Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Организация военно-патриотического воспитания в сельской школе

Организация военно – патриотического воспитания в сельской школе.

Проект по организации гражданско – патриотического воспитания в общеобразовательных организациях.

МБОУ марийская гимназия им. Я. Ялкайна с. Чураево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан

Апаев Владимир Алкаевич, МБОУ марийская гимназия им. Я. Ялкайна с. Чураево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан, учители истории и ОБЖ, I квалификационная категория. Стаж 29 лет.

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

    -воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;

    -воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;

    -формирование чувства гордости за свой родной край, преданность малой родине;

    -воспитание  и  развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно–нравственной и социальной ценности.

 Данная разработка предназначена для применения педагогам и учащимся среднего и старшего звена общеобразовательной школы. В ней изложен опыт  работы, направленный на воспитание российского гражданина на примерах военно – патриотической работы сельской школы.

Воспитательная работа нашей гимназии основана на принципах доступности, реальности и системности. Стремление наибольшего охвата обучающихся занятиями внеурочного направления.

Основные направления воспитательного процесса следующие:

-изучение и сохранение родного языка и культуры, истории и традиций;

- военно – патриотическое воспитание;

- физическая культура и спорт;

 

 

 

1.Введение

       Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому Советского Союза и  России, Республики Башкортостан,  к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству  - эти принципы воспитания сегодня  актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием.

         Разнообразные формы патриотического воспитания  как в урочной, так и во внеурочной деятельности позволяют выявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у детей и юношества; возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать социально-активную личность.

2. Основная часть

     Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимают курсы истории Отечества и «Основы безопасности жизнедеятельности».   В  национальной   доктрине   образования  в  РФ  среди    основных          целей      и  задач  образования  первой названо:  воспитание патриотов России,   уважающих  права  и свободы  личности,   обладающих высокой нравственностью.
        В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования гражданина – патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности в курсе истории Отечества,  ОБЖ и физической культуры.

Организация военно – патриотического воспитания во  внеурочной деятельности

       Добиться реализации поставленных задач   гражданско - патриотического воспитания просто невозможно без внеурочной деятельности.   Какое-либо направление в воспитании детей только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В нашей гимназии  сложилась определённая система гражданско - патриотического воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций.

У нас ведется огромная работа по вовлечению обучающихся в занятия кружковой деятельностью. Помимо предметных кружков функционирует  немало кружков по интересам. Это кружки краеведения, литераторов, технического творчества, по бегу и лыжным гонкам. Особое место в военно – патриотическом воспитании занимает деятельность клуба «Десантник», действующий третий год. Подготовка ведется по всем  направлениям детской игры «Зарница». В клубе занимаются дети с 6 по 10 классы. Основными видами работы является воспитание подрастающего поколения в духе любви к своей Родине, родному краю, своей родной деревне. Наши занятия направлены на развитие силы духа и тела. Разборка и сборка АК -74, стрельба из пневматической винтовки, подтягивание и отжимание, метание гранаты, бег по полосе препятствий. С большим интересом дети готовятся к посещению мест боевой и трудовой славы.

        Ежегодно с 23 января по 23 февраля в школе проводится месячник гражданско - патриотической работы. И каждый раз он включает в себя новые тематические мероприятия и разнообразную форму их проведения:

-встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, воинами-интернационалистами, ветеранами Вооруженных Сил, военнослужащими, курсантами военных и суворовских  училищ;

-тематические  классные часы, посвященные воинам – афганцам и их подвигу,

-посвящение в воины, направленное на прививание юношам любви к Родине и родному краю;

-игровые программы «С поля боя – на «Поле Чудес» (с разнообразной тематикой):  «Одежда и знаки различия военнослужащих»;  «История Отечественной войны 1812 года»;  «Города в истории Великой Отечественной войны»;

- игра «Зарница»;

-смотр строя и песни;

- возложение цветов к памятникам воинской славы. «Уроки мужества»;

-конкурс «А ну –ка мальчики» среди обучающихся 5,6,7 классов;

-районный и общешкольный конкурсы «А ну- ка парни!» с участием команд 9,10.11 классов.

Наша команда  военно – патриотического клуба «Десантник», принимая участие на районном конкурсе,  21 феврале 2014 года заняла первое место, а 19 февраля 2015 года стали вторыми.  Обучающийся 11 класса Петров Аркадий победил в поднятии  гири, занял 2 место в армрестлинге.  Янгубаев Олег из 10 класса стал победителем в подтягивании. Мурзашев Костя из 10 класса  занял 3 место в прыжках с места. Сайранов Станислав из 10 класса  стал 3 в стрельбе.

     Гимназия поддерживает тесную связь с представителями старшего поколения. Праздники с приглашением учителей-ветеранов, выпускников, честно и добросовестно выполняющих свою работу на благо государства, — всё это способствует установлению связи поколений, сохранению исторической памяти, изучению истории Отечества на положительных примерах отдельных человеческих судеб. Из стен марийской гимназии вышло немало известных людей. Это писатель и этнограф Яныш Ялкайн, имя которого носит единственная марийская гимназия в Башкортостане. В октябре 2016 года отмечали 110 годовщину известного земляка.

       Ежегодно, в начале  мае, юноши 10 класса проходят 5-тидневные учебно-полевые сборы, где не только знакомятся с основами военной службы, но и могут увидеть своих знакомых ребят, преподавателей в другой обстановке, на службе, выполняющих серьёзную мужскую работу. Примечательно, что сборы проходят на базе нашей гимназии и спортивного лагеря «Старт»,  и обучающиеся заняты обустройством помещений и классов для участников. Воспитание не словами, а примером и делом. Именно это и даёт наилучший результат. За 2013-2014, 2014- 2015,  2015-2016  учебные годы,  2 взвод, куда входили наши воспитанники, стал первым по всем показателям.

     После тщательных репетиций с курсантами элементов изготовки к стрельбе из АК – 74, организованной колонной едем на стрельбище воинской части в Алкино, недалеко от Уфы. Результаты стрельб оставляют неизгладимый след для десятиклассников. От командования части слышим только лестные отзывы.

      Одним из важнейших аспектов  патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка обучающихся. Основная роль в этом отводится урокам физической культуры. Как преподаватель-организатор ОБЖ принимаю активное участие в этом процессе. Так, ежегодно в нашей школе в рамках месячника  проводится первенство школы по волейболу и баскетболу, по стрельбе из пневматической винтовки, и туристический слет. Весной, в апреле-мае, легкоатлетический кросс, посвящённый Дню Победы, день здоровья, включающий военизированную эстафету. Отработка с обучающимися навыков преодоления элементов полосы препятствия способствует развитию силы, ловкости, выносливости — качеств, необходимых будущему защитнику Родины. На районной  эстафете 9 мая наша гимназия выставляет две команды, одна за гимназию, другая за колхоз им. Ленина.  Обе команды занимают призовые места. В этом немалая заслуга учителя физкультуры Мурзашева Сергея Михайловича.

В   системе работы по патриотическому воспитанию   сохраняем, развиваем  и приумножаем   те традиции, которые сложились за годы истории  в стенах гимназии.  Результативностью своей работы в этом направлении считаем  достижения   учеников.

Выводы

Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей гимназии, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.     Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека,  любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

Решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания.

 От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. При встрече с  выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.

Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине - это проявление 3.Они вернулись с победой. Уфа-2010.

4.Учебники ОБЖ Смирнов А.Т.М: Просвещение. 2006.

патриотизма, а защита Отечества это долг и обязанность патриота.

Список литературы

1.Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе.// Воспитание школьников. - №5, 6. – 2006.

2.Белов Г.А. Путь мужества и славы.Уфа-1985.