Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Открытое занятие для родителей по итогам проекта "Дерево моей семьи".

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида №11 г. Фрязино Московской области.

Открытое занятие для родителей по итогам проекта «Дерево моей семьи»

(Номинация «Проекты по организации гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания      в образовательных организациях»).

Автор: Хамраева Наталья Евгеньевна, место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида №11 г. Фрязино МО, воспитатель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Предлагаемый материал – заключительная часть познавательно-исследовательского проекта «Дерево моей семьи» социально-коммуникативной направленности, проводимого в старшей группе нашего ДОУ с января по май 2015г. Возраст воспитанников – 5-6 лет.

Актуальность нашего проекта обусловлена тенденцией современного общества: духовная разобщённость семьи, стремление к материальному благополучию, и, как следствие – катастрофическая нехватка времени на младшее поколение.

Цель проекта – попытаться установить более близкие, доверительные и уважительные отношения между участниками проекта: детьми, родителями, старшим поколением; вовлечь родителей в повседневную жизнь детей, познакомить детей с жизнью взрослых вне дома.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей устойчивые знания и представления о семейных отношениях: правах и обязанностях членов семьи, возрастных качествах членов семьи, семейных обычаях и традициях;
  2. Воспитывать уважительное отношение к старшим членам семьи, необходимость проявлять заботу и внимание к родным людям, интересоваться их жизнью;
  3. Обогащать и уточнять активный словарный запас детей: знакомить с новыми словами и их значением, вводить новые слова в повседневную жизнь детей.

 

Поскольку наша работа была проведена в полном объёме, приводим её конкретные результаты:

  • Дети больше узнали о своих родных, об истории своей семьи, о профессиях родителей. Родители окунулись в ежедневный мир своих детей, стали принимать больше участия в их повседневной жизни. Многие из них также узнали много нового о своих родственниках, например, воевавших в годы войны.
  • Педагоги, родители и дети смогли на время проекта стать «единым целым», погрузиться в тему социальных отношений и достигнуть позитивных результатов в сотрудничестве. Мы предполагаем и в дальнейшей работе сохранять с родителями партнёрские отношения и вовлекать их в повседневную жизнь нашего сада.
  • Расширился и обогатился активный словарь детей. Новые слова, в т.ч. и названия новых профессий, дети активно использовали в играх, речевой деятельности, в повседневной жизни.

 

Методическая литература:

  1. Л. Д. Есина. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
  2. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80с.
  3. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/ Сост. Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80с.
  4. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 448с.
  5. Дыбина О. В. и др. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие/Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 80с.

 

Открытое занятие-досуг  по итогам проекта «Деревомоей семьи»  (старшая группа).

Цель мероприятия: подвести итоги проекта «Дерево моей семьи», проходившего в группе с января по май.

Задачи:

  1. Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о семейных взаимоотношениях, о родственных связях в семье; закрепить и обобщить знания детей о некоторых новых профессиях и о значении слов, сопутствующих этим профессиям.
  2. Воспитательные: продолжать воспитывать уважительное отношение  ко взрослым людям, формировать привычку к внимательному и заботливому отношению к членам своей семьи.
  3. Развивающие: развивать память, внимание; формировать навыки элементарной театрализованной деятельности; формировать навыки самостоятельной творческой работы.

Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование и материалы: групповой альбом-книга (Дерево моей семьи» с семейными работами; карточки с названиями профессий (6 шт.), карточки с новыми словами (12 шт.), бейджи 6-ти разных цветов по количеству детей; атрибуты для игровой сценки; заготовки для творческой работы формата А-4 (по количеству детей), отдельные листы, расчерченные на клетки размером 3х3см, пеналы с цветными карандашами (по количеству детей); аудиосопровождение.

Ход мероприятия: 1.  Дети рассаживаются на стульях, стоящих полукругом на ковре. Педагог напоминает, что за время проекта они лучше узнали свои семьи и даже познакомились с некоторыми новыми родственниками; предлагает немного поговорить о них. Задаёт вопрос:

 - Расскажите о самом старшем члене вашей семьи (3-4 ответа);

 - Расскажите о самом младшем члене вашей семьи (3-4 ответа);

 - О ком ещё из вашей семьи вы хотели бы рассказать? (4-5 ответов).

Во время ответов детей педагог следит за тем, чтобы ответы были развёрнутыми, грамматически правильными, в случае необходимости задаёт уточняющие вопросы, поправляет (см. Приложение №1).

2. Проводится командная игра «Подбери слова к профессии» (см. Приложение №2).  Дети разбиваются на 6 команд (по цвету бейджей). Педагог назначает в каждой команде капитана. Каждая команда собирается вокруг своего стола. Педагог задаёт вопрос: «С какими новыми профессиями мы познакомились? Назовите их». Дети называют профессии: медсестра, дизайнер, логист, программист, геодезист, переводчик. После каждого ответа педагог демонстрирует карточку с названием профессии и просит детей вспомнить, кто из родителей знакомил их с этой профессией. Затем кладёт все карточки «лицом» вниз, перемешивает, приглашает к столу капитанов команд. Они по очереди тянут по одной карточке, показывают, называют; возвращаются к своим командам. Несколько секунд педагог даёт командам, чтобы они вспомнили из предыдущих занятий слова, сопутствующие профессии; напоминает правила игры. Затем по сигналу педагога от каждой команды подходит по одному человеку к столу, на котором разложены карточки со словами, подходящими к той или иной профессии. Дети читают слова (или узнают по набору букв), выбирают подходящую для своей команды карточку, возвращаются на место. В команде обсуждают, подходит это слово к их профессии или нет. Если нет – тот же игрок возвращается к столу и выбирает другую карточку. Каждая команда должна собрать к слову-профессии три сопутствующих слова. Побеждает та команда, которая соберёт все слова правильно и быстрее других.

3.Разыгрывается сценка «Обычное утро обычной семьи» (см. Приложение №3).  Дети возвращаются на стулья, дети-исполнители садятся отдельно. Пока исполнители готовятся, педагог включает спокойную музыку. Во время просмотра сценки второй педагог готовит столы и материал для творческого задания.

4.Творческое задание «Создай своё семейное дерево». Для этого задания заранее были сделаны открытки-заготовки с изображением дерева. Педагог даёт детям задание: на листах в клетку нужно нарисовать как можно больше членов своей семьи (портрет каждого рисуется в отдельной клетке); затем ножницами разрезать лист по линиям клеток. Полученные портреты наклеить на открытку-заготовку так, чтобы самые младшие члены семьи (дети) располагались наверху дерева, родители – посередине, самые старшие (бабушки, дедушки) – внизу. Во время выполнения задания педагог корректирует работу детей и привлекает родителей (по их желанию). Используется аудиосопровождение.

По окончании мероприятия дети дарят свои работы родителям.

 

Приложение №1:

Домашние работы «Семейное дерево».

Домашнее задание для детей и родителей: в выходные после ознакомительной беседы дети с помощью родителей дома изготовляют семейное дерево на листе формата А-3. Дети являются «учителями» для родителей, т.к. сами объясняют родителям, как правильно располагать на контуре дерева портреты членов семьи.

Задачи: более подробное и глубокое знакомство детей с составом и членами семьи; формирование представлений о старших поколениях семьи; создание мотивации к изучению детьми семейной истории.

Неделя «Моя семья».                                                                                     

Задачи: создание у детей мотивации к рассказыванию о своей семье; развитие грамматического строя речи, активизация и обогащение словарного запаса речи дошкольников; создание предпосылок и условий для дальнейшего использования в работе со старшими дошкольниками метода домашних заданий.

Дети рассказывают о своей семье, родителях, близких и дальних родственниках, о семейных праздниках, традициях, используя для наглядности «семейное дерево», изготовленное дома.

Приложение №2:

Неделя «Профессии родителей».                                          

Родители проводят занятия с детьми в группе: рассказывают о своей работе (профессии), знакомят с профессиональными предметами и атрибутами, необходимыми в их профессии, объясняют их назначение.

Задачи: знакомство детей с новыми профессиями, обобщение и закрепление знаний об уже известных профессиях; знакомство с профессиональными предметами и атрибутами, необходимыми взрослым в  работе, формирование представлений об их назначении; обогащение словаря дошкольников новыми словами, создание мотивации для использования полученных знаний в речевой деятельности.

В ходе «Недели профессий родителей» дети познакомились с такими профессиями, как стоматологическая медсестра, дизайнер интерьеров, логист, программист, геодезист, гид-переводчик. Одним из результатов «Недели профессий родителей» стало создание словесно-дидактической игры «Подбери слова к профессии».

Цель игры: актуализировать полученные детьми знания для использования их в повседневной жизни.

Описание игры: большие карточки с названиями профессий («медсестра», «логист», «дизайнер», «программист», «геодезист», «переводчик», можно добавить несколько карточек с названиями уже известных детям профессий); маленькие карточки с названиями предметов, сопутствующих профессиям ( например: «медсестра – ампула, вакцина, стерильно»; «программист – компьютер, клавиатура, программа»).

 Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппах детей. Обучение игре проводится поэтапно:

1-й этап – дети учатся с помощью воспитателя узнавать слова на карточках по первому звуку (букве), запоминать зрительный образ слова, находить в словах знакомые буквы и соединения букв, слоги;

2-й этап – дети учатся самостоятельно находить заданные водящим (воспитателем) слова, устно определять, к какому слову-профессии может подходить заданное слово;

3-й этап – дети самостоятельно по заданию водящего (воспитателя или другого ребёнка) находят слово-профессию, подбирают к нему сопутствующие слова;

4-й этап – игра проводится в формате соревнования.

Приложение №3:

Сценарий игровой части занятия «Обычное утро обычной семьи» (старшая группа).

Действующие лица (дети): Бабушка, Дедушка, Мама, Папа, Сын, Дочка; ведущий: воспитатель (по ходу сценки подсказывает участникам реплики, следит, чтобы не было пауз, заминок).

Декорации: игровая зона «Кухня» для сюжетно-ролевой игры «Семья».

Дети, участвующие в сценке, сидят за ширмой. На кухне Бабушка готовит завтрак. Входит Мама, обращается к Бабушке:

 - Доброе утро, мама. Ну вот опять вы с раннего утра уже хлопочете!

Бабушка:  - Доброе утро, доченька. Мне совсем не сложно.

Мама помогает Бабушке готовить завтрак, накрывает на стол. Входит Папа с газетой в руке, потягивается на ходу:

 - Доброе утро, дамы! Покормите отца семейства.

Бабушка и мама вместе: - Доброе утро, дорогой!

Папа садится на диван, разворачивает газету, начинает «читать». Бабушка ставит на стол чашку с блюдцем, Мама подаёт бутерброд, наливает чай, затем садится рядом с Папой за стол. Вбегает запыхавшийся Сын, испуганно выкрикивает:

 - Проспал! Проспал! Почему вы меня не разбудили? У меня контрольная по математике! Я опоздаю!

Папа сердито смотрит на сына, качает головой. Бабушка начинает суетиться, ставит внуку чайный прибор, наливает чай. Мама берёт Сына за руку, успокаивает:

 - Доброе утро, сынок. Никуда ты не опоздаешь. Ты проснулся, как обычно. Просто ты переживаешь из-за контрольной. Завтракай и собирайся. Папа проводит тебя в школу.

Сын садится за стол, начинает завтракать. Папа снова читает газету, при этом в правой руке у него чашка, он отпивает из неё чай. Мама тоже пьёт чай. Бабушка моет посуду и добродушно поглядывает на семью.

Мама (немного повышая голос): - Доченька, просыпайся, опоздаешь в садик!

Входит заспанная Дочка, трёт кулачками глаза, произносит недовольно:

- Не хочу в садик! Не пойду!

Мама встаёт из-за стола, гладит Дочку по голове, поправляет растрёпанные волосы, ведёт к столу. Папа  ласково смотрит на Дочку, которая всё ещё недовольна, спрашивает:

 - Ты почему такая сердитая, принцесса моя?

Дочка (капризным голосом): - Я не выспалась! Хочу спать!

Бабушка подаёт Дочке чай, тарелку с пирожками, садится рядом.

Сын (с издёвкой в голосе): А вчера вечером кто-то не в кровать пошёл, чтобы спать, а к бабушке в комнату, мультики смотреть!

Бабушка быстро встаёт, забирает папину чашку, торопливо её моет. Папа откладывает газету, смотрит сердитым взглядом на бабушку. Мама ставит на стол чашку, удивлённо смотрит на Дочку, спрашивает:

  - Доченька, это правда?

Дочка (выкрикивает): - Неправда! Неправда!

Сын (передразнивая): - Правда! Правда!

Дети переругиваются, строят друг другу рожицы. Бабушка испуганно смотрит на переполох, качает головой. Папа снова занят газетой. Мама пытается успокоить детей. На кухне суматоха. Входит Дедушка, громко спрашивает:

 - Что за шум с утра пораньше? Выспаться не дают!

Все замолкают. Дочка показывает Сыну язык и отворачивается. Дедушка медленно проходит к столу, садится. Все уважительно подвигаются, Папа откладывает газету, Мама подаёт Дедушке тарелку с бутербродами, Бабушка ставит чайный прибор, наливает чай. Дедушка отпивает чай из чашки, строго спрашивает:

 - Все поели?

Семья (отвечают наперебой):

 - Да, да, поели.

Дедушка (строго): - Тогда марш все по своим делам! (продолжает неторопливо завтракать).

Все члены семьи засуетились, встали из-за стола. Папа положил газету, смотрит вокруг себя, спрашивает:

 - Дорогая, где мой портфель?

Мама (причёсывает дочку):

 - В прихожей, как всегда. (обращаясь к Сыну) Сынок, собирайся, папа подвезёт тебя до школы.

Сын (берёт портфель, радостно):

 - Ура, поедем на машине! (Папа берёт сына за руку, уходят за ширму).

Мама (берёт дочку за руку, обращается к ней):

 - Солнышко, пойдём, ты сама выберешь себе платье.

Дочка (радостно): - Пойдём, пойдём!

Мама уводит Дочку за руку, Дочка весело бежит вприпрыжку. Уходят за ширму.

Бабушка и Дедушка остаются на кухне одни. Дедушка не спеша завтракает, Бабушка подсаживается к нему за стол, подпирает голову рукой, задумчиво смотрит на Дедушку. Произносит (с грустью):

 - Дед, тихо-то как сразу стало.

Дедушка (ворчливо): - Наконец-то. А то галдят и галдят, прямо спасу нет.

Несколько секунд продолжается немая сцена: Дедушка пьёт чай, Бабушка молча сидит и смотрит на Дедушку.

Дедушка (продолжает ворчать): - Ничего, вот вечер настанет – опять вся орава соберётся.

Ещё несколько секунд та же немая сцена. Затем Дедушка громко ставит чашку, смотрит на Бабушку. Дедушка и Бабушка произносят в один голос (медленно и громко):

  - Скорей бы вечер!