тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

19.11.2018 г.
Всероссийский конкурс детских рисунков и поделок, посвящённый Дню матери «Подарю я маме сразу и...
16.11.2018 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов (Из цикла исторических...
15.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс, посвящённый 110-летию со дня рождения Н.Н. Носова «Творец...
14.11.2018 г.
Всероссийский конкурс мастер-классов «Афиша творчества»
14.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс «Вселенная под названием «КНИГА»
13.11.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 25-летию принятия Конституции Российской Федерации «Основной...
12.11.2018 г.
Всероссийский конкурс семейных проектов «Под парусом семьи...»

Открытый урок по ОУД.04 «История» Тема урока: «Теории образования Древнерусского государства»

Департамент образования и науки Кемеровской области государственное казенное профессиональное образовательное учреждение Междуреченский горностроительный техникум Междуреченск​

 

 Открытый урок по ОУД.04 «История»

Тема урока: «Теории образования Древнерусского государства»

 

 Составитель методической разработки  С.В.Евсеева преподаватель истории  первой квалификационной категории

 

 

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока по ОУД.04 История для обучающихся 1 курса в группах:                                                                   21.02.14 Маркшейдерское дело,                                                                      09.02.02 Компьютерные системы и комплексы,                                                                    08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений,                                                                      21.02.15Открытые горные разработки

Методическая разработка открытого урока по истории включает в себя: план-конспект урока, раздаточный материал, презентацию.

               Разработка данного урока предназначена для преподавателей истории в качестве методических рекомендаций для проведения урока по теме: «Образование Древнерусского государства» для обучающихся  1 курса СПО.

 

Пояснительная записка

Актуальность данной методической разработки состоит в том, что тема «Образование и развитие Древнерусского государства» весьма интересна в наши дни с исторической точки зрения.

Повышение роли патриотического воспитания молодежи в период глобального кризиса мироустройства, изменение геополитического курса РФ, все это является частью того исторического мышления, по которому будет идти наша страна в будущем.

Во время урока  обучающиеся изучают тему по дисциплине «История России»: «Три теории образования Древнерусского государства». Они знакомятся не только с теориями, которые предлагает нам образовательная программа, а и с помощью мультимедиа узнают о жизни и быте наших пращуров, проникаются героическим духом наших предков, образно переносятся во времена становления Древнерусского государства.

 

Цель урока: Изучение трех теорий образования Древнерусского государства, их сравнение и  выбор одной из теорий исторического развития Древнерусской государственности.

 

Задачи:

 

Образовательная:

- ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ,

- сформировать у обучающихся знания об  этапах создания Древнерусского государства, о политике первых князей,

- сформировать умение самостоятельно работать с литературой, документами,

 

 

Развивающая:

-   формировать умения выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа,

- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу,

 

Воспитательная:

- способствовать воспитанию чувства гордости и любви, уважения к истории своей страны,

- воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Методы работы на уроке:

1.Эвристический (частично-поисковый);

2.Метод сравнительного анализа (аналитический);

3.Репродуктивный.

              Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • - портреты первых киевских князей;
  • - раздаточный материал с отрывками из «Повести временных лет»;
  • - Приложения: таблицы, термины и понятия.
  • - карта «Киевская Русь в IX – XII веках» 

 

Ресурсы: учебник Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История часть 1 Академия – 2015 г., раздаточный материал,

 

Историческая проблема. «Откуда есть и пошла земля Русская?» В каких условиях, и на какой основе   создавалось  Древнерусское государство?

  

Список использованной литературы

 

1. Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. - М., 2012. - 144с.

2. Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., 2010. - 671с.

3. Деревянко, А. П., Шабельникова, Н. А. История России: учебное пособие.- М., 2011.

4. Зуев, М. Н. Отечественная история: учебное пособие.- М., 2013.

5. Исаев И.А. "История государства и права России". - М., 2012 г.

6. Козлов Ю.Ф. "От князя Рюрика до императора Николая II". - М., 2011

7. Османов А.И. История России IX-XX вв. - СПб., 2011. - 491с.

8. Павленко, Н. И., Андреев, И. Л., Кобрин, В.Б., Федоров, В.А. История России с древнейших времен до 1861года: учебник для вузов.- М., 2011.

9. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2012. - 843с.

10. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. - М., 2012. - 351с.

11. Соловьев C.M. "История России с древнейших времен". - М., 2011

 

Содержание и технология проведения практического занятия

Этапы урока, время

Учебные цели

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Материалы

Средства

Социальные формы

1.Организационный момент

3мин

 - создать благоприятную атмосферу занятий,

- сконцентрировать внимание обучающихся

- приветствует обучающихся

- концентрирует внимание обучающихся

- приветствуют преподавателя

-концентрируют внимание

 

 

 

 

беседа

2.Актуализация ранее полученных знаний

10мин

-воспроизвести известные ранее полученные знания

 

-проверяет знания, умения,

-обобщает  материал по предыдущим темам

-закрепление знаний оценками

Отвечают на вопросы преподавателя полными ответами

 

 

лекции

беседа

3.Изучение нового материала

17мин

 

актуализировать цели и задачи урока,

- определить этапы деятельности

- сформировать три команды

-акцентирует внимание на теме,  на этапах и видах деятельности,

- проводит контроль понимания целей, задач,

 

-делятся на три команды

-получают раздаточный материал;

 

 -раздаточный материал

 

беседа в группах

4.Творческое задание

40мин

- проконтролировать умение читать и понимать текст,

-развивать творческую способность

- развивать умение работать в коллективе

-развивать навыки самостоятельной работы

- развивать культуру речи

- Знакомит  с заданием,

-раздает материал,

- организовывает выполнение заданий

 -разъясняет важность теорий

 

- читают текст;

- работают с учебником;

- выбирают теории, доказательства;

-приводят доказательства своей теории с примерами;

- записывают  в тетради

текст ПВЛ,

материалы с выдержками  и теориями,

учебники

критерии оценки

дискуссия в группах

5.Рефлексия

15мин

-подвести итоги урока;

-оценить работу обучающихся;

-обобщает работу обучающихся;

-анализирует урок

-оценивается работа обучающихся

-анализируют полученные знания,

-высказываются о полученном материале

- что было трудным

 

экран оценивания

пленум

6.Заключительный этап

5мин

поблагодарить за работу на уроке

 

-разъясняет важность теорий

-благодарит за урок

-делают выводы

 

ПК, проектор, экран

пленум

 

Конспект урока

Группа делится на три подгруппы,  каждая из них представляет свою теорию.

Сообщения обучающихся:

Норманнская тория  Норманнская теория возникла в XVIII веке (Август Людвиг Шлецер (1735-1800), 

Герард Фридрих Миллер (1705-1783), 

Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738)). Байер и Миллер попытались доказать, что Русское государство было создано норманнами.

Повесть временных лет: славяне для порядка обратились к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания споров. Тут летописец и произнес знаменитую фразу: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами». Три князя пришли на Русь и в 862 году: Рюрик - в Новгород, Трувор - в Изборск, Синеус - в Белоозеро. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности. Крайнее проявление концепции - утверждение, что из-за неполноценности славяне не могли создать государства, а затем без иноземного руководства не могли управлять им.

Цель теории - показать неполноценность восточнославянских народов. Теория в период создания отвечала интересам династии Романовых.

Норманнисты единодушны в 2 принципиальных вопросах: норманны добились господства над славянами путем военного захвата или приглашения княжить; слово «Русь» норманнского происхождения (название племени, откуда был Рюрик).

Славянская теория

Против этой теории в XVIII веке выступил Михаил Ломоносов 

(также А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский), Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это «по-руссия», руссы – славяне). С тех пор борьба норманнистов и антинорманнистов не утихает.

Главным опровержением норманнской теории является то, что по уровню развития в IX веке славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них не могли. Государство не может организовать один или несколько даже самых выдающихся мужей.

Государство - продукт развития общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и степняков.

Славянисты или (антинорманнисты) считают, что термин «Русь» доваряжского происхождения. В ПВЛ есть места, которые противоречат легенде о призвании 3 братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля.

В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.

Б. Рыбаков: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам впрочем, (возможно) являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов.

О Рюрике сказано, что он пришел с «роды своими» («sinehus» - «свой род» – Синеус) и верной дружиной («thruwaring» - «верная дружина» – Трувор). Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а автор летописи, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устной саге традиционного окружения князя за имена его братьев».

Следов варяжского влияния почти не осталось: на 10 тыс. км2 территории Руси - 5 скандинавских географических наименований, а в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию -150

ПВЛ, составленная в конце XI - начале XII веков, в оригинале до нас не дошла. Известный список содержит много противоречий. Летописец, выполняя заказ, мог допустить, что версия происхождения князей от варягов возвеличит княжескую власть (варяги в XI-XII веках играли видную роль в Европе).

Другой задачей Нестора могло быть и стремление показать надклассовый характер государства и князя, чтобы прекратить междоусобицы и социальные конфликты.

Советские исследователи Тихомиров, Лихачев считают, что запись о призвании варягов появилась в летописи позже, чтобы противопоставить Русь и Византию. Автору для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии.

Шахматов считал, что варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии нельзя узнать о племени Русь.

Центристская теория

Обе концепции (славянская и норманнская) оказались тупиковыми. Свою теорию выдвигают Юрганов и Кацва.

По которой существует симбиоз норманнской и антинорманнской теорий.

Кроме того, существуют еще и другие мнения. Мокшин доказывает греческое происхождение названия «Русь». О существовании Руси как Тмутараканского княжества в ΙХ веке пишет А.Н. Насонов, М.В. Левченко. А А.Т. Фоменко, С.И. Валянский считают, что вся история с призванием варягов это поздняя вставка, сделанная по политическим соображениям, и в подтверждение этой версии приводят доказательства о фальсификации нумерации летописей.

Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может объяснить, что такое «Русь»; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин усилился и куда впоследствии исчез.

Однако Норманнская теория не объясняет причины возникновения государства. Норманнский элемент не мог внести и не внёс государственную идею в славянский мир.

Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода общества от первобытнообщинного к феодальному строю.

Русь была не первым государственным образованием у славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма.

 

СЛОВО преподавателя:

« Богата и обильна земля русская, да порядка в ней нет. Приходите к нам княжити, да володите нами» - это слова Нестора из летописи «Повесть временных лет».

И призвали на княжение в Великий Новгород Рюрика. И стал он в Новгороде княжити. И выбрали его новгородцы своим князем.

У меня к вам, ребята, вопрос: какую форму правления новгородской земли выбрали для себя его жители:

Предполагаемые ответы:

- вече (народное собрание)

- демократия (выборность органов самоуправления)

- княжеская республика (когда князь являлся и главой войска, и главой государства в период своего правления)

Согласно «Повести временных лет» в 879 году умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег.

В 882 году, собрав большое войско, Олег отправился в поход на юг. По пути он подчинил себе восточнославянские племена и подошёл к Киеву.

- Кто правил в Киеве в это время?

882 год – объединение Олегом Киева и Новгорода. Образование Единого Древнерусского государства.

- Вспомните, что такое государство.

- Какими признаками оно обладает?

Определение государства - особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Рассмотрим, как управлялось Древнерусское государство.

Объяснение преподавателя и составление таблицы или схемы.

Введение первых указов Ольги

Полюдье – объезд князем подвластных земель с целью сбора дани.

Уроки – размер дани.

Каковы же особенности правления первых киевских князей?

А сейчас мы с вами рассмотрим три теории образования государственности на Руси, которые нам предложили историки и исследователи истории Российского государства, начиная с момента создания летописцем Нестором «Повести временных лет».

Актуальные вопросы урока:

1. В результате чего все же возникло Древнерусское государство?

2. К какой из названных теорий вы более склоняетесь в своих умозаключениях?

Правильный ответ:

Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода общества от первобытнообщинного к феодальному строю.

Норманнская теория

Представители и их концепция

Центристская теория

Представители и их концепция

Славянская теория

Представители и их концепция

5. Закрепление пройденного материала. Ребята, мы с вами сегодня рассмотрели и изучили тему по истории России под названием: «Три теории образования Древнерусского государства». Познакомились не только с теориями, которые предлагает нам образовательная программа, а и познакомились с жизнью и бытом наших пращуров, прониклись духом становления государственности нашей Родины.

Вопрос преподавателя:

Изучив новый материал,  к какому же выводу мы с вами пришли?

- Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода общества от первобытнообщинного к феодальному строю.

 

Домашнее задание: выучить  основные даты и события

862 г. — призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.

882 г. — объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство.

907, 911 гг. — походы Олега на Царьград. Первые договоры с Византией.

944 г. — договор с Византией.

945 г. — восстание древлян и убийство князя Игоря.

957 г. — поездка Ольги в Константинополь и принятие христианства.

964—972 гг. — походы Святослава.

 

Рефлексия

1.Ребята, что больше всего вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

2.Какие трудности вы испытывали при изучении данного исторического материала?

3.Какую оценку вы можете поставить себе, изучив данный исторический материал?

4.Есть у вас желание рассмотреть более подробно информацию относительно «теорий возникновения Древнерусского государства»?

Ребята, я предлагаю вам подготовиться к следующему уроку по программе внеаудиторной самостоятельной работы. Вы можете подготовить презентации по данной теме, возможны также сообщения и доклады по любому из вопросов, которые мы рассматривали на уроке. А также заполнить предлагаемую таблицу на оценку «Отлично»

Самостоятельная работа обучающихся: ( ВСР)

Вопрос: Кого и по какой теории мы можем назвать создателем Древнерусского государства? Заполнить таблицу. Дать свои умозаключения, доказательства, факты.

 

-неизвестно его происхождение:

-родственник Рюрика;

-его воевода;

-воевода из новгородской знати на службе у Рюрика

- сын славянки и Рюрика;

- жена Игоря славянского происхождения

 

Дайте характеристику правлению князя Олега, ответив на вопросы:

 

- Какие восточнославянские племена покорил князь Олег?

- Покажите на карте территории, которые он присоединил к Древнерусскому государству.

- Когда Олег совершил поход в Византию?

- Каковы итоги этого похода?

- Какая группа населения получили выгоды от договора?

- Какие выводы можно сделать о князе Олеге из этих отрывков?

 

Дайте характеристику правлению князя Игоря, ответив на вопросы:

 

- Как вы думаете, почему древляне после смерти Олега отделились от Киева?

- Как Игорь наказал их?

- Какие отношения были у Руси с Византией при Игоре?

- Почему древляне убили Игоря?

 

Дайте характеристику правлению княгини Ольги, ответив на вопросы:

 

- Как Ольга изменила порядок сбора дани?

- Как вы думаете, почему Ольга решила принять христианство?

Приложение №1

Термины и понятия

Вервь (от слав. «вервь» — веревка; участок земли, отмеренный веревкой) — община в Древней Руси.

Вече — народное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.

Княжеская дружина — профессиональные военные, подчинявшиеся князю.

Люди — свободные общинники.

Мотыжное земледелие — тип земледелия, при котором используется мотыга в качестве орудия обработки земли. Производительность труда низкая.

Оседлость — образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Распространяется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия.

Пашенное земледелие — традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.

Подсечно-огневая система земледелия — система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2—3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.

Племенное военное ополчение — военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников — воев. Во главе ополчения стоял воевода.

Старейшины — родоплеменная знать.

Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI—XVI вв. слово «дань» означало налог и феодальную ренту.

Погосты — первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Позднее место сбора дани.

Полюдье — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позднее так называлась сама дань, размер которой не был определен. В Новгородской и Смоленской землях в XII в. — фиксированная денежная повинность.

Уроки — размер дани. Введены княгиней Ольгой.

Приложение №2

Персоналии

Рюрик (862—879) — варяжский конунг, призванный ильменскими словенами, согласно «Повести временных лет», княжить в Новгород. Основатель династии Рюриковичей.

Олег (879—912) — древнерусский князь. Правил с 879 г. в Новгороде, с 882 г. — в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры.
 Игорь (912—945) — древнерусский князь. Продолжал деятельность Олега, подчиняя восточнославянские племена. Совершал походы в Константинополь, в 941 г. — неудачный, в 944 г. заключил договор с Византией. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.

Ольга (945—962) — киевская княгиня, жена Игоря. Подавила восстание древлян. Установила размер дани (урок) и устроила места сбора дани (погосты). В 957 г. приняла христианство, крестилась под именем Елена. Канонизирована Православной церковью.

Святослав (962—972) — древнерусский князь, выдающийся полководец. С 964 г. совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; подчинил вятичей, воевал с Волжской Булгарией, разгромил Хазарский каганат, в 967 г. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми и болгарами вел русско-византийскую войну 970—971 гг. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Был убит печенегами у днепровских порогов.

Приложение №3

Антинорманнская теория — направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «русь» нужно искать в глубокой древности.

Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686—1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идет речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь. Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считали, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Этой же точки зрения придерживается Б. А. Рыбаков.

Варяги (от древнескандинавского vaeringjar) — 1) в русских источниках — скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.); 2) наемные дружинники русских князей IX—XI вв.; 3) купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки».

Историография — 1) написание истории, создание исторических трудов, совокупность исторических сочинений; 2) одна из специальных исторических дисциплин, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки.

Норманнская теория — направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. Была сформулирована во второй четверти XVIII в. немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. С точки зрения этой теории: 1) норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); 2) слово «русь» норманнского происхождения.

 

Приложение №3

Существующие теории образования Древнерусского государства.

1. Теория завоевания.

Наиболее сильные и крупные племена восточных славян стремились к расширению своей территории (судя по летописям, восточные славяне были воинственным народом). В результате военных походов славяне получали добычу, что вело к имущественному расслоению (при этом формируются органы управления – для походов нужен князь и дружина). Постепенно при завоевании формируются политические объединения. К VIII веку сложились – Славия, Ортания, Куявия.

Таким образом, наиболее сильное племя накладывает дань на другие племена, это ведет к необходимости управлять, в результате возникает государство. Процесс завоевания новых территорий совершался с помощью военных походов, в результате которых племена укрепляли и расширяли свои территории. В 882 году князь Олег захватил Киев, и объединил его с Новгородом, затем завоевал кривичей, мурому, полочан, в 883 году – древлян, в 884 году – северян, в 886 – радимичей, хорватов, тиверцев, дулебов. На завоеванные племена князь накладывал дань – внутригосударственный налог.

2. Договорная теория.

Государство возникло не путем завоевания, а путем заключения договоры между князем и вече, когда князь, приглашался на княжение для защиты. Князь формировал аппарат, дружину, руководил походами. Рюрик стал первым князем, заключившим договор с Вече.

3. Налоговая теория.

Наличие налоговой системы является неотъемлемым признаком государства (если нет налоговой системы, то нет и государства). Установление налоговой системы произошло после завоеваний соседних племен первыми киевскими князьями, они облагали захваченные территории данью, но сборы дани были не систематизированы. В 945 году Игорь был убит древлянами при попытке собрать дань вторично. После его смерти Ольга реформировала систему налогообложения, что способствовало усилению власти князя. Некоторые ученые считают преобразования Ольги Налоговой реформой, потому что были определены границы территорий племен, с которых собирали дань, должностные лица, регламентирован порядок сбора дани (полюдье или повоза), размер. Таким образом, государство возникает в Х веке.

4. Городовая теория (торговая).

Основоположник теории - Ключевский. В ее основе – развитие торговых отношений между племенами. Это вызывало появление излишек, расслоение населения и обмен товарами между членами племени, а затем и между племенами; постепенно складываются торговые пути и центры торговли (гостьбы), формируются города (погосты), наблюдался процесс разделения труда; торговля отделилась от ремесла. Городам нужна защита, поэтому города вооружаются, становясь политическими центрами территорий (к каждому городу прилегали волости - сельские территории с общинами, занимающиеся земледелием, волости выплачивали дань городам), в них формируются органы власти. То есть элементы государственности появились в городах до появления государства, так как стали необходимы для нормального функционирования торговли (иностранцы отмечали большое количество городов на Руси и называли ее Гардарики – страна городов).

При развитии городов образовались союзы городов, союзы племен, (в конечном итоге – государство, при объединении Новгорода и Киева в 882 году) в результате появились вождь союза (князь князей) и вожди племен. Зарождается иерархия. Князья относились к общинной знати и постепенно у славян зарождаются классы – знать, горожане, общинники – земледельцы, ремесленники и рабы. При этом в процессе формирования государства наблюдается борьба между знатью и князьями.

5. Христианская теория.

Ее основа – принятие христианства на Руси. Наличие общей идеологии – признак государства (если нет идеологии, нет и государства). Христианство – объединяющий фактор. О Древнерусском государстве можно говорить только после 988 года

6. Земская теория, основоположник – Владимирский - Буданов.

В основе теории – формации русского государства – объединение земель (в Новгородских землях существовало общинное самоуправление - вече). Объединение земель – причина для образования государства.

7. Патриархальная теория.

В основе этой теории лежат имущественные отношения: где есть имущественные отношения, там должно быть государство (Энгельс). Со временем семьи начинают объединяться по родоплеменному признаку, образуются племена, далее происходит расширение по территориальному признаку. В связи с этим увеличивается производство труда, это ведет к обмену имуществом – возникают имущественные отношения и частная собственность, создается неравенство, это ведет к расслоению населения, в результате формируются классы. Имущественные отношения нуждаются в регулировании и защите, появляется необходимость в создании специальных органов власти, регулирующих имущественные отношения и защищающие частную собственность.

Пути возникновения государства: классический путь (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое); рабство возникает там, где существует классовое неравенство. Путь, связанный с минованием стадии рабовладения: от первобытности переход к феодальному государству. Существование стадии предфеодального государства.

Рабство возникает из-за войн и долговой кабалы. При рабовладельческом строе, раб по статусу приравнен к вещи (не имеет никаких прав и является основным производителем материальных благ). При феодальном строе рабы отсутствуют, вместо них формируются феодально-зависимые земледельцы. В отличие от рабов феодально-зависимые обладали правами, могли иметь средства производства, они были заинтересованы в производительности своего труда.

8. Норманнская и Антинорманнская теории.

Норманнская теория возникла в XVIII веке (Август Людвиг Шлецер (1735-1800), Герард Фридрих Миллер (1705-1783), Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738)). Байер и Миллер попытались доказать, что Русское государство было создано норманнами.

Повесть временных лет: славяне для порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания споров. Тут летописец и произнес знаменитую фразу: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами». Три князя пришли на Русь и в 862 году: Рюрик - в Новгород, Трувор - в Изборск, Синеус - в Белоозеро. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности. Крайнее проявлением концепции - утверждение, что из-за неполноценности славяне не могли создать государства, а затем без иноземного руководства не могли управлять им. Цель теории - показать неполноценность восточнославянских народов. Теория в период создания отвечала интересам династии Романовых.

Норманисты единодушны в 2 принципиальных вопросах: норманы добились господства над славянами путем военного захвата или приглашения княжить; слово «Русь» норманского происхождения (название племени, откуда был Рюрик).

Против этой теории в XVIII веке выступил Михаил Ломоносов (также А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский), Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это «по-руссия», руссы – славяне). С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.

Главным опровержением норманнской теории является то, что по уровню развития в IX веке славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них не могли. Государство не может организовать один или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство - продукт развития общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и степняков. Антинорманнисты считают, что термин «Русь» доваряжского происхождения. В ПВЛ есть места, которые противоречат легенде о призвании 3 братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.

Б. Рыбаков: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам впрочем, (возможно) являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел с «роды своими» («sinehus» - «свой род» – Синеус) и верной дружиной («thruwaring» - «верная дружина» – Трувор). Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а автор летописи, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устной саге традиционного окружения князя за имена его братьев».

Следов варяжского влияния почти не осталось: на 10 тыс. км2 территории Руси - 5 скандинавских географических наименований, а в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию -150

ПВЛ,  составленная в конце XI - начале XII веков, в оригинале до нас не дошла. Известный список содержит много противоречий. Летописец, выполняя заказ, мог допустить, что версия происхождения князей от варягов возвеличит княжескую власть (варяги в XI-XII веках играли видную роль в Европе). Другой задачей Нестора могло быть и стремление показать надклассовый характер государства и князя, чтобы прекратить междоусобицы и социальные конфликты.

Советские исследователи Тихомиров, Лихачев считают, что запись о призвании варягов появилась в летописи позже, чтобы противопоставить Русь и Византию. Автору для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии. Шахматов считал, что варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии нельзя узнать о племени Русь.

Обе концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения. Мокшин доказывает греческое происхождение названия «Русь». О существовании Руси как Тмутараканского княжества в ΙХ веке пишет А.Н. Насонов, М.В. Левченко. А А.Т. Фоменко, С.И. Валянский считают, что вся история с призванием варягов это поздняя вставка, сделанная по политическим соображениям, и в подтверждение этой версии приводят доказательства о фальсификации нумерации летописей.

Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может объяснить, что такое «Русь»; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин усилился и куда впоследствии исчез.
Однако Норманнская теория не объясняет причины возникновения государства. Норманнский элемент не мог внести и не внёс государственную идею в славянский мир. Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода общества от первобытнообщинного к феодальному строю.

Русь было не первым государственным образованием у славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма.

 

Приложение №4

Документ №1.

Князь Олег (882 – 912 гг.)

1. Из «Повести временных лет» о покорении князем Олегом восточнославянских племён.

В лето 883. Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, возложил на них дань.

В лето 884. Пошёл Олег на северян, и победил их. И возложил на них лёгкую дань.

В лето 885. Послал к радимичам, говоря им: «Не давайте дань хазарам, а платите мне». И владел Олег полянами, и древлянами, и радимичами, и северянами, а с угличами и тиверцами воевал».

2. Из «Повести временных лет» о походе князя Олега в Византию.

В лето 907. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. С дружиной на конях и кораблях пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города.

И повелел он своим воинам поставить корабли на колёса. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки, увидев это, испугались и передали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».

И приказал Олег дать его воинам на 2000 кораблей по 12 гривен, а затем дать дань для городов русских: Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча. И ещё, когда придут русские гости (купцы), пусть берут, сколько захотят посольского содержания». И согласились греки.

Документ №2.

Князь Игорь (912 – 945 гг.)

1. Из «Повести временных лет» о княжении Игоря.

По смерти Олега стал княжить Игорь.

В лето 914. Пошёл Игорь на древлян, и, победив их, возложил дань больше Олеговой.

2. Из «Повести временных лет» о походах князя Игоря на Византию

В лето 941. Пошёл Игорь на греков… С востока пришли войска византийцев и окружили Русь. Русы, погрузившись на ладьи, отплыли. Феофан (греческий военачальник) встретил их ладьи и стал трубами пускать огонь на руссов. И было видно страшное чудо. Русы, увидев пламя, бросались в воду. И придя в землю свою, поведали о корабельном огне. Игорь же, начал собирать войско.

В лето 944. Игорь собрал войско: варягов, Русь, и нанял печенегов. И пошёл на греков на кораблях и на конях, чтобы отомстить за себя. Услышав об этом, царь послал к Игорю лучших бояр с мольбою: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавим ещё к этой дани». Взяв у греков золото и ткани на всех воинов, повернул назад и возвратился в Киев»

3. Из «Повести временных лет» о походе на древлян и смерти князя Игоря

В лето 945. В то лето сказала дружина Игорю: «Пойдём князь за данью». И послушал их Игорь, пошёл к древлянам, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Поразмыслив, сказал дружине: «Идите домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И с малой дружиной вернулся.

Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока его не убьют. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит. И древляне, выйдя из города, убили Игоря и его дружину, так как мало их было.

Документ №3.

Княгиня Ольга (945 – 957)

1. Из «Повести временных лет» об изменении княгиней Ольгой порядка уплаты дани

В лето 946. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей. И сохранились становища её и до сих пор.

В лето 947. Отправилась к Новгороду и установила погосты (места сбора дани) по Мсте и оброки по Луге.

2. Из «Повести временных лет» о принятии христианства княгиней Ольгой.

В лето 959(?). Направилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал цезарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга. И сказала: «Я – язычница. Если хочешь крести меня сам, иначе не крещусь». И крестил её царь как Елену, как и древняя царица, мать Константина Великого.

И благословил её патриарх и отпустил. И сказал тогда царь, что хочет взять её в жёны. Она же ответила, что он крестил её и назвал дочерью. И сказал тогда царь: «Перехитрила ты меня» и наградил её дарами.

И отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев…