Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Открытый урок с применением технологии Развития критического мышления Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении»

МБОУ "СОШ № 8" г. Новокузнецк Кемеровская область

 

Открытый урок с применением технологии Развития критического мышления

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении»

 

Поченкова Наталья Анатольевна

Педагог

 

 
 
Ход урока
  1. Стадия вызова.
    1. Организационный момент урока: проверка распечатанных материалов, готовности к уроку. Запись даты, темы, цель урока формируют учащиеся (какие трудности они должны будут решить на уроке).
    2.  Подготовка к ОГЭ (ГИА). Повторение по теме: «Тире в БСП». 
“О трех золотых куклах”
Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так.   Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет.
И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.
Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.
Тогда юноша сказал:
- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.
(Из индийского фольклора).
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Распределите предложения в порядке их следования в тексте, некоторые из них допишите. Расставьте знаки препинания, определите виды придаточных в СПП-ях. Выделенные курсивом предложения попробуйте преобразовать в БСП, расставив знаки препинания. Какие предложения удалось преобразовать? Какие знаки препинания поставили и почему?
Индивидуальная работа по карточкам и 1 человек у доски, взаимо- и самопроверка, фронтальный опрос.
4 Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки (изъяснительное).- Юноша осмотрел кукол и заметил: у них в ушах просверлены дырочки (Пояснение).
5 А третья кукла походит на человека, который …(что ни услышит, то словно проглотит – придаточное определительное).
1 Однако властитель велел передать, что цены у них разные (изъяснительное).- Однако властитель велел передать: цены у них разные.
6 Это человек, достойный доверия, - …(цена этой кукле самая высокая - значение следствия – вывод того, о чём сообщается в первой; можно вставить: «поэтому», «так что»).
2 Подивился султан подарку и велел придворным разгадать…(в чем отличие одной куклы от другой - изъяснительное).
3 Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет (противопоставление).
451623
Основная мысль: человек, достойный доверия, должен хранить и ценить чужие тайны и секреты. «Молчание – золото». Вот и сегодня мы с вами будем придерживаться этой темы: «Язык – достоинство человека».
Вывод: как отличить БСП с двоеточием от БСП с тире?
(Устный развёрнутый ответ учащегося): по смысловым отношениям между частями.
- Верно, это одна из трудностей постановки знаков препинания в БСП. Мы сегодня подробнее повторим постановку тире.
2. Стадия осмысления.
2.1 Дополнить кластер-таблицу своими примерами:
Знаки 
препинания
Обоснование
Примеры
Тире
( - )
1) Части противопоставлены по содержанию
Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет
2) Первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части
Ласково заговоришь – змея из норы выползет.
3) Вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части
Скажешь слово – добавят десять.
4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго
Молвит слово – соловей поёт.
5) Быстрая смена событий
Уже иссякли слова – она всё ещё продолжала им верить .
 
 
Индивидуальная самостоятельная работа учащихся. Устные развёрнутые ответы учащихся, самопроверка, самооценивание. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Вывод о постановке тире в БСП.
2.2. Устно: (фронтальный опрос)
- Заменить БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Настанет утро - двинемся в путь (время). Когда настанет утро, двинемся в путь. СПП
Будешь книги читать – будешь все знать (условие). Если будешь книги читать, будешь всё знать. СПП
Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки (условие). Если хочешь получить великую истину, начинай с азбуки. СПП
Труд человека кормит – лень портит (противопоставление). Труд человека кормит, а лень портит. ССП (противительное).
Дрова все вышли – топить нечем (следствие). Дрова все вышли, так что (поэтому) топить нечем.
Вывод о различии и сходстве ССП, СПП, БСП и о необходимости различения постановки разных знаков препинания при них.
2.3 Графический тест. Знаки препинания при БСП. (Слабый ученик у доски).
Знаки
препинания
Предложения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Запятая
 
 +
 +
 
 
 
 
 
 
Двоеточие
 
 
 

 

 +
 +
 
 +
 
 
Тире
 
 
 
 
 
 +
 
 
 
  1. Кончил дело – гуляй смело (время).
  2. За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал (перечисление, одновременность, несовершенный вид глаголов).
  3. Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам (перечисление, одновременность, несовершенный вид глаголов ).
  4. Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку (причина).
  5. Поедем домой: будет холодно (причина).
  6. В поле потемнело: надвигалась гроза (причина).
  7. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь (условие).
  8. Мы очень зябли: ночи были уже холодные (причина).
  9. Солнце дымное встает – будет день горячий (следствие, условие).
  10. День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром (перечисление, одновременность, несовершенный вид глаголов).
Самопроверка, самооценивание.
  1. РефлЕксия.
2.1 Ромашка Блума: задайте вопросы (запишите на обороте раздаточных материалов) по изученной теме. Подчеркните те из них, ответы на которые вам хорошо известны, и вы можете их молниеносно произнести. Помогите друг другу ответить на трудные вопросы. ( запись вопросов индивидуально, чтение понятных и усвоенных; чтение трудных- фронтальный опрос: ответы на трудные вопросы учащимися).  Беседа.
Ромашка Блума
- Простые вопросы
- Уточняющие вопросы (уточнение) («Если я правильно понял…»; «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали, что…» и др.)
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы («Почему?»)
- Творческие вопросы (условность, предположение, прогноз…) («Что изменилось бы в синтаксисе, если бы…»)
Оценочные вопросы (выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов) («Чем постановка тире отличается от постановки двоеточия в БСП относительно …?)
Практические вопросы (применение на практике)  («Какой бы знак из возможных вы бы поставили в …»)
 
2.2 Домашнее задание (дифференцированное).
- Для слабых учащихся: подготовить устный развёрнутый ответ: «Знаки препинания  в БСП» со своими примерами.  Придумать и записать 5 бессоюзных сложных предложений с тире. Объяснить постановку тире в каждом из записанных предложений.
Для сильных (средних) учащихся: подготовить устный развёрнутый ответ: «Знаки препинания  в БСП» со своими примерами.  Составить своё задание по изученной теме: «Тире в БСП».
Ссылки на используемые для составления урока источники:
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ (НА КАЖДОГО УЧЕНИКА)
  1. Распределите предложения в порядке их следования в тексте, некоторые из них допишите. Расставьте знаки препинания, определите виды придаточных в СПП-ях. Выделенные курсивом предложения попробуйте преобразовать в БСП, расставив знаки препинания. Какие предложения удалось преобразовать? Какие знаки препинания поставили и почему?
Юноша осмотрел кукол и заметил что у них в ушах просверлены дырочки.
А третья кукла походит на человека который …
Однако властитель велел передать что цены у них разные.
Это человек, достойный доверия, - …
Подивился султан подарку и велел придворным разгадать…
Придворные осмотрели все куклы  никакой разницы между ними нет.
2.Дополнить кластер-таблицу:
Знаки 
препинания
Обоснование
Примеры
Тире
( - )
1) Части …по содержанию
Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет
2) Первая часть указывает … и … того, о чем говорится во второй части
Ласково заговоришь – змея из норы выползет.
3) Вторая часть заключает вывод, … из того, о чем говорится в первой части
Скажешь слово – добавят десять.
4) Содержание первого предложения … с содержанием второго
Молвит слово – соловей поёт.
5) Быстрая смена событий
Уже иссякли слова – она всё ещё продолжала им верить .
 
3.
3.Знаки
препинания
Предложения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Запятая
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Двоеточие
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тире
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Кончил дело … гуляй смело.
  2. За селом синел далекий лес…рожь качалась… колос созревал.
  3. Желтые листья роняет осень…красные листья летят по лесам.
  4. Он на пороге остановился… ему хотелось пожать мне руку.
  5. Поедем домой… будет холодно.
  6. В поле потемнело…надвигалась гроза.
  7. Скучно тебе жить … займись чем-нибудь.
  8. Мы очень зябли … ночи были уже холодные.
  9. Солнце дымное встает… будет день горячий.
  10. День становился все более ясным… облака уходили… гонимые ветром.
 
Ромашка Блума
- Простые вопросы
- Уточняющие вопросы (уточнение) («Если я правильно понял…»; «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали, что…» и др.)
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы («Почему?»)
- Творческие вопросы (условность, предположение, прогноз…) («Что изменилось бы в синтаксисе, если бы…»)
Оценочные вопросы (выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов) («Чем постановка тире отличается от постановки двоеточия в БСП относительно …?)
Практические вопросы (применение на практике)  («Какой бы знак из возможных вы бы поставили в …»)