Открытое занятие «РоботПеревозчик»
АУ УР «РЦИ» Республиканский детский технопарк «Кванториум»
Открытое занятие «РоботПеревозчик»
Глухова Инна Андреевна
Педагог дополнительного образования
Тема: Открытое занятие «РобоПеревозчик»
Цель: Проведение соревнований и закрепление полученных знаний, умений и навыков работы по разделу «Робототехника EV3»
Кейс: Твоя задача познакомится с соревнованиями «РобоПеревозчик» - условиями проведения соревнований. Сконструировать и запрограммировать робота размером 25х25х25см. Робот должен управляться с пульта управления. За минимальное время робот должен переместить на БАЗУ кубики одного цвета, определенного жеребьевкой, в первую очередь перемещаются все кубики одного размера, затем все кубики другого размера.
Структура Занятия
№ шага
|
Название шага
|
Время (минут)
|
1
|
Организационный момент Разделение на команды.
|
2
|
2
|
Знакомство с соревнованиями «РобоПеревозчик» - условия проведения соревнований, демонстрация презентации. Получение технического задания, обсуждение в группах, генерация идей при конструировании.
|
5
|
3
|
Выполнение практического задания - конструирование робота
|
30
|
4
|
Программирование робота. Итоговый контроль - проверка программы робота, регулировка модели
|
30
|
5
|
Проведение соревнований - выступление команд с изготовленными и запрограммированными роботами
|
15
|
6
|
Подведение итогов. Рефлексия
|
5
|
7
|
Разбор роботов, уборка на рабочих столах
|
8
|
Компетенции педагога:
·Базовые навыки проведения соревнования роботов «Кегельринг»
-
Базовые знания среды программирования LEGO® MINDSTORMS® Education EV3
Входные компетенции ученика:
-
Креативное мышление
-
Знания базовых методов конструирования и моделирования;
-
Знания базовых принципов программирования роботов с датчиками;
-
Знание правил техники безопасности.
Количество учеников: 12 человек
Возраст: 12-14 лет
Выходные компетенции:
-
Логическое мышление;
-
Умение работать в команде;
-
Навыки участия в соревновании;
-
Базовые понятия принципов программирования, моделирования и конструирования;
-
Навыки работы с инструментами среды программирования RobotC.
Оборудование для работы:
-
Десять персональных компьютеров, подключенных к Интернету, с программами LEGO® MINDSTORMS® Education EV3;
-
Базовый набор Lego EV3;
-
Поле – ринг белого цвета, со стартовой зоной в центре, с отметками местоположений 8 кегель для выталкивания за ограниченную чёрную кайму;
-
Мультиборд - Интерактивная доска;
-
Секундомер;
-
Ксероксная бумага А4, фломастеры.
Форма занятия: соревнование
Тип занятия: закрепление знаний, умений и навыков
Сценарий:
1.
Дается пояснение, что изучали учащиеся
Сегодня мы проведём соревнования роботов «РобоПутешественник», в течение занятия вам нужно будет вспомнить все, чему вы учились, работая с инструментами среды программирования LEGO® MINDSTORMS® Education EV3.
В конце соревнований подсчитывается общее количество набранных баллов командами и выявляется победитель.
Группы делятся на команды (по 2 ребенка + 2 родителя). Родители придумывают название команды, которое заносится в турнирную таблицу.
Родителям на занятии отводится большая роль, их задачи:
-
Придумать названия, девиз и эмблему командам ребят
-
Следить за временем при сборке
-
Записать в маршрутный лист количество правильно увезенных кегель
-
Фиксировать результаты в турнирной таблице на экране.
5. Распределить данные задачи между собой в команде.
2. Знакомство с соревнованиями «РобоПутешественник»
Цель состязания - За минимальное время робот должен переместить на БАЗУ кубики одного цвета, определенного жеребьевкой, в первую очередь перемещаются все кубики одного размера, затем все кубики другого размера
3. Практическое задание - конструирование робота
После получения кейса, группы приступают к анализу исходных данных, обсуждению по конструированию и моделированию робота.
Выполнение задания включает в себя несколько последовательных процессов. Раздаются инструкции на каждую команду. Ребята начинают собирать роботов в нужной конфигурации, ориентируясь на маршрутную карту и задания, которые необходимо выполнить с применением датчиков.
В процессе выполнения кейса мы будем работать над HARDи SOFT компетенциями:
Креативное мышление
Логическое мышление
Командная работа
Навык публичных заездов
|
Дизайн-проектирование робота
Представление команды
|
Необходимо отметить несколько важных моментов:
Нужно наладить работу в команде и внимательно следить за временем.
4.
Ребята приступают к программированию собранных роботов писать и отлаживать программу для соревнования «РобоПутешественник».
5. Проведение соревнований - выступление команд с изготовленными и запрограммированными роботами
На данном этапе выступление команд с изготовленными и запрограммированными роботами по прохождению раунда. Определяется жеребьёвкой, в каком порядке команды будут представлять свои работы, выполнение заезда.
Выбирается представитель группы для демонстрации заезда робота на время.
6. Подведение итогов. Рефлексия
Работу завершает рефлексия группы на тему занятия - соревнование и организацию работы. Подводятся итоги турнирной таблицы, и выявляется команда победитель соревнования роботов «РобоПутешественник».
Родители ставят баллы, после выступления всех команд – подводим результаты, проводим рефлексию: что получилось, какие возникли затруднения, над чем нужно поработать.
7. Разбор роботов, уборка на рабочих местах
После подведения итогов разобрать изготовленных роботов, убрать конструкторы на стеллаж,выключить программу LEGO® MINDSTORMS® Education EV3, привести рабочие места в порядок.
Приложение 1. Турнирная таблица
Критерий
|
Команда 1
|
Команда 2
|
Команда 3
|
Команда 4
|
Команда 5
|
Время при сборке (1 балл)
|
|
|
|
|
|
В роботе присутствуют датчики 2б
|
|
|
|
|
|
Программирование (уложились во время) 2б
|
|
|
|
|
|
Количество правильно пройденных зон 1 з – 1 б
|
|
|
|
|
|
Выполнение задания полностью 5б
|
|
|
|
|
|
Командная работа (2 балл)
|
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
Возможные риски:
1. Ребятам может показаться сложной конструкция шагающего робота – для этого можно изменить условия: робот будет колесный, но в этом случае использование датчиков обязательное
2. Ребята могут забыть, как программируется тот или иной датчик – для этого есть раздаточный материал для подсказки