Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Осенний лес, словно терем расписной!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад № 56 «Сказка»

города Димитровграда Ульяновской области»

Методический материал: разработка образовательного мероприятия с детьми  старшего дошкольного возраста

Автор: Тимакова Наталья Ивановна,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

 

«Осенний лес, словно терем расписной!» 

Задачи:

1. Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка: Эмоциональную отзывчивость на музыку, поэзию и живопись;

2. Знакомить с разнообразием осенних пейзажей в репродукциях картин художников. Обращать внимание детей на красоту и разнообразие цветов и оттенков;

3.   Побуждать детей самим  придумывать движения,  соответствующие характерам конкретных музыкальных произведений при изображении образов деревьев, ветра, листьев и т.д.

4. Побуждать детей к самостоятельной передаче образов осенних деревьев, используя доступные им средства выразительности - цвет.

5. Развивать воображение детей.

Предварительная работа: Посещение парка, наблюдение за красками осенней природы. Прислушивание к звукам осенней природы : шум ветра, шум леса, шелест листьев под ногами, шум дождя, крики птиц. Приметы осени.

Музыкальный ряд: Вальс «Фантазия» М.Глинки, вальс «Осенний сон» А. Джойса, «Осенняя песнь» П.И. Чайковского и т.д.

Изобразительный ряд: репродукции картин И. Левитана, И. Грабаря, Б. Щербакова, И. Остроухова и др.

Литературный ряд: стихи об осени И. Бунина, А. Данько,

 А.С. Пушкина, А. Плещеева и др.

Материал и оборудование: Палас, подушки, столы, стулья, мольберты, ватман, акварель, кисти, тряпочки, стаканчик с водой, бумага, осенние листья, шифоновые шарфики, музыкальные инструменты (колокольчики, маракасы, барабан, металлофон, треугольник, трещётки, дер. ложки), ТСО

ХОД

1. Звучит музыка « Осенняя песнь» Чайковского П.И. из цикла «Времена года».

-    Мы вас приглашаем на прогулку в осеннюю сказку...

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса.    (А.С. Пушкин)

Ребята, давайте вспомним, как вы гуляли по осеннему парку, по осеннему городу, кто-то был в лесу. Какой он, осенний лес? Я предлагаю вам послушать «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского и вспомнить звуки природы...шум ветра, шелест листьев, шум дождя, крики птиц.... Осень радует нас красотой деревьев, полей, удивительными сочетаниями цветов: какими?...

Зеленый, желтый, оранжевый, красный, бордовый, серый. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет. Красота осени завораживает, очаровывает и манит за собой. (Обратить внимание на одежду цвета осени). Давайте закроем глаза, сделаем глубокий вдох.... Чем пахнет лес? (ответы детей)

Осенью природа словно притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой утомленной. Деревья скидывают с себя листву. Листья становятся большими, тяжелыми и начинают опадать.

2.  Мы прослушали звуки природы, леса. У вас появилось желание самим исполнить, озвучить звуки осени с помощью музыкальных инструментов? Какой муз.инструмент соответствует вашему настроению, подходит к образу ветерка, листочка, качающегося дерева, шума дождя? Возьмите муз. инструменты и исполните свою осеннюю музыку.  

Творческое музицирование

3. Осень бывает разная. Как вы думаете, какая ? ... Ясная и солнечная - как на картине Ильи Остроухова, чуть - чуть  грустная и  спокойная -  как у Левитана И. , а бывает  печальная и унылая.  (Детям предлагается внимательно рассмотреть подборку репродукций картин ).

Ранняя осень - когда листья еще на деревьях.  Поздняя осень - когда листва вся опала и высохла, деревья стоят голые.

 Скучная картина тучи без конца,

Дождик так и льется лужи у крыльца...

Поздняя осень - время для сбора урожая на огородах, в садах, на полях убирают рожь и пшеницу.

 Вопросы по картинам:

-   Как вы думаете, какая это осень?

По каким признакам вы решили,  что художник написал грустную, печальную осень/ясную, солнечную?

 -  Что художник нам хотел передать?

( использование карточек - схем с эмоциональными состояниями)

Обратите внимание на краски, цвета которые используют разные художники. Цвет неба (пасмурное, чистое), состояние земли. Движение стволов и веток.

Когда смотришь на увядающую осеннюю природу,  нас  охватывают разные чувства. Какие ?... и истома, нежность, удивление от любование красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Грустно смотреть на опавшие листья, оголившиеся деревья.

Осень наступила, высохли цветы

И глядят уныло голые цветы ...

4. Эмопауза.( Система обучения К.Орфа.) Иногда можно позволить себе минутку шалости, давайте поиграем в « Шум»

                    Жил был Шум - Хлоп-хлоп,

                    Шел Шум так - бум-бум,

                    Спал он так -   Храп-храп,

                    Шум ел суп - Хлюп- хлюп,

                    Шум шуршал - Шур-шур,

                    Шум кричал – Гам - гам,

                    Шум скакал - Цок - цок,

                    Шум играл - Щелк-щелк,

                    Наконец замолчал - Тсс!

5. Этюд «Осенний лес» (Звучит вальс «Осенний сон» А.Джойса)

Мальчики - деревья,  девочки - ветерок. Мальчики становятся в хаотичном порядке в позу дерева. Легкий ветерок подул со стороны Черемшана. Деревья слегка покачиваются то влево, то вправо, плавно шелестя ветками. Подул сильный ветер. Деревья раскачиваются все сильнее и сильнее. Листья сорвались с веток и закружились, плавно опускаясь на землю. Начался настоящий листопад.

Листопад, листопад

Ветер скинул ваш наряд...

Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

                                        И. Бунин

И остался один последний листочек. Ему так холодно и одиноко, он оторвался от дерева и плавно падает на землю.

День осенний, день печальный

Лист осиновый прощальный,

Лист кружится, лист кружится,

Лист на землю спать ложится,

                                        А. Данько

6. В стихах и музыке чувствуется уныние, грусть. Когда вы смотрите на картины, слушаете музыку и стихи какие у вас возникают желания и настроения ?

А теперь каждый  попробует нарисовать  свою  осень,  свой  кусочек осеннего леса - то, что ближе вам по настроению.

(Все рисунки собираются на общий ватман - коллективная работа)

Наш осенний лес получился разный: немножко грустный, немножко спокойный, немножко ясный и солнечный.....

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной...

И. Бунин.

СМОТРЕТЬ РАБОТУ