Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Обычаи и традиции – основа сохранения нашего здоровья.

Обычаи и традиции – основа сохранения нашего здоровья. Исследовательская работа. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Удальцова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 3» г. Нефтеюганск, ХМАО – Югра Аннотация. Цель исследования заключается в раскрытии национальных обычаев в области сохранения здоровья. Объект исследования: национальные обычаи. Предмет исследования: состояние здоровья обучающихся МБОУ « СОШ №3» 5, 7, 9 классов. Задачи: • собрать материал о пользе народных обычаев для сохранения здоровья обучающихся; • обработать собранный материал; • сделать выводы о наличии взаимосвязи национальных обычаев и сохранении здоровья обучающимися. Основные методы работы: 1. Учебно-исследовательский. 2. Метод сравнения и сопоставления. 3. Метод анализа. Вывод: В ходе проведенного исследования было выявлено, что уровень знаний о пользе народных обычаев для сохранения своего здоровья среди обучающихся 5,7,9 классов крайне низок (знают от 2 до 14 %) , чем старше становятся обучающиеся, растет число больных школьников. Что можно изменить в этой ситуации? Давайте послушаемся своих предков, которые оставили нам мудрые советы: надо знать обычаи, соблюдать их и вы будете здоровыми, так как существует взаимосвязь между сохранением здоровья и умелым использованием в своем образе жизни народных обычаев, потому что предупреждение болезни лежит в глубине индивидуальной жизни человека. СОДЕРЖАНИЕ I. План исследований. 1. Введение 4-5 II. Основное содержание. 1. Обычаи и традиции – основа сохранения нашего здоровья. 5-6 2. Собственные исследования 6-8 III. Выводы и практическая значимость 8 IV. Литература 9 V. Приложения 10-12 I. План исследований Тема работы: «Обычаи и традиции – основа сохранения нашего здоровья». Введение. Участвуя в городском конкурсе «Этнокалендарь г. Нефтеюганска»: была подготовлена презентация «Обычаи и праздники русского народа», благодаря которой школьники лучше узнали образ жизни наших предков. Наши предки были активны, доброжелательны, чего сейчас не хватает в жизни подростков. Проявляется агрессия, ведется малоподвижный образ жизни. Увеличивается число подростков с избыточной массой тела и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Я обратились к медработнику нашей школы, чтобы узнать о состоянии здоровья учеников МБОУ «СОШ№3».Ответ был неутешителен: «Чем старше становятся обучающиеся, тем больше становится число подростков с различными заболеваниями».(Приложение 1) Почему же это происходит? Многое из того, что делается сегодня на благодатном поле культуры, направлено на разрушение ее традиционного русского ядра. А этим ядром выступают накопленные столетиями и проверенные многими поколениями народные традиции, обычаи. К сожалению, обычаи, правила и навыки наших дедов и прадедов – основа здорового образа жизни – почти полностью утеряны и забыты. Не пора ли нам по крупицам собрать их и вернуть? Основная гипотеза: предположим, что существует взаимосвязь между обычаями наших предков и сохранением здоровья. Цель исследования заключается в раскрытии национальных обычаев в области сохранения здоровья. Объект исследования: национальные обычаи. Предмет исследования: состояние здоровья обучающихся МБОУ « СОШ №3» 5, 7, 9 классов. Цель, объект и предмет исследования определили круг следующих задач: собрать материал о пользе народных обычаев для сохранения здоровья обучающихся; обработать собранный материал; сделать выводы о наличии взаимосвязи национальных обычаев и сохранении здоровья обучающимися. Этапы и организация работы по исследованию: 1. Изучение и анализ литературы по теме. 2. Обобщение теоретического материала. 3.Анкетирование обучающихся МБОУ «СОШ№3» «Что вам известно о полезных для здоровья обычаях?». 4. Анализ полученных исследований. Основные методы работы: 1. Учебно-исследовательский. 2. Метод сравнения и сопоставления. 3. Метод анализа. II. Основное содержание. 1. Обычаи и традиции – основа сохранения нашего здоровья. Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни сегодня не представляется возможным без использования накопленных столетиями и проверенных многими поколениями народных традиций, обычаев. Следовательно, улучшение состояния здоровья нации в целом невозможно без учета этнических и региональных особенностей, самобытных народных обычаев Культурное наследие прошлого, накопленное сотнями предшествующих поколений, обретается современным человеком в виде сложившейся системы знаний, морально-эстетических ценностей, устойчивых традиций и норм поведения. Механизмы их передачи выработаны и закреплены на протяжении многотысячелетней истории человечества. Не будь этого – каждому новому поколению пришлось бы начинать все сначала. Продукты материальных преобразований передаются или получаются при смене поколений практически в нетронутом виде. Несколько по-иному обстоит с достижениями духовной культуры. Они также перенимаются и усваиваются. Однако устные тексты забываются или переиначиваются, письменные- утрачиваются. Утрата веками накопленных знаний и механизмов их передачи от отцов к сыновьям и от дедов к внукам может произойти и в результате искусственного идеологического вмешательства, включая насаждение чужеродных взглядов. Преемственность поколений - это сохранение обычаев и традиций. Традиция - это сохранение, развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям. В создании традиций важное место занимает обычай - привычка, усвоенное дело. В каждой местности- свои обычаи, обязательные к исполнению. «Свой обычай в чужой дом не вноси»; «Обычай крепче закона»; «Худому обычаю подачки не давай» - эти пословицы показывают, как уважительно, почтительно относились к обычаям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами - исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. В давние времена каждая религия , завоевывая новые сердца и земли, не только обогащала жизнь людей чем-то особенным, но и впитывала местные обычаи. Так, язычество вплелось в православие Масленицей, Яблочным и Медовым Спасами. Большую роль при этом играл климат. Именно он определил разные сроки и продолжительность постов в католицизме, православии, исламе. Поводырем при этом был здравый смысл, а основой - здоровый образ жизни. История развития общества не раз доказала человечеству, что невозможно строить новое, отвергнув старое. Только зная историю своего края, быт и устои наших предков можно говорить о любви к своей Родине. 2. Собственные исследования. Главный смысл исследования - в изучении связи между знанием народных обычаев и сохранением своего здоровья обучающимися. Для этого обучающимся 5,7,9 классов была предложена анкета «Что вам известно о полезных для здоровья обычаях?». Было опрошено 107 человек. Вопросы анкеты: 1. Почему нужно тщательно вытирать руки, массируя каждый палец в отдельности? 2. Стоит ли по утрам мыть уши и шею и растирать их махровым полотенцем массировать)? 3. Почему перед сном не только в России, но и на Востоке принято мыть ноги? 4. Как вы думаете, для чего в давние времена на Руси крепостные « чесали пятки» своим господам перед сном? 5. Зачем перед сном , сидя перед зеркалом, расчесывают волосы в течение 10 минут? 6. Почему у наших предков иконы висели не на плоской стене , а в округлой части избы? 7. Почему наши предки совершали прогулки по аллеям в усадьбах, а не среди клумб, ароматных цветов? Ответы показали, что обучающиеся мало знают о полезных свойствах этих обычаев для сохранения их здоровья (от 2 % до14%) и не задумываются о том, что соблюдая их, можно сохранить здоровье.(Приложение 2) Попробуем проанализировать обыденные привычки, к которым приучили наших прабабушек их мамы. Задумаемся, зачем они это делали? Начнем с раннего утра. Если вы не станете лениться, «выработаете» привычку при любом мытье рук тщательно вытирать каждый палец, вам не понадобится делать специальные очистительные восточные упражнения. Воспользуйтесь обычаями русских прабабушек. Кстати, не будет ни заусенцев, ни цыпок. Утром полезно не только мыть уши и шею, но и растирать их махровым полотенцем, массировать. Это возвращает энергию, бодрость, силы. Бодрый настрой на весь день вам будет обеспечен. А что делали наши предки перед сном? Перед сном не только в России, но и на Востоке принято было мыть ноги. Считается, что вода смывает не только грязь, усталость, но и обрывки чужих, не всегда добрых, биополей, а также выравнивает течение энергии в шести кончающихся и начинающихся на стопах энергетических каналов – мочевого пузыря, почек, селезёнки и поджелудочной железы, печени, желчного пузыря и желудка. Перед сном сидя напротив зеркала минут десять расчёсывайте волосы неметаллической щёткой или гребёнкой. Расчёсывайте, отбросив все мысли или думая о чём-то приятном, так делали женщины и мужчины, чтобы снять дневные заботы, расслабиться. В древние времена на Руси крепостные «чесали пятки» своим господам, расположившимся ко сну. Крестьянам «чесали пятки» их дети. У нас нет крепостных, поэтому каждый из нас сам перед сном может помассировать свои ступни. Ещё полезнее втирать при этом в кожу стоп растительное масло, содержащее витамин омоложения. Проверьте рецепт наших бабушек на себе. Если вы регулярно станете перед сном мыть ноги, массировать и смазывать их растительным маслом или раствором витамина Е, то дня через три-четыре почувствуете прилив сил, а мозоли на ваших ногах – сигналы неблагополучия – начнут смягчаться. Данные обычаи обеспечат вам крепкий сон и хороший отдых. Ещё одна загадка – традиционные прогулки по аллеям в усадьбах. А почему ни среди клумб, ароматных цветов? Аллеи сажали по определённому плану, так что наши предки,гуляя по ним, получали энергию от здоровых деревьев. Для здоровья полезнее гулять по просекам или редколесью. Наибольший интерес у обучающихся вызвал обычай размещения икон не на плоской стене, а в округлой части избы? Наши предки старались округлить помещение, чтобы срезать углы. Форма большинства культовых помещений округлая. Подмечено, что чёткие прямые углы мебели, квадратные и прямоугольные помещения угнетающе действуют на психику, в овальных и округлых помещениях энергия эффективнее подпитывает человека. Не потому ли американские президенты для решения важных государственных задач, удаляются в овальный кабинет Белого дома? Народом накоплен значительный опыт сохранения здоровья, который связан с народными обычаями. Использование этого многовекового опыта может быть весьма полезным. Включение в практику воспитания подрастающего поколения народных обычаев, будет способствовать не только укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни, но и сохранению национальной культуры, восстановлению связи между поколениями. Чтобы предупреждать болезни, необходимо знать закономерности их развития, а эти закономерности уходят в глубь веков, в историю развития разных народов, их культуры, отношения к человеку, его здоровью. Проведенная нами работа не является исчерпывающей. По ходу исследования появилось много вопросов, ответы на которые- объект дальнейшей работы. Практическая значимость работы: данная работа может быть использована учителем истории и обществознания, как на уроках, так и во внеурочной работе при рассмотрении вопросов культуры, формировании экологического мировоззрения обучающихся, при изучении курсов «Основы религиозных культур и светской этики», «Социокультурные истоки», способствуя сохранению культуры, восстановлению связи между поколениями. Ведь прогресс человеческого рода, его выживание передаются от поколения к поколению посредством слова и быта. Выводы: В ходе проведенного исследования было выявлено, что многие обучающиеся плохо знают обычаи своих предков. Чем старше становятся подростки, тем больше число нездоровых школьников. Что можно изменить в этой ситуации? Давайте послушаемся своих предков, которые оставили нам мудрые советы: надо знать обычаи, соблюдать их и вы будете здоровы, так как существует взаимосвязь между сохранением здоровья и умелым использованием в своем образе жизни народных обычаев, потому что предупреждение болезни лежит в глубине индивидуальной жизни человека. Использованная литература. 1. Агаджанян Н.А.Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона.- М.,2004.-С. 4). 2. Батурина Г.И.,Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях.- М.,2002.-С.5-13. 3. Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. Праздники народов России.-Тверь , 2002.С.5-17. 4. Демин В.М. Тайны русского народа.-М., 1997.- С.478-480. 5. Духовно-нравственная культура в школе.Сборник.-М.,2007.С.114. 6. Обряды и обрядовый фольклор.-М.,1997.-С. 13-17. 7. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа.-М., 1999.С.5-11. 8. Панкеев И. А. Русские праздники.- М., 1998.- С. 99. 9. Русский народ.Его обычаи, обряды, предания.Сборник.- М.,2001.С.99-117. 10. Сахаров И.П. Сказания русского народа.- М., 1989.С. 7-15. 11. Соколов В.К. Весенне-летние календарные обряды .- М., 1979.С. 37. 12. Терещенко А.В. Быт русского народа.- М.,1997.С.214-257. 13. Терещенко А.В. История культуры русского народа.- М., 2007.С.135-157. Приложение 1 Заболеваемость, % Избыточная масса тела Желудочно-кишечный тракт 5 класс 23 0 7 класс 24 5 9 класс 26 5 Приложение 2 1. Почему нужно тщательно вытирать руки, массируя каждый палец в отдельности? 2. Стоит ли по утрам мыть уши и шею и массировать их махровым полотенцем? 3. Почему перед сном не только в России, но и на Востоке принято мыть ноги? 4. Как вы думаете, для чего в давние времена на Руси крепостные «чесали пятки» своим господам перед сном? 5. Зачем перед сном, сидя перед зеркалом, расчесывают волосы в течение 10минут? 6. Почему у наших предков иконы висели не на плоской стене, а в округлой части избы? 7. Почему наши предки совершали прогулки по аллеям в усадьбах, а не среди клумб, ароматных цветов? Приложение 2 1. Почему нужно тщательно вытирать руки, массируя каждый палец в отдельности? 2. Стоит ли по утрам мыть уши и шею и массировать их махровым полотенцем? 3. Почему перед сном не только в России, но и на Востоке принято мыть ноги? 4. Как вы думаете, для чего в давние времена на Руси крепостные «чесали пятки» своим господам перед сном? 5. Зачем перед сном, сидя перед зеркалом, расчесывают волосы в течение 10минут? 6. Почему у наших предков иконы висели не на плоской стене, а в округлой части избы? 7. Почему наши предки совершали прогулки по аллеям в усадьбах, а не среди клумб, ароматных цветов? Приложение 2 1. Почему нужно тщательно вытирать руки, массируя каждый палец в отдельности? 2. Стоит ли по утрам мыть уши и шею и массировать их махровым полотенцем? 3. Почему перед сном не только в России, но и на Востоке принято мыть ноги? 4. Как вы думаете, для чего в давние времена на Руси крепостные «чесали пятки» своим господам перед сном? 5. Зачем перед сном, сидя перед зеркалом, расчесывают волосы в течение 10минут? 6. Почему у наших предков иконы висели не на плоской стене, а в округлой части избы? 7. Почему наши предки совершали прогулки по аллеям в усадьбах, а не среди клумб, ароматных цветов?