Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Открытый урок географии для учащихся 8 класса по теме «Большое путешествие по планете Земля»

 ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат г.Камешково" Владимирской области

 

Открытый урок географии для учащихся 8 класса по теме

«Большое путешествие по планете Земля»

 

Хохлова Наталья Васильевна

учитель биологии

 

 

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным темам: «Материки», « Океаны»
Задачи:
Образовательные:
-обобщение, систематизация  знаний учащихся о Мировом океане, материках, их особенностях;
-продолжить формировать умения определять, узнавать, различать  изученные географические объекты;
-закрепление навыков работы с географической картой, глобусом, контурной картой, атласом;
-учить оценивать свои знания по изученным темам.
Коррекционно-развивающие:
-корригировать и развивать внимание путем выполнения практических заданий;
-корригировать и развивать связную устную речь учащихся, пополнение и обогащение словарного запаса через составление рассказов, ответы на вопросы, восстановление текста;
-корригировать и развивать память при работе с географической картой, глобусом;
-корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук путем выполнения упражнений, работы на контурных картах;
-корригировать и развивать мыслительную деятельность ( операций анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения) через выполнение разнообразных заданий, при выполнении математических вычислений.
Воспитательные:
-воспитание интереса к учебе, к предмету;
-воспитание самостоятельности;
-содействие развитию коммуникативных свойств личности;
-воспитание бережного отношения к природе, к планете , культуру поведения.
Оборудование:
глобус, карта полушарий, атласы, «Листы путешественника» у каждого, напечатанные названия океанов, контурные карты, рисунки-превращения  материков, ребусы, задачи про океаны, тексты для восстановления у каждого, контуры материков, релаксационная музыка (шум океана), «Песня про материки», материки разных цветов для рефлексии,  мультимедийная презентация, ручки, чистые листы бумаги у каждого.
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения:
урок-путешествие
Класс: 8
 
Самоанализ урока
Нестандартная форма проведения урока позволяет отказаться от шаблона в организации урока, вовлекает учащихся в активную деятельность на уроке, способствует развитию коммуникативной функции речи. Но урок выполняет функцию не развлекательную, а занимательную.
В ходе урока образовательные задачи решались при выполнении разнообразных практических заданий. Обобщение велось с опорой на имеющиеся знания учащихся.Общие дидактические принципы соблюдались. Урок соответствует перспективному плану, объем изучаемого материала соответствует возрастным особенностям детей. В течение всего урока велась работа по обобщению и систематизации знаний учащихся по изученным темам «Материки», «Океаны» посредством интересных и разнообразных заданий, практических упражнений, заданий на смекалку. Решались задачи по сопоставлению размеров разных материков, их географического положения относительно океанов и друг друга. Обучающая помощь на уроке осуществлялась при помощи наглядных средств обучения: глобус, атласы, задания на карточках. На уроке ребята работали как самостоятельно, так и в парах. Коррекционно-развивающие задачи решались при развитии слуховой и зрительной памяти, восприятия, мышления при выполнении практических заданий, упражнений, при закреплении знаний о характеристике, особенностях каждого материка, океана. Воспитательные задачи заключались в приучении к самостоятельности при выполнении практической работы, привитии любви и бережного отношения к природе, к планете.
На уроке осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход, в результате которого все учащиеся были задействованы в ходе урока. Использовались разнообразные методы (словесные, наглядные, практические) и приемы обучения, они умело чередовались, создавалась атмосфера заинтересованности в результате работы. Все запланированное удалось выполнить, поставленные задачи решены. Учащиеся были  активными, сосредоточенными, справились со всеми заданиями, показали хорошие знания по изученным темам. Интерес и активность обучающихся поддерживались на протяжении всего урока сменой видов деятельности, соблюдалась средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности. На уроке своевременно были проведены  дыхательная гимнастика, физминутка.  Осуществлялись межпредметные связи с уроками математики, русского языка, чтения, ИЗО, биологии, а также -связь с жизнью. Контакт с детьми налажен, все были в поле зрения учителя, педагог своевременно оказывал направляющую помощь. Обучающиеся проверили и оценили свои знания по изученным темам, сравнили выставленные оценки с оценками педагога. На урок были приглашены учащиеся 7 класса, которые выступили с сообщениями по теме урока, а также оказывали учителю помощь в раздаче наглядного материала.
 
Ход урока
1.Организационный момент
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь думать и рассуждать.
Вам, я думаю, все по плечу,
Ведь я вас географии не первый год учу.
И верю, что каждого ждет свой успех,
Душою болею за вас за всех!
2.Актуализация знаний
-Человека всегда привлекали и манили дальние страны, неизведанные земли. Дух первооткрывателя и первопроходца живет в каждом из нас. Вслушайтесь в эти строки:
С давних времен из века в век
Узнать стремился человек,
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
И   земли новые он открывал,
Как мир прекрасен узнавал,
За знанья жизнь отдать он мог.
Итак, мы начинаем свой урок.
-Ребята, сегодня я предлагаю вам почувствовать себя путешественниками и отправиться в увлекательное путешествие вокруг земного шара . Тема нашего урока «Большое путешествие по планете Земля». Путешествовать можно по –разному: на корабле, на самолете, поездом, автомобилем, просто пешком. А можно путешествовать в самые разные уголки нашей Земли, не выходя из класса. Вот именно в такое путешествие по Земному шару мы с вами сегодня и отправимся. А помогут в этом вам ваши знания о суше и о воде , а также географическая карта, ведь как сказал однажды английский писатель, автор приключенческой литературы, приключенческих романов и произведений для детей и юношества, автор «Всадника без головы» Майн Рид : «Нет ничего увлекательнее путешествий по географической карте». Вы сможете не только проверить свои знания по изученным темам, но и оценить их. На уроке вам будут предлагаться разные задания, после выполнения каждого задания вам нужно будет поставить себе оценку в «Листе путешественника». Надеюсь, что вы будете объективно оценивать себя. В конце урока мы подсчитаем ваши баллы и выведем оценку за сегодняшний урок.
Лист путешественника
№ задания
Название задания
Оценка
1.
Географическая разминка
 
2.
Цепочка
 
3.
Океаны в цифрах
 
4.
Блиц-опрос
 
5.
Определи название этапа путешествия
 
6.
Картографы
 
7.
Превращения материков
 
8.
Ребусы
 
9.
Восстановите текст
 
Итог:
 
 
 
3.Проверка д/з
Проверку домашнего задания проведем в форме
«Географической разминки».
-Цвет, которым на карте обозначена вода? (голубой)
-Уменьшенная модель земного шара (глобус)
-Точки Земли, через которые проходит земная ось (Северный и Южный полюсы)
-Ее берет с собой геолог, турист, водитель, археолог? (карта)
-Цвет, которым на карте обозначены равнины  (зеленый)
-Карты в нем одна к одной сшиты в типографии,
Он теперь всегда со мной- гид по географии (атлас)
-Каким цветом на карте обозначены возвышенности? (желтым)
-Глобус делит ровная линия условная.
Выше- север, ниже- юг, назови границу, друг. (экватор)
-Каким цветом на карте обозначены горы? (коричневым)
-Мы с вами вспомнили основные понятия, которые нам понадобятся на уроке.
4.Обобщение и систематизация знаний
1 этап
-Ну что, пора в путь! Первый этап нашего путешествия называется… Как называется, вы узнаете, отгадав загадку.
         Состоит он из морей,
         Ну, давай ответ скорей!
         Это не воды стакан,
А огромный… (океан)
-Итак, мы пересекаем океаны. Первый этап нашего путешествия называется  «Океаны»
-Сколько океанов мы изучили? (4) Назовите их, покажите на карте полушарий и на глобусе.
Работа с географической картой и глобусом
Задание1.
-Расположить названия океанов от самого большого до самого маленького (для мальчиков), от самого маленького до самого большого (для девочек) ( у каждого на парте напечатанные названия океанов )
Тихий
Атлантический
Индийский
Северный Ледовитый
                                               Северный Ледовитый
                                               Индийский
                                               Атлантический
                                               Тихий
Читает ученик
Спят четыре океана, синеглазых великана,
Солона у них водица, не удастся ей напиться.
Тихий океан к востоку, самый сильный и большой.
Атлантический на запад с голубой бежит волной.
Океан Индийский к югу занимает синий угол.
А для северных сторон Ледовитый шлет поклон.
Задание2. (работа на карточках)
-А сейчас проверим ваши математические способности. (связь с уроками математики)
-Сосчитайте, сколько % воды занимает Северный Ледовитый океан, если Тихий занимает 50%, Атлантический -25%, Индийский- 21% . (ответ 4%)
(можно по рядам сделать, тогда другому ряду : сосчитать, сколько % занимает Индийский океан, если Тихий- 50%, Атлантический -25%, Северный Ледовитый- 4%. (ответ- 21%)
Индивидуальные задания для слабых учеников
-71% земной поверхности занимает вода. Сосчитай, сколько % площади Земного шара занимает суша? (ответ- 29%)
-Мировой океан занимает 100% воды. Из них -Тихий океан занимает 50% воды, Атлантический-25%, Индийский-21%. Сколько % занимает Северный Ледовитый океан? (ответ-4%)
3.Задание на смекалку
-Как узнать, сколько % воды занимает Атлантический океан, зная, что Тихий занимает 50 %?(ответ: 25%, так как Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого : 50%:2=25%)
Дыхательная гимнастика (звучит релаксационная музыка: шум океана)
-Давайте представим, что мы находимся на берегу океана. С океана дует свежий ветерок, он нас обдувает, освежает. Помашем ладонями на себя и почувствуем ветер, дующий с океана. А теперь подышим  воздухом океана: вдох носом, выдох через рот.
4.Блиц-опрос
-Продолжаем наше путешествие.
-Нужно будет прикрепить магнитом на доску на карту полушарий табличку с названием соответствующего океана .
-Самый маленький и самый холодный океан? Почему у него такое название? (ответ- Северный Ледовитый, Северный- он на севере расположен, Ледовитый- покрыт толстым слоем льда)
-Какой океан называется «Великим»? Почему?   (ответ- Тихий, за огромные размеры)
-Самый теплый океан? Почему? (ответ- Индийский)
-Какой океан назван в честь мифического героя? (ответ- Атлантический, в честь Атланта)
-Какой океан не оправдывает свое название? Или, если затрудняются с ответом, то , кто и почему назвал океан Тихим? (Ответ- его назвал Тихим путешественник Магеллан, так как, когда он по нему плыл, в это время океан был спокойный, тихий, но на самом деле он совсем не тихий, там часто бывают штормы, сильные волны, подводные землетрясения, извержения вулканов)
-Какой океан расположен только в одном полушарии? В каком? (ответ- Индийский)
-В каком океане есть теплое течение Гольфстрим? (ответ- в Атлантическом)
-В состав какого океана входят все изученные нами океаны? Какой океан составляют все эти океаны? В какой океан объединяются все океаны? (ответ- в Мировой океан)
-В настоящее время проблема загрязнения океанов набирает все больше оборотов. Оказывается, океаны тоже просят о помощи.
Интересная информация (читает ученик) (ученику  было дано задание, найти информацию о загрязнении  океанов)
-Океан- это часть природы. В настоящее время одной из главных экологических проблем является проблема загрязнения океанов. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти, отходов промышленных предприятий, бытовых отходов. От нефтяных пятен гибнут птицы, мальки. Пластмассовые отходы, бутылки, банки, сети- тоже серьезная опасность. В 1972г. в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их  смерти стала  полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. 80% загрязнений океанов- результат деятельности человека.
-Вот видите, к каким печальным последствиям приводит безответственная деятельность человека. Не забывайте, охрана природы- дело каждого из нас! От каждого из нас зависит дальнейшая судьба нашей планеты Земля!
2 этап
-А наше путешествие продолжается. И куда же мы приплыли?
-Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание. И снова вам потребуются ваши знания по математике. (связь с уроками математики)
К    М    Г    Б    А    Е    Т    Д    И    З    Р    Ж    С
13    1     2     4     3    7     5     6    11   8    9    10    12
-Найдите самое маленькое число. Напишите его на карточке.
-Какое оно четное или нечетное?
 -Теперь выписывайте после него только нечетные числа в порядке возрастания.
-Под цифрами запишите соответствующие им буквы.
1     3     5     7     9     11     13
М   А    Т    Е     Р     И      К
-Какое слово получилось? (ответ-материк)
- По океанам поплавали. Оказались на суше, на материках. Следующий этап нашего путешествия называется «Материки». Свои знания об океанах проверили, теперь проверим, а как вы знаете материки.
-Что такое материк? (ответ- материк –это огромный участок суши со всех сторон окруженный водой)
-Как по другому можно назвать материк? (ответ- континент)
-Почему материки на карте и на глобусе окрашены в разные цвета? (ответ- на материках есть равнины- они в зеленый цвет окрашены, возвышенности- они в желтый цвет окрашены, горы- они в коричневый цвет окрашены)
   -Сколько материков на Земном шаре? (ответ-6 : Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия))
-Перечислите их. Давайте покажем их на карте полушарий и на глобусе.
Работа с картой полушарий и глобусом
Задание1.
«Картографы»
(работа в парах)  (звучит «Песенка про шесть материков»
-Давайте представим, что мы картографы. Кто такие картографы?  Попробуем самостоятельно составить карту полушарий. Для этого вам потребуются изображения материков, листы с условным изображением западного и восточного полушарий и названия материков и океанов.
Физминутка
Путешествуя сегодня, утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята, из-за парт своих уйти.
Посмотреть направо, посмотреть налево,
Потянуться к солнцу, удивиться : «Где мы?»
Вдохнем мы свежий воздух, расправим плечи шире,
А за урок получим мы 5 или 4.
Задание2.
«Превращения материков»
-А мы двигаемся дальше. Но на нашем пути какое-то препятствие: материки не хотят, чтобы мы их узнали, и они замаскировались (в кого-то превратились). Нам нужно их рассекретить.
-По классу развешены изображения материков. Я буду задавать вопросы, а вы вместо словесного ответа находите и показываете нам соответствующее изображение материка. Еще вам нужно угадать, в кого превратился материк. Так что изобразительная смекалка, догадка, фантазия  вам будут сейчас очень нужны. (связь с уроками изобразительного искусства)
1)-А сейчас вам пригодятся ваши знания по русскому языку. (связь с уроками русского языка)
-В названии этого материка 6 букв: начинается на первую букву алфавита и заканчивается тоже первой буквой алфавита.  (ответ-Африка)
-В кого превратился этот материк?
2)Название этого материка начинается на первую букву алфавита, а заканчивается последней буквой алфавита.(ответ-Австралия)
-В кого превратился континент?
3)Название этого материка начинается не на первую букву алфавита, а на шестую, а заканчивается последней буквой алфавита. (ответ-Евразия)
-В кого превратился материк?
4)Найдите два материка, которые образуют одну часть света.  Какую? (ответ-Северная Америка и Южная Америка, а часть света- Америка)
-В кого превратились материки?
-Что такое часть света? (ответ- материк вместе с прилегающими к нему островами)
5)В названии этого материка есть три буквы А: в начале слова, в середине и в конце, а всего в слове 10 букв (ответ- Антарктида)
-В кого замаскировался материк?
 Задание3.
«Отгадай ребусы» (в приложении)
Австралия
Антарктида
Европа
Азия
-А что такое Европа и Азия? На каком материке они находятся? Что их разделяет?  (ответ- части света, они на материке Евразия, разделяют их Уральские горы)
Задание 4.
-Прочитай текст и определи, о каком материке идет речь.
(у учащихся на партах изображения материков, они поднимают нужный материк при ответе на вопрос учителя)
1) Этот материк расположен в восточном полушарии. Почти посередине он пересекается экватором. Его омывают воды Индийского и Атлантического океанов. На этом материке расположена самая большая пустыня в мире. Еще здесь протекает самая длинная река нашей планеты Нил.
(ответ-Африка)
2)Этот материк омывается всеми четырьмя океанами. На нем расположена самая большая страна в мире. На материке две части света. Это самый большой на Земле континент. На нем мы живем.
(ответ-Евразия)
3)Этот материк самый высокий на Земле. Расположен в двух полушариях. На нем нет постоянного населения. Его омывают воды трех океанов: Тихого, Индийского, Атлантического.
(ответ-Антарктида)
4)Этот материк самый засушливый на Земле. Расположен к югу от экватора , в восточном полушарии. Его омывают Тихий и Индийский океаны. На материке обитают удивительные животные, среди них много сумчатых. Здесь сохранились такие животные, которые на других материках не встретишь, они вымерли. Поэтому этот материк можно назвать материк-заповедник.
(ответ-Австралия)
5)Этот материк пересекается экватором, расположен в западном полушарии. Это самый мокрый материк. Омывается двумя океанами: Тихим и Атлантическим. Этот материк считается родиной картофеля.
(ответ- Южная Америка)
6)Этот материк расположен к северу от экватора , в западном полушарии. Это третий по величине материк. Самый ближний к нашей стране России материк. Омывается тремя океанами: Тихим, Атлантическим, Северным Ледовитым.
(ответ- Северная Америка)
Задание 5
«Восстановите текст»
-Во время путешествия мы попали в шторм, под ливень, и часть наших путевых заметок стало невозможно прочесть. Попробуйте восстановить текст.
 
1)Материк, на котором мы живем называется……………….
На нем расположена наша страна………………………….
Он расположен  к ………………от экватора.
Материк находится в………………………. полушарии.
На нем две части света:…………………..и…………………
Разделяют эти части света…………………………………………
По размерам   материк самый………………………………….
Омывается всеми четырьмя океанами:……………………………………………………………………
2)Это второй по величине материк, называется он…………………
Расположен      в……………………..полушарии.
Почти посередине пересекается…………………
Здесь находится самая большая в мире пустыня………………….
Этот материк самый…………………………………
На материке протекает самая длинная  в мире река………………
3)Третий по величине материк называется…………….
Расположен в ………………………полушарии.
По отношению к экватору расположен к …………….
Около этого материка расположен самый большой  в мире остров ……………………..
Омывается тремя океанами:…………………………………………………………………
4)Это четвертый по величине материк, называется он…………………………..
Расположен в …………………….полушарии.
Материк пересекается…………………………
Омывается двумя океанами:………………………………………….
Это самый………………………….материк.
5)Самый холодный материк Земного шара называется……………………….
Толщина льда в океане достигает…………….метров.
Материк считается и самым высоким, потому что его покрывает…………………….
Температура воздуха зимой здесь доходит до минус………….градусов.
6)Это самый маленький и самый засушливый  материк, называется он ,,,…………………….
Расположен в ……………………..полушарии, к …………….от экватора.
Омывается двумя океанами:…………………..
Это материк-заповедник, так как там обитают животные, которых нет ни на одном из других материков…………………
(для слабых учащихся предлагаются слова для справок)
 
5.Подведение итогов урока
-Наше путешествие подошло к концу.
-На каких материках мы с вами побывали?
-Какие океаны пересекали?
Планета Земля
Материки                                                                    Океаны
(континенты)
1.Евразия                                                                   1.Тихий
2.Африка                                                                    2.Атлантический
3.Северная Америка                                                3.Индийский
4.Южная Америка                                                    4.Северный Ледовитый
5.Антарктида
6.Австралия
Заключение  (читает ученик)
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут все материки: «Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: «Будь человеком, человек,
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река, свои теряя берега,
И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус-шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу, я сберегу вас, сберегу!»
-Ребята, помните, мы в ответе за природу, за планету, на которой живем! Ведь мы сами часть этой природы. Давайте сохраним ее для будущих поколений!
-Давайте оценим ваш вклад в написание «Дневника юного путешественника» при помощи  «Листов путешественника». Я помогу вам вывести общую оценку.
-Оценка деятельности обучающихся, комментирование оценок.
6.Рефлексия
-У вас  на партах лежат изображения материков разного цвета: красного, зеленого, синего.
Красный цвет- вам все было понятно на уроке , вы довольны собой, чувствовали себя уверенно во время путешествия, хорошо справились с заданиями.
Синий цвет- было не все понятно на уроке, вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя не очень уверенно.
Зеленый цвет- все было не понятно и трудно для вас, вы чувствовали себя неуверенно.
-Возьмите материк нужного вам цвета и покажите его.
7.Домашнее задание
-Ребята, я прочитала очень интересный материал о том, что в настоящее время принято выделять не 4 океана, а 5. По поводу этого пятого океана было очень много споров, но  все-таки географическое общество его официально признало.   А что это за пятый океан, вам и предстоит узнать. Это и будет ваше домашнее задание. В вашем распоряжении интернет -ресурсы, библиотеки.
-Я благодарю вас за урок.

Смотреть презентацию

Смотреть приложение