Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

«Общий обзор организма человека»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 167» г.о. Самара

 

«Общий обзор организма человека»

 

Учитель биологии

Фомичева Д.А.

 

 

Класс, дата, предмет: 8 класс. Биология

Тема урока: общий обзор организма человека

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цели урока:формирование понятия уровней организации человеческого организма, пла­не его строения, топографии внутренних органов и системах орга­нов;

проведение анализа конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела;

Планируемые результаты обучения:

личностные:

• формирование бережного отношения к своему здоровью;

• использование приобретенных знаний и умений

предметные:

• формирование понятия уровней организации человеческого организма, пла­не его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах орга­нов;

проведение анализа конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела;

метапредметные:

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата при усвоенииинформации;

• умение анализировать, сопоставлять, организовывать собственную деятельность;

• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

• умение вести самостоятельный поиск информации

формирование у учащихся навыков умения работать с таблицами, схемами и проводить наблюдения.

Оборудование: учебник,торс человека, таблицы с изображением внутренних органов чело­века, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

 

Проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.

 

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, садятся за парты.

Личностные УУД

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность

Активизация познавательной деятельности. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?».

Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

– Что значит, по-вашему, быть здоровым?

- От чего зависит здоровье?

 

Итак, ребята, вы догадались о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока? (Записывает тему на доске).

Итак, наш организм. Этот термин кажется настолько привычным и понятным, что мы редко задумываемся над его сущностью. И на вопрос: «Что же это все-таки такое?» - каждый ответит, очевидно, по-своему. А как? Предлагаю вам самостоятельно, индивидуально определить поня­тие «организм». Что у вас получилось?

 

 

 

 

 

Слушают, отвечают на вопросы учителя.

 

От организма человека, его состояния, правильной работы органов и частей.

 

Предлагают тему урока. Записывают тему урока в тетрадях. Общий обзор организма человека.

 

 

Дают определение понятию организма.

 

 

 

 

Познавательные УУД

Уметь приводить доказательства фактов.

Коммуникативное УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

Умение ставить цель, планировать деятельность

Этап проблематизации и целеполагания.

 

Хорошо, что многие из нас знают уже что-то знают о организме человека. А как вы считаете, что нам предстоит узнать о строении нашего организма?

Какова же будет цель нашего урока?

Дают ответы односложные или с пояснениями.

Формулируют цель урока - узнать о том, что включает наш организм, какие процессы в нем происходят, с помощью чего он работает.

 

Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неоргани­ческую. К первой относятся животные и растительные организмы, а также неклеточные формы жизни - вирусы, ко второй - минералы.

Химический анализ показывает, что любой живой организм состоит из тех элементов, которые часто встречаются и в неживой природе, в неорганичес­ком мире. 96 % веса тела составляют кислород, углерод, водород, азот. Еще 3 % приходится на долю кальция, фосфора, калия, серы. Живое и неживое построено из одних и тех же элементов. Но в живых ор­ганизмах они объединены в особые химические соединения - органические вещества (молекулы). Можно выделить четыре большие группы этих веществ — белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.

1.2. Они входят в состав любой живой клетки. Эти крупные молекулы играют роль строительных блоков, из которых создаются сложные надмолекулярные комплексы. Вещества клетки расположены не хаотично, а образуют упорядоченные структуры-органоиды. Клетки «одной специальности» объединяются в группы.

1.3. Вместе с расположенными между этими клетками межклеточным веществом такие системы клеток получили название тканей. Все разнообразие тканей человека условно подразделяют на 4 ткани

1.4. Из нескольких тканей, складываются органы, совместная и координированная работа ко­торых обеспечивает возможность нашего существования.

 

Скажите, пожалуйста, а во что объединяются органы?

Может ли орган работать в одиночку?

 

А теперь поработаем устно. На доске ряд высказываний. Вы их внимательно читаете и решаете, с какими тезисами согласиться, а  какие, на ваш взгляд, неверные.

НЕ комментирует ответы учащихся.

Спасибо за ответы, но правильность тезисов мы проверим в конце урока уже с биологическим обоснованием

 

 

 

А теперь мы с вами попробуем вспомнить, с какими системами органов мы с вами познакомились на курсе зоологии в 7 классе?

(После того, как обучающиеся называют систему, учитель вешает табличку с названием системы органов на доску)

 

А теперь давайте рассмотрим эти системы органов, их строение и функции, но уже у человека. (Делит на группы, каждой группе раздает материал (ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2,3) с информацией о определенной системе органов, поясняет принципы работы)

(Контролирует работу групп, помогает, если возникают вопросы)

Время на обсуждение истекло, посмотрим, что у нас получилось!

Слушают учителя, участвуют в обсуждении новой темы, формулируют выводы. В итоге, оформляется главная мысль.

Организм - это определенный биологический комплекс или система, реагиру­ющая как единое целое на различные изменения внешней среды.

Система эта состоит из многих органов.

Органы, в свою очередь, состоят из тканей, ткани — из клеток, клетки - из молекул (записывают в виде схемы в тетрадь).

Вывод: В живых ор­ганизмах молекулы объединены в особые соединения - органические вещества (молекулы). Выделяют четыре большие группы

— белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.

Вывод: Клетка —единица всех живых организмов и все клетки имеют единый план строения.

 

 

 

Вывод: Ткань- группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и функциям.

 

Вывод: Орган— это обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение, и приспособленная для выполнения какой-то функции.

 

Нет, ему нужны помощники, поэтому органы объединяются в системы

 

Работают с приведённым рядом суждений по приёму «Верно-неверно».

  1. Функции органов и их систем всегда связаны с их строением
  2. Каждый орган взаимозаменяем, один орган может временно выполнять функции другого, если тот не работает
  3. Каждая часть нашего тела работает сама по себе, независимо от других его составляющих.

Называют системы органов.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, работают в группе, знакомятся с материалом, обсуждают его, заполняют кластер.

 

 

Представитель каждой группы знакомит одноклассников с информацией, полученной его группой.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.

Умение работы  в паре и группе (общение).

Физкультми-нутка

Выбирает обучающегося, который проводит физкультминутку.

Следуют указанием обучающегося.

 

III. Закрепление изученного материала

Далее на выбор учителя предлагается выполнить одно задание (или оба).

  1. Давайте еще раз назовем все органы и системы, с которыми мы познакомились.

Я буду указывать вам на какой-либо орган, ваша задача – назвать мне этот орган и систему, к которой он относится.

  1. Теперь, пожалуйста, придумайте по три вопроса по пройденной теме, запишите их себе в тетрадь.

Предлагает обучающимся подобрать тонкие и «толстые» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

«Тонкие» вопросы

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

В чём различие…?

Что, если…?

Может…?

Согласны ли вы…?

Далее выборочно просит обучающихся озвучить свои вопросы классу, задача класса – ответить на них.

Итак, получив багаж знаний, вернёмся вновь к высказываниям в начале урока, но теперь уже доказывая или опровергая эти тезисы.

 

 

Называют органы и системы органов, на которые указывает учитель.

 

 

 

 

Придумывают вопросы, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают высказывания и биологически его обосновывают.

  1. Функции органов и их систем всегда связаны с их строением (да)
  2. Каждый орган взаимозаменяем, один орган может временно выполнять функции другого, если тот не работает (нет)
  3. Каждая часть нашего тела работает сама по себе, независимо от других его составляющих (нет)

 

 

 

 

 

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение).

IV. Рефлексия

Предлагает обучающимся продолжить фразы:

1.        Самым полезным и интересным для меня было …

2.        Я встретился(лась) с трудностью при …

3.        У меня хорошо получилось …

4.        Я понял(а), что …

5.        Теперь я могу …

 

Обучающиеся продолжают фразы.

 

Личностные УУД

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

 

V. Подведение итогов. Домашнее задание.

Называет отметки, полученные ребятами на уроке, выставляет их в дневники.

 

§ 6, термины, вопросы № 1, 2 устно, знать расположе­ние внутренних органов.

Записывают в дневниках.

 

Список литературы

  1. Конспект лекций по курсу «Физиология». Электронный учебно- методический комплекс. ИПК СФУ 2009.
  2. Демичева И. А.  Биология. Человек. 8 класс / Методическое пособие/ - М.: издательство «Дрофа», 2016.
  3. КолесовД. В., МашР. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. /учебник 8 класс/ – М.: «Дрофа», 2010
  4. http://www.openclass.ru/node/166493 - урок по теме на интернет-портале «Открытый класс».
  5. http://festival.1september.ru/articles/592570 - урок по теме на интернет-портале «Открытый класс».

Смотреть работу полностью