ОП Казачий перепляс
МБОУ дом детского творчества ст. Тацинская Ростовская область
ОП Казачий перепляс
Петрова Наталья Анатольевна
педагог дополнительного образования
Паспорт образовательной программы
Наименование ОП
|
«КАРАМЕЛЬКИ»
|
Сведения об авторе
|
Ф.И.О.Петрова Наталья Анатольевна
|
Место работы: МБОУ ДО ДДТ
пер. Пионерский, д. 23
Адрес:ст.Тацинская
Телефон:89185119357
|
|
Должность: педагог дополнительного образования
|
|
Участие в конкурсах авторских образовательных программ
|
-
|
Направленность ОП
|
художественная
|
Возраст обучающихся
|
5-7 лет
|
Срок реализации ОП
|
2года
|
Нормативно - правовая база
|
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 07.05.2013 г.) «Об образовании в РФ»
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295
«Конвенция о правах ребенка» ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 года №1559-1
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196
"Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
ПисьмоМинобразования и науки РФ от 18 ноября 2015 года №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 -2020 годы»
Приказ Минобразования РО от 21.03.2016 №115 «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
|
Год разработки и редактирование ОП
|
2017г. создание образовательной программы
|
|
2018г. редактирование программы
|
|
2019г. редактирование программы
|
|
2020г. редактирование программы
|
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Актуальность и новизна программы
-
Педагогическая целесообразность
-
Цели и задачи
-
Отличительные особенности и возрастобучающихся
-
Сроки реализации, продолжительность образовательного процесса
-
1.7 Формы и режим занятий
1.8 Ожидаемые результаты образовательного процесса
1.9 Формы подведения итогов
-
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
-
Учебно-тематический план 1-го года обучения
-
Учебно-тематический план 2-го года обучения
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Формы занятий и подведения итогов, приемы и методы
3.2 Дидактический материал
3.3 Техническое обеспечение занятий
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС» - художественная
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов сферы дополнительного образования детей относятся такие, как создание целостной системы обучения хореографии, которая позволила бы:
-
выявить и развить личностные качества обучающихся, их одарённость;
-
организовать полноценный досуг обучающихся, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;
-
привить им музыкально - эстетический вкус, умение ценить красоту;
-
приобщить к культурным ценностям классического наследия;
-
помочь обучающимсяорганизовать здоровый образ жизни.
Таким образом, важно осуществлять процесс обучения хореографическому искусству с дошкольного возраста.
Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на духовно-нравственное развитие детей, формируя у них чувство принадлежности к своей малой Родине, уважение к хореографическим традициям Донского края, толерантное отношение к самобытному танцевальному творчеству народов, проживающих в Российской Федерации.
Представленная программа является фундаментом для развития хореографических способностей детей, так как включает теоретические знания по истории этого предмета, хронологическую последовательность важнейших направлений, стилей, явлений и событий в эволюционном пути развития хореографии в России и за рубежом, и в этом ее актуальность и значимость.
Новизна программы вформировании эффективного воспитательного пространства в учреждении дополнительного образования методами хореографии на основе преемственности поколений, формирование в характерах юных казачат чувства патриотизма, нравственной стойкости, душевности и любви к Дону и Отечеству.
Разработка программы вызвана повышенным спросом у детей и их родителей к искусству хореографии, желанием овладеть танцевальным навыками.Занятия танцем формируют правильную осанку, дают представление об актёрском мастерстве.Танец может прибавить уверенности в себе и даже сделать счастливее.
Педагог, познакомившись с особенностями жизни казаков, может оказать достаточно весомый вклад в формирование личности ребёнка. Возможности хореографического объединения дополнительного образования позволяют более углубленно изучать изобразительные средства танца, глубже проникать в суть движения, в суть казачьих традиций Дона.
Впервые полученные знания обучающихся о жизни донских казаков, об их славных традициях, станут главной точкой отсчёта в работе собучающимися по данной программе.
Педагогическая целесообразность
Обучение детей по данной программе, предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей.
Целесообразностьданной программы состоит в том, что необходимо продолжать развивать у детей музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Занимаясь по программе, дети имеют возможность попробовать овладеть различными направлениями танцевальной культуры.
На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований программы.
В процессе прохождения программы дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.
Музыкальный материал подбирается по следующим принципам:
-
соответствие возрасту;
-
художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
-
разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар, который подбирается для каждого возраста детей.
Образовательная программа учитывает психолого-возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Основой впечатлений этого возраста остаются эмоции, происходит развитие интеллектуальных способностей, смена установок психики с двигательно-зрительной на зрительно-двигательную. Содержание данной программы способствует увеличению познавательной и двигательной активности, закладывает фундамент правильного поведения, возможности для художественно- эстетического развития.
На занятиях хореографией память развивается многократным выполнением движений независимо от смены музыкального сопровождения. Внимание ребенка - явление произвольное, но оно может быть полностью организовано самим обучающимся. Педагог держит внимание обучающегося под контролем, следит за колебаниями внимания, обусловленными индивидуальными психологическими особенностями (повышенная возбудимость или утомляемость, а так же снижение интереса к обучению).
Для разрядки чрезмерной возбудимости детей на занятиях хореографией, даются задания под музыку в жанре польки, исполняются движения - бег, подскоки, галоп, прыжки, игры в танцевальной форме, хореографический марафон и др.
Цель программы — формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи:
развивающие:
-
развитие физических данных ребенка, улучшение координации движений;
-
развитие у детей музыкально-ритмических навыков;
-
умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой;
воспитательные:
-
формирование потребности здорового образа жизни;
-
воспитание патриотизма, гражданственности нравственности, толерантности;
-
психологическое раскрепощение ребенка;
обучающие:
-
обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
-
обучение навыкам правильного и выразительного движения в области, народной и современной хореографии.
Отличительные особенности
Программа разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. В основу положена программа «Ритмическая мозаика», разработанная А.И. Бурениной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
Данная программа основывается на следующих принципах:
- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);
- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;
- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 5 до 7 лет.
Сроки реализации, продолжительность образовательного процесса
2 года обучения.
Общий объем времени по плану определен количеством рабочих недель в учебном году: 36 недель. 30% учебного времени отводится региональному компоненту.
Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики, азбуки русского, казачьего, бального и современного танцев.
Формы и режим занятий
На первом и второмгоду обучения занятия проводятся 2 раза в неделю - 144 часов в год. Группа делится по подгруппам, но если танец общий, то обучающиеся занимаются всей группой.
Структура занятия
Занятие в детском саду состоит из подготовительной (вводной), основной и заключительной частей и начинается с поклона.
Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. Это композиция и сочинение танца. Третья часть занятия — музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, песниизмультфильмов,эстрадные и классические произведения.Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный.
Формы подведения итогов по реализации образовательной программы
-
выступления детей на открытых мероприятиях;
-
участие в тематических праздниках;
-
открытые занятия для родителей;
-
итоговое занятие;
-
публичные выступления.