«Общий обзор организма человека»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 167» г.о. Самара
«Общий обзор организма человека»
Учитель биологии
Фомичева Д.А.
Класс, дата, предмет: 8 класс. Биология
Тема урока: общий обзор организма человека
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Цели урока:формирование понятия уровней организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и системах органов;
проведение анализа конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела;
Планируемые результаты обучения:
личностные:
• формирование бережного отношения к своему здоровью;
• использование приобретенных знаний и умений
предметные:
• формирование понятия уровней организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов;
проведение анализа конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела;
метапредметные:
• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата при усвоенииинформации;
• умение анализировать, сопоставлять, организовывать собственную деятельность;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
• умение вести самостоятельный поиск информации
формирование у учащихся навыков умения работать с таблицами, схемами и проводить наблюдения.
Оборудование: учебник,торс человека, таблицы с изображением внутренних органов человека, раздаточный материал.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Организационный момент
|
Проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.
|
Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, садятся за парты. |
Личностные УУД Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность |
Активизация познавательной деятельности. Актуализация знаний
|
У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». – Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец? – Что значит, по-вашему, быть здоровым? - От чего зависит здоровье?
Итак, ребята, вы догадались о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока? (Записывает тему на доске). Итак, наш организм. Этот термин кажется настолько привычным и понятным, что мы редко задумываемся над его сущностью. И на вопрос: «Что же это все-таки такое?» - каждый ответит, очевидно, по-своему. А как? Предлагаю вам самостоятельно, индивидуально определить понятие «организм». Что у вас получилось? |
Слушают, отвечают на вопросы учителя.
От организма человека, его состояния, правильной работы органов и частей.
Предлагают тему урока. Записывают тему урока в тетрадях. Общий обзор организма человека.
Дают определение понятию организма.
|
Познавательные УУД Уметь приводить доказательства фактов. Коммуникативное УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД Умение ставить цель, планировать деятельность |
Этап проблематизации и целеполагания.
|
Хорошо, что многие из нас знают уже что-то знают о организме человека. А как вы считаете, что нам предстоит узнать о строении нашего организма? Какова же будет цель нашего урока? |
Дают ответы односложные или с пояснениями. Формулируют цель урока - узнать о том, что включает наш организм, какие процессы в нем происходят, с помощью чего он работает. |
|
Первичное усвоение новых знаний.
|
1.1. Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неорганическую. К первой относятся животные и растительные организмы, а также неклеточные формы жизни - вирусы, ко второй - минералы. Химический анализ показывает, что любой живой организм состоит из тех элементов, которые часто встречаются и в неживой природе, в неорганическом мире. 96 % веса тела составляют кислород, углерод, водород, азот. Еще 3 % приходится на долю кальция, фосфора, калия, серы. Живое и неживое построено из одних и тех же элементов. Но в живых организмах они объединены в особые химические соединения - органические вещества (молекулы). Можно выделить четыре большие группы этих веществ — белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. 1.2. Они входят в состав любой живой клетки. Эти крупные молекулы играют роль строительных блоков, из которых создаются сложные надмолекулярные комплексы. Вещества клетки расположены не хаотично, а образуют упорядоченные структуры-органоиды. Клетки «одной специальности» объединяются в группы. 1.3. Вместе с расположенными между этими клетками межклеточным веществом такие системы клеток получили название тканей. Все разнообразие тканей человека условно подразделяют на 4 ткани 1.4. Из нескольких тканей, складываются органы, совместная и координированная работа которых обеспечивает возможность нашего существования.
Скажите, пожалуйста, а во что объединяются органы? Может ли орган работать в одиночку?
А теперь поработаем устно. На доске ряд высказываний. Вы их внимательно читаете и решаете, с какими тезисами согласиться, а какие, на ваш взгляд, неверные. НЕ комментирует ответы учащихся. Спасибо за ответы, но правильность тезисов мы проверим в конце урока уже с биологическим обоснованием
А теперь мы с вами попробуем вспомнить, с какими системами органов мы с вами познакомились на курсе зоологии в 7 классе? (После того, как обучающиеся называют систему, учитель вешает табличку с названием системы органов на доску)
А теперь давайте рассмотрим эти системы органов, их строение и функции, но уже у человека. (Делит на группы, каждой группе раздает материал (ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2,3) с информацией о определенной системе органов, поясняет принципы работы) (Контролирует работу групп, помогает, если возникают вопросы) Время на обсуждение истекло, посмотрим, что у нас получилось! |
Слушают учителя, участвуют в обсуждении новой темы, формулируют выводы. В итоге, оформляется главная мысль. Организм - это определенный биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды. Система эта состоит из многих органов. Органы, в свою очередь, состоят из тканей, ткани — из клеток, клетки - из молекул (записывают в виде схемы в тетрадь). Вывод: В живых организмах молекулы объединены в особые соединения - органические вещества (молекулы). Выделяют четыре большие группы — белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Вывод: Клетка —единица всех живых организмов и все клетки имеют единый план строения.
Вывод: Ткань- группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и функциям.
Вывод: Орган— это обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение, и приспособленная для выполнения какой-то функции.
Нет, ему нужны помощники, поэтому органы объединяются в системы
Работают с приведённым рядом суждений по приёму «Верно-неверно».
Называют системы органов.
Слушают учителя, работают в группе, знакомятся с материалом, обсуждают его, заполняют кластер.
Представитель каждой группы знакомит одноклассников с информацией, полученной его группой. |
Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре и группе (общение). |
Физкультми-нутка |
Выбирает обучающегося, который проводит физкультминутку. |
Следуют указанием обучающегося. |
|
III. Закрепление изученного материала |
Далее на выбор учителя предлагается выполнить одно задание (или оба).
Я буду указывать вам на какой-либо орган, ваша задача – назвать мне этот орган и систему, к которой он относится.
Предлагает обучающимся подобрать тонкие и «толстые» вопросы «Толстые» вопросы Кто? Что? Когда? «Тонкие» вопросы Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? В чём различие…? Что, если…? Может…? Согласны ли вы…? Далее выборочно просит обучающихся озвучить свои вопросы классу, задача класса – ответить на них. Итак, получив багаж знаний, вернёмся вновь к высказываниям в начале урока, но теперь уже доказывая или опровергая эти тезисы.
|
Называют органы и системы органов, на которые указывает учитель.
Придумывают вопросы, отвечают на вопросы.
Читают высказывания и биологически его обосновывают.
|
Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение). |
IV. Рефлексия |
Предлагает обучающимся продолжить фразы: 1. Самым полезным и интересным для меня было … 2. Я встретился(лась) с трудностью при … 3. У меня хорошо получилось … 4. Я понял(а), что … 5. Теперь я могу …
|
Обучающиеся продолжают фразы.
|
Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
|
V. Подведение итогов. Домашнее задание. |
Называет отметки, полученные ребятами на уроке, выставляет их в дневники.
§ 6, термины, вопросы № 1, 2 устно, знать расположение внутренних органов. |
Записывают в дневниках. |
|
Список литературы
- Конспект лекций по курсу «Физиология». Электронный учебно- методический комплекс. ИПК СФУ 2009.
- Демичева И. А. Биология. Человек. 8 класс / Методическое пособие/ - М.: издательство «Дрофа», 2016.
- КолесовД. В., МашР. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. /учебник 8 класс/ – М.: «Дрофа», 2010
- http://www.openclass.ru/node/166493 - урок по теме на интернет-портале «Открытый класс».
- http://festival.1september.ru/articles/592570 - урок по теме на интернет-портале «Открытый класс».