Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Общеразвивающая программа "Мир вокруг нас"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования дом детского творчества

 

Ообщеразвивающая программа "Мир вокруг нас"

 

Шестерикова Светлана Алексеевна

методист

 

 

Наименование ОП
      «Мир вокруг нас»
Сведения  об авторе

 

Место работы: МБОУ ДО ДДТ
Адрес: п. Углегорский пер. Советский 6 кв 13
Телефон: 8(928) 191- 60 - 85
Должность: педагог дополнительного образования
Участие в конкурсах авторских ОП
 
Нормативно-правовая база
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ  (ред. 07.05.2013 г.) «Об образовании в РФ»
Конвенция ООН «О правах ребенка»
(принята резолюцией 44/25 Генеральной  Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.)
 «Федеральная программа развития образования 2011-2015г.г.», утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.02.2011г.№61
Примерные требования
к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 - 1844)
Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности  по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Структура  программы
 
Направленность ОП
Социально-педагогическая
Возраст обучающихся
6 лет
Срок реализации ОП
6 месяцев
Год разработки, редактирования ОП.
2020 г.
 
СОДЕРЖАНИЕ
     1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                    стр     4 - 6
  • направленность
  • новизна
  • актуальность
  • педагогическая целесообразность
  • цели изадачи
  • отличительные особенности
  • возраст детей
  • сроки реализации, продолжительность образовательн6огго процесса
  • формы и режим занятий
  • ожидаемые результаты и способы их проверки
  • формы подведения итогов
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН                                               7-8
  • УТП 1 года обучения
 
 
3.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
 
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                         14
  • для обучающихся
  • используемой педагогом
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Направленность
 
Дополнительная общеобразовательная программа «Мир вокруг нас» имеет социально-педагогическую направленность, способствует социализации, общению, интеллектуальному развитию старших дошкольников, формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволит им успешно учиться.
Программа «Мир вокруг нас» модифицированная, ознакомительного уровня и направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.
Новизна
Новизна данной программы заключается в создании комфортных условий и соединении различных методик для развития восприятия и раскрытия целостной картины мира, а также развития творческого мышления, памяти и внимания как основы для последующего успешного обучения в школе.
Все занятия проводятся в игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему восприятию нового материала. В работе используется методические приемы ТРИЗ – технологий (теория решения изобретательских идей), автором которой является Г.С. Альтшуллер (Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду пособие для педагогов дошк.учр.). Мозговой штурм - поиск коллективного оригинального решения задач, что способствует свободному выходу мыслей и создает условия расковывающие ребенка, в случае затруднений у детей, педагог приводит свои оригинальные варианты решений, что позволяет стимулировать воображение и вызывать их интерес и желание творческой деятельности. Так, в свободной обстановке игры дети усваивают и систематизируют знания об окружающем мире.
Актуальность
 
Подготовка детей к школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. Многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне. Данную проблему помогают решить занятия в школе раннего развития «Окружающий мир», основной задачей которого является помощь ребенку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру и знакомство с окружающим миром и миром искусства.
Период дошкольного детства – это наиболее благоприятный период для формирования адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. К тому же знакомство с окружающим миром является источником конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые запоминаются ребенком на длительный период. И что важно, дети уже обладают знаниями, однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечеткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков и представлений. Некоторыми способами воспитанники овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут ознакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре. Таким образом, знакомству воспитанников с окружающим миром должно отводиться важное место, поскольку очень важно вырастить детей людьми, умеющими думать и сопереживать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Именно эти задачи решает программа «Мир вокруг нас».
Педагогическая целесообразностьпрограммы заключается в раскрытии следующих принципов:
Принцип развитияпредполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
 Принцип культуросообразности:
  • включение материала о достижениях культуры Дона;
  • воспитание у обучающихся уважения к природе, бережного отношения к ней.
  • осознание детьми ценности и необходимости охраны окружающего мира.
На 1 году обучения программы рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
 
Цель программы:
Познавательное и творческое развитие личности ребенка посредством знакомства с окружающим миром. Формирование основ базовой культуры личности.
 
Задачи программы:
Личностные:
-формировать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
- формировать культуру общения
- формировать положительную самооценку;
-формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;
- воспитывать бережное отношение к своему труду и труду других.
Метапредметные:
- развивать мотивацию к знакомству с окружающим миром, самостоятельности, ответственности, аккуратности, активности;
- развивать умения наблюдать, обобщать, анализировать, характеризовать, рассуждать;
- развивать умение решать творческие задачи;
- развивать интерес к различным видам деятельность и внимание, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения;
- развивать мелкую моторику рук и художественно-творческие способности детей.
Предметные:
- расширить знания о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой;
- сформировать первоначальное представление об окружающем мире: вселенная, планеты, звезды и себя в окружающем мире;
- сформировать первоначальные знания о явления природы: дождь, снег, град, туман и т.д.
- расширить знания о растительном мире: деревья, кустарники, цветы, грибы;
- расширить знания об особенностях животного мира: звери, птицы, рабы, насекомые;
- сформировать представление о временных показателях: времена года, дни недели, время суток, час, минута;
- познакомить с государственными символами: герб, флаг гимн;
- обучать практическим навыкам лепки, бумагопластики и аппликации
 
Условия набора детей:
 
Программа ориентирована на детей 5-6 летнего возраста без специальной подготовки и предварительного отбора.
Возраст обучающихся
 
Данная программа обусловлена образовательными потребностями  обучающихся в возрасте до 6  лет.
 
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на6 месяцев  обучения. 1 раз в неделю 3 часа  20 часов.
 
 
Формы и режим занятий
Основной формой организации учебного процесса является занятие. Предпочтение отдаётся занятиям – занятиям–играм, практическим занятиям, занятиям с демонстрацией объектов или их изображений.
Занятия проводятся 3 час в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
На конец учебного года учащиеся будут знать:
  • Иметь представление о нашей планете, о родной стране;
  • Иметь представления о различных природных явлениях (дождь, снегопад, ветер, листопад);
  • Иметь представления о живой и неживой природе;
  • Иметь представления о календаре;
  • Знать правила дорожного движения;
  • Знать правила поведения в общественных местах;

 
Уметь:
  • Называть основные сведения о себе и своей семье;
  • Различать объекты живой и неживой природы;
  • Различать зверей, птиц, рыб, насекомых, как ухаживать за ними;
  • Выполнять правила дорожного движения;
  • Применять различные приемы лепки;
  • Аккуратно вырезать по шаблону и выполнять изделие по образцу.
Вводный контроль – диагностические задания по критериям с целью выявления начального уровня развития ребенка. Диагностика проводится индивидуально или с подгруппой детей в форме игровых упражнений или тестовых заданий. В соответствии с результатами диагностики содержание программного материала корректируется.
Текущий контроль проводится по итогам каждой темы в форме опроса, игровых упражнений, дидактических игр.
Промежуточный контроль проводится по критериям с целью проверки качества усвоения знаний детьми по итогам полугодия. Проводится в форме игр, знания, тестовых заданий и упражнений.
Итоговый контроль проводим по итогам выполнения программы у детей по критериям, в форме тестовых заданий и игровых упражнений.
Формы подведения итогов
  • Открытые занятия для родителей.
  • Тематические праздники.
  • Выставки.
  1. Учебно-тематический план 1 года обучения
 
№ п/п
Тема
Количество часов
всего
1
Вводное занятие. Моя страна Россия
1
2
Домашние животные, дикие животные донского края.
1
3
Мой край донской.
1
4
Казачьи игры, обычаи.
1
5
Народные праздники на Руси.
1
6
Праздник пап.
1
7
Моя семья, мой дом.
1
8
Цветы и растения нашего края
1
9
Детям о безопасности. (огонь, водоемы и т.д).
1
10
Природные явления.
1
11
В мире насекомых.
1
12
Профессии.
1
13
В мире птиц.
1
14
Транспорт, безопасность на дорогах.
1
15
Здоровый образ жизни.
1
16
Съедобные и ядовитые растения.
1
17
Деревья и кустарники.
1
18
Овощи и фрукты.
1
19
В мире рыб
1
20
Итоговое занятие.
1
 
Итого:
20
 
Содержание программы 1 года обучения
Изучение природы донского края, природных явлений.
Живая и неживая природа Донского края. Дикие животные, домашние животные Времена года. В мире рыб, птиц, насекомых.
Съедобные и ядовитые растения. Деревья и кустарники. Цветы и растения нашего края. Овощи и фрукты
Народные праздники на Руси.
Праздник пап. Моя семья, мой дом.Детям о безопасности. (огонь, водоем).
Казачьи игры,обычаи.
Транспорт, безопасность на дорогах.
Здоровый образ жизни.
 
 
Материально – техническое обеспечение занятий.
Демонстрационный и раздаточный материал, карандаши, фломастеры, альбомы, гербарий, пластилин, плакаты, аппликации и т.д.
 
 
IV. ЛИТЕРАТУРА
 
 
для педагога:
 
- Раздаточный и демонстрационный материал.
- В.Н Александров «Берегите: их осталось мало».
- В.Ф Вальков «Памятники донской природы».
- Э.Г Самусенко. Комнатные животные.
- И.А Бондаренко «Природа в бассейне Дона»
- Л.Г Степаненко. Растительное убранство.
- В.Харитонов. Подвижные казачьи игры.
- С.В Турыгина «Экологический марафон».
- С.Н Николаева «Юный эколог».
- В.Н Волчкова. Экология.
- Т.М Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
- Т.В Хабарова. Планирование занятий.
для детей:
 
- Большая энциклопедия природы.
- Е.Т Бровкина. Рыбы наших вод.
- Т.А Козлова. Растения леса.
- Т.А Козлова. Растения водоема.
- Е.Т Бровкина. Животные луга.
- Е.Т Бровкина. Животные водоемов.
- Познавательная энциклопедия экология.