Открытое занятие по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» «Лучик солнца золотого» (в 9 специальном коррекционном классе)
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»
Открытое занятие по курсу внеурочной деятельности
«Мир, в котором я живу» «Лучик солнца золотого» (в 9 специальном коррекционном классе)
учитель
Мельникова Е.С.
Цель: Вызвать у детей чувство любви, сострадания ко всему живому, желание заботиться о животных, беречь природу. Познакомить с правилами поведения в лесу.
Оборудование: Оформление сцены, костюмы, музыкальное сопровождение.
Действующие лица: Лучик, Девочка, Берёзки, Соловей, Белка, Бабочка, Ромашка, Водяной.
Ход занятия
Звучит музыка.
1 Ведущий: Здравствуйте ребята! Здравствуй природа: леса и реки, моря и озёра, поля и горы! Здравствуйте птицы: соловьи, совы, воробьи, голуби! Здравствуйте звери: тигры, слоны, львы, волки! Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может на Земле до сих пор жили бы все животные и растения, которые мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их!
2 Ведущий: Иногда слышишь: Человек – царь природы! А кто поставил человека над природой?! Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе невозможно. Без воздуха, воды, пения птиц, шелеста листьев. Все это нам щедро дарит природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. А что делаем мы?
1 Ведущий:
Раненая птица в руки не давалась
Раненая птица птицей оставалась
Этот сон давнишний до сих пор мне снится
На траве кровавой вздрагивает птица
Птицы, рыбы, звери людям в души смотрят
Вы их жалейте люди, не убивайте зря
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!
2 Ведущий:
К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить . А если бы могли? Давайте пофантазируем и посмотрим сказку «Путешествие Лучика».
Звучит музыка. Лучик танцует и будит девочку, которая спит. Она просыпается.
Девочка: Доброе утро! Какое оно прекрасное! Ой, кто ты?
Лучик:
Я Лучик солнца золотой
Пришел к тебе с небес прекрасных
Увидеть землю, но постой
А нет ли здесь врагов опасных?
Девочка: О каких врагах , о каких опасностях ты говоришь?
Нет на Земле врагов ужасных
Земля нам дарит мир, покой…
Попутешествуй же со мной.
Лучик:
Я рад, что мы с тобой вдвоем
Большую землю обойдем.
Звучит песня «Красная шапочка» «Если долго по дорожке».
(Лес.) Белка бросает шишку в Лучика.
Лучик: Ой, что это. Мне же больно.
Бабочка: Мне тоже больно.
Девочка:
Кто ты такая? И отчего тебе больно?
Бабочка: Угадайте кто я?
Не мышь, не птица
В лесу резвится.
На деревьях живет
И орешки грызет.
Нас было много на Земле
Любили мы резвиться в волю
Но появился человек
И стала много нас вне воле.
Мой брат стал «белкой в колесе»
И шубы носят из сестричек
Из всех моих друзей вообще
Осталось чуть – спроси у птичек.
Соловей: Это правда – что лукавить
Человек не знает меры
Я готов людей прославить
Но у нас исчезла вера!
Лучик: Подожди, подожди, о какой вере ты говоришь? Чему надо верить?
Соловей: Верить, что мы нужны, без нас плохо на Земле.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете вы останетесь одни.
Девочка:
Да, Соловушка, поешь ты прекрасно, душа радуется! А белок мы не обидим их становится все меньше и меньше.
Березки (хором):
И нас становится все меньше и меньше.
1 Берёзка: А мы ведь символ России. Она славится берёзовыми рощами.
2 Берёзка: Посмотри мой милый друг
Что находится вокруг.
Небо светло голубое
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет
Тучка в небе проплывает.
1 Берёзка: Поле, речка и трава
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
2 Берёзка: Все что нужно год от года –
Это все вокруг природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных
Без красивых гор высоких.
1 Берёзка: Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш земной, природный дом!
2 Берёзка: Люди, мы вас любим! Почему вы бываете так жестоки? Зачем вам нож и топор?
Девочка: Мне стыдно друзья, за тех людей, которые губят природу.
Лучик:
Пой соловей свои песни о лесе
Радуй нас белка своей красотой
Наполняйте нас березки жизненной силой.
Я уверен, что люди откликнуться всей душой.
Музыка. (поют птицы).
Лучик: Ах, как здесь красиво! Вон кузнечик поскакал. Какая чудесная бабочка полетела. А запахи: клевер, ромашек – море, колокольчики зазвенели. А как здорово поют птицы. Куда мы попали?
Девочка: Ну, тут, наверное, проблем нет.
Бабочка: Как ты ошибаешься – мои крылышки протерлись от пальцев ребят. Сколько моих друзей в коллекциях, мы же нужны природе. Мы опыляем эти прекрасные цветы. Не проще ли ребятам нарисовать нас или сфотографировать?
Ромашка: Посмотрите на меня.
Вы знаете кто я?
Сердцевинка жёлтая у цветка того
Будто крошка солнышка забралось в него.
Все прекрасно знают, что я могу лечить при простудах, болезнях желудка. Я рада служить людям. Но оторвавшись от земли я не живу, не рвите меня с корнем, пожалуйста! Кто будет лечить вас если мы исчезнем.
Девочка: Лучик, посмотри, посредине луга лежит зеркало.
Лучик: Что это?
Девочка: Это озеро. А в нем бегут ручейки. Такая прохлада, и умыться можно, и воды напиться.
Водяной: Не пей девочка! Вода в этом озере очень грязная. Чего только в нем нет: колеса, банки, утюги, велосипеды – в общем все то, что служило людям, потом оказалось ненужным и отчего избавились, выбросив в озеро. Грязная жидкость льется через грязные трубы – это стоки заводов. Остановилась жизнь для обитателей озера. Купаться запрещено! Воду использовать нельзя!
Девочка: А кто ты такой?
Водяной: Я одинокий водяной.
Никто не водится со мной.
Друзья мои лягушки
Болеют как старушки
На дне моей квартиры
Бутылки, тяпки, вилы.
Не озеро – помойка! (пытается уйти).
Девочка: Не уходи, постой-ка!
Водяной:
Кругом лежат жестянки
Запчасти, банки, склянки.
Лучик помоги, девочка, ведь люди все знают и могут.
Звучит музыка.
Девочка: Если в воду не бросать всякие отходы, то постепенно вода сама очиститься. Это только при условии, что никто больше ничего не бросит в воду, даже бумажку. А если еще и помочь воде, убрать все что сбросили, тогда возвратится жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки.
Лучик:
Как яблоко на блюдце
У нас Земля одна
Не торопитесь люди
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Девочка:
Мы общей жизни зёрна
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Примите это люди
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
Звучит музыка.
Бабочка:
Смотрю на глобус – шар земной
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки
Ты береги нас – береги!
Ромашка:
В тревоги рощи и леса
Роса на травах как слеза.
И тихо просят родники
Ты береги нас – береги!
Лучик:
Грустит глубокая река
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки
Ты береги нас – береги!
Водяной:
Остановил олень свой бег
Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги
Ты береги нас – береги!
Девочка:
Смотрю на глобус – шар земной
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы на ветру
Я берегу вас, берегу!
Водяной:
Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки и природа не наша раба. Мы её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Запомните ребята – природа наш дом, мы заботливые хозяева в нём.