Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

«Организация и самоорганизация во внеурочной деятельности образовательной организации общего образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа рабочего поселка Черусти» Шатурского муниципального района

Московской области

«Организация и самоорганизация во внеурочной деятельности образовательной организации общего образования»

Голубева С.А., учитель технологии

Содержание

- Тема

- Актуальность (основная идея)

- Цель и задачи

- Сроки реализации (этапы реализации)

- Условия и ресурсы реализации

- Участники

- Основное содержание: теоретические основания и методическая разработка по теме, описание внедрения в практику образовательного учреждения.

- Ожидаемые результаты, способы оценки достижимости результатов

- Заключение: основные выводы, характеризующие результаты работы в практике ОУ.

- Список литературы по рассматриваемой проблеме.

Тема: «Организация и самоорганизация во внеурочной деятельности образовательной организации общего образования»

Актуальность:организации внеурочной деятельности обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

Цели внеурочной деятельности: – на уровне личности обучающегося: создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях социальной, культурной, познавательной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин; – на уровне личности педагога: предоставление дополнительных возможностей для работы с классом (группой, параллели классов) по формированию коллектива, решению социокультурных, воспитательных, организационных задач; расширению пространства для реализации собственных (внепредметных) интересов, общекультурных потребностей, развитию профессионального мастерства в сфере воспитания; – на уровне учреждения: найти содержание, формы, условия, которые наиболее оптимально подчеркивали бы образовательную специфику организации, ее социокультурные, национальные и региональные особенности, собственные традиции и возможности педагогического коллектива.

Задачи внеурочной деятельности состоят в расширении общекультурного кругозора; формировании позитивного восприятия ценностей общего образования; формировании нравственных, духовных, эстетических ценностей; развитии социальной активности; привлечении школьников к занятиям в объединениях дополнительного образования; создании широкого пространства для общения. Иными словами, внеурочная деятельность прежде всего расширяет культурное пространство школы. Кроме того, она помогает школьнику почувствовать себя ребенком, которому предоставляются возможности попробовать свои силы в разных видах деятельности вне зависимости от имеющихся способностей и перспектив достижения высоких результатов. Желание участвовать в тех или иных занятиях – главное условие для включения детей в художественное творчество, спортивное состязание, социальную деятельность. Задача педагога, прежде всего классного руководителя, помочь ребятам не бояться этих «проб», поддержать их, пусть робкие поначалу, желания проявить себя, реализовать скрытый потенциал к творчеству.

Участники: все участники образовательного процесса (обучающиеся,родители, педагоги).

Основное содержание.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для воспитания и социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участия в содержательном досуге. Это организационная составляющая всей жизнедеятельности школы, реализуемая совместно учащимися, педагогами, родителями, многообразие форм и содержания которой позволяет усилить социокультурную значимость всей работы конкретного учреждения (организации), подчеркнуть (наряду с дополнительным образованием) его специфику, «лица необщее выражение».

Так, результативность самоорганизации детей достигается только тогда, когда реализуются индивидуальные потребности ребенка на основе общения и позитивной деятельности, в которые он вступает. При этом формируется определенная общность людей и складывается система социальных отношений. В процессе этих отношений происходит внутренняя самооценка индивида, познание им ценности своего я, происходят процессы самоорганизации, самореализации и саморазвития. Очевидно, что эти процессы будут протекать наиболее успешно в системе неформального образования, т.е. во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании. Возможности самоорганизации во внеурочной деятельности увеличиваются в связи с активным включением школьников, педагогов, родителей в сетевое сообщество – открытую и мобильную сеть социальных общностей, осуществляющих краткосрочную, либо стратегическую инициативную деятельность, ориентированную на реализацию актуальных потребностей детей и взрослых, объединенную общепризнанными целевыми установками, принципами организации деятельности, единым информационным пространством и возможностью доступа к организационным, материальным и информационным ресурсам. Сообщество, имеющее сетевую основу, характеризуется высокой идентичностью, открыто для инноваций, не рискуя потерять свою сбалансированность. И поэтому способно адекватно и быстро реагировать на изменения в локальном социуме, предлагать актуальные решения насущных проблем членов сообщества и других людей, формировать инновационные практики, ориентированные на изменяющиеся потребности детей и взрослых.

Каждое учреждение, включенное в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и, тем самым, усиливает не только собственные возможности в обеспечении качества и результативности деятельности, но и возможности друг друга.  Сегодня активизация сетевой самоорганизации коллективов образовательных учреждений образовательной деятельности (как между учреждениями разного типа, так и внутри одного учреждения) вызвана необходимостью разработки и реализации многоуровневых образовательных программ, в том числе и программ внеурочной деятельности. В силу названных особенностей самоорганизация может стать перспективной возможностью развития внеурочной деятельности, которая свободно выбирается, выстраивается каждым ребенком или подростком самостоятельно в комфортных для него формах продуктивного учения, позволяя приобретать навыки самодеятельности, сотрудничества, неформального общения, опыт личностного и профессионального самоопределения, сознательного самовоспитания. Отметим также, что самоорганизация детей и взрослых в системе внеурочной деятельности (и дополнительного образования) кажется на первый взгляд абсолютно очевидной и не требующей доказательств: где, как ни в пространстве творческой деятельности, формы и содержание которой выбираются самими участниками, может развиваться самоорганизация? кто, как ни руководитель кружка, секции, клуба, способен создать условия для самоорганизации своих воспитанников?

Представляется, что на все эти вопросы легко ответить положительно. При этом разнообразие форм и видов деятельности, добровольность их выбора, далеко не всегда означают, что само по себе существование самых разных объединений учащихся по интересам непременно приближает их к развитию самоорганизации учащихся и педагогов.

В завершение можно предложить следующее определение: самоорганизация школьников во внеурочной деятельности –деятельность, способствующая реализации индивидуальных интересов, потребностей обучающихся в тех видах внеурочных занятий и таких формах, как малые группы, объединения, сообщества, команды, которые они выбрали самостоятельно и где они могут осуществлять социальные взаимодействия или межличностная коммуникацию.

Вся внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов:

Первый уровень – приобретение      школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально   одобряемых и неодобряемых формах   поведения в   обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества

Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Таким образом, внеурочная деятельность направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует   развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Коллектив нашей школы в своей работе использует оптимизационную модель организации внеурочной деятельности школьников. При выборе модели внеурочной деятельности было проведено изучение основных документов по организации внеурочной деятельности и соотнесение:

- насколько избранные направления, формы и виды деятельности способствуют реализации целей и задач школы;

- какие направления, формы и виды внеурочной деятельности обучающихся можно осуществлять непрерывно от начальной школы до старшей.

Был проведён анализ:

 - творческого потенциала учителей, родителей;

 - материально-технических возможностей образовательного учреждения и пути их совершенствования;

 - эффективность и востребованность для обучающихся уже имеющихся кружков, секций и т.д.

Для реализации внеурочной деятельности в школе созданы все условия. Наше общеобразовательное учреждение располагает спортивным залом со спортивным инвентарём, музыкальной техникой, библиотекой, школьным радио «Калейдоскоп», открытой спортивной площадкой, кабинетом информатики, оборудованными компьютерной техникой, подключённой к сети Интернет. В своих классах учащиеся могут пользоваться учебно-лабораторным оборудованием. Всё это способствует мотивации к обучению, развитию творческой активности каждого учащегося.  Меняется роль ученика, он становится активным участником образовательного процесса.

Хотелось бы отметить, что учащиеся могут посещать и другие объединения дополнительного образования в других учреждениях. Всё это позволяет организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно.

Учитывая пожелания родителей и интересы детей внеурочная деятельность учащихся была организована по следующим направлениям: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное (из расчёта 10 часов в неделю в начальной школе, в основном звене- 5 часов.). Это является как продолжение учебной деятельности, но с расширением содержания того или иного внеурочного школьного предмета.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования деятельность в нашей школе организуется по следующим направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно-нравственное
  • Общеинтеллектуальное
  • Общекультурное
  • Социальное

Организация внеурочной деятельности позволяет:

- создать условия для свободного общего развития личности;

- выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;

- обеспечить каждому школьнику «ситуацию успеха»;

- содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

В настоящее время наша школа находится на такой стадии работы, когда наблюдается гармоничное сочетание основного (общего) образования и внеурочной деятельности. Их интеграция даёт следующие положительные результаты:

1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний

учащихся;

2. Уменьшается также количество «трудных» детей;

3. Результаты анкетирования, проведённого в феврале 2016 года, показали, что 89% учителей школы и 70% родителей положительно оценивают деятельность педагогов во внеурочной деятельности, а также считают, что занятия в кружках помогают детям лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями.

Чрезвычайно важно, чтобы каждый ребёнок в школе имел возможность заявить себя в той деятельности, где он может быть успешен. Интересное дело найти каждому, суметь открыть и показать успех каждого – вот в чём смысл нашей внеурочной деятельности.

Школа осмысленного знания... Она строится не на односторонней передаче уже существующей картины мира, а на познавательном интересе ученика, решении проблемных вопросов, умении применять знания в новых ситуациях, росте личностных результатов ребёнка, его гармоничном развитии, выработке умения преодолевать трудности. Тесное взаимодействие семьи, школы, института социального партнёрства поможет нашим детям стать успешными в жизни.

Оценка достижения планируемых результатов внеурочной деятельности.

Оценивание результатов внеурочной деятельности осуществляется по следующим критериям:

  1. повышение интереса к творческой деятельности,
  2. повышение мотивация к публичным выступлениям.
  3. повышение социальной активности;
  4. развитие навыков самостоятельной творческой деятельности;
  5. динамика вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.

Оценочная деятельность учащихся заключается в определении учеником границ знания/незнания своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые предстоит решить в ходе осуществления внеурочной деятельности.

Достижения учащихся класса за  четверть

Фамилия обучающегося

Предметные олимпиады

Научные достижения

Спорт

Социально-культурная сфера

         
         
         

Классный руководитель ведет учет достижений учащихся. В нашей школе действует рейтинговая система. 

Критерии оценки выполнения творческой работы.

Ф.И.О. ребёнка

Название работы

Техника исполнения

Аккуратность

Самостоятельность

Завершенность

             

- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.

- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

Вывод: в процессе внеурочной воспитательной работы для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности, организовывать свой образовательный процесс. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмом повышения качества образования.

А чтобы увидеть результат во внеурочной деятельности:

Находите время для работы - это условие успеха!

Находите время для раздумий - это источник силы!

Находите время для игры - это секрет молодости!

Находите время для чтения - это основа знаний!

Находите время для дружбы - это условие счастья!

Находите время для мечты - это путь к звездам!

Находите время для творчества - это муза души!

(из журнала "Последний звонок" №2, 2005г., с.11)

Список литературы:

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - http://standart.edu.ru 

2. Григорьев Д. В., Степанов П.В., Методический конструктор внеурочной деятельности –http://ipk74.ru 

3. Григорьев Д. В., Куприянов Б.В., Программы внеурочной деятельности. – СПб., Просвещение, 2011

http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/5557-tsifrovoe-pokolenie-v-obrazovanii-prakticheskie-rekomendatsii-dlya-uchitelej-i-rukovoditelej-obrazovatelnyh-organizatsij.pdf