Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ НА ОСНОВЕ ЯКУТСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 «ТУЛЛУКЧААН»

С. БЯДИ» МР «УСТЬ - АЛДАНСКОГО УЛУСА (РАЙОНА)»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

НА ОСНОВЕ ЯКУТСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ».

Выполнила: Алексеева Лукерья Ивановна,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 4

«Туллукчаан» с.Бяди»

 

     Бяди 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОТДЫХА

1. 1. Активный отдых в детском саду …...........................6

1. 2.    Методика организации физкультурных развлечений в разновозрастной группе детского сада ....9

1. 3. Организация  физкультурных развлечений на основе  якутских подвижных  игр и состязаний ........................................................................14

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ФИЗКУЛЬТУРНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ НА ОСНОВЕ ЯКУТСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ

2. 1. План подготовки и проведения физкультурных развлечений на основе якутских подвижных игр и состязаний в разновозрастной группе детского сада….............................................................................................................19

2. 2. Методические рекомендации к организации физкультурных развлечений …………………………………………………………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….................................30               

ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................32

ВВЕДЕНИЕ

Детство является уникальным периодом в жизни каждого человека, в процессе которого формируется здоровье  осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

Сложившаяся социально — экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья.

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования. С января 2015 года введен единый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС ДО), где в пункте 1.6 указаны задачи:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологичеких и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром [фгос].

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его  и целенаправленно действовать в нем. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение. Физические нагрузки - лучший способ разрядки. Физкультурные развлечения при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на здоровье ребенка.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремления понять и познать историю, культуру своего народа. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Якутия многонациональная, красивая и суровая со своей историей и народная игра является неотъемлемой частью традиционной культуры народов Севера. Любовь к Родине начинается с познания своего края и перед педагогами — дошкольниками встают огромные ответственные задачи.

Исходя из этого, поставили цель исследования:  раскрыть педагогические условия организации физкультурных развлечений на основе якутских народных игр и состязаний.

В связи поставленной целью определили следующие задачи:

1.  Раскрыть значение активного отдыха в детском саду;

2. Изучить методику организации физкультурных развлечений в разновозрастной группе детского сада;

  1. Разработать перспективный план, сценарии и апробировать физкультурные развлечения на основе  якутских подвижных игр и состязаний;

4.  Составить методические рекомендации по проведению физкультурных развлечений в разновозрастной группе.

Методологической  основой  исследования являются труды Горьковой Л. Г., Лысовой В. Я, Обуховой Л. А, Пензулаевой Л. И., Степаненкова Э. Я., Шебеко В. Н., Шишкина В. А. по проблеме методики организации активного отдыха в детском саду, работы региональных авторов Григорьевой А. А. , Ефимовой А. С., Старостиной Т.В., Фёдорова А. С, Чехордуной Н. В.- по проблеме якутских игр и организации педагогической работы в образовательном учреждении.

  Новизна исследовании состоит в изучении проблемы организации физкультурных развлечений в  разновозрастной группе, которая мало освещена в профессиональной, научно-методической литературе. А также проблемы организации педагогического процесса на основе якутских обычаев и традиций.

  Практическая значимость исследования заключаются в методической разработке материалов, которые могут быть использованы педагогами ДОУ.

I ГЛАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

1.1 АКТИВНЫЙ ОТДЫХ В ДЕТСКОМ САДУ.

Современная жизнь ставит перед нами много проблем. На наш взгляд, самой актуальной из них является проблема сохранения здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких — либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

Картушина М. Ю. пишет, что формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами играя в тихие игры, у телевизора,  у компьютера). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь влияет на характер их умственной работоспособности.

Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность,

способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает  только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Одной из форм организации двигательной деятельности детей является активный отдых в детском саду. Активный отдых включает в себя физкультурное развлечение, физкультурные праздники, дни здоровья, детский туризм и каникулы.

Физкультурное развлечение - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

 Физкультурные праздники -  являются эффективной формой активного отдыха детей. Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

 Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально- ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата - все это сплачивают детский коллектив. Воспитатель должен заботиться, чтобы все дети были вовлечены в действие, чтобы никто не оставался в стороне. Во время праздника необходимо обеспечивать высокую двигательную активность детей, при этом особое внимание должно уделяться малоподвижным, застенчивым детям, их необходимо чаще подбадривать, поощрять, оказывать помощь, давая возможность поверить в свои силы.

Физкультурные праздники могут быть организованы не только на участке дошкольного учреждения, но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе. От места проведения во многом зависят тематика и организация.

Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа. Задачи физкультурного праздника - привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогатить их яркими впечатлениями, доставить радость от ощущения свободы и красоты движений в играх, забавах, танцах и хороводах.

  День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу.

 На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада. Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие туристский походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее.

  Прогулки проводятся в первой половине дня, продолжительностью 20 минут в одну сторону, общая продолжительность 1 - 1,5 часа. Во время прогулок широко используется природный материал (камушки, шишки, песок, вода).

В день здоровья необходимо обеспечить достаточно высокую двигательную активность детей. Этому могут способствовать подвижные и дидактические игры, в которых основным видом движения являются прыжки, метание, лазание, бег. Количество игр в течении дня планируется от 4 до 6. Продолжительность каждой игры 6 - 8 минут.

Обогащению двигательной деятельности способствует вынос на прогулку разнообразных физкультурных пособий и оборудования. Помимо стандартного оборудования, целесообразно выносить легкие переносные пособия типа досок, лесенок, легких ящиков, из которых дети могут по желанию составлять разнообразные спортивные комплексы для выполнения тех или иных движений.

Особое внимание следует уделить второй половине дня. Целесообразно включить в этот период физкультурный досуг длительностью 15 - 20 минут, прогулки за пределами участка детского сада. Положительные эмоции снимают утомление.

Каникулы предусматриваются программой в начале января и конце марта, длительностью каждый раз в течение недели. Задачи их имеют общую направленность с днями здоровья — обеспечить отдых нервной системы ребенка, создать условия, содействующие оздоровлению и укреплению организма в единстве с эмоционально — положительным состоянием психики.

Систематическое проведение активного отдыха с детьми тщательно подготавливаются, планируются и обсуждаются на педагогических советах дошкольного учреждения. Систематическое проведение физкультурной работы с детьми обеспечивает улучшение их движений, развитие физических и личностных качеств.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

1.2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

 Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание развлечения - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка.

Для физкультурных  развлечений выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности.
В развлечения могут быть включены подвижные игры, аттракционы, эстафеты. Интересны для детей дидактические игры с разрезными картинками, на которых изображены физические упражнения. Дети могут также отгадывать загадки, содержание которых связано с физическим воспитанием.   Вечер может начаться с загадок, ходьбы, общеразвивающих упражнений. Затем проводится 1―2 игры большой подвижности, после этого ― 2―3 аттракциона. Завершается вечер спокойной игрой и ходьбой. Дозировка физической нагрузки с возрастом увеличивается.
       Физкультурное развлечение в дошкольном учреждении проводится 1 — 2 раза в месяц, во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.
 Проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе. В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержании досугов может быть введён сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет.

В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные развлечения. Намечается тематика физкультурных досугов, сроки, место проведения, участники, ответственные.

В связи с тем, что физкультурные развлечения базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные. В отличие от физкультурного занятия, не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений.

При планировании и организации физкультурных развлечений необходимо соблюдать перечень инвентаря для детей каждого года жизни. Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведения, их последовательности.

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя хорошего знания программы и умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.

Развлечение в такой группе организуется тремя типами:

  1. Со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп;
  2. Со всеми детьми по разным разделам обучения (одни рисуют, другие играют);
  3. С одной возрастной подгруппой (другая в это время самостоятельно играет).

По возрастному составу смешанная группа может быть 2-х возрастной, а в однокомплексном детском саду – 3- х и 4 – х возрастной. В любом случае на развлечениях целесообразно делить группу на две подгруппы. В разных видах требования к ним конкретизируются.

Подбор упражнений. В  подборе упражнений, игр воспитатель руководствуется программным требованиям. Под этим следует понимать не только перечень конкретных навыков, но и доминирующие общепедагогические задачи, соответствующие возрасту: формирование интереса к физическим упражнениям и желание заниматься – у малышей, достижение правильности и точности выполнения – у детей среднего возраста, развитие двигательной инициативы и самостоятельности – у старших дошкольников. Разница в уровне двигательных умений старших и малышей велика, поэтому в целях рациональной организации и эффективного контроля лучше подбирать для обоих возрастов упражнения одного вида, например ползание, упражнение в равновесии, прыжки в длину с места. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих возрастов.

Организация детей.  Продуманная организация детей в каждом виде упражнений – важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность. Воспитатель разновозрастной группы опирается на умения старших детей, их подготовленность.

Выбор способа организации детей при выполнении движений (фронтальной, групповой, индивидуальной) зависит от конкретных задач, вида и технической сложности упражнений, подготовленности к ним детей , наличия оборудования.

В организации подвижных игр возможны два варианта:

  1. Подвижная игра на объединенной деятельности может быть для каждой подгруппы своя. В таком случае воспитатель начинает играть с малышами, сделав соответствующие распоряжения старшим, которые переходят к самостоятельному выполнению следующего упражнения.
  2. Подвижная игра может быть общей для старших и младших. В таком случае после двух – трех проигрываний малышей отпускают, а со старшими продолжают играть.

Методика организации любого развлечения, в том числе и физкультурного развлечения в разновозрастной группе — достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, проведения и подведения итогов.

Подготовка к развлечению — это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.п. Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре или воспитатель. Весьма ощутимую помощь способны оказать старшие братья и сестры, родители.  Длительность развлечения определяется возрастом участвующих. Если в празднике участвуют дети разного возраста и взрослые, то длительность участия детей определяется их психическими и физическими возможностями.

Начало развлечения. В день проведения все должно быть готово к его проведению. Красочное, соответствующее тематике оформление мест для проведения выступлений, игр, соревнований должно вызывать у детей радостное ожидание праздника. Надо начать точно в назначенное время. Важно создать хорошую, спокойную обстановку, не допускать нарушения режима жизни детей. С этой целью физкультурные развлечения чаще всего проводятся во второй половине дня (в отрезок времени от 15.30 до 16.10). Особенно это важно для их организации в зимнее время (с учетом длительности светового дня).

 Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части. Вводная, основная и заключительная части.

 Ход развлечения необходимо поручить ведущему, обладающему личностными и профессиональными качествами педагога-организатора. Опыт подсказывает: на 80% успех праздника зависит от подготовки и способностей ведущего. Он должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Желательно, чтобы ведущий был спортивным и мог сам в случае необходимости выполнить то или иное упражнение.

Облегчить задачу хода физкультурного развлечения можно, включив в сценарий двух ведущих, которые способны «подстраховать» друг друга, если возникнет  непредвиденная ситуация.

Подведение итогов, награждение. Важнейший итог это — радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.

На мероприятии, где участвуют семейные команды, оценивается каждое соревнование, награждения могут быть произведены за победу, как в индивидуальных соревнованиях, так и за победу команды. Формы поощрений предусматриваются следующие: результаты детей в индивидуальных упражнениях (движениях) отражаются на экране соревнований, команды-победители награждаются дипломами, команды-участники праздника получают памятные вымпелы. Награждения победителей и участников могут быть самыми неожиданными. Так, в честь победителей исполняется песня или танец, дети-участники получают сладкие призы (им могут быть вручены и разнообразные медали собственного изготовления).

Таким образом, методика проведения физкультурного развлечения в разновозрастной группе детского сада требует соблюдения правил, тщательной подготовки, соответствующих требованиям по плану. При выполнении сложных движений ребенок включает в работу лишние мышечные группы, из-за которых нарушается биомеханика выполнения движения, от чего ребенок устает и что может впоследствии стать причиной различных нарушений осанки. Именно поэтому очень важно, чтобы упражнения соответствовали физиологическим возможностям детского организма, а физическая подготовленность детей — их возрастным характеристикам.

1. 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ НА ОСНОВЕ ЯКУТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ

Якутским национальными видами спорта, играми и развлечениями могут с успехом заниматься представители различных национальностей. Ознакомление с национальной физической культурой народов является одним из действенных средств интернационального воспитания населения.

Воспитание гармоничной личности — духовно богатой, морально чистой и физически совершенной было и остается первостепенной задачей семьи, дошкольных учреждений, школы и общества в целом. Гармонизация развития личности ребенка требует обязательной опоры на традиционно — народные истоки.

Многими учёными отмечено, что «национальные особенности, наследственные и социальные, бытовые привычки, уклад жизни оказывает весьма существенное влияние на физическое развитие и двигательную подготовленность людей».

Общеизвестно, что игра является ведущим видом деятельности ребенка — дошкольника. Именно в игре и через игру дошкольник растет, обучается и развивается. А народные, национальные игры, состязания, забавы являются отличным способом повышения их двигательной активности, способствуют повышению общей работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния. Через этику народных игр и видов спорта воспитывается уважение к людям, развивается чувство товарищества и доброты, справедливого отношения к сопернику.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

 В краю потомственных скотоводов много разнообразных подвижных игр, участники которых изображают животных (лошадей, быков, оленей и др.) или используют кости животных.

Возникновение и развитие физических упражнений, игр и состязаний у якутского народа письменности, многие вопросы истории, культуры, в частности возникновение физических упражнений, игр не документированы, что создает определенную трудность в его изучении. Большинство работ о физическом воспитании, играх и состязаниях народностей Крайнего Севера относятся на поздний период.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. В ходе игры следует следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делать краткие указания, поддерживать и регулировать эмоционально — положительное настроение и взаимоотношение играющих.

Наша задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Во время обучения новым играм нужно проводить беседы, показывать иллюстрации, проводить консультации для родителей. Успех игры в значительной мере зависит от её объяснения. Нужно детям кратко и логично объяснить правила игры.

По окончании игры очень важно подвести итоги: отметить лучших игроков, удачные моменты в игре, имеющиеся недочеты и т. д. Все это имеет очень большое значение для творческого отношения детей к игре, а также поднятие культуры самой игры.

Как всем известно, якутские национальные виды спорта, подвижные игры развлекательны, состязательны, интересны, увлекательны для всех, в любых условиях, не требуют большого количества инвентаря и оборудования.

В ходе любого физкультурного развлечения осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика и содержание, определяются методы и приемы работы.

Физкультурные развлечения делятся следующим образом:

- Комбинированный - строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: якутских подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Его преимуществом является возможность привлечения детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших спортивных упражнений и участию в подвижных играх и забавах;

- На основе спортивных игр (проведение между командами чемпионата по перетягиванию палок, хапсаҕай, ыстаныы и т.д.). Такое развлечение можно организовать в том случае, если дети достаточно хорошо владеют техникой игры, состязаний и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков.

- На основе якутских подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид развлечений. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести в группе или в физкультурном зале). Универсальность развлечения заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых;

- Интегрированные - в содержание этих развлечений наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности («Оҕуруо тиhии»), театра и т.п.

По методам проведения в физкультурных развлечениях выделяются следующие их разновидности:

• Игровые (проводятся с детьми всех возрастов);

• Соревновательные (проводятся с детьми 5-7 лет). Участники двух и более команд соревнуются между собой, или все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем;

• Сюжетные - выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей.

• Творческие - их цель - формирование творческой активности, умения самостоятельно принимать решения, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п.). В сценарий закладывают разные варианты выхода из предлагаемой ситуации, чтобы дети почувствовали себя ответственными за ход и результаты своих действий.

Активная двигательная деятельность всех детей на физкультурном развлечении – важный фактор его воспитательно-образовательной эффективности. Организаторам развлечения необходимо позаботиться о том, чтобы никто из детей не находился в рядах постоянных зрителей, болельщиков. Желательно, чтобы дети все вместе и поочередно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям. Детям свойственно эмоционально-действенное восприятие происходящих во время соревнований, эстафет, игр. Взрослые должны стремиться к поддержанию на празднике разумной организованности и дисциплинированного поведения детей. В то же время следует чутко относиться к проявлениям детей, не заглушать их радость частыми и неоправданными замечаниями.

От конкретного места проведения развлечения во многом зависит его тематика, структура, специфика подготовительной работы и оформления. К организации физкультурного развлечения могут привлекаться работники общественных организаций, спортивных сооружений, родители. При составлении плана подготовки и сценария развлечения, определении тематики, отборе содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий.

Таким образом участие в играх, викторинах, развлечениях, говорит о том, что проблема целенаправленного ознакомления с играми предков, уважение к истории и любовь к родной республике является действительно важной и необходимой частью работы детского сада. Работая с детьми мы должны помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития, его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

II ГЛАВА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ НА ОСНОВЕ ЯКУТСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ

2.1. ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ  И ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ  РАЗВЛЕЧЕНИЙ НА ОСНОВЕ ЯКУТСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта. При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту. А также спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что  занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе.

С целью организации физкультурных развлечений на основе якутских подвижных игр и состязаний для разновозрастной группы нами разработан перспективный план работы по ознакомлению детей с якутскими подвижными играми и состязаниями и работе с ними.  (Приложение)

При проведении физкультурных развлечений   перед собой ставим  следующие  цели и задачи:

1.        Создать систему работы по приобщению детей к истокам народной культуры малочисленных народов Севера, привитие чувств любви и уважения к традициям, к народным играм своих предков.

2.        Знакомство детей с народными праздниками, обычаями и традициями, народными играми.

3.        Привлечь родителей (социум) в воспитательно-образовательный процесс через участие в мероприятиях.

4.        Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

В течение учебного года, в каждый месяц включили разучивание игр, таких как: «Ойбонтон уулааһын», «Хардаҕас охторуута», «Тоҕус былас суһуоҕу өрүү», «Кириэс тэбии», «Кыаһыланыы», «Оҕустар харсыылара», «Хороҥ оту үрдүнэн ойуу», «Ат буолан сырсыы», «Атаралаан сырсыы», «Ат сүүрдүүтэ», «Тобук тардыһыыта», «Күлүүстэһии», «Ыт буутун охсуута», «Муҥхалааьын», «Дулҕалаах сиринэн»  и т.д. Состязания: «Кылыы», «Куобах», «Ыстанга», «Сүүрүү». А так же подвижных игр «Бөрө уонна кулунчук», «Кыыртаах кус», «Баҕадьыһыттар». Игры направлены на знакомство детей с жизнью и бытом предков, воспитание уважения к традициям своего народа. Воспитание, созданное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в лучших системах, основанных на абсолютных идеях, или заимствованных у других народов.

Каждый месяц с помощью бесед «Сэтинньи  -  Байанай ыйа», «Өбүгэлэр оонньуулара», «Саха остуоруйалара», «Былыргы күүстээхтэр, быһыйдар», «Сылгыны иитии саха төрүт дьарыга», «Олонхо» знакомим с историей своего народа, с историей возникновения игр, с их правилами.

В перспективный план включили упражнения, разучиваемые во время занятий физкультуры  и непосредственной образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности.

В непринужденной обстановке детям предлагается  узнавать о прошлом народов Севера, с удовольствием играя в подвижные игры, слушая стихи, рассказы, сказки, эпосы – олонхо якутских писателей.

Для выполнения творческих заданий «Подбери слово», для решения дидактических задач  «Собери пазл», игровых упражнений «Перепрыгни через лужу», «Подбрось, поймай, не урони», «Поймай оленя», «Кто быстрее», «Кто дальше», «Забрось на столб», рассматривание картин, фотографий, иллюстраций, чтение сказок, рассказов, стихотворений  выделили время во второй половине дня.

Работая с детьми, мы должны помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития, его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Так же предусматривается работа с родителями: изготовление масок, наглядных пособий, лэпбуков в которых должны отразиться особенности того или иного месяца. (Приложение)

Проведение конкурсов «Оригинальное нестандартное спортивное оборудование из природных материалов для народных подвижных игр», выставки рисунков, эстафеты «Ийэм, аҕам уонна мин – спортивнай дьиэ кэргэн».

И самое главное, мы запланировали физкультурные развлечения с использованием подвижных якутских игр и состязаний для того, чтобы через него ближе познакомить с традициями, обычаями нашего народа и физически развить ребенка - дошкольника. Ведь через национальные подвижные игры и состязания  дети познакомятся с основными занятиями жителей Якутии – это охота, коневодство, оленеводство и рыболовство и обогатят свои знания и представления о быте и укладе жизни коренных жителей Якутии.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. В ходе игр нужно следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки для каждого возраста, делаем краткие указания, поддерживаем и регулируем эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих.

Таким образом, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать  в коллективе, в  команде. Следовательно, физическое воспитание – есть основа основ дошкольного воспитания. Физические упражнения, спортивные игры и развлечения создают хорошее самочувствие, «заряжают» ребенка бодростью и энергией.

2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Подготовка к физкультурным развлечениям начинается с составления плана. Это поможет четко спланировать работу и своевременно приступить к ее организации – определить название или образный девиз мероприятия, предусмотреть распределение обязанностей между его организаторами, составить план работы каждого из них на длительный срок и т. д.  Желательно как можно подробнее отразить всю предварительную работу, которая должна быть проделана воспитателями вместе с детьми, родителями так как успех физкультурного развлечения во многом зависит от того, насколько подробно и четко она спланирована.

В плане целесообразно выделить несколько разделов, где следует отразить:

  • цель и задачи мероприятия (и на этой основе проводить всю подготовительную работу);
  • дату и время его проведения, предполагаемую длительность;
  • место проведения физкультурного развлечения и отдельных номеров программы – парада участников, соревнований по разным видам якутских подвижных игр и упражнений, конкурсов;
  • определить ответственных за подготовку и проведение развлечения (среди них должны быть заведующий дошкольным учреждением или старший воспитатель, воспитатели, родители и т.д.);
  • указать количество участников, возраст детей, которые примут в нем участие;
  • указать, кто из воспитателей, родителей будет привлечен к работе, а также приглашен на мероприятие в качестве гостей, выступит с показательным номером или примет участие в судействе;
  • обусловить порядок подведений итогов конкурсов и соревнований (индивидуальных и коллективных), поощрения участников.

Например, при составлении программы физкультурного развлечения, который предполагается провести под девизом «Мы –  будущие спортсмены» (развлечение  «Кус быhый – ат бөҕө»), целесообразно обозначить следующее:

I. Цель физкультурного развлечения: пропаганда массовости физической культуры и спорта, в частности олимпиады «Дети Азии».

II. Задачи:

1) развитие у детей интереса к занятиям по физической культуре, содействие творческому проявлению физических и волевых усилий в условиях соревнования по национальным видам спорта (хапсаҕай, ыстаныы, кылыы, сүүрүү, мас тардыhыы);

2) воспитание чувства гордости за спортивные достижения;

3) популяризация значимости физической культуры среди родителей и общественности.

III. Место и время проведения соревнования (физкультурный зал дошкольного учреждения, в 16.00 ч).

IV. Руководство подготовки соревнования. Состав комиссии: коллектив дошкольного учреждения, в том числе медицинская сестра, представители отдела образования, родительского комитета, спортивного общества (указывается фамилия, имя, отчество, занимаемая должность каждого члена комиссии).

V. Участники соревнования:

Состав: дети 1 группа (от 15 до 19 кг), 2 группа (от 20 до 25 кг), 3 группа (от 25 и выше), инструктор по физической культуре, воспитатели, родители.

VI. Поощрение участников соревнования (награждения). Осуществляется по принципу «главное не победа, а участие». Памятные значки, сувениры вручаются всем детям.

VII. Предварительная работа: (Приложение )

  1. Распределение обязанностей: подготовка атрибутов для игр и упражнений; изготовление эмблем для команд, памятных значков для награждения; отработка сценария соревнования, его музыкальное оформление; разучивание с детьми спортивных игр, отбор и повторение песен, танцев; обеспечение травмобезопасности места проведения развлечения.
  2. Подготовительная работа воспитателя с детьми: регулярное усвоение спортивных игр и упражнений во время физкультурных занятий, утренней гимнастики и гимнастики после сна; ежедневное участие детей в подвижных и спортивных упражнениях, предусмотренных программой; оформление мест проведения соревнования; ознакомление детей с выдающимися спортсменами и их достижениями (проведение бесед, рассматривание картин, книг, иллюстраций,  показ слайдовых презентаций); проведение занятий по изобразительному искусству на тему «Спорт в нашей жизни»; оформление альбомов, стендов, отражающих выступления детей на соревновании.
  3. Организация совместной работы инструктора по физической культуре, воспитателя с родителями: распределение обязанностей между родителями; создание команды из числа родителей, участвующих в соревновании; проведение консультаций; подготовка места для организации соревнований и аттракционов, спортивной одежды и костюмов для выступлений, сюрприза и плакатов; участие в художественном оформлении, утверждении сценария и реализации плана соревнования; фотографирование детей.
  4. Подготовка спортивного сооружения: создание условий для соревнований, организации игр, аттракционов, работы судейской бригады; обеспечение травмобезопасности оборудования; оформление выставки, раскрывающей достижения спортсменов.
  5. Разработка сценария: определить и написать тему сценария физкультурного развлечения; обсудить программу сценария, корректировать на педагогическом совете; утвердить на педсовете ДОУ.
  6. Проведение мероприятия: открытие физкультурного развлечения, парад участников; показательные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения; массовая часть развлечения с участием всех детей и присутствующих гостей в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах.
  7. Подведение итогов и награждение: награды, знаки внимания могут быть разными: памятные медали, вымпелы, значки, дипломы, эмблемы их применяют дифференцированно; закрытие мероприятия.

Приведенную схему следует конкретизировать для каждого физкультурного развлечения с учетом задач и условий, в которых намечено его проведение.

Следующий этап работы было связано с подбором якутских подвижных игр и состязаний, реализуемые с их помощью качеств детей разновозрастной группы. (Приложение ) Подбор игр подчинен тем же требованиям - обеспечение нагрузки на все группы мышц, упражнения разной интенсивности с постепенным повышением нагрузки и снижением ее в конце. 

Разработка сценария. Одним из важных разделов работы при подготовке к физкультурному развлечению является разработка сценария, которая поручается комиссии (группе) из числа сотрудников дошкольного учреждения (инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель). На развлечении объединяются дети из разновозрастных групп. В ходе подготовки группа сотрудников, ответственная за разработку сценария, обращается к помощи опытным и творческим воспитателям, родителям, привлекает их к составлению приветствий, девиза, конкурсов, сочинению стихотворений, проводятся консультации с ними по другим пунктам физкультурного развлечения.

При составлении плана-сценария развлечения необходимо:

• обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;

• предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;

• чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);

• предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;

• сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Сценарий физкультурного мероприятия строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

При разработке сценария следует учитывать основную его идею, девиз, под которым он проходит.

При разработке сценария физкультурного развлечения необходимо придерживаться определенного порядка расположения материала. Этому поможет приведенная ниже примерная схема построения:

1. Открытие физкультурного развлечения, парад участников.

2. Показательные выступления групп, команд.

3. Массовая часть развлечения с участием всех детей и присутствующих гостей в якутских подвижных играх и состязаниях.

4.Окончание развлечения, подведение итогов, награждение, закрытие.

Представленный комиссией сценарий обсуждается на производственном совещании сотрудников дошкольного учреждения. В ходе обсуждения вносятся дополнения, поправки, даются рекомендации по уточнению содержания и оформлению. Содержание сценария знакомят с родителями, которые непосредственно будут заняты в каких-либо номерах физкультурного развлечения, а также людей, занятых подготовкой мест проведения игр, эстафет, оформлением помещения, участка детского сада, подготовкой форм, пособий, атрибутов.

Окончательное утверждение сценария проходит на педагогическом совете коллектива дошкольного учреждения примерно за три недели до проведения праздника, когда будут определены количество участников, основные номера, подготовленность детей.

Таким образом, важным условием эффективного проведения мероприятий разного вида в разновозрастной группе является умение воспитателя планировать работу, определять цели и задачи, программное содержание, методы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, методически правильно организованная работа по подготовке и проведению физкультурных развлечений с использованием якутских подвижных игр и состязаний призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

Якутские народные игры – это культура якутского народа, понятие многомерное. Они несут символическую информацию о прошлом, передает подростающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира. В двигательной и умственной активности развивает в ребенке воображение и творческие способности.

Физкультурные развлечения с использованием якутских подвижных игр и состязаний являются действенной формой организации досуга детей, эффективным средством пропаганды физической культуры и спорта. Эти мероприятия требуют тщательной подготовки со стороны педагогического коллектива и родительской общественности, самих ребят. Развлечения должны стать традиционными.

При проведении физкультурных развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры.

Педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно – образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей.

Родители должны проявлять большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дошкольного учреждения предусматривался активный отдых детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность.

В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Познакомить детей с играми народа Севера во время развлечений или физкультурных досугов – лучший способ вызвать интерес и симпатию к своему народу, поскольку игра  - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Народная игра помогает детям сохранить знания о жизни, труде, быте народа Саха и сохранить уникальность народа, образует фундамент для развития нравственных чувст, сознания и дальнейших проявлений их в общественно полезной и творческой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Федеральный закон РФ от 29. 12. 2012 г. № 273 — Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт  дошкольного образования Российской Федерации. М.; 2014.
  3. Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях — Сан — Пин 2.4.1.3049 — 13 № 26 от 15. 05. 2013.
  4. Тосхол: национальнай оҕо тэрилтэтин базовай программата /Саха Республикатын үөрэҕин министерствота; [программаны оҥордулар: Харитонова М. Н., Андросова Ю.В., Ефимова Д. Г. Семёнова С. С.] - 2-с тахс. - Дьокуускай: Сахаполиграф, 2004.-72 с.
  5. Васильев П. К., Охлопков М. К. Сахалыы оонньуулар: Детсад иитээччилэригэр уонна учууталларга аналлаах пособие. – Якутскай: Кинигэ изд-вота. 1985. – 60 с.
  6. Григорьева Н. А. Физическое воспитание — круглый  год: из опыта работы инструктора по физической культуре // Современный детский сад. 2014 №8.
  7.  Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2004 - 384 с.
  8. Карпова Н.П.. Петрова М.К. Оҕону төрүт культураны тилиннэриинэн уонна салгыы сайыннарыынан уһуйан иитии-сайыннарыы эркээйитэ. – Дьокуускай куорат, 1994 с.
  9. Климентова Е. А. Спортивный праздник. Физкультурно — оздоровительная работа // Инструктор по физкультуре. - № 4 -2014 39-41 с.
  10.   Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 198 – 199 с.
  11. Лысова В. Я. Яковлева Т. С., Зацепина М. Б., Воробьева О. И. Спортивные праздники и развлечения. Сценарии. - М.: АРКТИ, 2004. - 72 с.
  12.  Маханева М. Д. Здоровый ребенок. Рекомендации по работе в детском саду, в начальной школе. - М.: АРКТИ, 2004. — 264 с.3.
  13.  Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014. - 112 с.
  14. Попова А.С. Эти-сиини чэбдигирдии / «Өлүөнэ сирэ» физ.-мат. Форум. – Өктөм, 2005 с.
  15.  Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
  16.   Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика — Синтез, 2006.
  17. Таатта оскуолалара Олоҥхо 10 сылыгар (Хомуйан оҥордо А.А. Морхоева) Ытык Күөл с. «Таатта» хаһыат редакцията. 2008-98 с.
  18. Федоров А. С. Саха төрүт оонньулара. Дьокуускай: Бичик, - 2011.-96 с.
  19. Чехордуна Е. П. Олоҥхо дойдута. - Дьокуускай: Бичик.- 2000. – 32 с.
  20. Чехордуна Е. П., Ефимова А. С., Старостина Т. В. Олоҥхо эти — сиини эрчийии. Оскуолаҕа киириэн иннинээҕи саастаах оҕо тэрилтэтин иитээччитигэр методическай хомуурунньук.- Дьокуускай: Дани Алмас, 2009.- 32 с.
  21.  Чехордуна Е. П., Аммосова В. В., Карпова Н. П. Этнокультурное образование и общественная экспертиза в условиях внедрения ФГОС.  Человек и образование. - №3 — 2013. 129 с.
  22.  Шамаев Н. К. Эдэр ыччаты эт – хаан сайдыытыгар сахалыы ньымаларынан иитии. Дьокуускай: «Сахаполиграфиздат», 1994.