Общеразвивающая программа "Мир вокруг нас"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования дом детского творчества
Ообщеразвивающая программа "Мир вокруг нас"
Шестерикова Светлана Алексеевна
методист
Наименование ОП
|
«Мир вокруг нас»
|
Сведения об авторе
|
Место работы: МБОУ ДО ДДТ
Адрес: п. Углегорский пер. Советский 6 кв 13
Телефон: 8(928) 191- 60 - 85
Должность: педагог дополнительного образования
|
Участие в конкурсах авторских ОП
|
|
Нормативно-правовая база
|
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 07.05.2013 г.) «Об образовании в РФ»
Конвенция ООН «О правах ребенка»
(принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.)
«Федеральная программа развития образования 2011-2015г.г.», утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.02.2011г.№61
Примерные требования
к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 - 1844)
Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
|
Структура программы
|
|
Направленность ОП
|
Социально-педагогическая
|
Возраст обучающихся
|
6 лет
|
Срок реализации ОП
|
6 месяцев
|
Год разработки, редактирования ОП.
|
2020 г.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр 4 - 6
-
направленность
-
новизна
-
актуальность
-
педагогическая целесообразность
-
цели изадачи
-
отличительные особенности
-
возраст детей
-
сроки реализации, продолжительность образовательн6огго процесса
-
формы и режим занятий
-
ожидаемые результаты и способы их проверки
-
формы подведения итогов
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7-8
-
УТП 1 года обучения
3.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
-
для обучающихся
-
используемой педагогом
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Дополнительная общеобразовательная программа «Мир вокруг нас» имеет социально-педагогическую направленность, способствует социализации, общению, интеллектуальному развитию старших дошкольников, формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволит им успешно учиться.
Программа «Мир вокруг нас» модифицированная, ознакомительного уровня и направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.
Новизна
Новизна данной программы заключается в создании комфортных условий и соединении различных методик для развития восприятия и раскрытия целостной картины мира, а также развития творческого мышления, памяти и внимания как основы для последующего успешного обучения в школе.
Все занятия проводятся в игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему восприятию нового материала. В работе используется методические приемы ТРИЗ – технологий (теория решения изобретательских идей), автором которой является Г.С. Альтшуллер (Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду пособие для педагогов дошк.учр.). Мозговой штурм - поиск коллективного оригинального решения задач, что способствует свободному выходу мыслей и создает условия расковывающие ребенка, в случае затруднений у детей, педагог приводит свои оригинальные варианты решений, что позволяет стимулировать воображение и вызывать их интерес и желание творческой деятельности. Так, в свободной обстановке игры дети усваивают и систематизируют знания об окружающем мире.
Актуальность
Подготовка детей к школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. Многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне. Данную проблему помогают решить занятия в школе раннего развития «Окружающий мир», основной задачей которого является помощь ребенку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру и знакомство с окружающим миром и миром искусства.
Период дошкольного детства – это наиболее благоприятный период для формирования адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. К тому же знакомство с окружающим миром является источником конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые запоминаются ребенком на длительный период. И что важно, дети уже обладают знаниями, однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечеткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков и представлений. Некоторыми способами воспитанники овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут ознакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре. Таким образом, знакомству воспитанников с окружающим миром должно отводиться важное место, поскольку очень важно вырастить детей людьми, умеющими думать и сопереживать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Именно эти задачи решает программа «Мир вокруг нас».
Педагогическая целесообразностьпрограммы заключается в раскрытии следующих принципов:
Принцип развитияпредполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности:
-
включение материала о достижениях культуры Дона;
-
воспитание у обучающихся уважения к природе, бережного отношения к ней.
-
осознание детьми ценности и необходимости охраны окружающего мира.
На 1 году обучения программы рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
Цель программы:
Познавательное и творческое развитие личности ребенка посредством знакомства с окружающим миром. Формирование основ базовой культуры личности.
Задачи программы:
Личностные:
-формировать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
- формировать культуру общения
- формировать положительную самооценку;
-формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;
- воспитывать бережное отношение к своему труду и труду других.
Метапредметные:
- развивать мотивацию к знакомству с окружающим миром, самостоятельности, ответственности, аккуратности, активности;
- развивать умения наблюдать, обобщать, анализировать, характеризовать, рассуждать;
- развивать умение решать творческие задачи;
- развивать интерес к различным видам деятельность и внимание, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения;
- развивать мелкую моторику рук и художественно-творческие способности детей.
Предметные:
- расширить знания о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой;
- сформировать первоначальное представление об окружающем мире: вселенная, планеты, звезды и себя в окружающем мире;
- сформировать первоначальные знания о явления природы: дождь, снег, град, туман и т.д.
- расширить знания о растительном мире: деревья, кустарники, цветы, грибы;
- расширить знания об особенностях животного мира: звери, птицы, рабы, насекомые;
- сформировать представление о временных показателях: времена года, дни недели, время суток, час, минута;
- познакомить с государственными символами: герб, флаг гимн;
- обучать практическим навыкам лепки, бумагопластики и аппликации
Условия набора детей:
Программа ориентирована на детей 5-6 летнего возраста без специальной подготовки и предварительного отбора.
Возраст обучающихся
Данная программа обусловлена образовательными потребностями обучающихся в возрасте до 6 лет.
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на6 месяцев обучения. 1 раз в неделю 3 часа 20 часов.
Формы и режим занятий
Основной формой организации учебного процесса является занятие. Предпочтение отдаётся занятиям – занятиям–играм, практическим занятиям, занятиям с демонстрацией объектов или их изображений.
Занятия проводятся 3 час в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
На конец учебного года учащиеся будут знать:
-
Иметь представление о нашей планете, о родной стране;
-
Иметь представления о различных природных явлениях (дождь, снегопад, ветер, листопад);
-
Иметь представления о живой и неживой природе;
-
Иметь представления о календаре;
-
Знать правила дорожного движения;
-
Знать правила поведения в общественных местах;
Уметь:
-
Называть основные сведения о себе и своей семье;
-
Различать объекты живой и неживой природы;
-
Различать зверей, птиц, рыб, насекомых, как ухаживать за ними;
-
Выполнять правила дорожного движения;
-
Применять различные приемы лепки;
-
Аккуратно вырезать по шаблону и выполнять изделие по образцу.
Вводный контроль – диагностические задания по критериям с целью выявления начального уровня развития ребенка. Диагностика проводится индивидуально или с подгруппой детей в форме игровых упражнений или тестовых заданий. В соответствии с результатами диагностики содержание программного материала корректируется.
Текущий контроль проводится по итогам каждой темы в форме опроса, игровых упражнений, дидактических игр.
Промежуточный контроль проводится по критериям с целью проверки качества усвоения знаний детьми по итогам полугодия. Проводится в форме игр, знания, тестовых заданий и упражнений.
Итоговый контроль проводим по итогам выполнения программы у детей по критериям, в форме тестовых заданий и игровых упражнений.
Формы подведения итогов
-
Открытые занятия для родителей.
-
Тематические праздники.
-
Выставки.
-
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
всего
|
||
1
|
Вводное занятие. Моя страна Россия
|
1
|
2
|
Домашние животные, дикие животные донского края.
|
1
|
3
|
Мой край донской.
|
1
|
4
|
Казачьи игры, обычаи.
|
1
|
5
|
Народные праздники на Руси.
|
1
|
6
|
Праздник пап.
|
1
|
7
|
Моя семья, мой дом.
|
1
|
8
|
Цветы и растения нашего края
|
1
|
9
|
Детям о безопасности. (огонь, водоемы и т.д).
|
1
|
10
|
Природные явления.
|
1
|
11
|
В мире насекомых.
|
1
|
12
|
Профессии.
|
1
|
13
|
В мире птиц.
|
1
|
14
|
Транспорт, безопасность на дорогах.
|
1
|
15
|
Здоровый образ жизни.
|
1
|
16
|
Съедобные и ядовитые растения.
|
1
|
17
|
Деревья и кустарники.
|
1
|
18
|
Овощи и фрукты.
|
1
|
19
|
В мире рыб
|
1
|
20
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
Итого:
|
20
|
Содержание программы 1 года обучения
Изучение природы донского края, природных явлений.
Живая и неживая природа Донского края. Дикие животные, домашние животные Времена года. В мире рыб, птиц, насекомых.
Съедобные и ядовитые растения. Деревья и кустарники. Цветы и растения нашего края. Овощи и фрукты
Народные праздники на Руси.
Праздник пап. Моя семья, мой дом.Детям о безопасности. (огонь, водоем).
Казачьи игры,обычаи.
Транспорт, безопасность на дорогах.
Здоровый образ жизни.
Материально – техническое обеспечение занятий.
Демонстрационный и раздаточный материал, карандаши, фломастеры, альбомы, гербарий, пластилин, плакаты, аппликации и т.д.
IV. ЛИТЕРАТУРА
для педагога:
- Раздаточный и демонстрационный материал.
- В.Н Александров «Берегите: их осталось мало».
- В.Ф Вальков «Памятники донской природы».
- Э.Г Самусенко. Комнатные животные.
- И.А Бондаренко «Природа в бассейне Дона»
- Л.Г Степаненко. Растительное убранство.
- В.Харитонов. Подвижные казачьи игры.
- С.В Турыгина «Экологический марафон».
- С.Н Николаева «Юный эколог».
- В.Н Волчкова. Экология.
- Т.М Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
- Т.В Хабарова. Планирование занятий.
для детей:
- Большая энциклопедия природы.
- Е.Т Бровкина. Рыбы наших вод.
- Т.А Козлова. Растения леса.
- Т.А Козлова. Растения водоема.
- Е.Т Бровкина. Животные луга.
- Е.Т Бровкина. Животные водоемов.
- Познавательная энциклопедия экология.