответов (как в устной форме, так и в письменной), качественное оформление.

«4»

         Если студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«3»

         Если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний, для решения практических задач, не умеет доказательно обосновывать свои суждения.

«2»

        Неумение анализировать материал, незнание терминологии, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки, не может применить знания для решения практических задач.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

Практическая работа 1

Тема: Правонарушения и юридическая ответственность

Название: Определение оснований привлечения лица к юридической ответственности

Цель:   осмысление понятий «правонарушение» и «юридическая ответственность» через анализ статей из нормативно-правовых  актов.

Задачи:

образовательная:

  • уметь различать элементы состава правонарушения;
  • уметь приводить примеры: различных видов правонарушений, ответственности; (из умений)
  • уметь определять виды правонарушений;
  • уметь отличать преступления от проступка;

развивающая:

  • применять полученные правовые знания на практике;
  • анализировать статьи УК РФ и делать вывод;
  • формировать правосознание и правовую культуру, социально-правовую активность, внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права;

воспитательная:

  • воспитывать гражданскую ответственность и чувство собственного достоинства, дисциплинированность;
  • уважать права и свободы другого человека.

Время на подготовку и выполнение задания – 1 час 30 минут.

Оснащение: методические указания для выполнения практической работы, УК РФ.

 

Ход занятия:

  1. Сообщение темы, цели и задач практической работы.
  2. Ознакомление с методическими указаниями.
  3. Самостоятельное выполнение задания.
  4. Защита практической работы по контрольным вопросам.

 

 

Методические указания

Выполнение задания 1.  Прежде чем приступить к выполнению решения задач,  студент должен вспомнить следующие основные понятия темы практической работы, а именно: правонарушение и его виды, юридическая ответственность, принципы юридической ответственности, материальная ответственность, дисциплинарная ответственность, гражданско-правовая ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность, функции юридической ответственности.

Правонарушение – это причиняющее вред общественным или личным интересам  противоправное деяние (в форме действия или бездействия), которое совершено виновным деликтоспособным  лицом.

Классификация правонарушений может быть проведена по разным основаниям. Наиболее распространенным является деление их на виды в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, а также по степени их опасности (вредности). Наиболее опасными (вредными) для общества являются преступления. Так называются противоправные деяния, предусмотренные уголовным законом. Преступления посягают на наиболее значимые общественные отношения, причиняют значительный ущерб. Преступлениями называются уголовные правонарушения.

Все остальные правонарушения, в отличие от преступлений, называются проступками. Они в свою очередь подразделяются на виды:

  • административные правонарушения (проступки) – это посягательства на государственный порядок, собственность, права и законные интересы граждан, предусмотренные нормами административного, финансового, земельного права. В  качестве примера  можно  привести мелкое хулиганство, безбилетный проезд в общественном транспорте;
  • гражданско-правовые нарушения (проступки) – это посягательства на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права. Примером могут служить неуплата долга в установленный договором займа срок, поставка недоброкачественной продукции по договору поставки, распространение сведений, порочащих честь и достоинство другого лица;
  • дисциплинарные правонарушения (проступки) – это посягательства на внутренний распорядок деятельности учреждений, предприятий и других организаций. Они представляют из себя нарушение правил внутреннего распорядка (например, прогул, опоздание на работу), устав воинской дисциплины (самовольная отлучка военнослужащего), учебной дисциплины (пропуски  учебных занятий  без уважительной причины) и т.п.

 

Правонарушение влечет за собой юридическую ответственность виновного лица. Она предусмотрена в санкции правовой нормы. Основанием для применения санкции является установление в действии (или бездействии) лица правонарушения.

Юридическая ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершение правонарушения в виде применения к виновному лицу мер государственного воздействия. Она выражается в необходимости для правонарушителя претерпевать  неблагоприятные для него лишения или ограничения личного или имущественного характера (лишение свободы, арест, штраф, конфискация имущества и др.)

Однако не всякая мера государственного принуждения является юридической ответственностью. Например, лица, совершившие преступление, но признанные невменяемыми, подвергаются принудительному лечению. Это мера государственного принуждения, но не юридическая ответственность, потому что для ее применения нет основания, так как отсутствует обязательный признак, которым должен обладать субъект правонарушения – деликтоспособность, а значит, отсутствует полный юридический состав правонарушения.

Виды юридической ответственности соответствуют видам правонарушений.

Выполнение задания 2. В этом задании из логического ряда исключены некоторые понятия. Студент должен дописать их, опираясь на понятия, которые ему известны. При возникновении затруднений необходимо воспользоваться гл.7, ст. 32-36 УК РФ.

Выполнение задания 3. Для выполнения задания 3 студенту следует внимательно ознакомиться со ст. 20  УК РФ и оформить его в следующем порядке. Например: разобрать по составу ст. 214 УК РФ.

Ст. 214  Вандализм

  1. субъект – лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14 лет;
  2. объект – имущество;
  3. субъективная сторона – прямой умысел;
  4. объективная сторона - осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

 

ЗАДАНИЯ

Задание 1: Решите задачи

Задача 1. В переполненном автобусе после очередной остановки давка стала еще больше. Один из пассажиров, молодой парень крепкого те­лосложения, сначала попросил напиравших на него людей «быть по­легче», а потом так сильно оттолкнул стоявших рядом, что многие закричали от боли.

Как можно оценить поведение этого молодого человека? Совершил ли он правонарушение? Если да, то какой вид юридической ответствен­ности можно к нему применить?

 

Задача 2. На  экзамене  учительница  заметила,   что   один  из  учеников списывает. Подойдя к его парте, она вытащила из нее учебник, рас­крытый на нужной странице. За экзамен ученику была сразу постав­лена «двойка».

Можно ли в действиях ученика усмотреть вину? Если да, то к ка­кому виду проступков относится поведение виновного?

 

Задача 3. Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере.  Петя Калашников, отец которого был бизнесменом, привез с собой видео­камеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сергей взяли видеокамеру и, пытаясь в ней разобраться, нечаянно сломали.

Какое правонарушение они совершили, и какой вид юридической от­ветственности к ним можно применить?

 

Задача 4. При объезде территории полицейский патруль увидел группу подростков лет четырнадцати, сидевшую под деревом. Они что-то ку­рили, передавая друг другу по очереди. Их вид не оставлял сомне­ний, что они были в состоянии наркотического опьянения. В норма­льном состоянии был только один из них, самый старший, по виду лет шестнадцати. На вопрос милиционера, чем они занимаются, от­ветили, кивнув на старшего, сразу несколько ребят: «Это нас Колька угощает!»

Какой вид правонарушения и кто именно в данном случае совершил? Какое наказание может за это последовать? Ознакомьтесь со ст. 228 и 230 УК РФ.

 

Задание 2

Заполните пропуски:

Группа подростков решила обворовать легковой автомобиль. Двое их них вскрыли машину, похитили вещи. Третий наблюдал за окнами ближайшего дома, не прикасаясь к вещам. Ему казалось, что он «ни при чём». На самом деле он _________ преступления. Остальные двое- __________________ преступления. К мысли о краже и её «выгодах» их подвёл посторонний, т.е. _________________. Кто-то предложил план похищения. Он ___________ преступления. Все они ________________ преступления.

 

Задание 3

Разобрать по составу следующие виды преступлений:

ст.ст. 106, 115, 158, 161 УК РФ.

 

Контрольные вопросы:

  1. Что есть правонарушение? Какие виды правонарушений Вы знаете?
  2. Чем характеризуется юридическая ответственность? В чем она выражается?
  3. Чем преступление отличается от проступка?
  4. Назовите основные виды юридической ответственности. Дайте им краткую характеристику.
  5. Назовите основные элементы состава преступления. Охарактеризуйте каждый из них.

 

Нормативный материал

1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018). –  ст.ст. 20, 106, 115, 158, 161, 228, 230.

Литература

  1.   Старков О.В. Теория государства и права [Текст]: Учебник / О.В. Старков. - М.: Дашков и К, 2017. – Гл. 30-31.

Практическая работа 2

Тема: Права и свободы человека и гражданина и его обязанности

Название: Анализ нормативных актов о гражданстве

Цель: сформировать понимание вопросов гражданства регулируемых соответствующими конституционными нормами и ФЗ «О гражданстве РФ».

Задачи:

образовательная:

  • уметь объяснять основные условия приобретения гражданства; (из умений)

развивающая:

  • применять полученные правовые знания на практике;
  • развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

воспитательная:

  • способствовать воспитанию правовой культуры.

Время на подготовку и выполнение задания – 1 час 30 минут.

Оснащение: методические указания для выполнения практической работы, ФЗ «О гражданстве РФ».

Ход занятия:

  1. Сообщение темы, цели и задач практической работы.
  2. Ознакомление с методическими указаниями.
  3. Самостоятельное выполнение задания.
  4. Защита практической работы по контрольным вопросам.

 

Методические указания

Выполнение задания 1. При выполнении задания 1 необходимо вспомнить основные понятия гражданства РФ, а именно: гражданство, подданство, принципы гражданства РФ, документы, подтверждающие гражданство, основания для приобретения гражданства РФ, оптация.

Под гражданством понимается устойчивая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных  прав и свобод человека.

Двойное гражданство. Действующее законодательство в качестве общего правила признает, что приобретение гражданства России иностранным гражданином допускается при условии его отказа от прежнего гражданства. Однако, гражданин России может иметь одновременно гражданство другого государства (двойное гражданство), с которым имеется соответствующий договор или на основании федерального закона. Наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих их российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства России.

Гражданство Российской Федерации возникает по различным основаниям, которые устанавливаются законом:

  1. в результате приобретения гражданства по рождению – оно осуществляется автоматически, не связано с волеизъявлением лица, не  требует совершения каких-либо действий. Здесь используется "принцип крови" и "принцип почвы".
  2. в результате приема в гражданство в упрощенном порядке – гражданство могут приобрести лица, которые имеют:
    1. хотя бы одного нетрудоспособного родителя на территории России;
    2. имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остались в результате лицами без гражданства;
    3. ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению  этого родителя и при наличии согласия другого родителя. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
    4. ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство России – по заявлению родителя;
    5. несовершеннолетние или недееспособные лица, над которыми установлены опека и попечительство – по заявлению опекуна или попечителя, имеющего гражданство Российской Федерации.

Такой порядок  является льготным (упрощенным) способом приобретения гражданства и предполагает подачу заявления лицом, намеревающимся стать гражданином России, в органы внутренних дел по месту его жительства или в дипломатическое представительство либо консульское учреждение РФ (если лицо проживает за пределами России). Срок рассмотрения заявления не должен превышать шести месяцев.

  1. в результате приема в гражданство в общем порядке – гражданство могут получить лица, на которых не распространяются правила об упрощенном  порядке.
  2. в результате восстановления в гражданстве – этот способ могут использовать лица, ранее уже имевшие российское гражданство и утратившие его не по своей вине, а именно:
    1. без свободного волеизъявления (например, лишенные гражданства либо утратившие его автоматически – такие институты ранее предусматривались советским законодательством);
    2. в связи с усыновлением;
    3. в связи с изменением гражданства родителей и др. Такие лица могут  быть восстановлены в гражданстве в общем порядке, при этом срок их проживания на территории России сокращается до трех лет.
  3. в порядке оптации (выбора) гражданства – такой порядок используется в случаях изменения границы государства. Лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке, который определяется международным договором Российской Федерации с соответствующим государством;
  4. приобретение гражданства в связи с усыновлением или изменением гражданства родителей, а также в случае установления над лицом опеки либо попечительства.

Лицо, имеющее выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, указанных в действующем Законе о гражданстве.

Прекращение российского гражданства осуществляется по добровольному  волеизъявлению самого гражданина в результате выхода из гражданства. При этом  законом предусмотрен как  общий, так и упрощенный порядок. Право на выход из гражданства в упрощенном порядке имеют граждане, проживающие на территории иностранного государства, а также дети, одни из родителей которых имеет гражданство иностранного государства либо единственный родитель которых является иностранным гражданином.

Выход из гражданства не допускается для лиц, имеющих не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное Федеральным законом, а также лиц, привлеченных в качестве обвиняемых по уголовному делу либо в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело или прекратило гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт  использования подложных документов или сообщения заведомо ложных  сведений устанавливается в судебном порядке. Отмена решения по вопросам гражданства осуществляется полномочным органом, принявшим ранее такое решение и влечет недействительность такого решения со дня его принятия.

Выполнение задания 2. При ответе на задачи дать полный, развернутый ответ с ссылкой на соответствующую статью ФЗ «О гражданстве РФ».

ЗАДАНИЯ

Задание 1:  выберите правильный(ые) вариант(ы) ответа

  1. Отмена решений по вопросам гражданства РФ возможна в случаях:
  1. отказа гражданина от российского гражданства;
  2. лишения гражданина российского гражданства;
  3. если решение о предоставлении гражданства РФ было принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений;
  4. вступление в брак с гражданином иностранного государства.

 

  1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются:
  1. Президент РФ;
  2. Председатель Совета безопасности;
  3. Руководитель Администрации Президента РФ;
  4. МВД РФ и его территориальные органы;
  5. МВД РФ и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

 

  1. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ в общем порядке осуществляется в срок:
  1. до 1 года;
  2. в течение 6 месяцев;
  3. до 2 лет;
  4. до 5 лет.

 

  1. Ребенок, находящийся на территории РФ и родители которого неизвестны:
  1. остается лицом без гражданства;
  2. становится гражданином РФ в случае, если родители не объявляются в течение                 3 месяцев со дня его обнаружения.
  3. становится гражданином РФ в случае, если родители не объявляются в течение                 6 месяцев со дня его обнаружения;
  4. становится гражданином РФ в случае, если родители не объявляются в течение                 1 года со дня его обнаружения.

 

 

  1. Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке возможен для иностранцев и лиц без гражданства, которые:
  1. имеют обоих родителей, имеющих гражданство РФ;
  2. имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;
  3. имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входящих в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
  4. являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РФ после 1 июля 2002 г.

 

  1. Двойное гражданство:
  1. РФ признает возможность граждан РФ иметь иное гражданство;
  2. гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом;
  3. приобретение гражданином РФ иного гражданства влечет за собой прекращение гражданства РФ;
  4. РФ не признает возможность граждан РФ иметь иное гражданство.

 

Задание  2:   Решите задачи

Задача 1. Супруги Григорьевы выехали в Германию для работы в торговом представительстве РФ в Баварии. В период пребывания за границей у них родился ребенок.

Каким будет гражданство этого ребенка?

 

Задача 2. Гражданин Кисельман, житель Калуги, являясь индивидуальным предпринимателем, заявил в налоговую инспекцию,  что не будет платить налоги и составлять декларацию, т.к. одновременно является гражданином  Израиля и все налоги уплатил в том государстве.

Правомерны ли рассуждения Кисельмана?

 

 

Задача 3. Журналистка Нестерова вышла замуж за иностранца и уехала на его родину в Бразилию. Однако на период вынашивания ребенка Нестерова приехала домой в Россию, где и родила дочь.

Определите гражданство дочери Нестеровой.

 

Задача 4. Студент Ли Чан, обучающийся в институте в РФ, предложил сокурснице Павловой вступить в брак и приобрести гражданство Китайской Народной Республики. Павлова согласилась и ответила, что ей надо сначала выйти из российского гражданства.

В каких случаях возможно прекращение гражданства РФ?

 

Задача 5. Иностранный гражданин Пауль Зингер, обучающийся в аспирантуре медицинской академии г. Москвы, решил приобрести  гражданство РФ, т.к. после аспирантуры ему предложили работу в г. Москве.

Назовите, при каких основаниях и какими способами можно приобрести российское гражданство?

 

Контрольные вопросы:

  1. Что такое гражданство?
  2. По каким основаниям приобретается гражданство РФ?
  3. Какие органы занимаются делами о гражданстве РФ? Их полномочия.
  4. По каким основаниям прекращается гражданство РФ?

 

Нормативный материал

  1. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017 N 243-ФЗ) «О гражданстве РФ».

 

Практическая работа 3

Тема: Права и свободы человека и гражданина и его обязанности

Название: Основы правового статуса человека и гражданина

Цель:   научиться определять вид и механизм защиты конкретного права человека и гражданина.

Задачи:

образовательная:

  • закрепить знание основных прав и свобод гражданина России;
  • помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства;

развивающая:

  • развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения, необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач, выборе форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

воспитательная:

  • способствовать воспитанию правовой культуры, уважения к правам человека;
  • способствовать воспитанию уважения к закону, уважение к правовым и социальным нормам.

Время на подготовку и выполнение задания – 1 час 30 минут.

Оснащение: методические указания для выполнения практической работы, Конституция РФ.

Ход занятия:

  1. Сообщение темы, цели и задач практической работы.
  2. Ознакомление с методическими указаниями.
  3. Самостоятельное выполнение задания.
  4. Защита практической работы по контрольным вопросам.

 

Методические указания

Конституционные нормы предоставляют человеку широкий круг разнообразных прав и свобод, возлагают на него  обязанности. Основные права, свободы и обязанности охватывают все главные области жизни  и деятельности человека, но, разумеется, не исчерпывают всей их совокупности. Основные права и свободы, закрепленные Конституцией РФ, неотчуждаемые, наиболее важные права и свободы. Они принадлежат каждому человеку или каждому гражданину. Эти права и свободы одинаковы и равны для всех. Основные права и свободы по своему содержанию делятся на ряд групп: гражданские права и свободы; политические права и свободы, экономические, социальные и культуры права и свободы.

Основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются  человеку и гражданину и связаны с необходимостью  его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан. Ими являются:

  • обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы;
  • обязанность каждого  платить законно установленные  налоги и сборы (причем, законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют);
  • обязанность каждого человека сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
  • обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
  • обязанность и долг гражданина РФ защищать Отечество;

Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом.  Если же его убеждениям, а также вероисповеданию несение военной службы противоречит или имеются иные установленные законом обстоятельства, он обладает правом на замену ее альтернативной гражданской службой.

Выполнение задания 1. При выполнении задания 1 необходимо воспользоваться гл.2 ст.56 п.3 Конституции РФ, написать название ограниченного права и соответствующую статью Конституции РФ.

Выполнение задания 2. При выполнении задания 2 необходимо указать обязанности, которые нарушены гражданами РФ с ссылками на соответствующую статью Конституции РФ гл.2.

Выполнение задания 3. При выполнении задания 3 указать нарушенные права граждан РФ с ссылками на соответствующую статью Конституции РФ гл.2.

 

Задания

Задание 1

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ предусматривает, что ограничение некоторых (наиболее важных из них) допускается только на основании федерального закона и каждый раз должно осуществляться с соблюдением дополнительной гарантии – с санкции (по решению) суда. Опираясь на текст главы 2 Конституции РФ, перечислите права, которые могут быть ограничены.

Задание 2

Какие обязанности не выполнялись гражданами (указать статьи Конституции РФ)?:

1. Гражданка Л. не занимается воспитанием своего сына 9 лет и дочери 7 лет, заставляет их заниматься попрошайничеством. Дети не учатся в школе, бродяжничают.

2. 14 летний К. был задержан работником правоохранительных органов в момент совершения кражи сумки у гражданки Р. Несовершеннолетний К. заявил, что не собирается отвечать ни на какие вопросы работника полиции, т.к. не знал, что отвечать за кражу. Считал, что за данный вид преступления ответственность наступает с 16 лет.

3. Гражданин В. уклоняется от несения военной службы.

4. Гражданин А. занимался незаконной вырубкой леса в заповедной зоне.

5. Подростки 15 и 16 лет были задержаны во время совершения акта вандализма: они пытались разрушить памятник в парке культуры и отдыха.

 

Задание 3

На какие положения Конституции РФ может ссылаться гражданин, чьи права были нарушены?

1. Гражданин К. подвергся нападению с целью ограбления со стороны гр. С. Защищая свою жизнь, здоровье, имущество, гражданин К. нанес нападавшему гражданину С. телесные повреждения. Гражданин С. потребовал от гражданина К. возмещения материальных затрат на лечение.

2. Гражданин Т. был задержан сотрудниками полиции и содержался под стражей в течение 4 суток. На требования освободить его, т.к. ему не вручено мотивированное решение суда о содержании под стражей, гр. Т. получил отказ.

3. Гражданину Р. было отказано в суде в приеме искового заявления на том основании, что оно было написано на греческом языке.

4. Гражданин Н. был незаконно уволен по инициативе собственника предприятия, т. к. собственник предприятия решил принять на данное рабочее место своего родственника.

5. Гражданин М. находился под следствием в качестве подозреваемого в совершении преступления. Собственник предприятия, на котором работал гражданин М., решил, что М. будет скоро лишен свободы, и поэтому уволил его. Суд оправдал гражданина М.

6. Гражданин С. узнал, что основной причиной, по которой он не был принят для обучения на философский факультет ВУЗа, было то, что его родители исповедуют баптизм.

 

Контрольные вопросы:

  1. Что такое правовой статус гражданина?
  2. Что такое права человека и чем они отличаются от свобод?
  3. Что такое юридические обязанности и чем они отличаются от прав и свобод человека?
  4. Какие права и свободы человека называются личными (гражданскими)?
  5. Какие права и свободы человека называются политическими?
  6. Охарактеризуйте экономические и социальные права гражданина РФ.
  7. Какие права и свободы человека называются культурными?

 

Нормативный материал

  1.  Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). – гл.2.

 

  •  
  1.  Старков О.В. Теория государства и права / О.В. Старков. - М.: Дашков и К, 2017. – С. 227-233

Практическая работа 4

Тема: Гражданское право

Название: Определить порядок защиты прав потребителя

Цель: формирование компетентностной личности в условиях современных рыночных отношений, обладающей правосознанием и потребительской культурой, которая способна реализовать гарантированные ей законом права и свободы.

Задачи:

образовательная:

  • уметь на основе знания основ российского законодательства раскрывать механизм защиты прав потребителя; 
  • уметь оформлять претензию в письменном виде;

развивающая:

  • развивать умения анализировать  статьи Закона РФ “О защите прав потребителей”, извлекать нужную информацию из первоисточника;

воспитательная:

  • способствовать воспитанию потребительской культуры для активного включения в систему современных экономических отношений.

Время на подготовку и выполнение задания – 1 час 30 минут.

Оснащение: методические указания для выполнения практической работы, Закон РФ «О защите прав потребителей».

Ход занятия:

  1.   Сообщение темы, цели и задач практической работы.
  2. Ознакомление с методическими указаниями.
  3. Самостоятельное выполнение задания.
  4. Защита практической работы по контрольным вопросам.

 

Методические указания

Защита прав потребителей - юридические действия лиц или государственных органов, направленные на восстановление нарушенных прав потребителя в сфере купли-продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Нарушенные права отстаиваются с помощью досудебного или судебного способа защиты интересов потребителя.  

 Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Гражданским кодексом РФ, международными нормативно-правовыми актами, Законом РФ «О защите прав потребителей». Именно этим законом закрепляются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также механизм реализации этих прав и интересов.

При выполнении заданий со 2 по 5  - принятые действия обосновать ссылками на соответствующие статьи Закона РФ “О защите прав потребителей”.

Выполнение задания 6. Выполнить задание в следующем порядке:

Образец претензии при обнаружении недостатка в товаре

 

Директору ООО "Дом"___________

                                                                                                            г. Междуреченск, ул.___, д                    

(укажите полное наименование продавца и его адрес)

                                                                                                                        от Иванова Ивана Ивановича,

проживающего по адресу: г. Междуреченск, ул. Кооперативная, д.44, кв.18

тел. 42-00-00

(укажите свою фамилию, имя и отчество, адрес и паспортные данные)

 

ПРЕТЕНЗИЯ

 

27 января 2018 г. я приобрел в Вашем магазине стиральную машину марки "Индезит" стоимостью 32 000 рублей. На стиральную машину был установлен гарантийный срок продолжительностью 12 месяцев.

После 10 дней работы в стиральной машине обнаружена неисправность: не греет воду.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" прошу расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную за товар денежную сумму.

В случае необходимости проверку качества товара прошу провести в моём присутствии.

 

Или другое требование: В соответствии со ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" прошу устранить возникшую неисправность.

 

Приложение:

  1. Копия кассового чека.
  2. Копия гарантийного талона.
  3. Копия технического паспорта или инструкции по эксплуатации.


_________________                                                                                                                                                    подпись

  1. февраля 2018 г.

Задания

 

Задание 1. Внимательно прочитайте указанные статьи из закона РФ «Защита прав потребителей» и выпишите основные права потребителей (ст.4, 7, 8, 10, 15, 17).

 

Задание 2. В магазине торговой сети «Эльдорадо вы приобрели холодильник марки «Индезит». Дома через три дня вы обнаружили неисправность – холодильник работает непрерывно, не отключаясь.

1) Определите каковы будут ваши дальнейшие действия?

2) В какие сроки потребитель вправе предъявить требование к продавцу в отношении недостатка товаров.

 

Задание 3. Вы приобрели в магазине диван. Однако после доставки дивана домой выяснилось, что данный предмет мебели не подошел по габаритным размерам в вашу комнату.

  1. Каковы будут ваши дальнейшие действия?
  2. В каком состоянии должен быть товар, подлежащий обмену?

 

Задание 4. Покупатель подошел к кассе, расплатился за покупки, отошел и выронил купленные яйца.

Каковы дальнейшие действия покупателя и продавца?

 

Задание 5. Вы приобрели товар, но ваша покупка оказалась с недостатками, которые вы обнаружили только дома. Продавец не согласен с вашим решением обменять товар и предлагает ремонт.

 Каковы ваши действия?

 

Задание 6. Составить претензию продавцу.

 

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите основные права потребителей.
  2. Какие требования может предъявить потребитель продавцу в случае продажи товара ненадлежащего качества?
  3. Имеет ли право потребитель обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен?  И в какие сроки?
  4. В течение какого срока продавец обязан заменить товар в случае обнаружения недостатков товара и предъявлении требования о его  замене?
  5. Как происходит расторжение договора купли-продажи?

 

Нормативный материал:

  1. ГК РФ часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с изм. и доп. с 29.07.2018).
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.06.2018) "О защите прав потребителей".

Заключение

Развитие творческих способностей личности обеспечивается изменением характера педагогического процесса, в котором обучающиеся становятся не объектом, а субъектом, равноправным партнером педагога в решении поставленных задач.

Для решения задач на практических занятиях необходимы знания теории как системы правового обеспечения в целом, так и отдельных ее инструментов (политик), пригодных для решения конкретных задач.

Тесты – это специальный тип заданий, содержащий подготовленные заранее варианты ответов. Студент на основе полученных теоретических знаний должен выбрать правильный ответ на поставленный в тесте вопрос.

Сколько надо решить задач, чтобы быть уверенным в том, что с любой поставленной задачей в реальной практической деятельности будущий специалист справится?

Ответить на этот вопрос нелегко, потому что полученный верный ответ в решении конкретной задачи совсем не обязательно обеспечит столь же значимый эффект в другой аналогичной ситуации. Это свойство динамично развивающегося мира и глобализации происходящих в нем процессов.

Совет может быть только один – дерзайте! Дорогу осилит идущий!

Приложение

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное  казенное профессиональное образовательное учреждение
 Междуреченский горностроительный техникум

                                                                                         (шрифт Times New Roman, начертание обычное, кегль 14)

 

Практические работы

(шрифт Times New Roman, начертание жирное, кегль 14)

по  дисциплине

                                                                   (шрифт Times New Roman, начертание обычное, кегль 14)

ОУД(п).04 Право

(шрифт Times New Roman, начертание обычное, кегль 14)

Технические отчеты

                                                                                (шрифт Times New Roman, начертание обычное, кегль 14)

РП.46.02.01ПР.00.04.ТО

(шрифт Times New Roman, начертание обычное, кегль 14)

 

 

Принял

преподаватель

                            Выполнил

            студентка гр. ДПА-17             

           С.С. Асеева

                           И.И. Иванова

                                                                          (шрифт Times New Roman, начертание обычное, кегль 14)