Открытое занятие для родителей по итогам проекта "Дерево моей семьи".
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 г. Фрязино Московской области.
Открытое занятие для родителей по итогам проекта «Дерево моей семьи»
(Номинация «Проекты по организации гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях»).
Автор: Хамраева Наталья Евгеньевна, место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида №11 г. Фрязино МО, воспитатель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Предлагаемый материал – заключительная часть познавательно-исследовательского проекта «Дерево моей семьи» социально-коммуникативной направленности, проводимого в старшей группе нашего ДОУ с января по май 2015г. Возраст воспитанников – 5-6 лет.
Актуальность нашего проекта обусловлена тенденцией современного общества: духовная разобщённость семьи, стремление к материальному благополучию, и, как следствие – катастрофическая нехватка времени на младшее поколение.
Цель проекта – попытаться установить более близкие, доверительные и уважительные отношения между участниками проекта: детьми, родителями, старшим поколением; вовлечь родителей в повседневную жизнь детей, познакомить детей с жизнью взрослых вне дома.
Задачи проекта:
- Формировать у детей устойчивые знания и представления о семейных отношениях: правах и обязанностях членов семьи, возрастных качествах членов семьи, семейных обычаях и традициях;
- Воспитывать уважительное отношение к старшим членам семьи, необходимость проявлять заботу и внимание к родным людям, интересоваться их жизнью;
- Обогащать и уточнять активный словарный запас детей: знакомить с новыми словами и их значением, вводить новые слова в повседневную жизнь детей.
Поскольку наша работа была проведена в полном объёме, приводим её конкретные результаты:
- Дети больше узнали о своих родных, об истории своей семьи, о профессиях родителей. Родители окунулись в ежедневный мир своих детей, стали принимать больше участия в их повседневной жизни. Многие из них также узнали много нового о своих родственниках, например, воевавших в годы войны.
- Педагоги, родители и дети смогли на время проекта стать «единым целым», погрузиться в тему социальных отношений и достигнуть позитивных результатов в сотрудничестве. Мы предполагаем и в дальнейшей работе сохранять с родителями партнёрские отношения и вовлекать их в повседневную жизнь нашего сада.
- Расширился и обогатился активный словарь детей. Новые слова, в т.ч. и названия новых профессий, дети активно использовали в играх, речевой деятельности, в повседневной жизни.
Методическая литература:
- Л. Д. Есина. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
- Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80с.
- Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/ Сост. Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80с.
- Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 448с.
- Дыбина О. В. и др. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие/Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 80с.
Открытое занятие-досуг по итогам проекта «Деревомоей семьи» (старшая группа).
Цель мероприятия: подвести итоги проекта «Дерево моей семьи», проходившего в группе с января по май.
Задачи:
- Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о семейных взаимоотношениях, о родственных связях в семье; закрепить и обобщить знания детей о некоторых новых профессиях и о значении слов, сопутствующих этим профессиям.
- Воспитательные: продолжать воспитывать уважительное отношение ко взрослым людям, формировать привычку к внимательному и заботливому отношению к членам своей семьи.
- Развивающие: развивать память, внимание; формировать навыки элементарной театрализованной деятельности; формировать навыки самостоятельной творческой работы.
Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование и материалы: групповой альбом-книга (Дерево моей семьи» с семейными работами; карточки с названиями профессий (6 шт.), карточки с новыми словами (12 шт.), бейджи 6-ти разных цветов по количеству детей; атрибуты для игровой сценки; заготовки для творческой работы формата А-4 (по количеству детей), отдельные листы, расчерченные на клетки размером 3х3см, пеналы с цветными карандашами (по количеству детей); аудиосопровождение.
Ход мероприятия: 1. Дети рассаживаются на стульях, стоящих полукругом на ковре. Педагог напоминает, что за время проекта они лучше узнали свои семьи и даже познакомились с некоторыми новыми родственниками; предлагает немного поговорить о них. Задаёт вопрос:
- Расскажите о самом старшем члене вашей семьи (3-4 ответа);
- Расскажите о самом младшем члене вашей семьи (3-4 ответа);
- О ком ещё из вашей семьи вы хотели бы рассказать? (4-5 ответов).
Во время ответов детей педагог следит за тем, чтобы ответы были развёрнутыми, грамматически правильными, в случае необходимости задаёт уточняющие вопросы, поправляет (см. Приложение №1).
2. Проводится командная игра «Подбери слова к профессии» (см. Приложение №2). Дети разбиваются на 6 команд (по цвету бейджей). Педагог назначает в каждой команде капитана. Каждая команда собирается вокруг своего стола. Педагог задаёт вопрос: «С какими новыми профессиями мы познакомились? Назовите их». Дети называют профессии: медсестра, дизайнер, логист, программист, геодезист, переводчик. После каждого ответа педагог демонстрирует карточку с названием профессии и просит детей вспомнить, кто из родителей знакомил их с этой профессией. Затем кладёт все карточки «лицом» вниз, перемешивает, приглашает к столу капитанов команд. Они по очереди тянут по одной карточке, показывают, называют; возвращаются к своим командам. Несколько секунд педагог даёт командам, чтобы они вспомнили из предыдущих занятий слова, сопутствующие профессии; напоминает правила игры. Затем по сигналу педагога от каждой команды подходит по одному человеку к столу, на котором разложены карточки со словами, подходящими к той или иной профессии. Дети читают слова (или узнают по набору букв), выбирают подходящую для своей команды карточку, возвращаются на место. В команде обсуждают, подходит это слово к их профессии или нет. Если нет – тот же игрок возвращается к столу и выбирает другую карточку. Каждая команда должна собрать к слову-профессии три сопутствующих слова. Побеждает та команда, которая соберёт все слова правильно и быстрее других.
3.Разыгрывается сценка «Обычное утро обычной семьи» (см. Приложение №3). Дети возвращаются на стулья, дети-исполнители садятся отдельно. Пока исполнители готовятся, педагог включает спокойную музыку. Во время просмотра сценки второй педагог готовит столы и материал для творческого задания.
4.Творческое задание «Создай своё семейное дерево». Для этого задания заранее были сделаны открытки-заготовки с изображением дерева. Педагог даёт детям задание: на листах в клетку нужно нарисовать как можно больше членов своей семьи (портрет каждого рисуется в отдельной клетке); затем ножницами разрезать лист по линиям клеток. Полученные портреты наклеить на открытку-заготовку так, чтобы самые младшие члены семьи (дети) располагались наверху дерева, родители – посередине, самые старшие (бабушки, дедушки) – внизу. Во время выполнения задания педагог корректирует работу детей и привлекает родителей (по их желанию). Используется аудиосопровождение.
По окончании мероприятия дети дарят свои работы родителям.
Приложение №1:
Домашние работы «Семейное дерево».
Домашнее задание для детей и родителей: в выходные после ознакомительной беседы дети с помощью родителей дома изготовляют семейное дерево на листе формата А-3. Дети являются «учителями» для родителей, т.к. сами объясняют родителям, как правильно располагать на контуре дерева портреты членов семьи.
Задачи: более подробное и глубокое знакомство детей с составом и членами семьи; формирование представлений о старших поколениях семьи; создание мотивации к изучению детьми семейной истории.
Неделя «Моя семья».
Задачи: создание у детей мотивации к рассказыванию о своей семье; развитие грамматического строя речи, активизация и обогащение словарного запаса речи дошкольников; создание предпосылок и условий для дальнейшего использования в работе со старшими дошкольниками метода домашних заданий.
Дети рассказывают о своей семье, родителях, близких и дальних родственниках, о семейных праздниках, традициях, используя для наглядности «семейное дерево», изготовленное дома.
Приложение №2:
Неделя «Профессии родителей».
Родители проводят занятия с детьми в группе: рассказывают о своей работе (профессии), знакомят с профессиональными предметами и атрибутами, необходимыми в их профессии, объясняют их назначение.
Задачи: знакомство детей с новыми профессиями, обобщение и закрепление знаний об уже известных профессиях; знакомство с профессиональными предметами и атрибутами, необходимыми взрослым в работе, формирование представлений об их назначении; обогащение словаря дошкольников новыми словами, создание мотивации для использования полученных знаний в речевой деятельности.
В ходе «Недели профессий родителей» дети познакомились с такими профессиями, как стоматологическая медсестра, дизайнер интерьеров, логист, программист, геодезист, гид-переводчик. Одним из результатов «Недели профессий родителей» стало создание словесно-дидактической игры «Подбери слова к профессии».
Цель игры: актуализировать полученные детьми знания для использования их в повседневной жизни.
Описание игры: большие карточки с названиями профессий («медсестра», «логист», «дизайнер», «программист», «геодезист», «переводчик», можно добавить несколько карточек с названиями уже известных детям профессий); маленькие карточки с названиями предметов, сопутствующих профессиям ( например: «медсестра – ампула, вакцина, стерильно»; «программист – компьютер, клавиатура, программа»).
Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппах детей. Обучение игре проводится поэтапно:
1-й этап – дети учатся с помощью воспитателя узнавать слова на карточках по первому звуку (букве), запоминать зрительный образ слова, находить в словах знакомые буквы и соединения букв, слоги;
2-й этап – дети учатся самостоятельно находить заданные водящим (воспитателем) слова, устно определять, к какому слову-профессии может подходить заданное слово;
3-й этап – дети самостоятельно по заданию водящего (воспитателя или другого ребёнка) находят слово-профессию, подбирают к нему сопутствующие слова;
4-й этап – игра проводится в формате соревнования.
Приложение №3:
Сценарий игровой части занятия «Обычное утро обычной семьи» (старшая группа).
Действующие лица (дети): Бабушка, Дедушка, Мама, Папа, Сын, Дочка; ведущий: воспитатель (по ходу сценки подсказывает участникам реплики, следит, чтобы не было пауз, заминок).
Декорации: игровая зона «Кухня» для сюжетно-ролевой игры «Семья».
Дети, участвующие в сценке, сидят за ширмой. На кухне Бабушка готовит завтрак. Входит Мама, обращается к Бабушке:
- Доброе утро, мама. Ну вот опять вы с раннего утра уже хлопочете!
Бабушка: - Доброе утро, доченька. Мне совсем не сложно.
Мама помогает Бабушке готовить завтрак, накрывает на стол. Входит Папа с газетой в руке, потягивается на ходу:
- Доброе утро, дамы! Покормите отца семейства.
Бабушка и мама вместе: - Доброе утро, дорогой!
Папа садится на диван, разворачивает газету, начинает «читать». Бабушка ставит на стол чашку с блюдцем, Мама подаёт бутерброд, наливает чай, затем садится рядом с Папой за стол. Вбегает запыхавшийся Сын, испуганно выкрикивает:
- Проспал! Проспал! Почему вы меня не разбудили? У меня контрольная по математике! Я опоздаю!
Папа сердито смотрит на сына, качает головой. Бабушка начинает суетиться, ставит внуку чайный прибор, наливает чай. Мама берёт Сына за руку, успокаивает:
- Доброе утро, сынок. Никуда ты не опоздаешь. Ты проснулся, как обычно. Просто ты переживаешь из-за контрольной. Завтракай и собирайся. Папа проводит тебя в школу.
Сын садится за стол, начинает завтракать. Папа снова читает газету, при этом в правой руке у него чашка, он отпивает из неё чай. Мама тоже пьёт чай. Бабушка моет посуду и добродушно поглядывает на семью.
Мама (немного повышая голос): - Доченька, просыпайся, опоздаешь в садик!
Входит заспанная Дочка, трёт кулачками глаза, произносит недовольно:
- Не хочу в садик! Не пойду!
Мама встаёт из-за стола, гладит Дочку по голове, поправляет растрёпанные волосы, ведёт к столу. Папа ласково смотрит на Дочку, которая всё ещё недовольна, спрашивает:
- Ты почему такая сердитая, принцесса моя?
Дочка (капризным голосом): - Я не выспалась! Хочу спать!
Бабушка подаёт Дочке чай, тарелку с пирожками, садится рядом.
Сын (с издёвкой в голосе): А вчера вечером кто-то не в кровать пошёл, чтобы спать, а к бабушке в комнату, мультики смотреть!
Бабушка быстро встаёт, забирает папину чашку, торопливо её моет. Папа откладывает газету, смотрит сердитым взглядом на бабушку. Мама ставит на стол чашку, удивлённо смотрит на Дочку, спрашивает:
- Доченька, это правда?
Дочка (выкрикивает): - Неправда! Неправда!
Сын (передразнивая): - Правда! Правда!
Дети переругиваются, строят друг другу рожицы. Бабушка испуганно смотрит на переполох, качает головой. Папа снова занят газетой. Мама пытается успокоить детей. На кухне суматоха. Входит Дедушка, громко спрашивает:
- Что за шум с утра пораньше? Выспаться не дают!
Все замолкают. Дочка показывает Сыну язык и отворачивается. Дедушка медленно проходит к столу, садится. Все уважительно подвигаются, Папа откладывает газету, Мама подаёт Дедушке тарелку с бутербродами, Бабушка ставит чайный прибор, наливает чай. Дедушка отпивает чай из чашки, строго спрашивает:
- Все поели?
Семья (отвечают наперебой):
- Да, да, поели.
Дедушка (строго): - Тогда марш все по своим делам! (продолжает неторопливо завтракать).
Все члены семьи засуетились, встали из-за стола. Папа положил газету, смотрит вокруг себя, спрашивает:
- Дорогая, где мой портфель?
Мама (причёсывает дочку):
- В прихожей, как всегда. (обращаясь к Сыну) Сынок, собирайся, папа подвезёт тебя до школы.
Сын (берёт портфель, радостно):
- Ура, поедем на машине! (Папа берёт сына за руку, уходят за ширму).
Мама (берёт дочку за руку, обращается к ней):
- Солнышко, пойдём, ты сама выберешь себе платье.
Дочка (радостно): - Пойдём, пойдём!
Мама уводит Дочку за руку, Дочка весело бежит вприпрыжку. Уходят за ширму.
Бабушка и Дедушка остаются на кухне одни. Дедушка не спеша завтракает, Бабушка подсаживается к нему за стол, подпирает голову рукой, задумчиво смотрит на Дедушку. Произносит (с грустью):
- Дед, тихо-то как сразу стало.
Дедушка (ворчливо): - Наконец-то. А то галдят и галдят, прямо спасу нет.
Несколько секунд продолжается немая сцена: Дедушка пьёт чай, Бабушка молча сидит и смотрит на Дедушку.
Дедушка (продолжает ворчать): - Ничего, вот вечер настанет – опять вся орава соберётся.
Ещё несколько секунд та же немая сцена. Затем Дедушка громко ставит чашку, смотрит на Бабушку. Дедушка и Бабушка произносят в один голос (медленно и громко):
- Скорей бы вечер!