Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Особенности обучения детей дошкольного возраста элементам спортивных игр

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 368 Кировского района Волгограда"

Особенности обучения детей дошкольного возраста элементам спортивных игр

Составители: Попова С.А., Косенко М.В.

 

 

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, а также их полноценное физическое развитие -  одна из важных задач дошкольного детства. Вместе с тем необходимо отметить, что современные дети отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности, таким, как игры с конструктором, компьютерные игры, просмотр мультфильмов и др., что увеличивает статическую нагрузку и, как следствие, ведет к снижению двигательной подготовленности.

Также необходимо отметить, что приоритетным для родителей является интеллектуальное развитие детей, что ведет к перегруженности режима дня деятельностью, которая также ведет к дефициту движений.

Нарушение баланса между разными видами деятельности негативно сказывается не только на изменении показателей двигательной подготовленности в худшую сторону, но и на состоянии здоровья дошкольников. По данным Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Российской Федерации, количество абсолютно здоровых детей снизилось (до 15,1%), увеличилось число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (до 67,6 %) и с хроническими заболеваниями (до 17,3%) [6].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается первостепенная задача дошкольного детства – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия. В связи с этим актуален поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Наиболее ценными в этом отношении представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей [5].

Игра является спутником жизни детей дошкольного возраста. Это не только первая доступная для детей форма деятельности, но и основное средство их разностороннего развития [2].

В детских садах подвижные игры включаются в работу по физическому воспитанию с младшего дошкольного возраста. В данный возрастной период преимущество отдается сюжетным и процессуально-подражательным играм. По данным Н.В. Финогеновой, они включаются в содержание занятий по физической культуре в 80% случаев. По мере взросления ребенка значимость их для развития детей снижается и в среднем и старшем дошкольном возрасте значительно шире используются бессюжетные игры. В средней группе – в 30 % случаев, в старшей и подготовительных группах до 40 % [1].

В своих исследованиях Л.Н. Волошина [3] убедительно доказывает  возможность использования в дошкольном возрасте спортивных игр, указывая на их значительный развивающий потенциал.

Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Следовательно, они активно развивают эти качества.

Физические упражнения в спортивных играх – это сложные для детей двигательные действия, в отличие от основных движений, они не встречаются в повседневной жизни. Для игр с элементами спорта характерна определенная специфика и точность двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря). В содержание занятий по физической культуре детей дошкольного возраста элементы спортивных игр вводятся со старшей группы. Их основная цель – познакомить детей со спортивными играми и упражнениями, создать представление о тренировочном процессе в спортивных играх.

Однако наблюдения за играми детей среднего дошкольного возраста во время прогулок показывают, что уже в этом возрасте у них проявляется интерес к спортивным играм и, прежде всего, действиям со спортивными предметами. Им интересны те изменения, которые происходят вследствие манипуляций с ними. Но недостаточный двигательный опыт приводит к тому, что дети быстро устают и прекращают выполнять задания [2].

Поэтому мы предположили, что включение в содержание занятий по физической культуре адаптированных для среднего дошкольного возраста подвижных игр, направленных на овладение «школой мяча», будет способствовать накоплению игрового опыта для использования их не только во время занятий по физической культуре, но и в самостоятельной двигательной деятельности. Это в дальнейшем будет способствовать не только более качественному овладению техникой двигательных действий, но и положительно скажется на личностном развитии дошкольников, в частности, на умении управлять своим поведением.

Первоначально, в качестве основной задачи, было формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Поэтому в этот период детям предлагались игровые задания и  игры с мячами различного размера и веса, а также предоставлялась возможность свободно поиграть с мячом. Например, в игре «Играй, играй, мяч не теряй» участникам игры давалось задание подбрасывать и ловить мяч. При этом на каждом занятии мячи менялись (изменения касались веса мяча, размера и материала, из которого изготовлен мяч). При этом важным являлось также и то, чтобы детям понравились игры с мячом, чтобы они после занятий с нетерпением ждали возможности еще поиграть.

Далее обучали детей правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча и наконец, передавать и ловить мяч.

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке.

Для детей среднего дошкольного возраста еще недоступны упражнения с ведением мяча, но с передвижением по площадке, с ударами мяча о пол и ловлей его после отскока они успешно справляются. 

На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка направляли на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Пока дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения мы не предлагали. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом игровой метод нельзя использовать. Используя игры и игровые упражнения, мы не только удовлетворяем желание детей играть, но и активно формируем игровой опыт, который в дальнейшем дети могут  использовать в самостоятельной двигательной деятельности во время прогулки. Наиболее эффективными оказались подвижные игры, в которых  каждый играющий действует за себя. В них получение удовольствия от игры успешно сочетается  с обучением в игре.

Широкое использование подвижных игр и игровых заданий дало положительные результаты. В большей степени изменились результаты в диагностических методиках, характеризующих развитие координационных (17,2 %) и скоростно-силовых способностей (15,6 %). При этом дети стали более внимательно слушать задания воспитателя и старались при самостоятельном его выполнении  допустить как можно меньше ошибок, то есть выполнить более точно. При этом 61,9 % детей без ошибок выполняли двигательные задания после первого объяснения, остальные вспомнили все детали игровых правил после напоминания.

Таким образом, можно утверждать, что использования «Школы мяча» в среднем дошкольном возрасте на основе включения в содержание занятий по физической культуре подвижных игр и игровых заданий будет способствовать не только двигательной подготовленности дошкольников, но и будет содействовать проявлению произвольности поведения.